Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Психологическое насилие на работе. Что это такое?

29.10.2019 в 06:55

Психологическое насилие на работе. Что это такое?

Психологическое, а также называемое еще моральным и эмоциональным, насилие – это форма нефизического давления на психику человека, которое приводит к тревоге, депрессии или даже посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР). Важно понимать, что в большинстве случаев это не разовое притеснение, а постоянный фактор, который формирует определенный климат в отношениях или семье, где один доминирует, а другой - подчиняется. Обычно психологическое насилие проявляется в виде:

    обидных замечаний и шуток, которые направлены на унижение достоинства или высмеивают физические особенности;

    контроля действий (тиран требует отчет о каждом проделанном шаге, устраивает допросы и ограничивает круг общения для жертвы);

    навязывания определенных установок мышления и мнений;

    эмоционального манипулирования (провоцирование определенных эмоций);

    внушения чувства вины или долга;

    запугиваний;

    обесценивания достижений.

Средства психологического террора могут быть разными – от ядовитых шуточек до вполне убедительной демонстрации огорчения (настолько убедительной, что вы невольно чувствуете вину за то, что расстроили его). Тиран может притворяться великодушным и щедрым, что нередко вводит в заблуждение. Но по сути это что-то вроде «я тебе дам желаемое, но потом будешь должен». Результатом систематического давления почти всегда является принятие установок партнера, ощущение никчемности, несамостоятельности и т.д.

Моббинг со стороны руководителя. Как защищаться от моббинга?

Наталия Вячеславовна Пластинина, практикующий юрист с 15-летним опытом работы, в том числе как составляющего в области кадрового делопроизводства.

Информация об авторе: в настоящее время работает в должности юрисконсульта в ОАО «АЛЬФА-БАНК» (операционный офис «Саратовский») с дополнительным выполнением обязанностей по ведению кадрового, воинского учета.

Британский телепродюсер Сара Малви, прославившаяся как автор шоу «Как хорошо выглядеть голым», «Тайный миллионер», «На десять лет моложе», выходивших на британском телеканале Channel 4, покончила с собой, приняв смертельную дозу сильнодействующих препаратов. Родственники Сары, которые провели независимое расследование обстоятельств ее смерти, утверждают, что причиной такого шага стало преследовавшая женщину «агрессивная рабочая среда» и систематические издевательства со стороны начальства. В 2009 г., не выдержав давления, Сара Малви решила отойти от работы и обратилась за помощью в клинику Retreat Causeway, которая специализировалась на борьбе со стрессами и известна тем, что там лечились многие знаменитости. К этому времени психологическое состояние женщины было очень тяжелым, заявил в суде доктор Эндрю Рид, представляющий интересы семьи Малви. Через четыре месяца администрация Causeway попросила пациентку покинуть клинику. Именно после этого Сара Малви, по словам ее отца, и решила свести счеты с жизнью. Суд отложил рассмотрение дела до окончания расследования обстоятельств смерти Малви.

Психологическое насилие на работе статья. Психологическое насилие: как привлечь агрессора?

Сегодня при решении проблемы насилия в семье важно исходить из осознания того, что внутрисемейная жестокость может носить не только физическое проявление. Если раньше многие были склонны считать, что результатом насилия в семье могут быть только видимые физические увечья, синяки, ссадины, то сегодня под внимание подпадает и психологический аспект проблемы. Однако, как наказать преступника и доказать, что человек подвергается психологическому насилию, если нет видимых следов? Что об этом говорит национальное законодательство? На что следует обратить внимание, чтобы защитить себя от психологических нападок со стороны близких?

Благодаря усилиям государственных, общественных и международных организаций проблема насилия в семье всплыла на поверхность. Из проблемы асоциальных групп она превратилась в проблему актуальную для всех слоёв населения вне зависимости от возраста, пола, образования. Начали предприниматься мероприятия не только профилактического характера, но и меры по реформированию национального законодательства. Так в 2008 году впервые было дано правовое определение понятию «насилие в семье», которое подпадало под действие закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». В 2014 году закон увидел свет в новой редакции и определил насилие в семье как «умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания» . Несмотря на включение в определение психологического насилия, важно отметить, что при рассмотрении дел относительно правонарушений в быту чаще всего они возбуждались в случаях физической жестокости. Так по статистике Министерства внутренних дел Республики Беларусь за 9 месяцев 2014 года было возбуждено 1625 дел, 1046 из которых за умышленные причинения тяжких, менее тяжких телесных повреждений, убийства. Для сравнения только 7 дел были возбуждены по факту оскорблений . Почему же так происходит? Неужели оскорбления в семье являются привычным делом? Или же мы не всегда знаем о том, что может подпадать под определение психологического насилия?

Как доказать психологическое насилие на работе. Андреева, И.Н. Эмоциональное насилие на работе / И.Н. Андреева

// Кадровая служба. — 2008. — № 7. — С. 93—102.

Бей своих, чтоб чужие боялись.Жизненный девиз одного руководителя

«Каждый день на работе был сродни походу на поле брани. Я никогда не знала, в какой момент будет сброшена следующая бомба. Из страха, что любой может оказаться моим врагом, я боялась доверять кому бы то ни было. Я была психологически и физически истощена. Я знала, что скоро мне обязательно нужно будет получить какое-нибудь облегчение. Но никакой надежды на передышку не было…».В отрывке из беседы с сотрудницей, как, впрочем, и в других, приведённых ниже впечатлениях, речь идёт о моббинге и буллинге.Моббингявляется одной из разновидностей насилия, это эмоциональное насилие. В книге «Насилие на работе» («Violence at Work»), изданной Международным бюро труда (МБТ) в 1998 г., моббинг и буллинг упоминаются в том же ряду, что и убийство, изнасилование или ограбление.

Слово «моббинг» происходит от английского слова «mob» – «сборище, толпа, шайка». В англосаксонском диалекте за феноменом психотеррора на рабочем месте закрепился другой термин – «буллинг» («bulling» переводится как «тиранить, издеваться, запугивать и донимать»).

Впервые понятие «моббинг» употребил К. Лоренц – для обозначения агрессивного поведения животных по отношению к другим особям. В качестве примера моббинга он приводит ситуацию, когда стая гусей атаковала и изгоняла напавшую на них лису. Термин получил известность в шестидесятых годах прошлого века после публикации шведского врача Гайнеманна, который назвал моббингом жестокое поведение детей по отношению к другим детям. В 80-е годы шведский психолог и инженер-экономист Х. Лейнманн впервые употребил термин в его современном значении – для обозначения целенаправленного психотеррора на рабочем месте.

Моббинг определяется как изводящие действия, которые постоянно повторяются. Единичное негативное действие ещё не является моббингом. «Наглое замечание, сделанное однажды, есть и остаётся наглым замечанием. Но если его повторяют каждый день несколько раз подряд, то речь идёт о моббинге», – отмечал Х. Лейнманн. О моббинге можно говорить в том случае, если хотя бы одно из изводящих «жертву» действий происходит, по меньшей мере, раз в неделю на протяжении шести месяцев или дольше. При этом бывает сложно определить, кто из участников является субъектом моббинга («преступником»), а кто – его объектом («жертвой»). Моббинг – это динамическое колебание атак и самозащиты, при котором только в конце можно определить победителя и проигравшего.

Виды моббинга

Моббинг может возникнуть как в отношениях по вертикали, так и по горизонтали. Чаще всего этот феномен возникает между равными по должности. Причин здесь много: от личной вражды до элементарной скуки.

На втором месте по частоте находится моббинг «руководитель против подчинённого». Такую форму моббинга называют боссинг (bossing). Руководитель в этом плане имеет богатый арсенал средств: он может скрывать важные вопросы, манипулировать информацией или прилюдно оскорблять сотрудника, распределять премии по собственному желанию.Он может также разъединять рабочие группы, настраивать сотрудников друг против друга, сеять недоверие, подстрекать к конкурентной борьбе. К типичным стратегиям руководителя-моббера можно отнести предъявление к подчинённым заниженных и завышенных требований, постоянный контроль, ограничение полномочий, изоляция, постоянное изменение производственных заданий, поручение бессмысленных, неприятных и непосильных заданий. Намёки на плохое здоровье («Вы так часто болеете, что мы решили освободить Вас от…») и психическое расстройство (типа: «Посмотрите, да она же у нас просто ненормальная!») также применяются достаточно часто. Свои издевательства руководители могут обосновывать как логичные мероприятия и объективные требования, выдвигая на передний план выдуманные причины, не имеющие никакого отношения к реальности. Это не позволяет сотрудникам оказывать эффективное сопротивление.

Буллинг и моббинг различия. Определение буллинга

Понятие образовано от английского слова «bullying», в переводе «травля».

Буллинг - намеренное преследование жертвы, одного из членов коллектива другими.

Характерными признаками травли являются:

  • Силы агрессора и преследуемого явно неравны. Жертва не имеет возможности себя защитить в силу физической слабости или других причин. Если силы сторон равнозначны, то следует говорить о конфликте, но не о травле.
  • Насилие над жертвой буллинга осуществляется на регулярной основе, постоянно. Разовое оскорбление считать травлей нельзя, это просто оскорбление. Буллер угнетает свою жертву ежедневно, либо всегда, когда есть такая возможность.
  • Применение насилия и травля вызывают у жертвы крайне негативную психологическую реакцию.

Основной целью буллера (агрессора) является сокрытие собственной неполноценности. Ни с лидерством, ни с руководством деятельностью, травля не имеет ничего общего. Главными побуждающими мотивами для буллинга являются зависть, месть, борьба за власть, личная неприязнь к человеку.

Такой человек выбрав жертву, станет изводить ее постоянными насмешками, оскорблениями, издевательствами, вплоть до физического насилия. Травля может быть и коллективной, когда к агрессору присоединяются, так называемые «преследователи».

Это помощники нападающего, которых отличают следующие черты личности:

  • отстуствие крепкого стержня внутри себя (легко поддаются чужому влиянию);
  • низкая степень ответственности за собственные поступки;
  • отсутствие эмпатии, сопереживания;
  • низкая самооценка, желание подружиться с «сильными» членами коллектива.

Групповая агрессия в отношении жертвы имеет более сильный и пролонгированный эффект, влияние на психику ребенка сильнее, чем при индивидуальном буллинге.

Самые тяжелые последствия наступают для подвергшихся травле детей и подростков, поскольку взрослые люди гораздо меньше подвержены психологическому насилию и могут за себя постоять, в том числе и путем обращения в правоохранительные органы. Дети, как правило, боятся просить защиты или не высказывают свои переживания взрослым из чувства ложной гордости или порядочности.

Травля на работе трудовой кодекс. Моббинг или просто травля на работе

Это страшное слово "моббинг"

О моббинге (от англ. mobbing – притеснять, грубить, нападать; mob – толпа) как негативном социально-психологическом явлении корпоративной жизни в России заговорили совсем недавно. Целенаправленная травля сотрудника со стороны его коллег происходит почти в каждом пятом офисе, а страдает от нее примерно каждый двадцатый россиянин. Все чаще возникают дискуссии о необходимости введения в штат компаний вакансии корпоративного психолога, в чью компетенцию будет входить в том числе и общение с субъектами и объектами моббинга. Однако до сих пор слово «моббинг» остается неизвестным для многих специалистов по работе с персоналом. Что же стоит за этим явлением и каковы способы борьбы с данной проблемой?

Говорить о том, что моббинга в России никогда не было и речь идет о сугубо западном явлении, не верно. «Изгои» и «гонители» в рабочих группах существовали всегда. В советские времена с этой проблемой в какой-то степени справлялись так называемые «товарищеские суды», но лишь в том случае, если сами не выступали инициаторами гонений. Не имеющий четкого научного определения, именуемый то «травлей», то «служебным конфликтом», а то и вовсе – «кадровой конкуренцией», моббинг долгое время успешно практиковался в коллективах, зачастую определяя психологический фон работы целого учреждения. Руководство компаний относило его к числу третьестепенных проблем, решение которых неформально лежало на совести самих конфликтующих сторон.

Потенциальной жертвой моббинга может стать практически любой сотрудник компании. Т. Ю. Базаров, профессор кафедры социологии МГУ, в своей исследовательской статье «Моббинг» выделил наиболее подвергаемых прессингу со стороны коллег работников: студент на стройке; рабочий в офисе; секретарь на новом месте; сотрудник, внезапно назначенный на более высокую позицию или же резко пониженный в должности; коллега, с которым приходится вдруг делить работу; удачливый «провинциал» и так далее. Неприязнь и соответствующее негативное поведение могут проявляться по отношению и к «новичку», и к «старожилу».

Каковы причины моббинга?

Моббинг может быть как вертикальный (руководитель-подчиненный), так и горизонтальный (сотрудники одного должностного уровня).

Моббинг может быть как вертикальный, так и горизонтальный

Причины могут быть разные, начиная от внутренних:

· приход в компанию новичка с более высокими компетенциями,

· резкое повышение/понижение коллеги по службе,

· дискриминация (предубеждение против иногороднего/иностранца) и тому подобное

и заканчивая внешними, например, конкуренцией в работе с клиентами.

Приемы моббинга также различны, но все они выражаются в сознательном нарушении психологического баланса, необходимого для успешной работы сотрудника.

Давайте рассмотрим две ситуации, о которых нам рассказали молодые люди, столкнувшиеся с моббингом, а на сегодняшний день успешно строящие карьеру в крупных отечественных компаниях.

Рассказывает Роман, сотрудник финансового департамента ИТ-компании: «Эта история произошла около 6 лет назад, когда я, еще будучи студентом, проходил стажировку в одной из московских компаний. Сначала коллектив встретил меня радушно. Но вскоре ситуация изменилась. Эпицентром проблем стал генеральный директор. От него, словно круги по воде, пошли волны ненависти, злобы и угроз увольнения. Сначала к начальникам отделов, далее – к менеджерам среднего звена. Фирма небольшая, так что менеджеры низшего звена были представлены одним мною. Внезапно оказалось, что все грузы задерживаются, все клиенты теряются и все отчеты не сходятся „по вине“ лишь одного человека – меня. Особенно „отличилась“ бухгалтерия. Одна сотрудница, до того за весь месяц потревожившая меня лишь однажды, вдруг обнаружила у себя более дюжины документов, нуждающихся в немедленной отправке. На мои робкие возражения, мол, „меня тут только одна штука“, она стала громогласно спрашивать „по какому праву вы всю неделю тут бездельничали, а на меня теперь начальник ругается?“ Ее коллега продемонстрировала мне некий индивидуальный стажерский лист (о котором я за месяц работы услышал впервые), где, оказывается, три раза написано, что я должен подойти к ней за заданием. При этом меня несколько раз прилюдно и с иронией уведомили, что „вы, Роман, просто у-ди-ви-тельный человек“, все задачи от других сотрудников сопровождались комментариями в духе „только вы Роману дважды все повторите, ведь он такой у-ди-ви-тельный человек“. С тех пор придиркам не было числа: дошло до того, что несколько коллег по финансовому отделу открыто игнорировали мое существование, а другие шептались за моей спиной. Вести о моей „умственной неполноценности“ дошли до генерального директора, который, впрочем, лишь снисходительно попросил быть внимательнее („что, мол, с такого взять“). Я с трудом доработал до конца стажировки и с превеликим удовольствием покинул эту компанию».