Век толп Московичи анализ. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи
- Век толп Московичи анализ. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи
- Связанные вопросы и ответы
- Московичи век толп. Век толп
- Свойства толпы. Классификация толпы
- Герои и толпа социология. Статья «Толпа и герои». Анализ
- Публика по Московичи. Московичи, Серж
- Московичи век толп конспект. Реферат: Московичи С. Век толп
Век толп Московичи анализ. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи
В настоящее время стремительно возрастает динамизм общественного развития во всем мире и особенно в нашей стране. Субъектами и вместе с тем объектами такого развития в разной степени являются конкретные люди и их группы, преследующие определенные цели, движимые различными мотивами, осуществляющие те или иные виды активности (деятельность, поведение, общение, созерцание, психическое как непрерывный, недизъюнктивный процесс и т. д.).
Субъект — это человек, люди на высшем уровне активности, целостности (системности), автономности и т. д. В самом полном и широком смысле слова субъектом является все человечество в целом, представляющее собой противоречивое единство субъектов иного уровня и масштаба: государств, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом. Столь разные общности людей изучаются различными общественными и гуманитарными науками. Среди них исключительную актуальность в нашей стране приобретает сейчас, в частности, социальная психология — как фундаментальная, так и прикладная. Без ее интенсивного развития и использования на практике невозможно успешно решить важнейшие и труднейшие задачи по реформированию России (что, конечно, не умаляет значения остальных наук). Однако сама социальная психология до недавнего времени находилась у нас в катастрофическом положении (подобно психоанализу, психотехнике, педологии и др.). С середины 30-х годов — по мере «сталинизации» Советского Союза — она была запрещена, поскольку тоталитаризм (сталинизм, неосталинизм) не заинтересован в самопознании «социалистического» общества, хотя уже тогда делалось очень много официальных деклараций о необходимости изучать роль народных масс в истории. В итоге наша наука несет до сих пор не восполнимые потери. Например, мы уже никогда не сможем полностью восстановить научную картину социальной активности (действий, поступков, настроений, сознания, бессознательного и т. д.) широких слоев населения, потому что в течение нескольких десятилетий нельзя было проводить соответствующие теоретические, эмпирические и прикладные исследования.
Связанные вопросы и ответы:
1. Какие факторы влияли на психологию толпы в Москве в XIX веке
- В XIX веке на психологию толпы в Москве влияли социальные неравенства, экономические проблемы и политические изменения. Также важную роль играло развитие промышленности и увеличение населения города, что способствовало формированию больших толп людей.
- Влияние церкви и религиозных обществ также оказывало воздействие на психологию толпы, формируя общественные настроения и поведение большого количества людей.
- Культурные события, такие как выставки, концерты и театральные постановки, тоже могли собирать большие толпы, влияя на их общее настроение и атмосферу.
- Время работы и отдыха, уровень образования и доступ к информации также оказывали влияние на формирование психологии толпы в Москве в XIX веке.
- Важно также учитывать исторические события и политическую ситуацию в стране, которые могли повлиять на поведение и настроение толпы в Москве.
2. Какие методы анализа использовались для изучения поведения толп в Москве в XIX веке
- Для изучения поведения толп в Москве в XIX веке использовались методы социологии, психологии и исторического анализа.
- Наблюдение за массовыми мероприятиями и сбор данных о поведении людей в таких контекстах помогало выявить закономерности и особенности психологии толпы.
- Также проводились опросы и интервью с участниками толповых событий, чтобы понять их мотивацию и эмоциональное состояние.
- Исторические архивы и документы также предоставляли информацию о поведении толп в Москве и их воздействии на общество.
- Методы количественного и качественного анализа данных позволяли установить тренды и закономерности в поведении толп в разные периоды XIX века в Москве.
3. Каковы были основные черты психологии толпы в Москве в XIX веке
- Основными чертами психологии толпы в Москве в XIX веке были эмоциональная подвижность, сугубо инстинктивная психология и склонность к имитации.
- Толпа в большинстве случаев подвергалась общему воздействию, что формировало единую психологию и поведение.
- Чувство собственной личности было менее выражено в толпе, что способствовало усилению эмоций и действий, принимаемых коллективом.
- Важным аспектом была иррациональность и непредсказуемость поведения толпы, что делало ее особенно опасной или массовых мероприятиях.
- Также важной чертой психологии толпы было стремление к лидерству и подчинению внешним авторитетам или идеям, что также сказывалось на коллективном поведении.
4. Каким образом влияли на сознание толпы в Москве в XIX веке социальные и экономические изменения
- Социальные и экономические изменения в XIX веке в Москве оказывали значительное влияние на сознание толпы.
- Увеличение населения и индустриализация способствовали формированию новых социальных групп и классов, что приводило к конфликтам и сопротивлению в толпе.
- Экономические кризисы и неравенства создавали напряженную обстановку и нестабильность, что могло выливаться в массовые выступления и бунты.
- Развитие образования и культуры также оказывало воздействие на сознание толпы, формируя новые ценности и установки в обществе.
- Экономические изменения также влияли на способы выражения мнений и протеста в толпе, что можно было наблюдать на улицах Москвы в XIX веке.
5. Какие роли играли религия и церковь в формировании психологии толпы в Москве в XIX веке
- Религия и церковь играли значимую роль в формировании психологии толпы в Москве в XIX веке.
- Церковные обряды и общественные события влияли на общие настроения и эмоциональное состояние верующих, что могло быть передано и на толпу.
- Христианские ценности и убеждения формировали моральные нормы и стандарты поведения, которые отражались на действиях толпы.
- Проповеди и религиозные идеи также могли служить для объединения людей в толпы и формирования единого мировоззрения.
- Религиозные лидеры и общественные деятели играли важную роль в формировании психологии толпы, влияя на ее религиозные убеждения и поведение в целом.
6. Какими способами можно современно проанализировать век толп в Москве и извлечь из этого уроки для настоящего времени
- Современные методы анализа данных и исследований позволяют более глубоко изучать психологию толпы и ее воздействие на общество.
- Анализ социальных сетей, массовых мероприятий и новостных потоков помогает выявить тренды и закономерности в поведении толпы в современной Москве.
- Использование методов психологического тестирования и интервью с участниками толповых событий позволяет лучше понять их мотивацию и эмоциональное состояние.
- Изучение исторических архивов и документов также позволяет найти параллели между поведением толп в XIX веке и современностью.
- Важно извлечь уроки о том, как предотвращать застой и конфликты в толпах, а также как стимулировать конструктивное поведение и созидание в коллективе в современной Москве.
Московичи век толп. Век толп
Монография выдающегося современного психолога Франции, автора теории социальных представлений Сержа Московичи.
В книге подробно анализируются и разрабатываются психологические теории толпы Г. Лебона, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Социальный феномен масс, растворение в них индивида, поведение вождя масс - основные положения психологии толп - С. Московичи умело иллюстрирует примерами взаимоотношения толпы и ее лидера: Ю. Цезаря, Робеспьера, Наполеона, Ленина, Муссолини, Сталина, Гитлера, Мао, Тито, Де Голля и других выдающихся политиков.
Отрывок из произведения:
В настоящее время стремительно возрастает динамизм общественного развития во всем мире и особенно в нашей стране. Субъектами и вместе с тем объектами такого развития в разной степени являются конкретные люди и их группы, преследующие определенные цели, движимые различными мотивами, осуществляющие те или иные виды активности (деятельность, поведение, общение, созерцание, психическое как непрерывный, недизъюнктивный процесс и т. д.).
Субъект — это человек, люди на высшем уровне активности, целостности (системности), автономности и т. д. В самом полном и широком смысле слова субъектом является все человечество в целом, представляющее собой противоречивое единство субъектов иного уровня и масштаба: государств, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом. Столь разные общности людей изучаются различными общественными и гуманитарными науками. Среди них исключительную актуальность в нашей стране приобретает сейчас, в частности, социальная психология — как фундаментальная, так и прикладная. Без ее интенсивного развития и использования на практике невозможно успешно решить важнейшие и труднейшие задачи по реформированию России (что, конечно, не умаляет значения остальных наук). Однако сама социальная психология до недавнего времени находилась у нас в катастрофическом положении (подобно психоанализу, психотехнике, педологии и др.). С середины 30-х годов — по мере «сталинизации» Советского Союза — она была запрещена, поскольку тоталитаризм (сталинизм, неосталинизм) не заинтересован в самопознании «социалистического» общества, хотя уже тогда делалось очень много официальных деклараций о необходимости изучать роль народных масс в истории. В итоге наша наука несет до сих пор не восполнимые потери. Например, мы уже никогда не сможем полностью восстановить научную картину социальной активности (действий, поступков, настроений, сознания, бессознательного и т. д.) широких слоев населения, потому что в течение нескольких десятилетий нельзя было проводить соответствующие теоретические, эмпирические и прикладные исследования.
Свойства толпы. Классификация толпы
виды толпы. Стихийная толпа . Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица. Ведомая толпа . Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером. Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу.
Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов. Окказиональная толпа . Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.). Конвенциональная толпа . Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения. Экспрессивная толпа . Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.) Экстатическая толпа . Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.). Действующая толпа . Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды. 1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п. 2. Паническая толпа . Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности. 3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, и т.п.). 4. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.
Герои и толпа социология. Статья «Толпа и герои». Анализ
Интерес русского исследователя к проблеме поведения человека в толпе и возникновение самой концепции «героев и толпы» имели свои социокультурные основания. Известное постреформенное разочарование русской либерально-демократической интеллигенции, развитие политически оппозиционных настроений, предчувствие смены образа жизни и всего культурного контекста под натиском бурного становления капитализма в России, наступление «века масс» взамен ожидаемой эпохи «просвещенного народа» -- все это отражается в мировоззрении Н.К. Михайловского (уже отошедшего к этому времени от идей народничества). Его взгляд на будущее России лишается прежнего оптимизма. И эту перемену сам мыслитель в значительной степени связывает с наличной общественной ситуацией, когда «под покровом толков о народе началась самая гнусная, самая возмутительная травля на интеллигенцию, а вместе с нею и на просвещение вообще». Обращение к проблематике «героев и толпы» имело для него прежде всего личностный смысл, так как именно в эпоху реакции, когда каждый «засосан мелкой и узкой действительностью», актуализируется извечное человеческое стремление к идеалу. Для Михайловского и близкого ему поколения русской интеллигенции, в известной мере увлеченной анализом объективных причин социальных явлений и «естественно-научных» оснований прогресса, таким идеалом выступало активное вмешательство, противопоставление личности, воодушевленной сознательно намеченными и нравственными целями, «естественному ходу вещей». Именно поэтому тема «героев и толпы» стала для исследователя рефлексией положения того поколения русской либерально-демократической интеллигенции, которое в 1880--1990-е гг. оказалось наиболее чувствительным к тому, что в русской общественной жизни «слова остались, животворящий дух исчез».
Публика по Московичи. Московичи, Серж
Серж Московичи | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Serge Moscovici | |||||||||
Дата рождения | 14 июня 1925 ( 1925-06-14 ) | ||||||||
Место рождения | Брэила , Королевство Румыния | ||||||||
Дата смерти | (89 лет)|||||||||
Место смерти | Париж , Франция | ||||||||
Страна | Научная сфера | Социальная психология | Место работы | Альма-матер | Парижский университет | Награды и премии | | Серж Моско́вичи ( фр. Serge Moscovici — Московиси́ ; первоначальное имя Срул-Герш Моско́вич ( рум. Srul Herş Moscovici ); 14 июня 1925 , Брэила — 16 ноября 2014 , Париж ) — французский психолог, автор работ в области социальной психологии ; глава лаборатории социально-психологических исследований в Высшей школе социальных исследований при Парижском университете. С 1963 года президент Европейской ассоциации экспериментальной психологии, с 1979 года директор Европейской лаборатории социальной психологии, которую он основал в 1975 году. Серж Москович родился под именем Срул-Эрш Москович в валашском городе Брэила в семье торговца зерном. Вырос в Кагуле на юге соседней Бессарабии , которую впоследствии считал своей родиной. В середине 1930-х годов семья переехала в Галац , а затем в Бухарест , где исключённый в 1938 году из лицея в силу нововведённых антисемитских законов Москович поступил учиться на механика в профессиональное училище «Ciocanul». В 1939 году стал членом Румынской коммунистической партии . Во время войны , как еврей , был интернирован в лагерь на принудительные строительные работы, с 1944 года (после освобождения) работал сварщиком на бухарестском заводе « Malaxa ». В следующем году был арестован в Араде по подозрению в участии в подпольной сионистской организации, переведён для суда в Тимишоару . В 1947 году Москович нелегально покинул Румынию и после кратковременного пребывания в лагере для беженцев в Италии поселился в Париже, где окончил Парижский университет . В 1969-78 гг. профессор École Polytechnique в Париже. В 1972-80 гг. профессор антропологического департамента Университета Париж Дидро . В 1980-95 гг. приглашённый профессор Нью-Йоркской школы социальных наук. Член Европейской АН (1990), Нью-Йоркской АН (1992). Почётный член Венгерской АН (1998). Кавалер ордена Почётного легиона (1989). Почётный доктор ун-тов Женевского (1980), Глазго (1982), Брюссельского (1994), Болонского (1998) и др. Сын Сержа Московичи, Пьер Московиси (р. 1957) — министр по европейским делам в правительстве Лионеля Жоспена , вице-президент европейского парламента (с 2004 года ). Все — под именем Серж Московичи .
|