Знаменитые случаи из практики. Предисловие
Знаменитые случаи из практики. Предисловие
В настоящее время исследователи творческого наследия Фрейда располагают документальной информацией о 43 его пациентах. Вклад, который внесло описание этих случаев в развитие психоаналитической теории, разумеется, неравноценен. Благодаря одним из них были открыты такие феномены терапевтического процесса, как перенос и контрперенос, негативная терапевтическая реакция и др., легшие в основу важнейших теоретических постулатов Фрейда; другие скорее представляют собой убедительные иллюстрации к его теоретическим положениям. Как бы то ни было, все эти случаи служили фактическим материалом, который позволял Фрейду со всей убежденностью отстаивать свою теорию.
Среди случаев, к которым в той или иной степени имел отношение Фрейд, особняком стоят шесть,– они включены в данное издание. Собственно говоря, только три из них – примеры непосредственной терапевтической работы самого Фрейда – случаи Доры, Вольфсманна и Раттенманна («человека-волка» и «человека-крысы», как называют этих пациентов иные авторы, не особо задумываясь над тем, насколько некорректно, оскорбительно и даже абсурдно звучат эти имена). К трем другим случаям – Анны О., маленького Ганса и Шребера – Фрейд имел косвенное отношение: лечением Анны О. занимался старший коллега Фрейда Й. Брейер, лечением маленького Ганса – отец мальчика, ученик Фрейда, а анализ случая Шребера был проведен на основе мемуаров больного.
Случай Анны О., который справедливо признан первым шагом, сделанным на пути развития психоанализа, и по сей день продолжает привлекать внимание разных авторов – как ортодоксальных психоаналитиков, так и представителей современных направлений в психоанализе. Новые и неожиданные подходы к толкованию этого случая читатель сможет найти у Саммерса (1999), Толпина (1993), Хиршмюллера (1989) и др.
Случай Анны О. был описан еще до того, как была разработана структурная модель, и понятие «я», разумеется, здесь относится к личности в целом, а не к структурной инстанции. Чтобы избежать путаницы и не обременять текст излишними примечаниями, два этих термина мы будем различать с помощью написания: «я» будет использоваться для обозначения личности, а Я – для обозначения структуры психики.
Наверное, нет надобности подробно останавливаться на разборе случаев, описание которых включено в эту книгу. Всю необходимую информацию читатель найдет в предварительных замечаниях к каждой главе, а также в статье Мартина Гротьяна, в которой рассказывается о дальнейшей судьбе пациентов.
Рассматривая эти работы с современных позиций, мы видим, что далеко не все верно в подходе Фрейда к анализу. Мы замечаем, что наряду с совершенно удивительными озарениями у него есть тенденция подгонять полученный материал под заготовленные схемы. Мы отдаем себе отчет в том, что многочисленные трактовки, которые для Фрейда не подлежат сомнению, сейчас устарели и едва ли отвечают реальному положению вещей. Все это так. Но не будем забывать, что в то время это был неизведанный путь, по которому нередко приходилось пробираться на ощупь. И мы можем быть только благодарны основателю психоанализа за то, что он отважился пойти этим путем и обогатил нас множеством знаний о движущих силах и внутренних конфликтах человеческой психики.
Как правильно вести себя в обществе Фрейд. 4 приема от Зигмунда Фрейда, которые позволят узнать темные стороны любого человека (И даже ваши)
- Словесные мысли превращаются в зрительные образы желаемого.
- Образы, в свою очередь, заменяются на символы — таким образом «прячется» истинное значение сна.
- Персики или яблоки символизируют женскую грудь.
- Любой паразит или маленький зверек (например, таракан или мышь) намекает на ребенка.
- Форменная одежда обозначает наготу.
- Дом — это человек, причем гладкие стены подразумевают мужчину, а балконы и прочие выступы — женщину.
- Если слово заменяется на противоположное по значению, то последнее выдает тайное желание человека (например, "закрытое собрание" вместо "открытое собрание" может указывать на то, что говорящий хочет поскорее собрание закрыть).
- Если слово никак не удается вспомнить, то, вероятнее всего, подсознательно человек выражает против него протест (как это было в примере с другом Фрейда, который забыл латинский термин).
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Как правило, обычный человек знает о теории Фрейда лишь одно: бананы и прочие фрукты являются символами мужских или женских органов. Между тем у короля психоанализа было немало техник, благодаря которым даже неспециалист может кое-что узнать о практически любом человеке. Речь идет об оговорках, действиях на автомате, юморе и, конечно, снах.
AdMe.ru не гарантирует, что эти приемы со 100%-й точностью отражают внутренний мир личности, но точно знает, что они как минимум помогут натренировать внутреннего психолога и наблюдателя.
Спросите, что человеку снилось
Фрейд стал первым, кто утвердил в научном мире мысль о том, что сновидения — это продукт психической деятельности сновидца. Любой сон имеет в своей основе вытесненные желания, связанные, как правило, со стремлением к неприемлемой любви или власти, которые идут вразрез с общепринятой моралью.
Согласно книге «Толкование сновидений», сны проходят определенную обработку в мозгу перед тем, как мы их увидим:
Истолковав сновидения пациентов, знакомых и даже свои собственные, Фрейд выделил некоторые общие для многих людей толкования снов:
Интересно, что толковать сон должен именно тот, кому он приснился. Поэтому в следующий раз, когда интересующий вас человек скажет, что видел во сне что-то любопытное, спросите его, что это может означать. Ответ будет правдивым, даже если на первый взгляд таковым не кажется. Конечно, если верить отцу психоанализа.
Обратите внимание на оговорки
Оговорки и описки по-научному называются "парапраксис", а в быту - "оговорками по Фрейду". Как сказано в книге "Психопатология обыденной жизни", любая обмолвка выдает внутренние желания или страхи человека, которые он в обычной жизни по разным причинам показать не может.
Вот другой случай, который произошел уже с самим Фрейдом:
"Мой собеседник никак не мог вспомнить вполне нейтральное латинское слово aliquis, поскольку в его уме оно оказалось ассоциировано с жидкостью, кровью и календарем, а его в тот момент беспокоила задержка месячных у его любовницы".
Конечно, чтобы разгадать смысл обмолвки, нужно иметь большой опыт. Поэтому Фрейд оставил нам пару подсказок:
Вне зависимости от умений интерпретатора то слово, которое предательски влезло в речь, является для говорящего важным, и плясать нужно именно от него.
Работа фрейда. Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы .
Большую часть своей жизни Фрейд прожил в Вене. В 17 лет Фрейд закончил гимназию с отличием, осенью 1873 года поступил в Венский университет.
История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний. Несколько ранее Фрейд столкнулся с тем фактом, что часть умственных процессов не осознавалась им как результат его неврологических консультаций в детском госпитале, и при этом он обнаружил, что у многих детей, имеющих расстройства речевых функций, отсутствуют органические причины для возникновения данных симптомов. Позже в 1885 году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Жана Мартена Шарко, оказавшего на него сильное влияние. Шарко обратил внимание на то, что его пациентки часто страдали такими соматическими заболеваниями, как параличи, слепота, опухоли, не имея при этом никаких характерных в таких случаях органических нарушений. До работы Шарко считалось, что женщины с истерическими признаками имели блуждающую матку (hystera по-гречески означает «матка»), но Фрейд установил, что у мужчин тоже могли возникать подобные психосоматические симптомы. Фрейд также ознакомился с экспериментами в области лечения истерии, проводимыми его наставником и коллегой Йозефом Брейером. Это лечение представляло собой сочетание гипноза и катарсиса, и позднее подобные этому методу процессы разрядки эмоций получили название «абреакция».