Тайна двух океанов роман. Приложени. «Тайна двух океанов» — роман и его экранизация: идеологический и структурный анализ
- Тайна двух океанов роман. Приложени. «Тайна двух океанов» — роман и его экранизация: идеологический и структурный анализ
- Тайна двух океанов краткое содержание для читательского дневника. Тайна двух океанов
- Слияние двух океанов википедия. Уникальное место, где два океана встречаются, но никогда не пересекаются! Потрясающе!
Тайна двух океанов роман. Приложени. «Тайна двух океанов» — роман и его экранизация: идеологический и структурный анализ
В качестве примера анализа в идеологическом и социокультурном поле возьмем два популярных отечественных медиатекста — роман (1939) и фильм (1956) «Тайна двух океанов». Это позволит нам выявить отличия как в общественно-историческом контексте времени создания этих медиатекстов, так и в их структуре.
Следуя методике, разработанной У. Эко, «выделим три «ряда», или «системы», которые значимы в произведении: идеология автора; условия рынка, которые определили замысел, процесс написания и успех книги (или, по крайней мере, способствовали и тому, и другому, и третьему); приемы повествования» . Такого рода подход, на наш взгляд, вполне соотносится с методикой анализа медиатекстов по К. Бэзэлгэт — с опорой на такие ключевые слова медиаобразования, как «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа/медиатекстов» (media/media text categories), «медийные технологии» (media technologies), «языки медиа» (media languages), «медийные репрезентации» (media representations) и «медийная аудитория» (media audiences), так как все эти понятия имеют прямое отношение к идеологическим, рыночным и структурно-содержательным аспектам анализа медийных произведений.
Идеология авторов в социокультурном контексте (доминирующие понятия: «медийные агентства», «медийные репрезентации», «медийная аудитория»)
Здесь сразу придется оговориться, что под авторами мы будем понимать как писателя Г. Адамова (1886-1945), так и создателей экранизации его романа — сценаристов В.Алексеева, Н.Рожкова и режиссера/сценариста К. Пипинашвили (1912-1969). Несмотря на изначальный пафос коммунистической идеологии, отчетливо выраженный в романе (он был написан в 1938 и впервые опубликован в 1939 году), его экранная трактовка приобрела несколько смягченные черты, вызнанные постепенными переменами в тогдашнем советском социуме (фильм снимался в 1955 году, за год до знаменитой антисталинской речи Н.Хрущева).
Вот как резко обозначены идеологические приоритеты в романе Г.Адамова: «Павлик рос вдали от родины, далеко от ее радостной жизни, захватывающей борьбы с грозными силами природы и пережитками прошлых, рабских лет, далеко от ее побед и достижений. Шесть лет, таких важных для формирования человека, он провел в капиталистической Америке, в атмосфере вражды человека с человеком, рабочих с капиталистами, бедных с богатыми. Павлик жил одиноко, без матери, умершей в первый год после их переезда в тихий, патриархальный Квебек, без братьев и сестер, без друзей и товарищей. Неожиданно, пройдя через смертельную опасность, Павлик попал на советский подводный корабль, в тесный круг мужественных людей, в сплоченную семью товарищей, привыкших к опасностям, умеющих бороться с ними и побеждать. Они покорили его сердце своей жизнерадостностью, своей товарищеской спайкой, своей веселой дружбой и легкой и в то же время железной дисциплиной. Родина — сильная, ласковая, мужественная — приняла Павлика в тесных пространствах «Пионера». Она вдохнула в него новые чувства, вызвала в нем страстную жажду быть достойным ее, горячее желание подражать и быть похожим на ее лучших сынов, к которым он попал» .
Тайна двух океанов краткое содержание для читательского дневника. Тайна двух океанов
Эта статья о книге; о фильме см. Тайна двух океанов (фильм) .
«Тайна двух океанов» — научно-фантастический роман Григория Адамова . В романе описывается поход советской подводной лодки «Пионер» из Ленинграда во Владивосток через Атлантический в Тихий океаны.
Роман написан в конце 1930-х годов на волне сталинского патриотизма и впервые был частично опубликован в журнале « Знание-сила », а затем — в газете « Пионерская правда » за 1938 год. Первое книжное издание вышло в 1939 году в издательстве Детиздат ЦК ВЛКСМ . Впоследствии роман выдержал более 20 изданий. Издания романа, вышедшие после 1953 года, имеют небольшие текстовые отличия от более ранних, поскольку из текста были удалены фразы, связанные со Сталиным .
Сын советского дипломата Павлик, мальчик 14 лет, оказывается в воде из-за кораблекрушения в Северной Атлантике , и попадает на борт советской подводной лодки «Пионер». Эта уникальная лодка, вобравшая в себя все лучшие достижения советской науки и техники, направляется из Ленинграда на Тихоокеанский флот для создания противовеса нарастающей японской морской мощи.
Подводная лодка следует вокруг мыса Горн , чуть не погибает в антарктических морях , в Тихом океане подвергается нападению японского крейсера «Идзумо» и уничтожает его ультразвуковым лучом. Один из членов экипажа оказывается вражеским агентом и повреждает лодку, однако экипаж ремонтирует её на дне океана вблизи острова Пасхи , обезвреживает диверсанта и, наконец, успешно приводит «Пионер» во Владивосток .
В романе упоминаются многочисленные фантастические научно-технические новшества, используемые на «Пионере». Корпус подводной лодки сделан из сверхпрочного сплава, который позволяет ей погружаться на любые океанские глубины. Источник энергии подводной лодки — термопара , концы которой находятся на разной глубине. Полученное электричество накапливается в супераккумуляторах и используется для электролиза воды. Полученные водород и кислород используются в импульсном детонационном реактивном двигателе . Кроме того, имеется возможность нагревать обшивку корпуса до температуры кипения воды, что позволяет снизить сопротивление движению (паровая смазка) и развить скорость, при которой плавание от острова Пасхи до Владивостока занимает четверо суток.
На лодке установлена развернутая система сонаров , способная давать изображение, и запускаемый в подводное и надводное плавание и в полёт беспилотный аппарат с видеокамерой, работающей в инфракрасном диапазоне. Лодка вооружена ультразвуковым излучателем, приводящим к «разрушению молекулярных связей материи».
Экипаж лодки может выйти за борт на морское дно в водолазных скафандрах уникальной прочности, автономности и скорости плавания. К ним придаются пистолеты, действующие по тому же принципу, что и основное оружие лодки. Для расстёгивания скафандра используется электрод-игла, которым надо провести по шву, отчего он распадается.
В 1956 году по роману был снят одноимённый фильм . Действие экранизации перенесено в послевоенные годы, кульминацией сюжета является не бой «Пионера» с японской эскадрой, а обезвреживание автоматической торпедно-ракетной базы «поджигателей новой войны». Фильм отличают впечатляющие для кино 1950-х годов комбинированные съёмки.
Слияние двух океанов википедия. Уникальное место, где два океана встречаются, но никогда не пересекаются! Потрясающе!
Чудеса природы! Иногда, на границе слияния двух морей можно наблюдать уникальное природное явление — визуальную границу водораздела. Например, в районе мыса Гренен (самая северная точка Дании) местные жители…Чудеса природы!
Иногда, на границе слияния двух морей можно наблюдать уникальное природное явление — визуальную границу водораздела. Например, в районе мыса Гренен (самая северная точка Дании) местные жители видят эту границу в виде набегающих друг на друга волн Северного и Балтийского морей. Моря как будто бы сталкиваются друг с другом. Местные жители даже прозвали это место «Край света». Слияние двух морей создает эффект некой загадочности, мистичности.
С этим удивительным фактом столкнулся ученый океанограф и путешественник Жак Ив Кусто, исследуя открытые пространства воды в Гибралтарском проливе. Он обнаружил существование двух слоев воды, которые не смешиваются друг с другом. Они будто разделены пленкой и имеют между собой четкие границы.
Каждый из них имеет свою характерную температуру, солевой состав, животный и растительный мир. При обнаружении этого очевидного и невероятного факта ученый был крайне удивлен.
Но ещё отчетливее может выглядеть место слияния двух морей если между ними есть значительная разница в солёности. Переходная граница между водами разной солености называется галоклин. Чтобы образовалась такая граница, воды одного из морей должны быть примерно в пять раз солонее вод другого моря. Если такая граница находится горизонтально, когда верхний слой воды пресный, а на глубине соленый, то на поверхности моря мы ничего не заметим.
Но другое дело, если галоклин вертикальный. В районе юго-западного побережья Аляски наблюдается граница между водами Аляскинского залива с открытыми водами Тихого океана. В таком случае четко видна разница в цвете между водами разной солености — воды Тихого океана и Аляскинского залива значительно отличаются друг от друга по составу.
Вода аляскинского залива постоянно пополняется выветриваниями ледников, поэтому она более светлого оттенка. Поверхностное натяжение двух водных толщ по законам физики не дает им возможности слиться воедино. А также, судя по всему, здесь проходит граница течения.