Идеальный тип по веберу. М. Вебер Идеальный тип
Идеальный тип по веберу. М. Вебер Идеальный тип
В абстрактной экономической теории мы находим пример тех синтезов, которые обычно именуют “идеями ” исторических явлений. Названная теория дает нам идеальную картину процессов, происходящих на рынке в товарно-денежном хозяйстве при свободной конкуренции и строго рациональном поведении. Этот мысленный образ сочетает определенные связи и про-
Источник: Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. М.И. Левиной. М.: Прогресс, 1990. С. 389-402.
цессы исторической жизни в некий лишенный внутренних противоречий космос мысленных связей. По своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленного усиления определенных элементов действительности. Ее отношение к эмпирически данным фактам действительной жизни состоит в следующем: в тех случаях, когда абстрактно представленные в названной конструкции связи, т.е. процессы, связанные с “рынком”, в какой-то степени выявляются или предполагаются в действительности как значимые, мы можем, сопоставляя их с идеальным типом, показать и пояснить с прагматической целью своеобразие этих связей. Такой метод может быть эвристическим, а для определения ценности явления даже необходимым.
В исследовании идеально-типическое понятие — средство для вынесения правильного суждения о каузальном сведении элементов действительности. Идеальный тип — не “гипотеза”, он лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез. Не дает он и изображения действительности, но представляет для этого однозначные средства выражения. Таким образом, перед нами “идея” исторически панной хозяйственной организации современного общества, образованная по совершенно таким же логическим принципам, с помощью которых была сконструирована в качестве “генетического” принципа, например, идея “городского хозяйства” в средние века. В такой конструкции понятие “городское хозяйство” строится не как среднее выражение совокупности всех действительных хозяйственных принципов, обнаруженных во всех изученных городах, но также в виде идеального типа. Оно создается посредством одностороннего усиления одной или нескольких точек зрения и соединения множества диффузно и дискретно существующих единичных явлений (в одном случае их может быть больше, в другом — меньше, а кое-где они вообще отсутствуют), которые соответствуют тем односторонне вычлененным точкам зрения и складываются в единый мысленный образ.
Понимающая социология вебера. "Понимающая" социология М. Вебера
Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, юрист, экономист и политический деятель. Социально-политические взгляды М. Вебера формировались под влиянием, с одной стороны, идей неокантианства, а с другой - позитивистской социологии. Концепция понимающей психологии В. Дильтея послужила исходной предпосылкой веберовской концепции понимающей социологии.
В методологии М. Вебера аксиологический априоризм Г. Риккерта был преобразован в аксиологический релятивизм.
По признанию социолога, большое влияние оказали на него работы К. Маркса, пробудившие интерес к проблемам возникновения и развития капитализма. М. Вебер признавал идею К. Маркса о классовой борьбе, но отвергал ее в качестве движущей силы развития общества.
М. Вебер оставил многочисленное научно-теоретическое наследство в различных областях социально-гуманитарного знания. Среди наиболее известных его социологических работ выделяются "Объективность познания в области социальных наук и социальной политики" (1904), "Протестантская этика и дух капитализма" (1904-1905), "О категориях понимающей социологии" (1913), "Хозяйственная этика мировых религий" (1916-1919), "Политика как призвание и профессия" (1919), "Наука как призвание и профессия" (1920), "Хозяйство и общество" (1921).
Формирование методологии социологического познания М. Вебера происходило под влиянием утверждавшейся в немецкой философии методологии наук о культуре, которая противостояла позитивизму, ориентированному на методологию естественных наук. Разделяя идеи В. Виндельбанда и Г. Риккерта о двух различных по методу наук: наук о природе и наук о культуре, М. Вебер считал, что социология по своей методологии должна относиться к наукам о культуре. Задача социологии виделась ему "в интерпретирующем понимании осмысленно ориентированных человеческих действий".
С точки зрения М. Вебера, в процессе социологического познания ученый может высказывать два вида суждений об изучаемом объекте. Первый - субъективный - в форме оценочного суждения, второй - объективный - в форме ценностного суждения. Понимая под оценкой выражение индивидуального мнения ученого об исследуемом объекте, немецкий ученый заявлял о недопустимости оценочных суждений как в естественных, так и в общественных науках. С его точки зрения, только ценностное суждение будет строго научным, так как оно выражает не индивидуальное отношение исследователя к объекту, а направленность интереса определенной эпохи.
В отличие от предшествующих позитивистов, которые искали общее в методологии исследования объектов естественных и общественных наук, М. Вебер акцентировал внимание на выяснение различий в их методологиях. Он утверждал, что, например, явления культуры нельзя исследовать с помощью тех же методов, которыми изучаются движение небесных тел. Специфика исследования социальных объектов виделась ему в том, что социологу следует изучать не столько эмпирические реальности, сколько "идеальные типы". Для М. Вебера "идеальный тип" - это "мыслимый образ", который создается фантазией ученого с помощью понятий как рациональная идеальная модель социальной реальности. "Идеальный тип" не является реально существующим объектом, как вещи, предметы, растительные и живые организмы. Он плод творческой мыслительной деятельности ученого как инструмент для научного познания исторической и современной реальности. Сравнивая реальность с созданной моделью, социолог может определить, "как близко или как далеко от этого идеального типа стоит действительность". В социологии "идеальный тип" выполняет функцию поиска типического и закономерного в общественных явлениях и процессах.
Вебер философия кратко. Введение.
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании. Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности. Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни. Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее. Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.