Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Вебер Макс идеальный тип. Понятие идеального типа у Макса Вебера

20.10.2019 в 16:44

Вебер Макс идеальный тип. Понятие идеального типа у Макса Вебера

Пионером моделирования в социологии можно считать Макса Вебера (1864-1920), который ввел в научный оборот понятие идеального типа - одной из ключевых категорий, призванных помочь постичь смысл или смысловую связь часто повторяющегося явления. Идеальный тип показывает, «каким было бы определенное человеческое поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер, было бы свободно от заблуждений и аффектов и если бы оно ориентировалось на совершенно однозначную цель… Реальное поведение чрезвычайно редко…, и то только приближенно, соответствует конструкции идеального типа». Идеальный тип (от греч. typos - отпечаток, форма, образец) - это общее понятие в гуманитарном знании; прием теоретического мышления, позволяющий на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. Широко используется в науках о культуре, в общей и социальной философии, социологии, исторических науках, но очень редко или вовсе не применяется в экономике, психологии и естествознании. Задача идеального типа - выделить такие черты явления, которые обнаруживаются только в идеальных, вымышленных условиях, но в реальности могут быть размыты привходящим вмешательством, действием случайных факторов. Ученый строит идеальный тип в своей голове, мало обращаясь к практике, статистике, наблюдениям за реальной жизнью. Оторванность от жизни - самая слабая черта такого приема, поэтому идеальный тип именуют еще понятиями- утопиями. В то же время только отвлечение от второстепенного позволяет, опираясь на интуицию, сконцентрировать мышление и выделить главные аспекты.

Жизнь и творчество Макса Вебера. Родители

Максимилиан появился на свет 21 апреля 1864 года в немецком городе Эрфурте (в Тюрингии). Семья, в которой родился первый ребёнок, была богатой и буржуазной. Всего у Веберов было семеро детей.

Дед по линии отца крупно занимался промышленностью, на текстильной торговле сколотил целое состояние. Отец семейства, Макс Вебер-старший, был человеком жизнелюбивым и очень деятельным, трудился на государственной службе, входил в Национал-либеральную партию. Он очень уважал шовинизм и был ярым поклонником Бисмарка. Несколько раз от национальных либералов выбирался на должность депутата прусского ландтага. А позднее его избрали и в имперский парламент – рейхстаг, где он руководил либеральной фракцией.

Дед по материнской линии был состоятельным купцом с англо-немецкими корнями. Его жена происходила из французского гугенотского рода. В их семье и родилась мама будущего философа Элена Фалленштейн, она была женщина глубоко верующая и очень строгая. Её знаменитый предок генералиссимус Альбрехт фон Фалленштейн яростно защищал католическую веру. Элена же в отличие от него вела аскетический образ жизни и была сторонницей кальвинизма, ни разу в жизни она не отступила от своих моральных принципов.

Вебер Макс идеальный тип. Понятие идеального типа у Макса Вебера

Семейства Веберов и Фалленштейнов вместе с их родственными кланами Иоллле, Бенеке и Суше в экономике Германии играли довольно значимую роль. Благодаря такой семье и родне Макс Вебер-младший с детских лет познакомился с интеллектуальной элитой Германии того времени. В их доме часто происходили семейные дискуссии, собирались друзья и знакомые отца – видные общественные деятели и учёные.

Будучи маленьким мальчиком, Максимилиан узнал политика и историка Генриха фон Зибеля, историка Древнего Рима Теодора Моммзена, историка Генриха Трейчке, основателя «понимающей психологии» и философа Вильгельма Дильтея. Все они по своим политическим взглядам, как и Макс Вебер-старший, придерживались стороны Бисмарка, который выступал за объединение Германии вокруг Пруссии.

В раннем возрасте младший Макс Вебер узнал и о политических разногласиях. Лучшими знакомыми матери были историки либерального направления – Георг Гервинус и Фридрих Шлоссер.

Они, наоборот, были ненавистниками воинственного прусского духа, для них Германия это, прежде всего, – родина Гёте и Шиллера, образцовая страна западноевропейской культуры. Шлоссер в своё время, когда Элен была ещё совсем юной девушкой, поселился в доме Фалленштейнов. Сначала он пытался стать для неё духовным наставником, но потом воспылал такой страстью, что замучил бедную Элен своими ухаживаниями. Девушка переселилась в Берлин к родной сестре, где и познакомилась с будущим супругом Максом Вебером-старшим.

Так что атмосфера, в которой предстояло расти Максимилиану, была полна не только интеллектуальных споров и дискуссий, но и запутанных личных отношений. Всё это, несомненно, оказало своё влияние на его будущее мировоззрение и творчество.

Макс Вебер менеджмент. ВЕБЕР Макс (1864-1920)

Один из крупнейших немецких социологов нрава и управления, историк, экономист, политический философ, оказавший исключительное влияние на формирование фундаментальных основ теории и методологии социальных наук, в том числе государственного администрирования. Профессор ряда университетов Германии и Австрии. Довольно активно занимался и практической политической деятельностью. Автор многочисленных научных трудов, среди которых: «Римская аграрная история и се значение для государственного и частного права» (1891), «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904), «Критические исследования в области логики наук о культуре» (1906), «Хозяйственная этика мировых религий» (1916—1919), «Политика как призвание и профессия» (1919), «Наука как призвание и профессия» (1920). Бюрократию представлял как форму легитимного господства и профессионального управления. Свободу связывал с рациональностью действия.

Научные интересы М. Вебера — вопросы теории и методологии права, социального познания, истории развития капитализма и генезиса современной цивилизации. Немало он сделал в части научного исследования сущности политики, бюрократии и государственного управления. Исследуя формы властвования, выделял легальное, традиционное и харизматическое господство. Системность действий, жесткая регламентация, дисциплина и ответственность, по его мнению, — основа преодоления субъективизма в управлении, обеспечения порядка и высокого качества функционирования системы управления.

М. Вебер убеждал, что рациональная бюрократия — это та структура, где чиновник лично свободен и подчиняется лишь деловому служебному долгу, отличается высоким уровнем профессиональной компетентности и обостренным чувством служебного долга, преданностью закону. Главное, чтобы деятельность организации была стандартизирована и строго регулировалась последовательной системой абстрактных универсальных правил.

М. Вебер считал крайне неэффективной традиционную линейную систему бюрократии, когда начальник представляется «господином», штаб управления — «слугами», а управляемые — «подданными». Он хорошо знал ту бюрократию, о которой критически отзывался Фридрих Великий, писавший в своем трактате «О различных родах правления и обязанностях монархов» о том, что когда монарх отдает кормило правления в наемные руки, т.е. своим министрам, то один тянет его вправо, другой влево. Никто не трудится по общему плану, каждый министр разрушает то, что сделано его предшественником, как бы оно хорошо ни было, и чтобы только быть творцом нового и осуществить свои идеи, хотя бы они противоречили общему благу. Беспрерывный ряд перемен не дает времени укорениться и созреть истинно полезным учреждениям. Оттого происходит путаница, беспорядок и ошибки правления. У виновных же всегда есть оправдание: они прикрывают свои безрассудства новизной своих учреждений. Такие министры знают, что никто нс будет исследовать их поступки, поэтому и сами остерегаются показать пример строгого следствия над своими подчиненными.

Макс Вебер статьи. Макс Вебер

Вебер Макс идеальный тип. Понятие идеального типа у Макса Вебера 01

Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог, историк, экономист и юрист. В своей методологии проводил разграничение опытного знания и ценностей; разработал концепцию «понимания», по которой социальное действие объясняется через истолкование индивидуальных мотивов, и теорию идеальных типов — абстрактных и произвольных мысленных конструкций исторического процесса. В происхождении западноевропейского капитализма решающую роль отводил протестантизму.

Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.

Вебер (Weber) Макс (1864— 1920) — немецкий социолог, разрабатывавший вопросы методологии социального познания, культурологии, экономики. Большое влияние на буржуазное обществоведение оказали его исследования по социологии религии и исторической роли протестантизма. Социально-философская концепция Вебера создавалась как альтернатива материалистическому пониманию истории. Он считал, что экономика не является основой социальной жизни, напротив, формы экономической деятельности зависят от культурных, прежде всего религиозно-этических, факторов. Плодотворное научное исследование общества, по Веберу, опирается на т. н. идеальные типы, которые не являются обобщением фактов или описанием действительности, а коренятся в господствующих в обществе ценностях и представляют собой гипотетические модели, позволяющие упорядочить эмпирический материал. «Капитализм» — такая характерная модель, смысл которой придает понятие духа капитализма, выражающегося в стремлении к экономической эффективности, прибыли, рациональной организации общественной жизни. В работах «Протестантская этика и дух капитализма» (1904—1905), «Хозяйственная этика мировых религий» (1916— 1919) и др. Вебер обосновывает мысль, что в практическом утверждении этих черт решающую роль сыграл протестантизм. Его историческую заслугу Вебер видит в следующем: 1) кальвинистское понимание предопределения к спасению избранных сделало деловой успех симптомом избранности и тем самым — эффективным стимулом к предпринимательской деятельности; 2) протестантизм санкционировал рационализацию производства и буржуазного политико-правового порядка; 3) протестантская (или «пуританская трудовая») этика утвердила в общественной практике такие типично буржуазные нормы и ценности, как бережливость, трудолюбие, расчетливость, честность в деловых отношениях, благоговейное отношение к собственности. Из всех мировых религий протестантизм в наибольшей степени соответствовал духу капитализма, с чем Вебер связывает быстрый культурно-экономический прогресс Западной Европы и США. В концепции Вебера религия обрела характер автономного и решающего фактора исторического развития.

Макс Вебер интересные факты.

Интересные факты из жизни Карла Мария фон Вебера

Макс Вебер интересные факты.

1. Небесный знак

В двенадцать лет Вебер сочинил свою первую комическую оперу "Сила любви и вина". Партитура оперы хранилась в шкафу. Вскоре самым непостижимым образом этот шкаф сгорел со всем его содержимым. Причем, кроме шкафа, ничего в комнате не пострадало. Вебер воспринял этот случай как "знак свыше" и решил навсегда отказаться от музыки, посвятив себя литографии.
Однако несмотря на небесное предостережение, страсть к музыке не проходила и в четырнадцать лет Вебер написал новую оперу "Немая лесная девушка". Опера была впервые поставлена в 1800 году. Потом ее довольно часто ставили в Вене, Праге и даже Петербурге. После такого весьма удачного начала музыкальной карьеры Вебер перестал верить в приметы и разные "знаки свыше".

2. Завистник № 1

Нелюбовь Вебера к чужой славе была поистине беспредельна. Особенно непримирим он был к Россини: Вебер постоянно рассказывал всем, что Россини совершенно бездарен, что его музыка - всего лишь мода, о которой забудут через пару лет…
- Этот выскочка Россини вообще не заслуживает даже того, чтобы о нем говорили! - сказал как-то Вебер.
- Передайте ему, что меня бы это очень устроило, - отозвался на это Россинни.

3. Девиз

Девизом творчества Вебера были знаменитые слова, которые композитор попросил поместить в виде собственного автографа на выпущенной гравюре с его портретом: "Вебер выражает волю Божью, Бетховен - волю Бетховена, а Россини… волю венцев"

4. Сам себе Сальери

В Бреславле с Вебером случился трагический случай, чуть не стоивший ему жизни. Вебер пригласил друга на ужин, и в ожидании его сел поработать. Замерзнув во время работы, он решил согреться глотком вина, но в полутьме отхлебнул из винной фляги, в которой отец Вебера держал серную кислоту для гравировальных работ. Композитор упал бездыханным. Друг Вебера тем временем запаздывал и пришел лишь с наступлением ночи. Окно композитора светилось, но на стук никто не отвечал. Друг толкнул незапертую дверь и увидел безжизненно лежащее на полу тело Вебера. Рядом валялась разбитая фляга, от которой шел едкий запах. На крики о помощи из соседней комнаты выбежал отец Вебера, вдвоем они отвезли композитора в больницу. К жизни Вебер был возвращен, однако рот и горло были страшно сожжены, а голосовые связки не действовали. Так Вебер потерял свой красивый голос. Всю дальнейшую жизнь он вынужден был говорить шепотом.
Одному из своих друзей он как-то сказал шепотом:
- Говорят, Моцарта погубил Сальери, Я же обошелся без него…

5. К сожаленью, день рожденья только раз в году…

Вебер очень любил животных. Дом его напоминал зоосад: охотничья собака Али, серая кошка Мауне, обезьянка-капуцин Шнуф и мног птиц окружали семейство музыканта. Любимцем был большой индийский ворон -каждое утро он важно говорил композитору: "Добрый вечер".
Однажды жена Каролина сделала ему поистине чудесный подарок. Специально ко дню рождения Вебера были сшиты костюмы для зверей, и наутро забавное шествие отправилось в комнату именинника - поздравлять!.. Али был превращен в слона с длинным хоботом и большими ушами, нопону ему заменяли шелковые носовые платки. За ним шла кошка, переодетая в осла, с парой домашних туфель вместо мешков на спине. Следом ковыляла обезьянка в пышном платье, у нее на голове кокетливо подпрыгивала шляпа с большущим пером…
Вебер по-детски запрыгал от радости, и тут началось нечто невообразимое: он забыл про свои болячки, неудачи и даже про композиторов-конкурентов…Животные и счастливый Вебер носились по стульям и столам, а серьезный ворон бесконечное количество раз сказал всем:
- Добрый вечер!
Жаль, что Россини этого не видел…

6. Гадкий ангел

Когда "Волшебный стрелок" был поставлен в Праге, главную женскую партию пела Генриетта Зонтаг - очень маленькая, очаровательная и чрезвычайно робкая певица. Это была девушка ангельской красоты, однако Веберу она не слишком нравилась из-за робости и неуверенности.
- Хорошенькая девочка, но пока довольно тоненькая, - разводил руками композитор.

7. Тонкости критики

В парижских газетах время от времени появлялись восторженные похвалы величайшему из величайших маэстро всех времен и народов - Веберу. Причем хвалебные статьи неизвестного автора были написаны со знанием всех тонкостей музыки композитора. И не удивительно, ведь эти дифирамбы Веберу пел… сам Вебер.

8. Маэстро и его дети

Вебер был настолько влюблен в себя, что с согласия жены трое из его четверых детей были названы именами отца-композитора: Карл Мария, Мария Каролина и Каролина Мария .

Макс Вебер политические взгляды. Политические взгляды

На протяжении своей относительно короткой жизни Вебер был свидетелем объединения Германии во второй половине XIX в. под руководством Бисмарка и интенсивного перехода германского капитализма в государственно-монополистическую фазу. Но ему пришлось увидеть и почти полную потерю Германией своей политической роли после первой мировой войны. Это обстоятельство существенно повлияло на политические взгляды ученого.

Хорошо известно, что в идеологии либерализма личности и ее свободе приписывалось универсальное, всемирно-историческое значение. Классическая немецкая литература и философия отражала эту общую мировоззренческую установку. Система образования, сложившаяся в Германии в начале XIX в., тоже укрепляла гуманистические стремления буржуазии и ее литературных и политических представителей. Но поражение в революции 1848--1849 гг. и социальная и политическая неустойчивость в эпоху Бисмарка придали гуманитарным стремлениям немецкой буржуазии консервативно-охранительную форму.

После объединения Германии господствующими сословиями в ней стали крупные землевладельцы-юнкеры, армия, офицерский корпус и государственная бюрократия. Поэтому понятия свободы, чести, долга, совести, служения народу -- фетиши немецких философов от Канта до Гегеля -- переплелись с материальными интересами и политическими установками господствующих сословий. Речь идет о послушании старшим по возрасту, чину и положению, требовательности и патернализме господ в отношении подчиненных: «Политическая мысль Германии отличается удивительным парадоксом. С одной стороны, в ней осталось еще очень много романтизма и возвышенного идеализма. С другой стороны, политическая мысль Германии отличается таким реализмом, который граничит с цинизмом и абсолютным пренебрежением к каким бы то ни было идеалам и моральным принципам. Но прежде всего бросается в глаза поразительная тенденция связывать оба указанных элемента в одно целое. В результате получается грубый, брутальный романтизм и романтический цинизм». Вебер не вышел за пределы этой тенденции. Она и объясняет, в конечном счете, связь либеральных и консервативных установок в его мировоззрении.

Макс Вебер социология ПРАВА. «В.А. Глазырин ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ МАКСА ВЕБЕРА В статье рассматривается социологическая концепция ПРАВА выдающегося немецкого социолога. Несмотря на то что М. Вебер является ...»

В.А. Глазырин

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ МАКСА ВЕБЕРА

В статье рассматривается социологическая концепция права выдающегося

немецкого социолога. Несмотря на то, что М. Вебер является одним из классиков

правовой социологии, его идеи в области познания права и правоотношений в

научной литературе раскрыты далеко не в полной мере. Обычно они излагаются

в разрозненном виде, что не позволяет составить целостное представление о

веберовской социологии права.

Цель работы заключается в том, чтобы раскрыть основные положения социологии права М. Вебера, составляющие ее «смысловое ядро». Автором раскрывается социологическая интерпретация права в рамках веберовской понимающей социологии, приводится определение права немецкого социолога в контексте объяснения им легального порядка, рассматривается веберовская концепция формально-рационального права, а также анализируется веберовский подход познания правовых институтов в социальной системе.

Социология права — одна из отраслей социологии, начало формирования которой уходит во вторую половину XIX в. (Бачинин 2001: 212–279; Глазырин 2003). Однако в социологической науке она до сих пор находится в положении «золушки», т. к.

воспринимается многими профессиональными социологами как второстепенное знание — притом, что сфера права и правоотношений является неотъемлемой частью любого общества, за исключением архаического. Современное общество не существует вне его правовых характеристик. Так, рассматривая социальную структуру общества, нельзя не обращать внимания на описание его правовой структуры. Среди совокупности социальных институтов обязательно надо выделять институты права. Составной частью процесса социализации личности является ее правовая социализация, сознание индивидов включает в себя правосознание и правовые установки, социальный статус личности содержит характеристику ее правового статуса, правонарушения и преступные деяния являются видами социальных девиаций и т. д. Одним из важнейших аспектов культуры является правовая культура. Право «пронизывает» социум на макро- и микроуровнях его организации. А правовые изменения — это часть социальных изменений. Одного этого перечня правовых компонентов общества вполне достаточно, чтобы понять, что в социологии право и его институты являются обязательными объектами познания.