Кризис это в психологии. Кризис
Кризис это в психологии. Кризис
от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — 1) тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т. п.; 2) эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни. К. различаются по длительности и интенсивности кризисного состояния. В психологии встречаются упоминания трех типов: невротические, кризисы развития и травматические. Невротические К., предпосылки которых складываются, как правило, в детстве (см. Возраст), могут прогрессировать даже без изменения внешних условий. Типичным является образование порочного круга внутренних защитных конфликтов, производных от основного конфликта, которые создают субъективное ощущение безвыходности и тупика, а объективно приводят к дезадаптации личности (З. Фрейд, К. Хорни). К. развития или возрастные К. возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота К. может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, педагогической системы в целом. Ряд исследователей считают возрастные К. нормативным процессом, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие — видят в К. девиантное, злокачественное проявление (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец). Значительно менее изучены К. зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают значительно реже: перестройки смысловых структур сознания и переориентация на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности, происходят, как правило, более скрыто (Э. Эриксон, Ш. Бюллер, П. Жанэ, Б. Ливерхуд). К. травматические возникают в ответ на психотравмирующую ситуацию (см. Психическая травма) и зависят от ее личностной оценки и степени субъективной значимости. Личность и событие взаимно преломляются (К. Левин). Существуют также определенные личностные предиспозиции к кризисным реакциям (А. Амбрумова, Н. Кфир). Кризисы этого типа могут проявляться в форме острой реакции на непредвиденное несчастье, трагическую потерю или невосполнимый ущерб, горесть. Как психологический феномен К. рассматривается: 1) как социально-психологическая ситуация; 2) как особое состояние, имеющее свои субъективные и объективные характеристики; 3) как процесс переживания. Как социально-психологическая ситуация К. рассматривается в ряду таких явлений, как "временное отклонение", "хроническое отклонение" и "слом". Как особое состояние К. проходит 3—4 стадии: шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий), осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки "разрушить реальность"), острое горе и отчаянье (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии), реорганизация и рождение нового (создание образа памяти). К. как процесс переживания понимается как поворотный пункт в реализации своего жизненного пути, внутреннего замысла своей жизни (Ф. Василюк). Он начинается с развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность своего сорвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации. Можно выделить две формы К.: в первом случае К. — это испытание, выйдя из которого человек сохраняет свой жизненный замысел, во втором — такая возможность утрачена и требуется метаморфоза личности, принятие нового жизненного замысла. Проблема оценки тяжести критической жизненной ситуации может получить разрешение при подходе к внутреннему миру человека как иерархическому соотношению "жизненных миров", в каждом из которых "К." приобретает различный вес и глубину.
Кризис это поворотный момент развития из которого человек может выйти. Основные понятия теории Эриксона
Представления Эриксона о развитии Эго в основном изложены в книгах "Детство и общество" (1950), "Идентичность: кризис юности" (1968), "Идентичность и жизненный цикл" (1979), "Зрелость" (1979), "Жизненная вовлеченность в старости" (1986) и др. Уже из названий книг явствует, что центральное понятие для Э. Эриксона – "идентичность". Приобретение идентичности, становление Я-концепции, образа Я в современном мире более важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании.
Личностная идентичность – набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве), который делает человека подобным самому себе и отличным от других людей, это "самая сердцевина, ядро" личности. Эго-идентичность – это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я.
Групповая идентичность – чувство принадлежности к данной социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются прижизненно и согласованно.
Одним из важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает ритуализации) – повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении жизни.
Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Кризис – это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адаптированным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат – включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или трудолюбия). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью – в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.
Основные признаки которыми характеризуется метод воспитания. Процесс воспитания и его результаты
Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.
Выделяют:
- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
- воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
- воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.
Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.
В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.
Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.
Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Убеждение — это:
- прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
- осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
- совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.
Основа убеждения — знания, но они не переходят в убеждения автоматически. Для их формирования необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Убеждение связано с прочувствованием знаний. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.
Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.
Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.
В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.
Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.
Система воспитания — целостный комплекс, образуемый совокупностью средств и факторов воспитания, в состав которого входят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установками гуманной системы воспитания является формирование творческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого подчинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспитания является продуктом демократических режимов, утверждающих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продуктом авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.