Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Паническая атака у ребенка симптомы. Тревожные расстройства в практике педиатра и детского невролога

20.02.2022 в 05:05

Паническая атака у ребенка симптомы. Тревожные расстройства в практике педиатра и детского невролога

Профессор Н.Н. Заваденко
ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва

Резюме
Тревожные расстройства (ТР) являются одним из распространенных поводов для обращения к врачам и часто встречаются в клинической практике педиатра и детского невролога. ТР — группа синдромов эмоциональных нарушений, которые характеризуются интенсивной и длительной тревогой, субъективными ощущениями беспокойства, напряжения, мрачными предчувствиями, переживанием ущерба, а также появлением необычно сильного страха — иррационального и не соответствующего содержанию вызывающих его ситуаций или объектов. Чрезмерная тревога приводит к значительным нарушениям и ограничениям в жизни ребенка: ему трудно участвовать в обычных для его возраста видах деятельности, посещать школу, справляться с повседневными школьными и домашними заданиями, общаться и заводить друзей. Симптомы ТР существенно варьируют у разных пациентов, зависят от их возраста и формы ТР, претерпевают изменения с течением времени по мере их взросления. ГАМК-ергическая, нор адренергическая и серотонинергическая системы рассматриваются в качестве ключевых в патофизиологии ТР и механизмах действия анксиолитических препаратов. Предполагается, что дальнейшее изучение нейробиологических механизмов ТР, в т. ч. с применением методов функциональной нейровизуализации, позволит уточнить фундаментальные механизмы развития тревоги, роль дисфункции различных областей мозга и обосновать рациональные подходы к терапии ТР.
Ключевые слова: тревожное расстройство, дети, подростки, невроз, тревога, страх, фобия, эмоции.

Панические атаки у ребенка 6 лет. Психотерапия панических атак у детей и подростков

В соответствии с приведенными данными об этиологии и патогенезе панических атак , согласно которым приступам страха часто предшествует соматическая симптоматика, новые методы лечения направлены прежде всего на конфронтацию с соматическими раздражителями. Хорошо зарекомендовали себя следующие способы терапии:

1. Метод конфронтации с учетом стратегий преодоления страха . Эти терапевтические подходы вначале разрабатывались для лечения пациентов с паническими атаками без агорафобии (их подробное описание см. Margraf, Schneider). Метод требует тщательной предварительной диагностики, в процессе которой необходимо, с одной стороны, исключить соматические заболевания, а с другой — точно установить значение возможных соматических пусковых факторов для развития приступов страха.

Как при всех видах терапии подобного рода важно четко разъяснить метод пациенту. Подход в каждом случае зависит от того, какие соматические ощущения приводят к приступам страха. Например, методика, центрированная на дыхании, рекомендуется в ситуациях, когда провоцирующим фактором является гипервентиляция. Если на первом плане учащение сердечного ритма, то нужно идти по этому «следу».

Во всех случаях, когда имеются соматические пусковые факторы, рекомендуется осуществлять физиологический контроль, например с помощью физического напряжения, и вместе с пациентом сравнивать симптоматику во время приступов страха с симптомами, возникающими при естественном физическом напряжении (Sturm). При этом целесообразно применять также методы биологической обратной связи (bio-feedback).

2. Развитие копинг-стратегии . Почти все пациенты с приступами страха уже имеют определенные стратегии его преодоления. Тщательное выявление таких стратегий иногда дает возможность использовать их в дальнейшем. Для поддержки их рекомендуются упражнения на расслабление (аутогенная тренировка или прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону, а также техники биологической обратной связи), например контроль за частотой пульса или дыхания.

3. Когнитивные методики . Когнитивные моменты играют важную роль во всех упомянутых выше методах терапии. Они успешно используются при лечении подростков, реже — в детском возрасте и основаны на следующих принципах:
а. Тонное информирование пациента о методе. С этим часто связано объяснение патогенеза расстройства, весьма полезное для пациента.
б. Переоценка состояний страха. Под этим подразумевают сравнение соматических ощущений в рамках приступа страха и в естественных условиях. Важную роль при этом играет дифференцированное самонаблюдение, которое во многих случаях должно быть заранее проработано с пациентами, так как в острой стадии приступа страха они нередко следят только за ведущим симптомом.
в. Когнитивные методы для оценки соматических и психических симптомов. Пациент должен понять, как, например, его иррациональные опасения связаны с наблюдаемыми соматическими симптомами и каким образом он собственными силами может оказать влияние на свою симптоматику (например, с помощью релаксации или самоинструктивного тренинга). Как только пациент испытает это в процессе применения метода, чувство беспомощности и бессилия уменьшится.

Панические атаки у ребенка 2 года. Подростковые панические атаки: причины, проявления

Подростковый возраст — с 10 до 17 лет. В это время организм активно растет, меняется физиология, психика.

Важный этап в жизни ребенка — половое созревание. Пубертат меняет все — тело, внешность, восприятие себя, окружающего мира. Повышение гормонального фона вызывает резкие перепады настроения. Ребенок старается казаться взрослым, но не готов принять на себя ответственность. Такое противоречие отражается на состоянии подростка. Он переживает, негатив накапливается, появляются внезапные выбросы неконтролируемых эмоций. Подростка одолевает приступ паники, признаками которого являются:

  • спутанность мыслей;
  • несвязность речи;
  • двигательное беспокойство;
  • головная боль;
  • затрудненное дыхание, ощущение недостатка воздуха;
  • скачки давления;
  • учащенное сердцебиение;
  • дрожь, озноб;
  • повышенное потоотделение;
  • тошнота;
  • затрудненное глотание;
  • онемение рук и ног;
  • бледность или покраснение кожи;
  • сухость во рту;
  • учащенные позывы к мочеиспусканию.

Паническая атака у ребенка симптомы. Тревожные расстройства в практике педиатра и детского невролога

Количество симптомов и признаков панической атаки у подростков — от 2 и более. К ним добавляется боязнь смерти, чувство страха, ощущение остановки сердца. Состояние длится 10-15 минут, возникает раз в неделю/месяц или несколько раз в сутки. В период между приступами ребенок может чувствовать себя нормально или, наоборот, у него меняется поведение, наступает депрессия, нарушается сон, болят мышцы.

Игнорировать эти признаки нельзя. Паника провоцирует нервный срыв, заболевание эпилепсией, болезни сердца, сосудов. Особо тяжелые случаи приводят к суициду. По официальным данным Росстата, за последний год из 2000 самоубийств более трети приходится на возраст 12-16 лет. Родители не понимают своих детей, навязывают им свое мнение, оказывают эмоциональное давление на ребенка, не хотят вникать в ситуации, не стараются помочь. В придачу к этому — загруженность в школе, усталость, проблемы в общении. Детская психика не может справиться с этим самостоятельно, что приводит к плачевному результату.

Панические атаки у детей комаровский. Дифференциальный диагноз пароксизмальных событий во сне

Для уточнения характера ночных приступов объективным методом исследование является проведение видео ЭЭГ-полисомнография. Вариантом диагностики эпилепсии во сне является видео ЭЭГ – мониторинг, исследования более информативно после проведения депривации сна.

Если во время пароксизма одновременно регистрируется эпиактивность на ЭЭГ сна, то эти пароксизмы эпилептического генеза, то есть это эпилептические приступы во сне.

Ночные приступы могут быть короткими, и не сопровождаться эпилептиформными ЭЭГ разрядами, то эти нарушения не эпилептического генеза, относятся чаще к разряду парасомний.

Нарушения сна часто привязаны к определенным стадиям сна и имеют характерную клиническую картину.

На приёме эпилептолога встречаются и такие варианты, когда у пациента есть ночные приступы и эпиактивность, но это не эпилепсия.

Приведём клинический пример приступов во сне, сопровождающихся эпилептиформной активностью на ЭЭГ, но не относящихся к эпилепсии.

Обратился на приём мальчик, 3 лет, с ночными пароксизмами в виде снохождения, сноговорения. Со слов мамы: «Через 2 часа после засыпания встаёт с кровати говорит, идёт по квартире. Как- будто он что-то ищет. Чаще что-то невнятно. Часть слов понять можно, связаны со сном, с событиями дня. Иногда сын смеётся, плачет, стонет, боится, торопится. Глаза открыты, но взгляд неосознанный или «дикий». Через минут 10 мне удается его успокоить, уложить. Он спокойно засыпает. После лечения успокоительными препаратами был перерыв в его лунатизме 4 месяца, а затем постепенно участились до 2-4 раз за месяц». На ЭЭГ у пациента есть эпиактивность типа доброкачественных эпилептиформных разрядов детства в небольшом количестве в фоне и во сне. При проведении ЭЭГ с депривацией сна: во время записи сна нейрофизиологами описан пароксизм (сел на кровать, не реагировал, сказал несколько слов), но в этот момент эпиактивности по ЭЭГ не отмечалось.
Поставлен диагноз: Парасомнии (снохождение, сноговорение). Сопутствующий диагноз: Доброкачественные эпилептиформные нарушения детства. Данных за активную эпилепсию в настоящее время нет.
Противоэпилептические препараты никогда не назначались этому пациенту. Делался акцент на необходимости соблюдать рациональный режим дня. В терапии он получал седативные препараты или ноотропы в возрастных дозах виде монотерапии (пантотеновую кислоту, адаптол, атаракс, фенибут, отвар седативных трав, новопассит) курсами на 1-2 месяца, 1-3 курса в год. Ответ на такую терапию всегда хороший: вышеописанные парасомнии полностью прекращались на 4-8 месяцев или значительно уменьшались; могли носить стертый характер (садится на кровать во сне, сидит 3-5 секунд, сам ложится и спит дальше; не чаще 1-2 раз в месяц).
Ребенок наблюдается у эпилептолога в течение нескольких лет. С течением времени постепенно жалоб на нарушение сна становится всё меньше. По ЭЭГ эпиактивность типа ДЭРД персистирует: в разных записях может быть в небольшом индексе или отсутствует.