Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Век толп краткое содержание. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи

30.10.2019 в 23:21

Век толп краткое содержание. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи

В настоящее время стремительно возрастает динамизм общественного развития во всем мире и особенно в нашей стране. Субъектами и вместе с тем объектами такого развития в разной степени являются конкретные люди и их группы, преследующие определенные цели, движимые различными мотивами, осуществляющие те или иные виды активности (деятельность, поведение, общение, созерцание, психическое как непрерывный, недизъюнктивный процесс и т. д.).

Субъект — это человек, люди на высшем уровне активности, целостности (системности), автономности и т. д. В самом полном и широком смысле слова субъектом является все человечество в целом, представляющее собой противоречивое единство субъектов иного уровня и масштаба: государств, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом. Столь разные общности людей изучаются различными общественными и гуманитарными науками. Среди них исключительную актуальность в нашей стране приобретает сейчас, в частности, социальная психология — как фундаментальная, так и прикладная. Без ее интенсивного развития и использования на практике невозможно успешно решить важнейшие и труднейшие задачи по реформированию России (что, конечно, не умаляет значения остальных наук). Однако сама социальная психология до недавнего времени находилась у нас в катастрофическом положении (подобно психоанализу, психотехнике, педологии и др.). С середины 30-х годов — по мере «сталинизации» Советского Союза — она была запрещена, поскольку тоталитаризм (сталинизм, неосталинизм) не заинтересован в самопознании «социалистического» общества, хотя уже тогда делалось очень много официальных деклараций о необходимости изучать роль народных масс в истории. В итоге наша наука несет до сих пор не восполнимые потери. Например, мы уже никогда не сможем полностью восстановить научную картину социальной активности (действий, поступков, настроений, сознания, бессознательного и т. д.) широких слоев населения, потому что в течение нескольких десятилетий нельзя было проводить соответствующие теоретические, эмпирические и прикладные исследования.

Связанные вопросы и ответы:

1. Каково краткое содержание книги "Век толп"

Книга "Век толп" написана французским писателем и философом Гюставом Лебоном в 19 веке. В ней автор исследует поведение и психологию людей в массовых обществах. Он раскрывает влияние толпового сознания на принятие решений, формирование общественных представлений и поведение индивидов. Лебон анализирует процессы массового обезличивания и преобразования личности в представителя общества. Книга содержит также исследование политической и социальной власти, анализ идеологических убеждений и религиозных верований толп.

2. Какое влияние оказывает толповое сознание на принятие решений индивидами

Толповое сознание оказывает существенное влияние на принятие решений индивидами. В массовом обществе, члены толпы склонны отказываться от своей индивидуальности и логических соображений, предпочитая следовать эмоциональным и иррациональным установкам толпы. Они подвержены групповой динамике, где принятие решений осуществляется путем заклинания или подражания другим членам толпы. Безрассудные и непредсказуемые решения, принятые в таком состоянии, могут иметь серьезные последствия для общества.

3. Какие процессы массового обезличивания и преобразования личности описывает Лебон

Гюстав Лебон в своей книге описывает процессы массового обезличивания и преобразования личности. Он обращает внимание на то, что в толпе личность индивида сливается с коллективом, его индивидуальные черты и особенности стираются. Люди становятся анонимными и ведут себя не так, как они сами думают, а так, как это диктует толповая психология. В результате, человек может проявить себя как агрессивное, безразличное или даже жестокое существо в толпе, в то время как в обычной ситуации он может быть совершенно иным.

4. Какие особенности массовых обществ выделяет Лебон

Лебон выделяет несколько особенностей массовых обществ. Во-первых, он подчеркивает чрезмерную эмоциональность и иррациональность толпового сознания. Во-вторых, он отмечает низкий интеллектуальный уровень толпы и ее склонность к подражанию. В-третьих, он говорит об инстинктивной агрессии и склонности к насилию, проявляемых в толпе. В-четвертых, он указывает на то, что толпа склонна верить слухам, мифам и ложным представлениям, а не проверять информацию на достоверность. Наконец, Лебон отмечает важность лидеров для толпы и их способность манипулировать и управлять ею.

5. Какое значение имеет политическая и социальная власть в контексте толпового сознания

Лебон придает политической и социальной власти большое значение в контексте толпового сознания. Он отмечает, что руководители толп могут использовать настроения и эмоции общества для достижения своих целей. Толпа легко принимает идеологические убеждения и следует за лидерами, поэтому политическая и социальная власть могут использоваться для манипулирования массами и получения поддержки для собственных интересов. Также Лебон отмечает, что толповое сознание может быть использовано для поддержания стабильности и порядка в обществе, но может также привести к массовым проявлениям насилия и хаоса.

6. Какова роль идеологических убеждений и религиозных верований в толповом сознании

Идеологические убеждения и религиозные верования играют важную роль в формировании толпового сознания. Лебон отмечает, что они служат основой моральных норм и ценностей, на которых строится толпа. Идеология и религия могут усиливать солидарность и взаимопонимание внутри толпы, а также обеспечивать социальную стабильность. Однако, Лебон предупреждает, что идеологические убеждения и религиозные верования могут также быть использованы для манипуляции толпой и призывать к насилию и конфликту.

7. Каковы основные выводы Лебона о толповом сознании

Основные выводы Лебона о толповом сознании заключаются в том, что индивид в состоянии толпы теряет свою индивидуальность и подразумевает все его поступки на коллектив. Толпа обладает низким уровнем интеллекта и склонна к иррациональным эмоциональным проявлениям. Процессы массового обезличивания и преобразования личности могут привести к агрессивности и насилию в толпе. Культивация определенных идеологических убеждений и религиозных верований может контролировать и направлять толповое сознание. Толпа требует лидеров, которые будут управлять и манипулировать ею. Лебон предупреждает об опасностях толпового сознания, но также признает потенциальную полезность такого явления для стабильности общества.

Свойства толпы. Психология толпы

План ответа:

    Понятие толпы

    Этапы формирования и функционирования толпы, средства

    Виды толпы

    Психологические свойства толпы

    Ученые, занимавшиеся вопросом толпы.

1) Толпа – это бесструктурное, контактное, неорганизованное скопление людей, характеризующееся отсутствием общей цели, связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Потенциальными толпами являются:

1) публика – большое кратковременное образование людей, возникающее на основе общих интересов;

2) внешне неорганизованные контактные общности, действующие крайне эмоционально и единодушно;

3) большие по численности аморфные группы, члены которых не имеют в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанны каким-либо общим более или менее постоянным интересом.

2) Этапы формирования и функционирования толпы : 1) циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие. 2) Процесс кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. 3) появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. 4) активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту.

Основными средствами, используемыми при формировании толпы являются :

1) слово в экспрессивном выражении в виде призывов, междометий и т. д.;

2) сила шума и его частота.

3) Виды толпы: 1) По управляемости: стихийная – толпа, в появлении и формировании которой происходит самостоятельно, без участие конкретных физических лиц; ведомая – толпа, которая с самого начала формируется под влиянием определенного физического лица, ее лидера. 2) По уровню активности: пассивная (спокойная) толпа характеризуется отсутствием эмоционального возбуждения; активная толпа характеризуется наличием разной степени эмоционального возбуждения. 3) По характеру поведения людей: простая (окказиональная) толпа – скопление лиц, образующееся на основе желания получить информацию о неожиданно возникшем происшествии, свидетелем которого они стали (дорожная авария, пожар, драка и т. п.); ) экспрессивная толпа – формируется из людей, совместно выражающих сильные чувства (радости, горя, гнева, возмущение, протест и т. п.); конвенциональная толпа – формируется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу; действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта.

Психология толпы. Феномен толпы

Феномен толпы, разумеется, известен исстари, хотя впервые был зафиксирован и исследован только столетие назад. В 1898 г. вышла книга французского социального психолога Гюстава Лебопа «Психология народов и масс». Она стала манифестом науки, которая под разными названиями (социальная психология, коллективная психология) продолжает существовать до настоящего времени.

Французский ученый, по сути, предвосхитил всю психологическую и политическую эволюцию нашего века. Социалистические движения и рабочие партии первыми столкнулись с проблемой масс. Их политика основывалась на постулате рациональности точно так же, как и политика либеральных движений буржуазных партий. Политики полагали, что поведение людей зависит от осознания ими своих интересов и общих целей.

Г. Лебон отмечал, что великие перевороты, предшествующие изменению цивилизации, падение Римской империи и основание арабской, на первый взгляд, определяются главным образом политическими переменами, нашествием иноплеменников, падением династий. Однако, по его мнению, более внимательное изучение этих событий указывает на то, что за этими кажущимися причинами чаще всего скрывается глубокое изменение идей народов. Важнейшие перемены, из которых вытекает обновление цивилизаций, совершаются в идеях, понятиях и верованиях. Крупные исторические события являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен в мыслях людейК

Французский исследователь пришел к убеждению, что участие народных масс в политической жизни представляет собой одну из наиболее характерных черт переходной эпохи. Он отмечал, что притязания толпы становятся все более определенными.

Но вот Лебон пишет: «История учит нас, что толпы чрезвычайно консервативны, несмотря на их внешне революционные побуждения, они всегда возвращаются к тому, что разрушили». По мнению Лебона, основной характерной чертой толи является слияние индивидов на основе единства разума и чувств, которые затушевывают личностные различия. Каждый стремится походить на ближнего, с которым он общается. Скопление людей увлекает его за собой, как морской прилив уносит гальку.

Иначе говоря, исчезновение индивидуальных свойств, растворение личностей в группе происходят одинаково, независимо от уровня состоятельности или культуры ее членов. Было бы ошибкой считать, что образованные, или высшие, слои населения лучше противостоят коллективному влиянию, чем необразованные, или низшие, слои, и что 40 академиков ведут себя иначе, чем 40 домохозяек.

Лебон показал, что, во-первых, массы представляют собой социальный феномен; во-вторых, индивиды растворяются в массе под влиянием внушения; в-третьих, гипноз понимается как модель поведения вождя масс. Толпа — это не просто скопление индивидов. Это специфический феномен, некое новое образование, когда сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление.

Нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой раз-

ницы. Лебон объясняет данный феномен через понятие бессознательного. Он подчеркивает, что сознательная жизнь ума составляет лишь малую часть по сравнению с его бессознательной жизнью. Индивидом в толпе, благодаря только численности, овладевает сознание непреодолимой силы, и это сознание, по мнению исследователя, дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Индивид легко приносит в жертву свои личные интересы. По мнению Лебона, такое поведение противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Люди в толпе восприимчивы к внушению. Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательнойуодинаковое направление чувств и идей , определяемое внушением , и стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — вот главные черты , характеризующие , по Лебону, индивида в толпе.

Московичи век толп конспект. Реферат: Московичи С. Век толп

Игорь Родченкообучение и консультацииwww.rodchenko.ru (812) 575 5656Московичи С. Век толп М., 1996 г.  СОДЕРЖАНИЕ  Предисловие Часть первая. НАУКА О МАССАХ  Глава первая. ИНДИВИД И МАССАГлава вторая. ВОССТАНИЕ МАССГлава третья. ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА МАССЫ НАЛИЦО?Глава четвертая. ВОСТОЧНЫЙ ДЕСПОТИЗМ И ДЕСПОТИЗМ ЗАПАДНЫЙ ^ Часть вторая. ЛЕ БОН И СТРАХ ПЕРЕД ТОЛПАМИ Глава первая. КЕМ БЫЛ ГЮСТАВ ЛЕ БОН?Глава вторая. МАКИАВЕЛЛИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВАГлава третья. ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ УМАЛЧИВАНИЯГлава четвертая. ОТКРЫТИЕ ТОЛПГлава пятая. ГИПНОЗ В МАССЕГлава шестая. ПСИХИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ТОЛП ^ Часть третья. ТОЛПЫ, ЖЕНЩИНЫ И БЕЗУМИЕГлава первая. КОЛЛЕКТИВНОЕ ВЕЩЕСТВО: ИМПУЛЬСИВНОЕ И КОНСЕРВАТИВНОЕГлава вторая. КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА: ДОГМАТИЧЕСКАЯ И УТОПИЧЕСКАЯГлава третья. ВОЖДИ ТОЛПГлава четвертая. ОБ АВТОРИТЕТЕГлава пятая. СТРАТЕГИИ ПРОПАГАНДЫ И КОЛЛЕКТИВНОГО ВНУШЕНИЯГлава шестая. ЗАКЛЮЧЕНИе ^ Часть четвертая. ПРИНЦИП ВОЖДЯГлава первая. ПАРАДОКС ПСИХОЛОГИИ МАССГлава вторая. ТОЛПЫ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЛПЫ ИСКУССТВЕННЫЕГлава третья. ПРИНЦИП ВОЖДЯ^ Часть пятая. МНЕНИЕ И ТОЛПАГлава первая. КОММУНИКАЦИЯ ЭТО VALIUM НАРОДАГлава вторая. МНЕНИЕ, ПУБЛИКА И ТОЛПАГлава третья. ЗАКОН ПОЛЯРИЗАЦИИ АВТОРИТЕТАГлава четвертая. РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ: ОТ ДЕМОКРАТИИ МАСС К ДЕМОКРАТИИ ПУБЛИК ^ Часть шестая. САМЫЙ ВЕРНЫЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ЛЕ БОНА И ТАРДА: ЗИГМУНД ФРЕЙДГлава первая. НЕЗАКОННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДОКТОРА ФРЕЙДАГлава вторая. ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ МАСС К РЕВОЛЮЦИОННО ПСИХОЛОГИИ МАССГлава третья. ТРИ ВОПРОСА ПСИХОЛОГИИ МАССГлава четвертая. ТОЛПЫ И ЛИБИДОГлава пятая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ В ОБЩЕСТВЕГлава шестая. ЭРОС И МИМЕСИСГлава седьмая. КОНЕЦ ГИПНОЗА^ Часть седьмая. ПСИХОЛОГИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ВОЖДЯГлава первая. АВТОРИТЕТ И ХАРИЗМАГлава вторая. ПОСТУЛАТ ПСИХОЛОГИИ МАССГлава третья. ПЕРВОБЫТНЫЙ СЕКРЕТ^ Часть восьмая. ГИПОТЕЗЫ О ВЕЛИКИХ ЛЮДЯХГлава первая. ЧЕЛОВЕК МОИСЕЙГлава вторая. СЕМЕЙНЫЙ РОМАН ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙГлава третья. СОЗДАНИЕ НАРОДАГлава четвертая. ВОЖДИ ТИПА МОИСЕЯ И ВОЖДИ ТОТЕМИЧЕСКИЕ^ Часть девятая. СВЕТСКИЕ РЕЛИГИИГлава первая. ТАЙНА РЕЛИГИИГлава вторая. ЗАПРЕТ ДУМАТЬГлава третья. КУЛЬТ ОТЦАЗАКЛЮЧЕНИЕ^ Часть первая. Наука о массахГлава 1. ИНДИВИД И МАССАI. Если бы вы попросили меня назвать наиболее значительное изобретение нашего времени, я бы, не колеблясь, ответил: индивид. И по причине совершенно очевидной. С момента появления человеческого рода и до Возрождения горизонтом человека всегда было мы: его группа или его семья, с которыми его связывали жесткие обязательства. Но, начиная с того момента, когда великие путешествия, торговля и наука выделили этот независимый атом человечества, эту монаду, наделенную собственными мыслями и чувствами, обладающую правами и свободами, человек разместился в перспективе я или я сам. Его ситуация вовсе не легка. Индивид, достойный этого имени, должен вести себя согласно своему разуму, надо полагать, судить бесстрастно о людях и вещах и действовать с полным сознанием дела. Он должен принимать чужое мнение только с достаточным на то основанием, оценив его, взвесив все за и против с беспристрастностью ученого, не подчиняясь суждению авторитета или большинства людей. Итак, мы от каждого ожидаем, что он будет действовать рассудительно, руководствуясь сознанием и своими интересами будь он один или в обществе себе подобных.