Конфликт - источник развития.
Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Наиболее явное выражение эта функция конфликта, принимающего форму кризиса, нашла в концепции эриксона. Наряду с ней существует и множество других, более частных приложений общего тезиса о позитивной роли противоречий в развитии индивида
. Например, в ряде исследований, основанных на идеях Жана пиаже и его школы, показано, что социокогнитивные конфликты могут быть источником интеллектуального развития детей. Под социокогнитивным конфликтом понимается ситуация, когда индивиды имеют разные ответы на одну и ту же проблему и мотивированы на достижение совместного решения. Чем значимее этот конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие (Levine, Resnick, Higgins, 1993. Также общепризнанным можно считать тезис о противоречиях как источнике развития группы, включая и возможные конкурентные процессы. Так, б. Ф. ломов считает, что в совместной деятельности "Соперничество (Сотрудничество) Играет Роль Своеобразного"катализатора" развития способностей" (ломов, 1984, с. 325. Аналогичную функцию стимулирования активности и развития конкуренция в группе играет. Принятие этой точки зрения проявилось в том, что в психологический словарь 1990 года впервые был введен термин "Конфликт Продуктивный" (психология. Словарь, 1990.
Конфликт - сигнал к изменению. Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. василюк подчеркивает позитивную роль, "Нужность" внутренних конфликтов для жизни: "они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями" (василюк, 1995, с. 94.
Аналогичную сигнальную функцию конфликты и в межличностных отношениях выполняют. Вернемся к примеру с родителями и ребенком. Лишь в том случае, если родители воспринимают несогласие ребенка, его новые притязания и попытки их обсуждения с родителями исключительно как неповиновение, то они будут бороться с его непослушанием, настаивать на своем и тем самым скорее всего ухудшат, а может быть, и разрушат свои отношения с ребенком. Самые острые и болезненные конфликты с подростками возникают в тех семьях, где они с детства находились в атмосфере подавления. Постепенно накапливающееся напряжение подобно пару, давление которого разрывает плотно закрытый котел.
Конструктивной реакцией будет восприятие происходящего не как неповиновения, но как сигнала о необходимости изменений. Возможно, здесь будет уместна аналогия с болью. Боль неприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важную и полезную функцию. Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью. Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в отношениях. Точно так же адекватной реакцией родителей будет приспособление своего поведения, своих требований и ожиданий к новому уровню развития ребенка, его самостоятельности и автономии. Таким образом, если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечивает сохранение, "Выживание" наших отношений.
Конфликт - возможность сближения. На психологическом материале могут быть найдены примеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конфликта, например "Коммуникативно - Информационную" и "связующую" (в терминологии козера.
В качестве примера я рассказ одной молодой женщины приведу. Она вышла замуж рано, ей не было еще и девятнадцати лет. Ее избранник был старше ее на несколько лет, и, хотя тоже был молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее. Возможно, именно это приводило к тому, что, несмотря на хорошие отношения с ним, она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделявшую их дистанцию. После рождения ребенка их отношения стали ухудшаться и наконец подошли к той опасной черте, после которой, возможно, их ждало расставание. Однако произошел тот, часто неожиданный прорыв, на который всегда остается надежда. Они стали выяснять свои отношения и в ходе этого откровенного разговора поняли друг друга. Рассказав эту довольно банальную историю, женщина добавила в конце: "я так рада тому, что этот конфликт тогда был между нами. Потому что с тех пор мы с мужем стали абсолютно близкими друг другу людьми. У меня нет человека ближе него, ни мама, ни мой ребенок, нет, он мой самый близкий человек. Я могу ему все - все сказать, что у меня на душе".
Этот новый уровень отношений между ними она связывает именно с происшедшим конфликтом. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимопонимания. Недаром социологи чикагской школы говорили: "Конфликт - это Возможность Разговора Начистоту".
Конфликт - это возможность разрядки напряжения, "Оздоровления" отношений. Функция разрядки напряжения, "Оздоровления" отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике. Например, а. с. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей. У него есть незаконченная работа "О"взрыве" (1949), в которой он указывает, что в коллективе всегда существует целый комплекс различных противоречий "разных степеней конфликтности". Выбирая "из Общей Цепи Конфликтных Отношений Самое Яркое, Выпирающее и Убедительное, для Всех Понятное", Макаренко рекомендует разрешать его методом "взрыва". "Взрывом я Называю Доведение Конфликта до Последнего Предела, до Такого Состояния, Когда уже нет Возможности ни для Какой Эволюции, ни для Какой Тяжбы Между Личностью и Обществом, Когда Ребром Поставлен Вопрос - или Быть Членом Общества, или Уйти из Него" (Макаренко, 1958, с. 508. Этот последний предел может выражаться в различных формах, но во всех случаях его главной задачей является ломка неверно сложившихся отношений, на месте которых строятся новые отношения и новые понятия. Макаренко проявлял большой интерес к явлению "Взрыва", хотя и оговаривал при этом, что "взрывной маневр - вещь очень болезненная и педагогически трудная".
Осознание потенциальных позитивных возможностей конфликта не должно заставить нас забыть о его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно считать общепризнанным представление не только о позитивном значении эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих внутриличностных кризисов, конфликтов, противоречий, но и о негативном, а то и разрушительном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоление. Мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно "Освобождается" от породившей эти трудности проблемы таким образом, что переживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.
Ф. василюк отмечает, что эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в "Смыслопорождении", "смыслостроительстве", когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире - обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д. (василюк, 1984.