Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Признаки человека попавшего в секту. Что делать, если ваш знакомый попал в секту?

01.11.2019 в 08:33

Признаки человека попавшего в секту. Что делать, если ваш знакомый попал в секту?

В секты обычно попадают люди с неустойчивой психикой и те, кто находится на жизненном перепутье. Жертвами становятся те, кто подсознательно чувствует себя одиноким и неуверенным в себе. На этом как раз и играют сектанты, навязывая человеку свою поддержку.

Распознать, что человек из вашего окружения попал в секту, можно как по косвенным, так и по прямым признакам. Иногда он может прямо признаться, что нашёл «замечательное место», где всем «помогают». Иногда человек становится сам на себя не похож - подолгу пропадает неизвестно где, находится в неестественно приподнятом настроении и заявляет, что он нашёл «смысл жизни», использует непонятные выражения и носит символическую атрибутику.

Помочь ему можно и нужно. Как?

1. Постарайтесь проверить, в какую именно секту попал человек. Разузнайте о ней, о том, чем занимаются сектанты, где и как именно.

2. Обратитесь в органы правопорядка, особенно, если налицо какие-либо противоправные действия среди участников секты (драки, кражи, незаконная аренда жилья), привлеките психотерапевта - специалиста по зависимостям от секты.

3. Найдите тех, кто пострадал от действий данной секты, соберите группу поддержки из тех, кто вызывает (или вызывал раньше) уважение у завербованного.

4. Не стоит критиковать политику секты, обходите резкие углы. Постепенно и мягко вытаскивайте его из окружения «собратьев».

5. Приверженность секте сродни наркотической зависимости. Будьте всегда рядом с человеком, оказывайте ему всестороннюю поддержку. При возможности стоит переехать, чтобы вырвать его из обыденной жизни.

6. Время от времени следует проверять, не обратился ли человек обратно к прежним учениям. Важно, чтобы у человека выработался иммунитет к подобным организациям, чтобы в будущем он мог сам распознать секту.

Одной из насущных проблем современного общества стало огромное распространение разных сект. И если по официальным данным общее число сектантов сравнительно не велико и составляет от трехсот до восьмисот тысяч человек, то под скрытое влияние сект попало гораздо больше людей.

Существенная роль в этом принадлежит не только большой активности сектантов. Тенденции, проблемы и состояние общества в целом тоже на это влияют. К примеру, пять лет назад в нашей стране проходила конференция на тему новых религиозных движений. На ней прозвучало такое мнение, что около девяносто процентов россиян обладают психологическими предпосылками к тому, чтобы оказаться в одной из сект. Такой довод, конечно, весьма смелый. Однако к этому есть и вполне закономерные основания. Попасть под влияние сектантов не так сложно, как может показаться. В особенности к этому предрасположены люди, которые переживают сложный в жизни период и находятся на этапе переосмысления ценностей. Сектанты подобное состояние человека чувствуют «за версту». Как правило, им отлично известно, к кому стоит подойти с предложением поговорить, например, о Библии или послушать рассказ о том, как стать лидером. Сектантов совершенно необходимо уметь отличать от просто увлеченных чем-либо людей. Ведь если удастся вовремя распознать, что вас пытаются заманить в секту, то этим можно даже спасти свою жизнь.

Признаки того, что человек попал в секту. Почему люди попадают в секты

Чтобы понять, какое благо для себя нашёл новообращённый сектант, нужно разобраться, какие потребности организация может удовлетворить в принципе.

Главное, чем бравируют все секты — это эксклюзивное знание истины, доступное только посвящённым членам. У каждого есть потребность в познавательной деятельности, в наличии высшего смысла жизни, который превосходит банальное « работа—дом—работа », и у некоторых такая потребность невероятно сильна.

Познание истины может оказаться одним из крючков, прочно удерживающих новичка в организации, малыми порциями выдающей и пережёвывающей ему прописные истины.

Следующая, более распространённая приманка — это атмосфера любви, тепла и доверия « братьев и сестёр ». Контраст с отношениями в семье может быть столь силён, что несчастный семьянин предпочтёт сладкий самообман, думая, что наконец-то обрёл близость хоть с кем-то.

Дружескому вниманию, душевному подъёму и энтузиазму, с которым встречают новичка, практически невозможно противостоять тому, у кого с реальными друзьями и родственниками плохие отношения.

Менее эффективная, и всё-таки существенная причина заключается в потребности в осознании собственной значимости. Это вариант для амбициозных, активных людей, которые в силу разных обстоятельств ничего не достигли в других сферах, но остались в убеждении, что их недооценили, не дали достаточно ответственности, не приняли в узкий круг избранных.

Попадая в организацию, такие личности мало интересуются содержанием проповедей, зато увлечены перспективой стать адептом общины, завоевать уважение, признание, почести в виде званий и участия в закрытых обрядах.

Вкратце, именно так люди попадают в секты, хотя, наверное, стоит упомянуть ещё одну причину отдельно.

Некоторые религиозные организации посвящают свою деятельность проблемам социально дискредитированных и притесняемых людей:

  • наркозависимым;
  • страдающим алкоголизмом;
  • освобождённым из мест заключения;
  • инвалидам;
  • сиротам и вдовам;
  • психически больным;
  • асоциальным личностям и пр.

Признаки того, что человек попал в секту. Почему люди попадают в секты Несмотря на то, что работают с ними сектанты, их реабилитация и присмотр могут оказаться ценными для тех, кого жизнь выбросила на обочину, а также тех, кого по разным причинам не опекают близкие.

Если вы узнали, что ваш знакомый из числа названных групп оказался в подобной организации, прежде чем хвататься за голову и думать, как спасти его от секты, поразмыслите, что для него хуже — быть сектантом или пропасть в своей беде среди равнодушного окружения.

Когда не можете предоставить взамен лучший вариант жизни для обездоленного, остаётся только убедиться в том, что его жизнь и имущество в безопасности, что минимальная опека « братьев » ему обеспечена и — оставить в покое.

Как завлекают в секту. Как заманивают в секты.

Продолжение темы «Манипуляция сознанием в религии».

В секту могут быть привлечены как простые люди, так и видные политики и бизнесмены. Основная «фишка» в технологии манипулирования . Первое , что делают манипуляторы, называется процессом пальмирования. На этом этапе происходит изучение мишени манипулирования (человека, кандидата в сектанты). Определяются его слабые места, психологические стороны, ценности, установки, насколько она (мишень) подвержена манипулированию. Так гадалки имеют превосходные способности сходу оценить человека на степень его будущей «раскрутки».

Второй этап – пассирование. Вхождение в доверие и собственно манипуляция. Начинается воздействие на те слабые стороны, которые были выявлены в процессе пальмирования. Как входят в доверие? Это игра в истину, могут что-то подарить. Вспомним, что некоторые коммерческие фирмы блефуют, выделяя на первом этапе большие проценты с доходов, тем самым еще больше привязывая клиента. Так и здесь. В сектах, как правило, происходит групповое воздействие, что сильнее индивидуального. Человек обретает друзей, братьев, которых у него, возможно, не было в своем мире. Третий этап – шанжировка (от англ. «change») или подмена. Здесь уже заканчивается манипуляция и идет эксплуатация. Перед эксплуатацией всегда бывает манипуляция. Все секты – это маленькие предприятия в едином государстве «христианства», «ислама» и др. Это так называемые парахристианство («около»), параислам. Люди идут туда за тем, что не могут найти в традиционных религиях. Это можно сравнить с кооперативами, которые конкурируют с государственными предприятиями.

Лично я против того, чтобы официальные религиозные деятели «забивали» новые течения. Ведь это стимул для собственного развития. Если человек выбрал секту, а не пошел в церковь, значит церковь и ее служители где-то не доработали. Конечно, есть и такой аспект, как смешение религии и криминала. Вот тогда секты и опасны для общества.

Из интервью с известным психологом Рамилем Гарифуллиным — доцентом Казанского Государственного университета культуры и искусства, кандидатом психологических наук, директора первого в Казани психологического центра (с 1990 года), одного из основоположников отечественной манипуляционной психологии. Автор первых книг в России по психологии манипуляции «Энциклопедия блефа» (1995), «Манипуляционная психология и психотерапия» (1995), «Иллюзионизм личности» (1997), «Иллюзионизм и фокусы психотерапии» (1997)..

Короткая ссылка на этот пост: http://wp.me/pacma-kB

Еще по теме: Самая опасная СЕКТА!

Лечение от секты. Глав. Психологические проблемы бывших членов сект. Стратегии восстановления.

Из сект уходят по-разному: кто-то уходит сам, кого-то изгоняют, кому-то помогают уйти. Но когда человек попадает в реальный мир, он оказывается в начале трудного пути, по которому ему предстоит идти. Он сталкивается с множеством проблем, и в первую очередь с тем, что он не приспособлен жить в реальном мире. Если после выхода из секты он не получает всесторонней информационной поддержки грамотных психологов, то привитые ему в секте фобии, которые никуда не делись и по-прежнему "сидят" у него в подсознании в виде фиксированных установок, могут стать "бомбами замедленного действия". Человеку, который в секте был отрезан от общества и отвык нормально работать, очень трудно вернуться к обычной жизни. Поэтому некоторые люди снова возвращаются в секты в поисках безопасности. Обычно это очень ранимые люди, которые в отсутствиеконтроля секты ощущают себя брошенными на произвол судьбы.

Даже через годы после выхода из секты многие бывшие последователи страдают навязанными им фобиями. Например, многие женщины боятся иметь детей, потому что им внушили, что если они покинут секту, то их дети будут рождаться мертвыми. Наш мозг способен не только получать, но и сохранять информацию - как благоприятную, так и негативную. Это касается и болезненных, и приятных воспоминаний. Поэтому иногда проходит много лет, прежде чем удается локализовать и обезвредить "бомбу замедленного действия", которая была заложена в подсознание человека в секте.

Даже когда люди самостоятельно уходят из секты, став жертвами интриг или конфликтов, они продолжают фанатично верить лидеру секты. До сих пор многие бывшие мунисты считают Муна мессией, который "не знал", что творилось в Церкви Объединения за его спиной. Эти фанатики ждут, когда в ЦО произойдут радикальные реформы и они смогут туда вернуться. Они не понимают, что группа в том виде, в каком она существовала, и была истинным детищем Муна.

Некоторых последователей из сект "изгоняют" за то, что они неудобны: они подрывают групповые устои, брыкаются, конфликтуют, не хотят подчиняться и задают много вопросов. Других "выкидывают", потому что они перестали быть "продуктивными". Иногда у них развиваются тяжелые формы физических и психических заболеваний, требующие лечения. Они становятся бременем для секты, и от них избавляются. Такие люди чувствуют, что их отвергла не только группа и лидер, но и сам Господь Бог. Примкнув к секте, они, как правило, передавали ей все денежные сбережения и недвижимость. Им внушали, что теперь их "дом" и "семья" - это группа, которая всю оставшуюся жизнь будет о них заботиться. А потом выяснялось, что они "не удовлетворяют групповым стандартам и должны уйти". Эти люди, страдающие такими же фобиями, как и остальные жертвы деструктивных сект, панически боятся встречи с "внешним миром". И вдруг их туда выбрасывают, словно беспомощных котят. Им кажется, что жизнь кончена и, чтобы избавиться от страданий, они подумывают о самоубийстве. Многим из них в психиатрических лечебницах ставят ошибочный диагноз "шизофрения". Вряд ли в этом можно обвинять медиков, которых не обучают работать с жертвами деструктивных сект. Как они могут относиться к пациентам, бормочущим "изыди, Сатана" и истерически реагирующим на приближение людей в белых халатах, которых считают слугами дьявола? Откуда медикам знать, что эти люди - жертвы многочасовых медитаций и бесконечных мысленных повторений одних и тех же заклинаний и призывов, впавшие в каталептический транс.