Можете проанализировать стихотворение в. Как проанализировать стихотворение
- Можете проанализировать стихотворение в. Как проанализировать стихотворение
- Психологический анализ стихотворения. Психологический анализ
- Настроение стихотворения молитва. Каким настроением проникнуто стихотворение лермонтова молитва
- Анализ стихотворения молитва не обвиняй меня всесильный. Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» («Не обвиняя меня…»)
- Анализ стихотворения лермонтова по плану. Главная тема стихотворения — невозможность достижения свободы
- Краткий анализ стихотворения молитва. Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» (В минуту жизни трудную…)
Можете проанализировать стихотворение в. Как проанализировать стихотворение
Стихотворение – лирическое литературное произведение в жанре миниатюры, часто не имеющее сюжета. В нем отражается, как правило, сиюминутное настроение автора, идея, впечатление или иное краткосрочное явление. Умение анализировать стихотворение связано с общей эрудицией рецензента, познаниями в истории и теории литературы.
Инструкция
1
Первая часть анализа – введение. В нем укажите дату написания стихотворение, место произведения в искусстве вообще, в творчестве автора в частности.
2
Анализ эпохи. Укажите даты жизни и смерти автора, политический строй и настроения народа того времени, мировоззрение автора, отношение к общественному мнению и к власти. Отметьте в творчестве автора влияние других деятелей искусств вообще и литературы в частности. Перечислите основные жанры, в которых работал автор, заострите внимание на лирических произведениях. Конкретизируйте тему до стихотворения.
3
Проанализируйте строение стихотворения: количество строк в целом и в каждой строфе, способы рифмовки, точность рифм, метрическую систему. Укажите использование фигур речи, звукоподражания, различные приемы и техники: ассонации, аллитерации, гиперболы, литоты, и т.д.
4
Сравните теоретически выведенные приемы и общий смысл стихотворения: как автор достигает эффекта простой, повседневной речи или пафосного восклицания, придает высказываниям твердость или мягкость, утвердительный или туманно-вопросительный оттенок.
5
Выразите собственное мнение о стихотворении. Расскажите, что нового вы узнали из него, о чем задумались. Подводя итоги, рекомендуйте его к прочтению определенной аудитории.
Психологический анализ стихотворения. Психологический анализ
Новинка на Руси.
Начало ХХ века.
Психиатрия уже есть.
Анализ ещё впереди
«Бессознательного» человека.
Вернулся на родину
Немецкий барон.
При царе Петре
Предки жили в России.
В Пруссию потом
Переселились.
Но как-то неудачно
Вели дела, разорились.
Вспомнил Герман
Вовремя про Россию.
Всё-таки иностранцев
Там любили всегда.
Столицу даже
По-немецки окрестили.
Акцент не беда,
звучит благородно.
Клиентов богатых череда
Уже грезилась у двери.
Психоанализ - современно и модно.
С табличкой «Психологический анализ»
Разбогатеть не можно, а должно!
Ну, вот первый посетитель -
Вдова богатого купца.
Достойный ученик Фрейда,
Психоанализа отца,
Герман, волновался, как юнец.
Погружая, в гипноз
Вдову купца,
В горнило будущего словно попал.
Конец «бессознательного» был
Внутри сознания ларца.
Герман:
Ну-с, уважаемая, расскажите,
Что вас тревожит?
Не спешите.
Может
Какие-то события,
Которые вам дороже
Увидите.
Я весь во внимании
Пожалуйста, говорите.
Вдова купца:
Да, батюшка, сны мои,
Как воспоминания.
Не пойму в прошлом ли я,
Или в грядущем.
Вроде далеко от России
В изгнании.
Герман:
Почему вы не здесь?
Вдова:
На родине лучше.
Да, человек плешивый,
С бородкой, картавит.
Власть новая не позволяет,
Жить среди народа.
Хлеб есть, запрещает.
Бедный богатому не товарищ,
Говорит.
Кулаком грозит купцам,
Расстрелом стращает.
А потом позднее немец ещё один.
Только у него усы вместо бороды.
По-немецки кричит,
Будто жиды в Европе
Жить не должны.
А у нас ведь отец был еврей.
Ну, в Америку скорей
От беды бежим.
Там вроде тихо.
Только русских за людей
Не больно считают.
Мы везде чужие.
О родине мечтаем,
А как вернуться обратно
Живыми, не знаем.
Мне ваше лицо, отчего-то
Знакомо.
Будто увидимся снова не скоро.
Правда не радостна встреча.
Беды какой-то предтеча.
В Россию обратно вернётесь
Только конвой вокруг,
Но вы ещё долго
Немецкими корнями, дорожа,
Проживёте.
Иногда вдруг
Обо мне, вспоминая.
Могилку на кладбище Волковском
Когда найдёте,
Помолитесь за упокой
Рабы божьей Устиньи Галактионовой.
Имя моё называя,
Когда мимо церкви Иова пойдёте,
Я вам ручкой с неба помахаю.
Настроение стихотворения молитва. Каким настроением проникнуто стихотворение лермонтова молитва
Школьная программа предусматривает изучение стихотворения Лермонтова “Молитва” в 9 классе на уроках литературы. В данной статье вы можете ознакомится с полным и кратким анализом “Молитва” по плану, ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.
История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.
Тема – сила молитвы в жизни человека.
Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.
Жанр – лирический монолог, философская направленность.
Стихотворный размер – трёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, богатая женская рифма.
Метафоры – “ сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.
Эпитеты – “ сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.
Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.
По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.
Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Это стихотворение написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении принято считать лирического героя и самого автора одним лицом, ведь автобиографичность произведения бесспорна.
Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.
Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.
Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.
В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.
Стихотворение можно отнести к лирическому монологу. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стиху, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести. Написанное трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой, философское произведение имеет черты элегии из-за своей романтичности и одухотворённости.
Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”
Метафоры: “ сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них” . Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.
Анализ стихотворения молитва не обвиняй меня всесильный. Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» («Не обвиняя меня…»)
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал.
Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Земную жизнь молящийся называет «мраком земли могильным», вероятно, потому, что земля не только место жизни людей, но и напоминание о том, что все они смертны. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Ум поэта «бродит» далеко, его сжигает «лава вдохновенья».
Именно творчество заставляет забывать его о Боге. То, что вдохновение сравнивается с лавой, с извержением вулкана, дает нам возможность представить себе силу, красоту и разрушительность этого процесса. Поэт – вулкан, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него, возможно, помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах. Внутреннее волнение, чувства, побуждающие поэта творить, «мрачат стекло…очей» его.
Общеизвестна фраза о том, что глаза – зеркало души. Мрак земли с ее страстями омрачает душу человека.
Поэт традиционно считается посредником между Богом и людьми, сверхчеловеком, но в стихотворении Лермонтова мука поэта именно в том и заключается, что «мир земной» ему тесен, а «мир небесный» его страшит. Поэтому в «грешных песнях», земных, человеческих, он обращается не к Богу.
Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой. Композиция данного стихотворения основана на антитезе.
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь, –
завершающие строки – обещание, которое дает поэт в своей молитве ко всесильному.
Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, спастись самому, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце поэта в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может отобрать. «Жажда песнопенья» противопоставлена жажде спасенья души от мук творчества.
Анализ стихотворения лермонтова по плану. Главная тема стихотворения — невозможность достижения свободы
Лермонтов тяжело переживал свою повторную отправку на Кавказ в виде наказания за дуэль. Точные обстоятельства его ссоры с Эрнестом де Барантом до сих пор не выяснены. По одной из версий, французский посол считал, что в стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов оскорбил всю французскую нацию. Это и стало главной причиной дуэли.
В ходе официального расследования было сделано заключение, что поэт «вышел на дуэль… из желания поддержать честь русского офицера». Это должно было служить смягчающим обстоятельством, но по личному указанию Николая I приговор был очень суров: лишение гвардейского звания и перевод в действующую армию. Возмущение Лермонтова ярко проявилось в стихотворении «Тучи».
Автор сравнивает с себя с тучами — «вечными странниками». Этот образ очень близок его собственному положению. Поэт вместе с тучами вынужден сменить «милый север» (Петербург) на «сторону южную» (Кавказ).
В то же время между небесными «изгнанниками» и автором есть существенная разница. Причины бегства могут быть различны: «злоба открытая», «зависть тайная», «клевета ядовитая». Все это сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова. Однако «тучки небесные» ничто не связывает с человеческими отношениями. Им просто «наскучили нивы бесплодные».
Лермонтов устал в одиночку противостоять равнодушному высшему обществу. Его сопротивление все равно обречено на поражение. Горячо любящий Россию поэт поставлен в такое положение, что начинает завидовать «вечно свободным» тучам, для которых нет разницы между родиной и изгнанием.
Из стихотворения напрашивается неутешительный вывод: достижение свободы в царской России невозможно. Только отрекшись от всего самого дорогого и близкого сердцу, убив в душе все «страсти» и «страдания», можно сбросить рабские цепи.
Лермонтов еще не готов на такой решительный и бесповоротный шаг. Последний удар по его надеждам будет нанесен через год, когда император отклонит все его настойчивые просьбы об отставке. Пессимистическая мысль, появившаяся в «Тучах», резко выразится в стихотворении «Прощай, немытая Россия» — самом остром политическом произведении поэта.
Краткий анализ стихотворения молитва. Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» (В минуту жизни трудную…)
Стихотворение «Молитва» было написано в 1839 году после общения с княгиней Марией Щербатовой, с которой он познакомился на одном из вечеров у Карамзиных. Он успел услышать о ней разное. Одни сочувствовали, зная о деспотичном характере мужа, и благословляли Бога за то, что тот прибрал его так быстро. Щербатова пробыла замужем несколько месяцев. Другие откровенно злословили, зная о том, что по завещанию покойного все его состояние оставалось в семье Щербатовых, и Мария Алексеевна ничего не получила. Молодая женщина, державшаяся с достоинством, спокойно и уверенно, не могла не привлечь к себе внимания мятущегося поэта.
В Петербурге одной из причин дуэли Лермонтова с Барантом, приведшей к его второй ссылке, называют Марию Щербатову. Уехав на Кавказ, Лермонтов продолжал писать ей. В одном из писем прислал ей стихотворение «В минуту жизни трудную…».
Тема и идея произведения
Был ли Лермонтов глубоко верующим человеком? Однозначно – нет. Он вел светский образ жизни, без особого усердия посещал церковь. По крайней мере, никак проявил себя ни на одной службе. Усердием в чтении церковной литературы тоже не отмечен. Он был образованным молодым человеком, но все-таки в глубине души чувствовал, что какие-то неведомые силы над нами властвуют, в нем жили некоторые суеверия. Глядя на молодую женщину, которую боготворил, и которая светилась спокойствием и уверенностью, несмотря на несчастный брак и вдовство, он не мог не поверить ей, что молитва ему поможет хотя бы выровнять свое душевное состояние.
В стихотворении он описывает свое отношение к молитве. Если вспомнить, что Мария Алексеевна, советовала читать «Богородицу», то можно предположить, что в стихотворении речь об одной из двух молитв: «Царице моя, Преблагая», или «Богородице Дево, радуйся».
Когда читаешь молитвы на церковно-славянском языке, трудно не согласиться с мнением поэта. Отношение к молитве, восприятие святого слова является идеей этого стихотворения. Тема стихотворения – вера в Бога, в силу молитвы.
Белинский писал об этом произведении:
Стихотворение написано в жанре личностной, философской лирики. В отличие от других стихотворений поэта в этом произведении нет картин природы. Оно звучит, как продолжение разговора с Щербатовой, описанное Смирновой. Поэтому оно было отправлено Марии Алексеевне и не отправлено в журнал. Стихотворение было опубликовано в 1842 году после того, как Мария Алексеевна сама отдала его для публикации.
Композиция, построение стихотворения
Композиция в этом произведении одночастная. Стихотворение читается на одном дыхании, и воспринимается, как единое целое. По форме оно состоит из трех четверостиший, написанных трехстопным ямбом с пиррихиями. Этот стихотворный размер придает произведению некоторую легкость, и даже игривость. Возможно, этим Лермонтов пытался завуалировать свою сентиментальность, которой автор «Демона», стыдился. Рифмовка перекрестная, с сочетанием мужских и отодвинутых на третий слог, рифм.
Средства художественной выразительности
В стихотворении часто повторяются звонкие согласные, что формирует эффект колокольного звона. Чтобы передать свое настроение, применил следующие средства художественной выразительности:
- Эпитеты – трудную, чудную, благодатная, непонятная;
- Метафоры – святая (прелесть);
- Олицетворения – бремя скатится, дышит прелесть;
- Сравнение – сомнение как бремя.
В заключение анализа стихотворения «Молитва» необходимо сказать о том, что это тонкое, лирическое произведение – глубоко личностный монолог, приоткрывающий чувствительную душу поэта, который зачастую скрывал ее от общества под маской сумрачности и презрительного цинизма. Только близкие и друзья знали, каков Лермонтов на самом деле.