Добро это в философии. Философский аспект добра и зла
Добро это в философии. Философский аспект добра и зла
Философия – это наука, которая внимательней всех рассматривает понятие добра. Если быть точнее, то им занимается этика – философский раздел.
Добро и зло – это две крайности , возведенные в категории, так как имеют сверх важное значение в устройстве мира. Они идут рука об руку и не могут существовать раздельно. Знали бы мы, что такое добро, если бы не существовало зла? Нет. Все познается в сравнении.
С точки зрения этики, добро – это эталон , который соответствует морально-нравственным нормам, правилам, принятым в социуме и ожидаемым людьми друг от друга.
Бить людей плохо, помогать – хорошо. Ложь, предательство (что это?) , грабеж относятся к категории зла. Проявление милосердия (что это?) , прощение, сочувствие к другим – отвечают этическим принципам.
Таким образом, добром является все, что оценивается человеком положительно.
Мы все хотим жить хорошо, быть счастливыми и избегать страданий. Стремление к добру заложено в человеке изначально. Но если все вокруг хотят добра и мира, откуда берется зло ? Кто его порождает?
Ответ на этот вопрос прост: каждый человек имеет субъективное восприятие мира – не такое, как у других. Мы оцениваем реальность со своей колокольни, согласно своим убеждениям и ценностям. Что для меня добро, для моих соседей – зло: я слушаю громко любимую музыку, чтобы поделиться ею с теми, кто живет за стеной. Это ведь добрые помыслы? Но живущие рядом люди почему-то так не думают: они не любят тяжелый рок и считают меня бессовестным и наглым.
А как насчет эвтаназии (врачебное убийство больного человека, обреченного на смерть)? С одной стороны, это лишение жизни, убийство, зло – как ты его не приукрашивай, но с другой – человека избавляют, таким образом, от бессмысленных страданий, хотят сделать, как лучше для него. Он все равно бы умер, но позже и «вдоволь» намучившись от боли.
Именно по этой причине добро не существует без зла : все относительно.
Также субъективны понятия свободы , справедливости, равенства и других. У всякой медали две стороны.
Здоровье это в философии. Понятие здоровья в философии
Здоровье человека — это одно из наиболее сложных, многозначных понятий в науке. Прямой и однозначный ответ на вопрос, что такое здоровье, найти едва ли возможно. Проблема заключается прежде всего в том, что представления о здоровье всегда относительны, историчны. Поэтому любая попытка дать полную формулировку данного понятия ограничивается культурными, социальными, историческими нормами, свойственными данной эпохе.
Одним из самых ранних определений здоровья считается то, которое сформировалось в античный период и принадлежит Алкмеону. Он определил его как гармонию или равновесие противоположно направленных сил, в качестве которых выступают первоэлементы, составляющие природу человека и определяющие различные состояния (влажное и сухое, теплое и холодное и т.д.). Исключительное господство одного из элементов губительно для того целого, в состав которого он включен. Из этого следует вывод о том, что болезнь — господство одного элемента над другими, а здоровье — это гармония, равновесие элементов.
Наиболее «психологичное», на наш взгляд, определение дано Цицероном. Здоровье автор определяет через «правильное» соотношение различных душевных состояний.
Принцип соотношения как основа здоровья рассматривается также Гиппократом, но его подход отличается «физиологизмом». Он определяет здоровье как «правильное» смешение соков человеческого организма. Отсюда болезни — это неправильное смешение основных жидкостей, входящих в состав тела человека (это кровь, флегма, черная и желтая желчь). Поэтому здоровье возможно только при условии, что все эти части смешиваются равномерно. Постулаты Гиппократа положили начало современной медицинской традиции.
Положения Цицерона и Гиппократа характеризуются полярностью, так как каждое из них игнорирует одну из важных оставляющих человека — или душевную, или телесную.
Платон попытался учесть обе эти составляющие, сформулировав наиболее полное определение. По его мнению, здоровье требует «согласия противоположностей» и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного.
Автор указывает на то, что душевное и телесное взаимоо- граничивают друг друга. Душа удерживает тело, а тело — душу в отведенных им границах, препятствуя чрезмерности и сдерживая слепые порывы, увлекающие их в беспредельность, т.е. в хаос. Он проводит аналогию и выдвигает в качестве образца высшей упорядоченности строение самой Вселенной, как бы напоминая человеку, что он ее подобие. Именно Вселенная, которая мыслится Платоном как «единое живое существо», должна стать для человека примером в поддержании здоровья.
Таким образом, для того чтобы быть здоровым в античном понимании, мало совершенствовать тело или гармонизировать душу, необходимо стремиться к их оптимальному взаимодействию. Проведенное Платоном сопоставление внутренней согласованности человека со Вселенной, легло в основу философии стоицизма.
Стоики значительно дополнили античную концепцию здоровья. Их основной постулат заключается в том, что здоровье — это не только равновесие души и тела, но и жизнь в согласии с Природой, что является главным. Поэтому для сохранения и поддержания здоровья необходимо, чтобы тело и душа подчинялись Единому Порядку природы, так как именно это определяет внутренний порядок существования человека.
Согласие с Природой требует от человека определенного душевного настроя, к которому можно прийти только путем длительной работы над собой. Кроме этого, человек должен обладать определенными качествами, которые отражены в следующих характеристиках.
Первая из них заключается в том, что здоровый и благополучный человек, живущий в согласии с Природой, характеризуется здравомыслием, или разумением.
Здравомыслие рассматривается как разумное упорядочивание, согласование ежедневных поступков человека, его чувств, отношений. Здравомыслящий человек действует на основе разумения, которому подчинены все движения души. Поэтому здравомыслие можно определить как способность применять разум для решения жизненных проблем, с которыми человек сталкивается ежедневно. Отсутствие или неразвитость здравомыслия (неразумие) часто отождествляется с безумием, расценивается как недуг, а иногда и как один из злейших человеческих пороков. Именно неразумие делает человека заложником слепых страстей, случайных обстоятельств, дурных влияний, ввергая его в болезненное состояние смятения духа, тогда как здравомыслие необходимо для поддержания душевного равновесия и внутренней свободы, без которых невозможна здоровая человеческая жизнь. Только здоровье разума (а не тела) приводит жизнь человека к упорядоченности, так как тело, вылечив однажды, может заболеть снова, а разум, вылеченный однажды, излечивается навсегда.
Долг это в философии. Долг (философия)
Поделись знанием:
Долг — внутренне принимаемое ().
Долгом может называться обязательствоили группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или). Чаще всего в качестве долга рассматриваетсяобязательство (,) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.
Долг изучает философская дисциплина.
.
Наибольшую значимость понятие долга приобретает в, особенно в. По Канту, долг — это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Долг позволяет индивиду быть нравственным. Стремление исполнить долг — это стремление человека к счастью.