Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Ораторское искусство и риторика. Понятие ораторское искусство и риторики

30.10.2019 в 01:54

Ораторское искусство и риторика. Понятие ораторское искусство и риторики

В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. ХХI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где ведущую роль будет играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности.

Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми. Как отмечал Б. Шоу, государство - сообщество разумных индивидов, наделенных «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Всякое руководство на любом участке в значительной мере вершится через общение, через контакты с людьми. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая наука - риторика. Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что ее называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца и поэта. Цицерон говорил, что «есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора». Об этом же говорил и Плутарх: «Искусство речи как бы второе тело, орудие, незаменимое для мужа, который не намерен прозябать в ничтожестве и безделии».

Курсы ораторского мастерства. Риторика и ораторское искусство

Ораторское искусство – это не просто способность много и красиво говорить. Хороший оратор должен владеть основами психологии и актёрского мастерства, философии и аналитики. Основная его цель – не просто донести до собеседника определённую информацию, но и вызвать интерес у аудитории, побудить слушателей к совершению тех или иных действий.

10 основных правил риторики

В риторике выделяют 10 составляющих, которые влияют на качество речи и лежат в основе ораторского мастерства.

Объективность

Не следует преподносить собственные убеждения, как непреложную истину. Речь выступающего должна быть непредвзятой, а информация правдивой;

Лаконичность

Длинный, содержащий много второстепенной информации монолог, вызывает раздражение и негативную реакцию окружающих. Текст выступления должен быть достаточно кратким и лаконичным, при этом оставаясь содержательным и информативным;

Ясность

Ясность – это способность объяснять сложные вещи простыми словами, преподносить информацию в понятной для собеседника форме;

Образность

Использование в качестве примеров реальных жизненных ситуаций, сравнения и сопоставления, вызывает у слушателя ассоциации с привычными, хорошо знакомыми вещами. Возникающие при этом чувства и эмоции упрощают восприятие информации и делают речь более запоминающейся;

Целесообразность

Основная мысль сказанного должна легко улавливаться и быстро запоминаться;

Напряжение

Собеседника нужно увлечь, заинтересовать, и, сохраняя интригу и повышая градус напряжения, постепенно подводить его к кульминации повествования;

Неожиданность

Нестандартный подход и свежий взгляд на ситуацию повышают интерес аудитории к оратору и его выступлению;

Насыщенность

Не следует нагружать слушателя обилием сложных для восприятия терминов и формулировок, их необходимо чередовать с простой и доступной для понимания информацией;

Комический эффект

Юмор сглаживает острые углы, вызывает расположение аудитории, а выступления, разбавленные удачной шуткой или уместной остротой, лучше запоминаются;

Стиль

Не стоит произносить пафосных и возвышенных речей, но в то же время, сказанное не должно казаться пошлым или вульгарным. Выбор стиля повествования зависит от его содержания и целевой аудитории, на которую рассчитано выступление.

Риторика в древнее время

Риторика в древнее время

Софисты в Древней Греции перед публикой

Происхождение риторики началось ещё в древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве формировалась демократия, умение убеждать приобрело немалую популярность в обществе.

Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому мастерству, которое преподавали софисты. Эти мудрецы считали риторику наукой убеждения, которая изучает способы словесной победы над соперником. Из-за этого в дальнейшем слово «софизм» вызывало отрицательную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась, как уловка, выдумка, хотя ещё раньше эту науку считали высшим мастерством, умением.

Аристотель (383 — 322 годы до н.э.)

В Древней Греции создавалось много трудов, раскрывающих риторику. Автором классического греческого трактата об этой науке является известный мыслитель Аристотель.

Данный труд под названием «Риторика» выделил ораторское искусство среди всех остальных наук. В нём были определены принципы, на которых должна строиться речь, и указаны способы, применяющиеся как доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель и стал основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме в становление риторики внёс свой вклад Марк Туллий Цицерон (106 — 43 годы до н.э.), который занимался политикой, философией и ораторским искусством. Он создал произведение под названием «Брут или о знаменитых ораторах», описав развитие науки в именах популярных ораторов. Также он написал труд «Об ораторе», в котором рассказал о том, какое речевое поведение должно быть у достойного оратора.

Риторика в древнее время

Затем Цицерон создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.

Цицерон считал риторику самой сложной наукой в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человеку необходимо иметь глубокие познания во всех областях жизнедеятельности. В противном случае он просто не сможет поддержать диалог с другим человеком.

Марк Фабий Квинтилиан

Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.

В средние века риторика стала называться гомилетикой , церковным красноречием и, конечно, изменила облик и внутреннее содержание. Теперь красноречие было направлено на прославление Бога и его величия, а также на то, чтобы доказать существование высшей силы исключительно умозрительно, в теории, на словах.

На игле. Драматургия: Уэлш, закадр и трехактная структура

Ораторское искусство и риторика. Понятие ораторское искусство и риторики 02 Дэнни Бойл, Юэн МакГрегор и Ирвин Уэлш на съемках фильма «На игле»
В 1993 году на полках книжных магазинов появился первый роман Ирвина Уэлша «На игле» — трагическая и эмоциональная история шотландских наркоманов, во многом вдохновленная личным опытом автора. Экстремальная проза, наполненная обсценной лексикой и сценами насилия, стала бестселлером, а среди её поклонников оказались продюсер Эндрю МакДональд, режиссер Дэнни Бойл  и сценарист Джон Ходж. Троица как раз завершала работу над своим дебютным камерным триллером «Неглубокая могила» и находилась в поиске нового проекта. Хотя Уэлшу уже поступали предложения об экранизации романа, он решил довериться начинающим кинематографистам — они, в отличие от остальных, предлагали снимать не арт-хаус и не угрюмое социальное кино в духе Кена Лоуча, а энергичную и зрелищную картину для максимально широкой аудитории. 
Ораторское искусство и риторика. Понятие ораторское искусство и риторики 03 Эндрю МакДональд, Джон Ходж и Дэнни Бойл на съемках фильма «На игле»
Первый драфт сценария был написан Ходжем за несколько месяцев к концу 1994 года. В дальнейшем текст неоднократно переделывался, а подходящий финал истории был придуман и вовсе на съемочной площадке. В плане фабулы авторы довольно далеко отошли от оригинала, но Бойл объясняет это так: «Мы хотели повторить не книгу, а её дух».
Ораторское искусство и риторика. Понятие ораторское искусство и риторики 04 Кадр из фильма «На игле»
Главные сложности с адаптацией были следующие. Первый момент — большое количество героев, каждый из которых ведет повествование от своего лица. Авторы решили оставить в сценарии лишь то, что непосредственно связано с сюжетной линией Марка Рентона. Его же сделали единственным рассказчиком, сохранив строго субъективное видение истории и введя в фильм закадровый голос. Этот прием не особо приветствуется в кино, но здесь был неизбежен, поскольку зрителя необходимо было познакомить со специфическим мировоззрением наркомана. Невыгодный ход авторы обратили в свою пользу с помощью монтажа (закадр, как правило, сопровождает наиболее динамичные сцены) и лихого слога Уэлша (саркастичный монолог «Выбери жизнь» стал кредо поколения 90-х).
Ораторское искусство и риторика. Понятие ораторское искусство и риторики 05 Дэнни Бойл
Вторая сложность — объем. Из 300-страничного романа кинематографисты хотели сделать динамичную картину не более полутора часов. Из книги выделили несколько эпизодов, структурировав их почти по аристотелевским канонам в трех получасовых актах. Первый акт включает экспозицию (монолог «Выбери жизнь»), первый поворотный пункт (идея завязать с героином) и новую ситуацию (жизнь без героина и знакомство с девушкой). Второй акт — изменение планов (герой возвращается к героину) и усложнение ситуации (гибель ребенка, арест друга, передозировка, СПИД у еще у одного друга). Переезд в Лондон знаменует начало третьего акта. В нем основное действие — это продажа наркотиков, оборачивающаяся финальным бегством главного героя. Вполне традиционная композиция усложнена периодическими флэшбеками. Собственно, открывается повествование эпизодом из середины истории. Кроме того, начало и конец закольцованы исповедальным монологом рассказчика. Подобная запутанность композиции соответствует задаче показать разломанное под влиянием наркотиков мировосприятие главного героя. К тому же она соответствует моде середины 90-х годов, порожденной Квентином Тарантино  и «Криминальным чтивом» . И Бойл, и Ходж об этом влиянии неоднократно говорили.

Ораторское мастерство. Кратко о том, как овладеть ораторским мастерством

Что такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

Работа над речью

Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь – уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов.

Ораторское мастерство. Кратко о том, как овладеть ораторским мастерством

  • Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации.
  • Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя. При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.
  • Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.
  • Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.