Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Гюстав Лебон Психология толпы. Гюстав Лебон — Психология народов и масс — кратко

20.10.2019 в 13:15

Гюстав Лебон Психология толпы. Гюстав Лебон — Психология народов и масс — кратко

Биография Гюстава Лебона:

  • родился во французской провинции Эвр-и-Луара в 1841;
  • имел дворянское происхождение, но его семья принадлежала к среднему классу;
  • очень мало известно о детстве Гюстава Лебона. Он получил классическое образование в лицее города Тур, где не отличался хорошей успеваемостью;
  • путешествовал по Европе, Северной Африке в 1860-1880 гг;
  • в 1860 г. поступил в Парижский университет на факультет медицины;
  • писал медицинские статьи с 1862 года;
  • в 1866 году – опубликована книга «Очевидная (клиническая) смерть и преждевременное захоронение»;
  • в 1868 году – выходит книга по вопросам размножения видов у человека и животных, которая издавалась десять раз за два года во Франции;
  • в 30 лет был свидетелем Парижской Коммуны 1871 г.;
  • 1871-1914 гг. – занят вопросами по психологии: «психология — это наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов». появляются его труды «Психологические законы эволюции народов», «Психология народов» и «Психология толпы», «Психология социализма», «Взгляды и верования», «Психология революций», «Афоризмы нашего времени»;
  • 1914 г. – включен в состав совета, который регулировал политическое, военное и экономическое положение в Европе;
  • умер в 1931 в предместье Парижа в возрасте 90 лет;
  • известно, что книги Лебона изучали Плеханов, Сорель, Муссолини, Гитлер, Ганото, Фрейд, Ленин .

Гюстав Лебон Психология толпы. Гюстав Лебон — Психология народов и масс — кратко

Идеи книги Психология народов и масс

Основа цивилизации – душа расы, которая сформировалась накоплениями, переходящими по наследству.

Искусство и культура не являются показателем того, что народ цивилизован. Во главе цивилизаций стоят народы со слаборазвитой, утилитарной культурой, но сильным характером и идеалами. Сила цивилизации не в технических и культурных достижениях, а в характере и идеалах.

Все достижения были достигнуты кучкой избранных, которые реализуют великие события.

Основные свойства толпы: безнаказанность, распространение мнения, внушаемость и стремление немедленно претворить свои идеи в жизнь.

Есть два типа факторов, которые определяют характер мнений и верований толпы:

  • Отдаленные факторы:
    • делают людей доступнее к восприятию убеждений и неспособной начать мыслить по-своему;
    • готовят фундамент, который способствует развитию новых идей, которые поражают своей силой и результатами.
  • Непосредственные факторы:
    • работают на уже готовый фундамент;
    • порождают в людях активную уверенность, что приводит к возникновению различных решений (образы, опыт, рассудок).

Толпа хочет подчиняться, а не быть свободной, и инстинктивно покоряется тому, кто хочет стать лидером.

Два типа лидеров:

  • Энергичные, активные люди с сильной волей, которые появляются лишь на короткое время.
  • Творцы великих дел, которые обладают сильной и СТОЙКОЙ волей.

Толпе необходим вожак. Толпа направляется не к тем, кто дает ей очевидность, а к тем, кто дает ей прельщающую её иллюзию.

Классификация толпы по ее состоянию:

  • низшая форма, которая состоит из абсолютно разных индивидов и не имеет ничего общего, кроме вождя (варвары, к примеру);
  • толпа-раса, которая приобрела общие черты под влиянием разных факторов;

Обе вышеперечисленные категории, образуют организованную толпу. В последней существуют различия:

  • толпа разнородная;
  • толпа однородная (секты, касты, классы).

В XIX веке власть толпы сменяет власть элит . Массы уважают только силу.

Психология толпы: импульсивность, раздражительность, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенная чувствительность.

Рассуждения толпы примитивны и основаны только на ассоциациях. Толпа способна воспринимать только образы.  Формулы, облеченные в слова , избавляют толпу от необходимости думать.

Лебон Психология народов и масс основные идеи. Психология народов и масс (книга)

Психология народов и масс — распространённое русское название совместно изданных переводов книг Г. Лебона Психология народов (Les Lois Psychologiques de l'Évolution des Peuples (1894)) и Психология масс (La Psychologie des Foules (1895)). Вторая книга продолжает и дополняет выводы первой, но в оригинале (на французском) и в английских переводах (The Psychology of Peoples и The Crowd: A Study of the Popular Mind) данные книги обычно издаются отдельно, причём Психология масс гораздо более популярна в наше время и переиздаётся значительно чаще. В русских переводах вторая книга известна также как Психология толпы .

В книгах кратко изложены выводы автора о психологии народных масс (расы) и о психологии толп ), сделанные в ходе многочисленных путешествий. Первая книга посвящена общему описанию психологии народов, вторая рассматривает психологию групп в качестве важнейшего мотива поведения индивида и причины исторических событий.

Многие положения этого труда взяты в основу современных рекламных и политтехнологий.

    Психология толпы и массовых беспорядков. Нормативность поведения участников толпы

    Для управления толпой анализ ее участников с позиций их нормативного-ненормативного поведения является чрезвычайно важным. Ведь проявления как нормативного, так и девиантного и делинквентного поведения в толпе неоднородны. Толпа представляет собой психологический винегрет, причем всякий раз неодинакового вкуса.

    Анализируя массовые беспорядки в Кронштадте 26—27 октября 1905 г., Д. Д. Бессонов пишет: «Один из свидетелей, торговец, показывает, что толпа матро- сов-грабитслей являлась с ломами и топорами, все разрушая на своем пути. Свидетель умолял их не трогать его лавку. Он даже становился перед ними на колени, плакал, целовал их. Некоторых это трогало, замечает свидетель, но некоторые, и их было большинство, самым наглым и грубым образом требовали себе какие-либо вещи. Грабители, которыми, по словам свидетеля, были только одни матросы, примеряли брюки из лавки, пиджаки, рубаха и куртки и, если одежда оказывалась не подходящей, нахально бросали ее в лицо хозяину лавки, требуя другой. От иных свидетель откупался деньгами, причем некоторые из грабителей еще торговались с угрозами все переломать, если хозяин оказался бы скуповатым.

    Двое из матросов-грабителей столько надели на себя рубашек, брюк, пиджаков, что едва могли передвигать ноги. Однако другие двое, как показывает тот же свидетель, “уговаривали грабителей не зверствовать и пощадить лавку”.

    Один свидетель, штаб-офицер, показал, что в начале бунта около него сгруппировалось около 1000 человек. В то же время небольшая часть матросов бросилась в чайную отряда и “съела там всю колбасу и продукты”. Из страха насилия нижние чины 1-й роты шли в толпе восставших, причем по пути, когда представлялась возможность, некоторые в одиночку, а другие группами, отделялись и уходили из толпы, благодаря содействию фельдфебеля и ротного командира».

    «Толпа громит лавки, но мольбы хозяина одних останавливают, других — нет; команда не отвечает на приветствие своего старого начальника, и как оказывается, в этой массе одни “бунтуют из-за дырявых штанов, другие вовлечены в толпу почти насильно, третьи, наконец, являются вполне сознательными революционерами”».

    Для описания этих различий можно использовать показатель нормативной компетентности участников толпы, который определяется тремя факторами:

    • • пониманием социальных и юридических норм;
    • • желанием им следовать;
    • • способностью воплощать их в поведение в конкретных, в том числе неблагоприятных кризисных условиях.

    Различные соотношения этих трех факторов позволяют выделить восемь уровней нормативной компетентности участников толпы (табл. 4.2).