Психология восприятия цвета и формы. Психология света, цвета, формы и звука
- Психология восприятия цвета и формы. Психология света, цвета, формы и звука
- Связанные вопросы и ответы
- Психология эмоций. Вопро. Психология эмоций.
- Историческая Психология. Культурно-историческая Психология
- Психология внимания. Свойства внимания в психологии
- Виды воображения. Виды, функции и процессы воображения
Психология восприятия цвета и формы. Психология света, цвета, формы и звука
1.1 Психология цвета в рекламе
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека.
Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:
• вызывают психологическую реакцию:
• подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;
• имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;
• прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.;
• "взывают" к чувствам: придают объемность среде и предметам.
Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света "поглощаются" нервной системой и только 20% — зрением. Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность цветовых и пространственных решений. Все продумано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель — привлечь внимание, заинтересовать рекламируемым товаром. Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Влияние цвета на потребительский выбор можно проиллюстрировать следующим экспериментом. Домохозяйкам дали дегустировать четыре чашечки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не знали. Результаты: 75% испытуемых отметили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, по их мнению, слишком сильный. Около 85% испытуемых сочли кофе, стоящий рядом с красной коробкой, самым ароматным и вкусным. Почти все утверждали, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а тот, что стоял рядом с желтой коробкой — слабый.
Связанные вопросы и ответы:
1. Каким образом цвет влияет на наше психическое состояние и эмоции
Ответ: Цвета оказывают различное воздействие на наше подсознание и эмоциональное состояние. Например, красный цвет может вызвать чувство страсти и энергии, в то время как синий цвет часто ассоциируется с спокойствием и покоем. Психология цвета используется в маркетинге, дизайне и даже в психотерапии для создания определенного настроения или эмоционального ответа у людей.
2. Какая связь между цветом и нашими обычными повседневными решениями
Ответ: Цвет влияет на наше поведение и принятие решений. Например, одни цвета могут стимулировать аппетит, тогда как другие могут усилить чувство спокойствия или концентрации. Изучение влияния цвета на поведение людей помогает в создании эффективных рекламных кампаний, дизайнерских решений и даже организации рабочих пространств.
3. Как форма объекта влияет на наше восприятие его цвета
Ответ: Форма объекта может влиять на восприятие его цвета за счет оптических иллюзий или игры света. Например, один и тот же цвет может восприниматься по-разному на различных формах: на круглом объекте цвет может казаться более ярким, чем на угловатом. Это явление изучается в психологии восприятия как один из аспектов визуального восприятия.
4. Каким образом цвет и форма объектов влияют на наше внимание
Ответ: Цвет и форма объектов могут привлечь наше внимание и оказать влияние на нашу концентрацию. Например, яркий цвет или необычная форма могут выделить объект среди других и привлечь внимание к нему в первую очередь. Это применяется, например, в рекламе или веб-дизайне для создания эффективного и запоминающегося визуального контента.
5. Как цвет и форма влияют на наше восприятие пространства
Ответ: Цвет и форма объектов могут создавать определенную глубину и перспективу в пространстве, влияя на наше визуальное восприятие. Например, вертикальные линии могут создать впечатление более высокого потолка, а холодные цвета могут сделать комнату визуально более просторной. Изучение влияния цвета и формы на восприятие пространства помогает создавать гармоничные и функциональные интерьеры.
6. Каким образом психология восприятия цвета и формы может быть применена в повседневной жизни
Ответ: Психология восприятия цвета и формы может быть использована для создания комфортной и эффективной обстановки как дома, так и на работе. Выбор цветовой гаммы и формы мебели и предметов интерьера может оказать влияние на наше настроение, продуктивность и общее благополучие. Понимание принципов психологии восприятия помогает нам делать осознанные выборы в дизайне и организации пространства вокруг себя.
Психология эмоций. Вопро. Психология эмоций.
Общая характеристика эмоций, их виды и функции.
Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами человека и отражение в форме непосредственных субъективных переживаний, значимо действующих на человека объектов и явлений. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, позволившее живым организмам определять биологическую значимость состояния самого организма и внешних воздействий. Таким образом, эмоции по своему происхождению представляют собой форму видового опыта, т.е. ориентируясь на них, человек совершает необходимые действия (избегание опасности, продолжение рода), целесообразность которых может оставаться для него скрытой. Существовали различные концепции возникновения эмоций.
В.Вундт считал, что в психике человека можно выделить около 50 тыс. ощущений, а чувств можно выделить еще больше. При этом он полагал, что можно выделить 6 главных компонентов чувственного процесса, чувства можно описать при помощи 3-х основных измерений: удовольствие – неудовольствие; возбуждение – успокоение; напряжение – разряжение.
Титченер различал эмоции (радость, заботу, ненависть, настроение, веселость, беспокойство, удрученность) и сложные чувства (интеллектуальные, религиозные, эстетические). Известными является биологическая теория эмоций Анохина и информационная теория Симонова. Отечественные психологи подчеркивали значимость физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов.
Павлов различал 2 вида эмоциональных процессов, процессы связанные с подкоркой (собственно эмоции) и процессы, связанные с корой (чувства). В отечественной психологии считается, что эмоциональные процессы включают в себя 2 аспекта: 1. Аспект отражения, т.е. эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объектов для субъектов. 2. Аспект отношения, т.е. эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к миру.
Рубинштейн считал, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивов). Это означает, что мотивы могут открываться, представляться человеку в виде переживаний, которые сигнализируют ему о значимости объекта и побуждают его к активной деятельности. Эмоции могут возникать под влиянием внешних воздействий или процессов, которые происходят в самом организме. Факторы, вызывающие эмоциональный процесс подразделяют на 3 класса: 1. Факторы, которые могут вызвать эмоцию, вследствие врожденной чувствительности к ним организма (натуральные или безусловные раздражители) (сверхсильные звуки, человек может быть неприятным, негативные реакции, скрип по стеклу). 2. Факторы, которые приобрели способность вызывать эмоцию, вследствие того, что они стали сигналами важных для субъекта событий (еда для гурманов значима, на Востоке ритуал чаепития). 3. Факторы, которые приобрели способность вызывать эмоцию, вследствие того, что они соответствуют или противоречат приобретенном в опыте информации (познавательную структуру).
Историческая Психология. Культурно-историческая Психология
Культурно-историческая психология имеет два существенно отличающихся друг от друга направления. Первое — это марксистское направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским в конце 1920-х годов, и, в результатеэтого научного деятеля, зачастую в существенно искаженном виде развиваемое его самопровозглашенными учениками и последователями как в России, так и во всём мире. И второе - созданное на основе исследований деятельности и возрастного развития человека, которое сформировалось на протяжении ряда десятилетий советской и пост-советской поры. Тем не менее, первый академический учебник по культурно-исторической психологии, The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology , вышел лишь в 2014 году в издательстве Кембриджского университета.
Несмотря на то, что обозначение «культурно-историческая теория» (или «культурно-историческая школа») никогда не встречалось в текстах самого Выготского, а было введено в обращение в критических работах 1930-х годов с обвинительной и разоблачительной целью, это название впоследствии прижилось и среди ряда научных деятелей, позиционировавших себя последователями Выготского, и получило распространение в первую очередь в их публикациях. Дальнейшее распространение в странах Северной Америки и Западной Европы выражение «культурно-историческая теория» получило в контексте деятельностного подхода под названием: «культурно-историческая теория деятельности» ( cultural-historical activity theory , CHAT ), ближайшим аналогом которой в русскоязычной традиции является выражение «школа Выготского-Леонтьева-Лурии», однако допущение о существовании такого научного направления подвергается значительной критике в целом ряде публикаций. Серия исследований последних десятилетий указывает на многочисленные проблемы также и в западной «выготскианской» традиции.
Представители «культурно-исторической психологии» постулируют принципиально неадаптивный, целенаправленный и социальный характер и механизмы развития психологических процессов.
Декларируя изучение сознания (и его онтогенетического развития) человека основной проблемой психологического исследования, культурно-историческая психология, по оригинальному замыслу Выготского, изучает роль опосредования ( опосредствование, mediation ) и культурных медиаторов, таких как знак и слово, в развитии высших психологических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях. По положению дел на начало XXI века, оригинальный замысел Выготского так и не был реализован, а интегративная «вершинная психология» человека в его социо-биологическом развитии так и не была построена.
|
Психология внимания. Свойства внимания в психологии
Внимание объединяет интеллектуальные и сенсорные процессы мозга, способствующие концентрации и изучению какого-либо объекта или явления. В психологии виды и основные свойства внимания широко используются для повышения обучаемости и восприятия информации у детей и взрослых.
Основные свойства внимания в психологии
Свойства внимания и их характеристика относятся к одной из важных тем изучения психических и интеллектуальных способностей человека. От этих качеств во многом зависит деятельность и работоспособность каждого из нас.
Свойства внимания в психологии являются одним из инструментов понимания поведенческих и психических факторов, которые влияют на процесс и способность получения и восприятия различной информации. К свойствам внимания относятся такие характеристики:
- Устойчивость внимания – это индивидуальная особенность человеческой психики, которая характеризуется способностью определенное время сосредотачиваться на одно объекте. У каждого человека это свойство различно, но его можно тренировать, чтобы добиться более высоких результатов в изучении предметов и достижении цели.
- Концентрация – способность не только долгое время удерживать внимание на одном предмете, но и максимально отключаться от посторонних объектов (звуков, движения, помех). Противоположным качеством концентрации является рассеянность.
- Сосредоточенность – логическое продолжение концентрации. Это сознательный процесс, при котором человек целенаправленно вникает в изучение того или иного объекта. Этот фактор имеет большое значение в интеллектуальной и творческой работе человека.
- Распределение – субъективная способность человека удерживать одновременно некоторое количество объектов одновременно. Наиболее показательно проявляется в общении, когда человек может слышать сразу нескольких собеседников и удерживать под контролем диалог с каждым из них.
- Переключаемость – индивидуальная возможность личности переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Скорость переключения и способность быстро перестраивать внимание, например, с чтения на диалог с преподавателем является важным инструментом обучаемости и в дальнейшем в рабочих моментах.
- Объем – способность человека направлять и удерживать определенное количество объектов в минимальный период времени. С помощью специальной аппаратуры было доказано, что в одну долю секунды человек может удерживать во внимании конкретное число (4-6) субъектов.
Виды воображения. Виды, функции и процессы воображения
Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.
Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и, что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в соответствии с ними в конкретной ситуации. Посредством памяти он использует свой прошлый опыт. Но поведение человека может определяться не только актуальными или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей присущи в будущем. Благодаря такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.
Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не принимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.
Воображение и мышление — процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества.
Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения”
Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.
Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.
Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.