Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Что такое буддизм?

27.01.2016 в 14:26

Шакьямуни, будда нашей эпохи, жил 2450 лет назад в передовой для своего времени культуре северной Индии. После достижения просветления в течение 45 лет он радостно делился этим знанием со своими чрезвычайно талантливыми учениками. Условия были идеальными: его учение смогло пройти проверку жизнью и широко распространиться. Вот почему его мудрость и методы в изобилии доступны и сегодня.

Каноны буддийских учений.

Что такое буддизм?
Сложилось три важных канона буддийских учений: тибетский (включающий кангьюр и тенгьюр), китайский и палийский. Кангьюр состоит из 108 томов, которые содержат 84 000 различных поучений. Это прямые слова будды, записанные после его смерти учениками, обладавшими отличной памятью. Тенгьюр - это дополнительные 254 тома текстов, в которых опытные ученики будды объясняют его слова. Тексты кангьюра и тенгьюра были переведены на тибетский язык в период с VII по XIV век.

Покидая свое тело в возрасте восьмидесяти лет, будда сказал: "я могу умереть счастливо. Ни одного поучения я не спрятал от вас в кулаке. Все, что может принести вам пользу, я передал. Будьте сами себе путеводным светом". Такие утверждения свидетельствуют о том, что поучения будды ориентированы на человеческую зрелость и осмысленную жизнь. Когда его спрашивали, почему и чему он учит, будда отвечал с той же прямотой: "я учу потому, что вы, как и все существа, хотите быть счастливыми и избегать страданий. Я учу тому, каким все является на самом деле".

Невероятная обширность его поучений стала основой для возникновения и развития многих школ. Все, чему он учил, нацелено на то, чтобы тело, речь и ум существ сравнялись с телом, речью и умом будды. Ступенчатый путь его практики человеческий потенциал раскрывает. Поскольку эти поучения охватывают весь спектр возможностей ума и построены на опыте, а не на вере, недостаточно просто пересказать их содержание. Уникальный вклад будды в мировое знание становится понятным , внимание, только в сравнении с другими религиями и мировоззрениями. Еще одна рекомендация - подходить к обсуждаемой теме с минимальным количеством жестких идей.

Буддизм философия?

Многие люди на Западе видят в буддизме одну из разновидностей философии. Это в определенной степени верно, ведь буддизм совершенно логичен. Ясность и свобода мысли - это свойства хорошо развитого ума, и они постоянно прибавляют в силе по мере того, как человек приближается к его постижению. В случае если учение способствует полному раскрытию возможностей человека, и в первую очередь логического мышления, - почему бы не назвать его философией?

Но философия на уровне концепций работает. Человек наслаждается отточенной аргументацией в споре и затем ставит книгу обратно на полку. Учение будды, напротив, выходит за пределы концепций. Оно вызывает практическое и долговременное преобразование тела, речи и ума. Позволяя осознать, как функционирует ум в повседневности, и даруя неличностное видение внешнего мира, буддизм глубоко меняет человека, который его практикует.

Даже на первых стадиях практики, применяя в собственной жизни буддийское понимание и освобождающие методы, можно навсегда перестать ощущать себя беспомощной жертвой. Тогда возникает доверие - по мере того как мы все лучше видим, что события следуют закону причины и следствия, а значит, их можно контролировать. От этого еще больше обостряется аппетит к новому знанию. Такое растущее осознавание помогает нам, сохраняя стабильность своего внутреннего центра, совершать действия "из Него" - еще более непринужденно и с еще большей пользой для других. Так что, поскольку учение будды в корне изменяет каждого, кто его практикует, буддизм - нечто большее, чем философия.

Буддизм психология?

Другие спросят, не является ли буддизм психологией. Практикующие буддисты, получившие правильные наставления, нередко сообщают об ощутимых результатах даже после непродолжительной тренировки: в частности, появляется намного больше спокойствия, удовлетворенности и внутренней силы. Это заставляет людей предположить, что поучения будды представляют собой один из видов психологии. Что здесь можно сказать? Цель этой замечательной науки вполне ясна: улучшить повседневную жизнь человека. Все школы психологии желают, чтобы общество получало определенную пользу от каждого индивидуума, чтобы никто при этом не страдал и не слишком обременял остальных на протяжении тех семидесяти или девяноста лет, которые сегодня проживает большинство западных людей.

В некоторых областях, где учение будды приносит те же результаты, на относительном уровне цели психологии и буддизма совпадают. Но в целом буддизм идет намного дальше: он показывает, что ни одно из обусловленных умственных состояний не бывает неизменным, что ни на какие мимолетные вещи нельзя полагаться окончательно. В том случае, если мы готовы доверять зеркалу за картинками и океану под волнами, буддизм покажет нам то, что присутствует за мыслями и между ними, давая опыт самого вневременного осознавания. Только постижение этого проливает свет на качества, которые могут помочь существам стойко проходить через старость, болезни, потери и даже смерть.

Буддизм - это достижение просветления.

Какие бы причины ни мотивировали нас и на каком бы уровне мы ни приступали к практике, буддийские методы приносят отвагу, радость, силу и богатство любви. Они непрерывно увеличивают потенциал тела, речи и ума. С растущим осознаванием того, что все постоянно меняется, человек обретает свободу. Понимание, что в обусловленной сфере ничто не длится вечно и не существует само по себе; что все существа рождаются и умирают; что люди везде одинаково стремятся к счастью и пытаются избежать боли; что ты один, а существ бесчисленное множество, - все это постепенно развивает восприятие, выходящее за пределы личностного. Когда распознается отсутствие прочного или вечного эго, или "я", в теле или уме, все мешающие чувства становятся беспочвенными. Так достигается первая ступень, состояние освобождения - еще не цель, но уже подарок на пути к полезности для всех. Здесь растворяется иллюзия отдельного "я", и человек больше не отождествляется со страданием. Это основа для осуществления окончательной стадии - всеведения, просветления.