Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Основное правило психоанализа. 7 правил психоанализа, которые использует Disney.

12.10.2016 в 23:27

Основное правило психоанализа. 7 правил психоанализа, которые использует Disney.

Золотые правила сценаристов Disney неподвластны времени. А все потому, что с момента своего основания компания использует концепцию психоанализа Альфреда Адлера.
Адаптировав ее, сценаристы Disney разработали несколько простых приемов создания успешной детской истории, которые используются практически в каждом проекте компании.
Заставьте детского героя преодолеть комплекс неполноценности и бороться с бессилием.
Основное правило психоанализа. 7 правил психоанализа, которые использует Disney.Все дети, так или иначе, страдают от комплекса неполноценности. Это объясняется маленьким ростом ребенка, недостатком силы и опыта, а также полной зависимостью от взрослых и самыми главными проблемами детства - бессилием и беспомощностью. Детям нельзя выбирать, что делать, с кем встречаться, как проводить время.
Каждое действие, которое предпринимает ребенок, управляется доминирующим взрослым: "почисти зубы! ", "Съешь зелень! ", "Иди спать! ", "Надень свитер! ", "Сделай домашнюю работу! ", "Заправь постель! ", "Иди в школу! ", "Выключи телевизор! Постоянные указания наполняют жизнь ребенка, оставляя очень мало места для независимости, индивидуальности, приключений и опасности.
Поэтому детям нравится маленький симба из "Короля Льва" (1994. Симбу изгнал из прайда его коварный дядя, и теперь он должен преодолеть свое бессилие, чтобы свергнуть обидчика.
Cделайте детского героя сиротой.
Детский герой - это ребенок, неожиданно освобожденный от доминирующего взрослого, который его третировал. История начинается с исполнения желания: герой - ребенок свободен и наслаждается своей независимостью. Пиноккио сбегает, чтобы стать актером, а дамбо должен самостоятельно устроиться в хаотичном мире цирка. Маугли в "Книге Джунглей" никогда не знал своих родителей, как и все животные в джунглях, он рожден свободным. Симба в "Короле Льве" уходит в лес один. Артур в картине "Меч в Камне", Моисей в "принце Египта", Дороти в "волшебнике страны оз", Гарри Поттер, золушка, белоснежка - все это герои - сироты.
Детское неосознанное желание стать сиротой может возникнуть по разным причинам. Для некоторых детей это способ наказать своих родителей за их жестокость. Для других - необходимость от доминирующих и властных родителей освободиться. А для третьих - потребность сформировать отдельную индивидуальность, которая не имела бы ничего общего с реальной семьей. Очень часто ребенок в своих фантазиях представляет себя живущим с приемными родителями.
В мультфильмах герои - принцессы, такие как золушка и белоснежка, также живут со злыми мачехами. Спящую красавицу вырастили крестные феи. Другие герои - люк, Артур, Моисей, Геракл, воспитывались в приемных семьях, так как их настоящие родители - королевской или даже божественной крови. Дети фантазируют о благородном происхождении, которое гарантировало бы им жизнь, не похожую на скучную реальность.
Альфред Адлер, начинавший как сторонник Зигмунда Фрейда, потерял расположение "Мастера" после того, как поставил под сомнение влияние подавленных сексуальных желаний на психику. Адлер заявил, что спрятанное глубоко внутри чувство неполноценности - более значительный фактор, чем, например, эдипов комплекс.
После "Освобождения" от своих настоящих родителей, детские герои в первую очередь усваивают самый важный урок: они любят свою семью и скучают по дому. К ним приходит понимание того, что дом находится там же, где сердце, а тираническое доминирование мамы и папы - всего лишь способ выражения любви и заботы. На данном этапе цель становится ясна: герои должны найти путь домой. Но вернуться - значит выиграть лишь полбитвы. Несмотря на то, что желание свободы и независимости удовлетворено, стремление к власти и силе все еще находится в центре внимания.
Дайте детскому герою возможность поменяться ролями с родителями.
В настоящей жизни ребенка мама и папа - чемпионы. Только они выходят на улицу, чтобы победить драконов и спасти семью. Взрослые - защитники, а дети - беззащитные жертвы. Но в их фантазиях именно дети выступают в роли существ, наделенных властью; именно дети могут убить дракона, пленить ведьму, захватить черного рыцаря и уничтожить остальных злодеев. Родители в детских фантазиях - беспомощные, бессильные и сверхуязвимые существа. Только герой - ребенок может спасти их от неминуемой гибели.
Тема героя - ребенка, который спасает мир и/или семью от гибели, постоянно возникает в картинах Disney. Путешествие пиноккио завершилось, когда он спас своего отца джепетто. Симба спас свой прайд и целое королевство в джунглях от тирании своего коварного дядюшки.
Помогите детскому герою спасти брак родителей.
Мир ребенка невелик. Его вселенная на взаимоотношениях родителей основана. В фильме "Ловушка для Родителей" реальность ребенка спасена, как только восстановлено семейное единство. Вместо того чтобы спасать родственников или мир от гибели, ребенок спасает брак родителей, что для него эквивалентно спасению человечества.
В сюжет животных и неодушевленные предметы добавьте.
Детям очень нравятся наделенные человеческими качествами животные или даже неодушевленные предметы. Поэтому многие истории для детей рассказывают о героях - животных: "Бэмби", "дамбо", "книга джунглей", "леди и бродяга", "101 далматинец", "король лев".
Детям также нравится проецировать себя на образы удивительных существ, например, монстров в "Корпорации Монстров". Они могут даже идентифицировать себя с неодушевленными предметами, как в "Истории Игрушек", или мебелью и бытовыми приборами, как в "красавице и чудовище" и "маленьком храбром тостере".
Для ребенка возможность почувствовать себя неодушевленным предметом бесценна. Может произойти все что угодно! Когда животные, предметы или монстры спасают мир взрослых, ребенок одерживает многоуровневую психологическую победу.
Заставьте злодеев, наставников и друзей героя тоже преодолевать комплекс неполноценности.
Вполне естественно, что чрезмерный комплекс неполноценности порождает чрезмерную тягу к превосходству. Такая "Перекомпенсация" - это патология. Врожденная или развившаяся тяга к "Перекомпенсации" может привести к "комплексу превосходства" - расстройству личности, при котором человек испытывает патологическую необходимость унижать окружающих и доминировать.
Суперзлодеи в фильмах о супергероях часто представляют собой мутировавших или "Деформированных" персонажей, страдающих от своей недееспособности и движимых желанием доминировать. Их физические недостатки формируют комплекс неполноценности, а чрезмерная тяга к компенсации рождает комплекс превосходства. Унижая и мучая других, суперзлодей лишь подавляет стыд и отвращение к самому себе.
Такие мотивы наблюдаются не только у злодеев, но и у протагонистов, героев второго плана и даже наставников. Тренер, неистово толкающий свою команду к победе, чтобы компенсировать свою собственную неудачную карьеру - классический пример комплекса превосходства у героя - наставника.
Семь гномов должны преодолеть свой маленький рост и страх перед злой королевой, чтобы защитить белоснежку. Говорящие мыши должны забыть о том, насколько они крошечные и перестать бояться кота, чтобы спасти золушку. Подсвечник и другие бытовые приборы должны преодолеть свою неполноценность, чтобы биться с разъяренной толпой и отстоять замок в "Красавице и Чудовище". И мушу, маленький говорящий дракон, должен преодолеть свою незначительность, чтобы помочь мулан спасти императора. В "Пиноккио" сверчок по имени джимини превосходит свою неуверенность и незначительность, помогая своему герою в битве с гигантским китом.
В финале верните детскому герою семью.
Детские герои типично заканчивают странствия, воссоединяясь с семьей.
Мультфильм "Пиноккио" очень хорошо вписывается в формулу детского героя. Каждый ребенок может идентифицировать себя с центральным персонажем. Все дети чувствуют себя немного ненастоящими, так как взрослые постоянно ограничивают их свободу. Детская фантазия "Когда-нибудь Повзрослеть" и получить долгожданную свободу перекликается с желанием пиноккио стать "настоящим мальчиком". История героя начинается, когда его разделяют с отцом, ремесленником джепетто, создавшим тело пиноккио. Его краткосрочная цель - со своим отцом воссоединиться. Но чтобы достичь своей конечной цели, он должен воссоединиться также со своей духовной матерью, голубой феей - богиней, подарившей ему жизнь.
В конце концов пиноккио и джимини спасают джепетто. Пиноккио вознагражден за свою храбрость и верность: голубая фея оживляет его и превращает в настоящего мальчика. Тем не менее зритель понимает, что триумф пиноккио наступил именно тогда, когда он воссоединился со своим отцом.
Завоевав фантазии ребенка, вы завоюете его сердце. Компания Disney построила целую империю благодаря тому, что дети чувствуют себя беспомощными в мире, который всецело контролируется взрослыми. Приключения героя Disney символизируют испытания и трудности, которые переживают обычные дети. Таким образом, Disney приобретает верных поклонников именно в том возрасте, когда они наиболее поддаются внушению. Мультфильмы становятся неотъемлемым элементом самоидентификации зрителя. Ассоциация логотипа студии с воспоминаниями о детстве заставляет даже взрослых вновь и вновь платить за возможность вернуть на время свои "Невинные" детские ощущения.

Основное правило психоанализа Фрейда. Основное техническое правило

Основное, важное и существенное правило психоаналитической техники заключается в том, что пациенту предлагается в качестве обязательного условия лечения предельно откровенно говорить буквально обо всем, ничего не скрывая и не утаивая от аналитика. Говорить все – значит действительно говорить все – таков смысл основного технического правила психоанализа.

С этим техническим правилом, основанным на методе свободных ассоциаций, аналитик должен познакомить пациента с самого начала его лечения. Речь идет о разъяснении пациенту того, что его рассказ должен отличаться от обычного разговора в одном существенном пункте. Обычно при общении с другими людьми человек старается не терять нить своего рассказа и с этой целью отбрасывает все посторонние и мешающие мысли, которые ему приходят на ум. Соблюдение основного технического правила в процессе аналитического лечения предполагает иное поведение. Если во время рассказа у пациента появятся различные мысли, воспринимаемые им как абсурдные, нелогичные, вызывающие смущение, робость, стыд или какие-либо другие неприятные чувства, то пациент не должен ни отбрасывать их под влиянием критических соображений, ни скрывать их от аналитика. Необходимо говорить все, что приходит в голову, причем говорить именно то, что представляется неважным, второстепенным, вводящим в смущение. Речь идет не только о том, что пациент должен быть вполне откровенным и искренним с аналитиком. Но и о том, чтобы он не пропускал ничего в своем рассказе, если в процессе говорения ему придет мысль о чем-то недостойном, оскорбительном, неприятном. В понимании Фрейда, суть основного технического правила в следующем – пациент говорит все, что ему приходит в голову; он поступает так, как, например, путешественник, сидящий у окна вагона железной дороги и описывающий находящемуся внутри вагона виды, проносящиеся перед его взором.

Каково основное правило психоанализа по фрейду. Основные положения психоанализа

Вся теория психоанализа базируется на утверждении Фрейда о том, что в природе психической (душевной) жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждая мысль, желание, чувство или поступок имеют свою причину — сознательное или бессознательное намерение. Предшествующие события и переживания оказывают влияние на последующие. Даже если какие-то душевные переживания, по мнению человека, ничем не обоснованы, существуют скрытые связи, устанавливающие одно сознательное событие с другим.

Поэтому психику человека можно разделить на три области: сознание, предсознание, бессознательное.

  • Области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были в сознании и никогда не будут ему доступны. Также сюда из сознания вытесняются переживания, чувства и мысли не прошедшие «цензуру», то есть воспринимаемые человеком как запрещенные, грязные, не имеющие права на жизнь. Бессознательное не подчинено времени. Ранние детские воспоминания, если они вдруг снова попадают в сознание остаются такими же яркими, как и в момент их зарождения.
  • Предсознание – это часть бессознательного, которая легко может стать доступной сознанию.
  • Сознание включает то, что мы осознаем в каждый момент времени нашей жизни.

Главными действующими силами психики, по мнению Фрейда, являются инстинкты – напряжения, направляющие организм к определенной цели. Среди инстинктов существует два основных:

  • Либидо (от лат. «желание») – энергия жизни;
  • Агрессивная энергия или инстинкт смерти.

В психаналитической теории рассматривается большей частью «либидо», в своей основе имеющее сексуальное природу. Либидо – живая энергия, возникновение, количество, перемещение и распределение которой может объяснить наблюдаемые расстройства психики или особенности в поведении, мыслях и переживаниях человека.

В личности человека, согласно психоанализу, представлено три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно (Ид) – это все, заложенное в человеке изначально – наследственность и инстинкты. Ид не подчиняется законам логики, в нем все хаотично и неорганизованно. Однако Ид, вне сомнения, оказывает влияние на Эго и Супер-Эго. Ид — это слепой король, власть которого безгранична, но который вынужден полагаться на подчиненных в исполнении своей воли.

Я (Эго) – это та часть личности, которая непосредственно контактирует с окружающими. Эго развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать себя личностью. Эго питается соками Ид, защищая его, как кора защищает дерево. Взаимодействие Эго и Ид можно представить на примере сексуальной потребности: Ид осуществило бы разрядку этой потребности прямой сексуальной деятельностью, Эго призвано решить, когда и в каких условиях такая деятельность будет уместна. Эго сдерживает или перенаправляет инстинктивное Ид, обеспечивая физическое и душевное здоровье, а также безопасность личности.

Сверх-Я (Супер-Эго) – в свою очередь развивается из Эго. Супер-Эго – это хранилище моральных норм и законов, это ограничения и запреты, накладываемые на личность. По мнению Фрейда у Супер-Эго есть три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Ид, Эго и Супер-Эго призваны совместно добиваться одной цели: поддерживать равновесие между стремлением к увеличению удовольствия и опасностью неудовольствия.

Энергия, рожденная в Ид, находит свое выражение в Эго, а Супер-Эго определяет границы Эго. Поскольку требования Ид, Супер-Эго и внешней реальности, к которой личность должна приспособиться, часто противоречивы, в личности неизбежно возникают конфликты.

Решение внутриличностных конфликтов может проходить несколькими способами:

  • Сновидения;
  • Сублимация;
  • Компенсация;
  • Блокирование с помощью «механизмов защиты»

В сновидениях могут находить выражения желания, которые не были исполнены в реальной жизни. Повторяющиеся сновидения могут указывать на какую-либо нереализованную потребность, которая является препятствием к свободному самовыражению человека и его дальнейшему психологическому росту.

Сублимация – это перенаправление энергии либидо на социально одобряемые цели. Часто в качестве таких целей выступают творчество, интеллектуальная или социальная деятельность. Сублимацию можно назвать успешной защитой. Сублимированная энергия создает то, что принято называть цивилизацией.

Возникающую вследствие неудовлетворенного желания тревожность можно разрешить непосредственным обращением к проблеме. В таком случае энергия, не находящая выхода, направляется на преодоление трудностей, на уменьшение их последствий, на компенсацию нехватки чего-либо. Ярким примером органической компенсации может служить развитие идеального слуха у слабовидящих или слепых людей. Психика человека может поступить также: например, при недостатке способностей и сильном желании непременно добиться успеха в выбранной деятельности у человека могут развиться беспримерная работоспособность или чрезмерная напористость.

Например, такая ситуация как потеря любви и признания, при невозможности вновь получить одобрение, может вызывать сильную тревогу и беспокойство – создавать непереносимое напряжение. Это напряжение может найти выход в снах, или быть направлено на творчество: создание стихов, рисование картин и так далее. Или в такой ситуации человек прямо может стараться завоевать расположение и направлять свои усилия на получения одобрения от кого-либо – всем известны случаи, когда неуспехи в личной жизни некоторыми людьми компенсируются чрезвычайно успешной карьерой.

Но в других случаях возникающее напряжение искажается или отвергается с помощью таких механизмов защиты как репрессия (подавление), отрицание, рационализация, реактивное образование, изоляция, проекция и регрессия, гиперкомпенсация.

В приведенном нами примере с потерей любви, механизмы защиты можно проиллюстрировать так:

  • Репрессия (подавление): – Была любовь? Не помню…
  • Отрицание: – Да не было никакой любви!
  • Рационализация: – Я любила (любил) не того человека, это было ошибкой.
  • Реактивное образование (искажение потребности): – Лучший мой мужчина – это мой кот!
  • Изоляция: – Любовь – это не для меня.
  • Проекция (приписывание другим своих мыслей и чувств): – Никто никого не любит, никто не умеет любить по-настоящему… (Читаем: меня никто не любит…)
  • Регрессия (переход на более ранние стадии развития): – У меня теперь есть только одна любовь – вкусная еда.
  • Гиперкомпенсация (чрезмерная компенсация) – Я за свободные сексуальные отношения без ограничений!

Психоанализ – это гениальная попытка Зигмунда Фрейда понять и описать те составляющие психической жизни, которые в дофрейдовский период казались непостижимыми.

Словом «психоанализ» со времен его создания и до настоящего времени называют:

  • процедуры исследования психических процессов;
  • метод лечения невротических нарушений;
  • научную дисциплину.

Свободные ассоциации интерпретация. Что это за метод?

Свободные ассоциации интерпретация. Что это за метод?

Метод свободных ассоциаций в психоанализе, как вы уже поняли, занимает ведущее место и играет важнейшую роль. Но что же он собой представляет? Как уже было сказано ранее, психоанализ Фрейда направлен на бессознательное в человеческой психике, и именно на основании этого работает данный метод. Суть его заключается в том, что психоаналитик не пытается работать с рациональными мыслями и идеями пациента, он пытается добраться до самых глубин, до того, что сознание человека пытается утаить от всех окружающих и даже от него самого. Но как именно это работает? Как добраться до того сокровенного места в психике человека? Метод свободных словесных ассоциаций является идеальным инструментом, позволяющим получить именно то, что необходимо психоаналитику.

Основное правило психоанализа по фрейду. Теория психоанализа Зигмунда Фрейда

Основную идею теории можно кратко охарактеризовать следующей цитатой: «Расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию, и это так для обоих полов…
Почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения. Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, несексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее – они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних», – писал Фрейд (1, гл. «О психоанализе», с. 199).
Необходимая аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. «Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и доведением до сознания этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы приобретаем силу для устранения симптомов» (1, с. 201).
Для обоснования теории Зигмунд Фрейд ввёл понятие Эдипова комплекса и последовательных фаз в психосексуальном развитии человека (оральной, анальной, фаллической и генитальной).

Свободное ассоциативное письмо. Метод свободных ассоциаций.

Свободные ассоциации – высказывания человека, смысл которых, на первый взгляд, отсутствует. Они могут быть продолжением заданных слов или образовываться самопроизвольно. При этом, как утверждал Зигмунд Фрейд, мысли и образы, возникающие в глубинах психики, не проходят сквозь «просеивание» сознанием, что дает возможность заглянуть в самый корень проблемы. Забытые или травмирующие события, которые человек, сам того не подозревая, отодвигает в бессознательную зону своего психического аппарата, продолжают влиять на качество жизни. И именно эти моменты часто являются причиной нарушения гармоничного состояния пациента.

При проведении данного метода, пациент говорит все, что приходит ему в голову. Не ограничивая себя рамками этикета, не отсекая самые фантастические и сумбурные мысли. При продолжительном ассоциировании человек способен найти проблемную зону, хранящую травматические условия. Это дает возможность психологу найти причины заболевания человека, а иногда и позволяет пациенту освободиться от гнетущего состояния.

Свободное ассоциативное письмо. Метод свободных ассоциаций.

Кроме использования метода свободных ассоциаций в психологической практике, подобный способ реабилитации существует и в повседневной жизни. Свободно-ассоциативное письмо позволяет разобраться со своими проблемами без участия психолога. Для этого достаточно взять в руки карандаш, приготовить бумагу и запастись терпением. Выведение на бумагу, казалось бы, самых нелогических мыслей через некоторое время приведет к заметному улучшению настроения. Кроме того, после перечитывания написанного текста, человек может обнаружить в нем ранее не замеченные им мысли и переживания. А после анализирования свободно-ассоциативного письма можно вывести для себя дальнейший план действий в определенной ситуации.

Такие техники, кроме явного результата в продвижениичеловека, способны снять напряжение. А самовыражение, происходящее в течение применения методики, влияет на энергетическую составляющую человека, нормализуя равновесие в работе психического аппарата.

Такие методики имеют жизнь как в практике психолога, психотерапевта, психиатра, так и в самостоятельном использовании человеком. Это позволяет значительно улучшить свою жизнь и провести профилактику возможного расстройства психического комфорта. Поэтому полезно иногда писать небольшие рассказы, не подвергая их воздействию логики в процессе письма.

Видео Основное правило психоаналитика.

Основное правило психоанализа гласит.

Метод свободных ассоциаций  —процедура изучения бессознательного, в процессе которого индивидуум свободно говорит обо всём, что приходит в голову, невзирая на то, насколько абсурдным или непристойным это может показаться. Один из первых. Метод активно используется в,,,,,

и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто не осознаваемого, содержания сознания. Это позволяет использовать ассоциативный эксперимент для выявления и описания аффективных комплексов. В контексте такого понимания ассоциаций все проективные методики могут быть классифицированы как разновидность метода свободных ассоциаций.

первым попробовал провести ассоциативный эксперимент в 1879 году. Он выбрал 75 слов, написал каждое из них на отдельной карточке. Затем он брал карточки по одной и смотрел на них. Он записал возникшие мысли при просмотре для каждого слова из списка, но отказался публиковать результаты. «Они обнажают сущность человеческой мысли с такой удивительной отчетливостью, которую вряд ли удастся сохранить, если опубликовать их».

 — инструкция, которая дается пациенту для осуществления психоанализа: «говорить всё, что приходит в голову» . В этой инструкции подчеркивается необходимость избегать какой-либо «фильтрации» высказываний, даже если возникающие мысли кажутся нелепыми, неважными, не относящимися к теме обсуждения, и даже если они способны вызвать чувство неловкости или стыда. Исполнение основного аналитического правила нередко вызываетввиду непривычности ситуации (незаданность темы, отсутствие видимой поддержки собеседника, требование правдивости в раскрытии возникающих мыслей), а также в силу специфических сопротивлений аналитическому процессу. Однако эти затруднения преодолимы — посредством повторяемой пациентом практики и с помощью специальных психоаналитических методов (сопротивлений).

В строгом смысле, все остальные правила — оплата сеансов, 50-минутная длительность, лежание на — являются факультативными, а не обязательными условиями проведения психоанализа. Известны случаи, когдане только работал со своимибесплатно, но и ссуживал им некоторые суммы на текущие расходы. Своим ученикам он рекомендовал хотя бы одного пациента лечить бесплатно, с тем, чтобы не коммерциализировать психоанализ.

Наиболее ревностно основное правило психоанализа поддерживается, который в своей лекции от 15 апреля 1964 заявил, что субъект является эффектом, производимым на него речью, поэтому и в основании его клиники лежит работа со словом.

Лакан также отказался от стандартного 50-минутного сеанса, полагая, что время является важным терапевтическим механизмом и каждому анализанту для проработки требуется разное количество времени, поэтому продолжительность сеанса может колебаться от нескольких минут до нескольких часов.

Аналитик использует метод для изучения основных психоаналитических процессов —,и.

Согласно Фрейду, свободные ассоциации на самом деле не «свободные», а направляются неосознанным процессом.«пропускает» этот неосознанный материал, поскольку он идёт в символической форме. В расслабленном состоянии у клиента вытесненный материал с помощью свободных ассоциаций постепенно всплывает на поверхность сознания, при этом освобождается психическая энергия и лучше понимаются неосознанные конфликты личности, что в целом ведёт к повышению адаптивности личности.

(и др.), классические психоаналитические техники, такие как, в частности, метод свободных ассоциаций, не применимы в работе с пациентами, страдающими, поскольку последние при этом «ещё больше погружаются в трясину своих негативных мыслей».

Метод свободных ассоциаций в менеджменте.

Цель метода: поиск творческих решений проблемы в процессе рождения новых ассоциативных связей.,

Основные принципы и правила метода: •

свободные ассоциации; •

антиконформизм; •

отсроченный критический анализ.

Достоинства метода: позволяет найти оригинальные точки зрения на процессы, объекты, события.

Недостатки и ограничения метода: при недостаточно компетентном модерировании количество выработанных идей может быть ограниченным.

Метод инверсии

(известен также как метод обращения)

Цель метода: поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.

Основные принципы и правила метода: когда логические приемы и процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить, что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения. Метод инверсии базируется на закономерности и, соответственно, принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статических и динамических характеристик объекта исследования, внешних и внутренних сторон объекта, увеличения или уменьшения размеров, конкретного и абстрактного, реального и фантастического, разъединения и объединения, конвергенции (сужение поля поиска) и дивергенции (расширение поля поиска). Если не удается решить задачу от начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к началу и т. д.

Достоинства метода: позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

Недостатки и ограничения метода: требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.