Потерять работу боязнь. Страшное место: я боюсь потерять работу
Потерять работу боязнь. Страшное место: я боюсь потерять работу
Потеря работы и, как следствие, бедность — типичный кошмар современного жителя мегаполиса и одна из самых распространенных фобий нашего времени. О том, как с ней совладать, рассказывает Ольга Стрельник.Страх страху рознь. Не знать этого чувства, значит, не быть живым, но и не знать ничего, кроме страха, это уже не жизнь.Одно дело, реакция на опасность, которую психологи называютреальным страхом и считают частью инстинкта самосохранения. Другое дело, беспредметные тревоги, которые могут привязаться к любому более или менее подходящему объекту, чтобы получить себе оправдание, или фобии — навязчивые страхи .Например, Николай Васильевич Гоголь страшно боялся быть похороненным заживо, Владимир Маяковский приходил в ужас при мысли о бактериях, а Наполеон Бонапарт боялся белых лошадей. Но все это из разряда экзотических и редко встречающихся фобий. Большинство людей боятся открытого или, наоборот, закрытого пространства, боятся летать самолетами или ездить в метро, а самый распространенный социальный страх — потеря работы , разорение и гря нувшая за этим нищета." Страх и тревога — очень значимые эмоции для человека, это сигнал внутрен него или межличностного неблагополучия, следствие внутренних или внешних конфликтов, красный маячок, который показывает, что потребности личности не удовлетворяются", — говорит кандидат медицинских наук, врач психотерапевт Сергей Поберий.страх в большом городе
одну из первых строчек в "рейтинге" человеческих страхов занимает страх потерять работу и, как следствие, оказаться за обочиной жизни.По степени разрушающего воздействия на психику эта фобия стоит на четвертом месте после страха потери близких, войны и стихийного бедствия. Причем "болеют" этим отнюдь не только в России, пережившей на рубеже веков ту самую эпоху перемен, которой принято пугать своих недругов. Японцы даже умирают на работе. Лет двадцать назад в японском городе Кароши как-то утром служащие одной из фирм обнаружили своего коллегу лицом на клавиатуре и без признаков жизни. Нет, он умер не от сердечного приступа после бурно проведенной ночи. Причиной смерти, как выяснилось, была сверхурочная работа. Трудоголизм может быть обратной стороной страха потерять работу, утверждают психологи, он не обязательно сведет вас в могилу, но беспечности и счастья точно не добавит. Причем этот "демон" больше преследует прекрасных дам: по статистике, потерять работу боится 40% работающих женщин и 37% мужчин.белка в колесе
"я запрещаю себе думать о том, что будет, если я потеряю работу, потому что испытываю почти ужас при этой мысли", — призналась моя однокурсница лера. она работает в информационном агентстве и производит впечатление вполне успешного и состоявшегося человека. "кроме основной работы, у меня постоянно какие-то подработки, я часто работаю в выходные и переживаю, если случается пара "пустых" дней. такой ритм выматывает, я постоянно чувствую усталость вот уже несколько лет. но останавливаться нельзя. если я стану меньше работать, то все, что достигнуто с таким трудом, пойдет прахом", — говорит лера. моя знакомая "трудоголик поневоле", у нее все в порядке с зарплатой, начальство, конечно, предлагает поработать сверхурочно, но скорее в виде исключения, и увольнять ее никто не собирается. работа на износ — это ее личный выбор, точнее, выбор ее страха. стратегия "подстелить соломку там, где можешь упасть", оправданна, если человек действительно падает. но в случае с патологическим страхом это значит просто загонять себя в угол.Страх потери и лишний вес
Для тех, кто столкнулся с утратой или её вероятностью, особенно в детском возрасте, состояние страха (а вместе с ним и контроля) хорошо знакомо.
Анна (имя изменено) была втянута родителями в нечестную игру: или ты делаешь, как мы тебе говорим, или своего любимого питомца ты больше не увидишь. Пришлось задвигать свои желания, откладывать удовлетворение собственных потребностей. Ведь разве они могут сравниться со счастьем иметь четвероногого друга?!
Мария (имя изменено), будучи подростком, провела у больничной койки своей матери около 2 месяцев. Ей было необходимо чутко реагировать на любые внешние изменения в состоянии мамы и предпринимать меры, чтобы спасти ей жизнь. Вспоминая это время, конечно, она даже не помнит, как кушала, спала, ходила в туалет. Стоит ли говорить о возрастных потребностях: общение с друзьями, прогулки, и прочее? Конечно, было не до них!
Людмила (имя изменено) потеряла ребёнка - мальчика, о котором мечтала вся её большая семья. Надо отметить, что в семье Людмилы постоянно рождались девочки, поэтому у неё и у её родственников было много ожиданий от этой беременности. Она хорошо помнит собственные переживания и чувства своей семьи, но совершенно не помнит, как она в этот период удовлетворяла собственные потребности, как она восстанавливалась после операции (выкидыш был на довольно большом сроке).
Анастасия попала со своим месячным сынишкой в реанимацию. Множество врачей пытались понять, что с ребёнком и помочь ему. Затем были месяцы восстановления, бесконечные системы и уколы, анализы и хождения по разным специалистам. Но что было с самой Анастасией в это время? Она плохо помнит, как она кушала, в туалет ходила урывками, старалась терпеть до ночи, когда сынишка уже уснёт. Спала рядом на кровати, скрючившись, чтобы ребёнку было больше места.
На описание случаев каждая клиентка дала свое согласие.
Все эти женщины перед страхом потерять родного и близкого (или в следствие потери) выбрали задвинуть свои потребности на второй план. В те моменты чувствовать свои желания, чувствовать какое-то свое неудобство, собственный дискомфорт было недопустимо. Разве может сравниться тарелка супа с жизнью человека! И тогда они снизили собственную чувствительность до минимума.
Но это же не означает, что потребностей и желаний не было! Они были, только вот самим человеком они не ощущались. Или ощущались незначительно.
Есть такое понятие "витальная агрессия" - это энергия, необходимая для удовлетворения жизненно - важных потребностей. Это не агрессия, направленная на разрушение, скорее наоборот, её цель - сохранить целостность. Как в животном мире: лев, собирающийся напасть на антилопу, не злится на неё, но у него присутствует некий уровень агрессии, необходимый ему, чтобы напасть, убить, и в итоге съесть - т.е. удовлетворить свою потребность, и выжить.
Так вот витальная агрессия появляется и у наших героинь, но расходуется она не на удовлетворение собственных нужд, а привычно (после травмы) - на других людей (проекция) или что ещё хуже - остаётся в теле, "проглатывается" (ретрофлексия). И в том, и в другом случае могут быть проблемы с весом. И если в первом варианте он, как правило, или на границе нормы или чуть выше, то во втором - человек может страдать от ожирения.
Такой человек, начиная чувствовать какую-то свою потребность, может "переключится" на потребность своего близкого, например ребенка или мужа. Так, Мария, садясь кушать, частенько соскакивает, чтобы принести что-нибудь из еды своим родным. А Анна, чувствуя злость на то, что клиент у неё "засиделся", выбирает "проглотить" это чувство.
Если же человек со страхом потери начинает удовлетворять свои потребности, и даёт выход своей витальной агрессии, то чаще всего эти попытки заканчиваются мучающим чувством вины, и огромным страхом потерять близких (а если в этот момент с ним что-то случится?), или клиентов (а если он обидится и больше не придёт?).
Что же делать? Страх потери относит человека в прошлое, в его травму, поэтому:
1) важно вспомнить (или хотя бы предположить), от чего Вам пришлось отказаться во имя своего страха в той ситуации в прошлом. И дать себе разрешение испытывать там нужду, и от этого витальную агрессию.
2) уходя в заботу о другом человеке, каждый раз "возвращаться к себе" : почему меня это задевает? Что я чувствую? Почему мне важно поступать так, как я поступаю?
3) научиться отделять прошлое от настоящего, уверяя себя в том, что сейчас потеря - это иллюзия, на самом деле удовлетворять свои потребности Вы уже можете и это безопасно!
4) при необходимости обратиться за помощью к специалисту.
Страх не найти работу. Вопрос психологам
Добрый день.
Мне не нравится моя работа, искать новую с ней тоже неудобно (офис находится далеко, и проводить собеседования после окончания рабочего дня мало кто готов). Но уволиться и начать поиски не могу, мешает предыдущий негативный опыт.
Так вышло, что после окончания университета я не сразу нашла работу, а только через полгода. Все это произошло по ряду семейных причин. Когда начала искать работу это было непросто, но тогда было понятно - я была неопытным специалистом. После пары месяцев поиска нашла работу с низкой зарплатой, проработала 4 месяца и меня уволили - по причинам, несвязанным со мной. Потом было еще почти три месяца поисков, за время которых у меня был депрессивный эпизод из-за того, что деньги заканчивались, на собеседования не звали. В итоге устроилась на работу через дальнюю знакомую, но зато работа была по специальности, в одной из крупнейших компаний на рынке. Зарплата была небольшой, но росла. В компании в итоге проработала 3,5 года, работа мне нравилась, но требовала работы в круглосуточном режиме. Зарплата выросла, на все повседневные расходы хватало, но, например, варианта взять ипотеку на покупку квартиры не было, потому что финансово я не могла себе это позволить. Уволилась, когда стало ясно, что работать в круглосуточном режиме я не могу, это подрывает здоровье .
Следующие полгода были очень тяжелыми: я снова 2,5 месяца искала работу (только в этот раз на собеседования меня звали постоянно и везде мне говорили, что у меня отличное резюме), нашла с трудом, в период поиска сильно нервничала, из-за чего произошло обострение хронического заболевания. Но по специальности. Проработала 1,5 месяца и меня уволили, объяснив тем, что я недостаточно быстро вхожу в работу. Мне эта работа не нравилась, возможно, это чувствовалось.
Еще 2,5 месяца поиска - и я нашла новую работу, где и работаю вот уже полгода. Это смежная с моей специальность, ничего принципиально нового нет. Работа мне дает то, от чего я бежала с предыдущей после трех лет - возможность иметь в жизни что-то кроме работы, строить планы на выходные и вечера и знать, что их ничто не нарушит. Зарплата, правда, осталась на том же уровне. Проблема в том, что эта работа мне тоже не нравится. В основном из-за плохо выстроенной системы коммуникаций и неадекватного начальства (недавно прочитала список признаков пассивных агрессоров, моя начальница почти всем из них соответствует).
Но сам процесс поиска новой работы меня пугает до ужаса из-за того опыта, который у меня был ранее. Я боюсь, что долго буду искать, что не найду хорошую работу, что меня уволят во время испытательного срока.