Гуманистическая психология предмет изучения. Основные положения гуманистической психологии
Гуманистическая психология предмет изучения. Основные положения гуманистической психологии
Гуманистическая психология — направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации).
Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.
Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс (1902-1987), Ролло Мей (род. в 1909) и другие.
Основные филосовские положения гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), т.е. с учениями Мартина Хайдеггерра (1889-1976), Жана Поль Сартра (19051980), Карла Ясперса (1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других.
С точки зрения М. Хайдеггера необходимо различать сущее и бытие . Сущее — это предмет науки, а бытие — предмет философии. Бытие постигается не с помощью мышления, т.е. опосредованно, а через личное существование, т.е. экзистенцию. Человек, осознав свою экзистенцию, становится свободным, т.е. ответственным за свое существование.
По мнению Ш. Бюлер, гуманизм с психологической точки зрения предполагает изучение человека как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. С этической же точки зрения гуманизм — это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.
Основные положения :
- Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
- Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
- Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
- Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
- Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
- Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека.
- Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.
Из этих положений гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы :
- ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
- отношение между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
- каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».
Гуманистическая психология плюсы и минусы. Xxвека.
Гуманистическая психология (от лат. humanus - человечный и греч. psyche - душа + logos – учение) - ряд направлений в современной психологии, ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе.
К данному направлению могут быть отнесены представители Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренс Роджерс (1902-1987), Виктор Эмиль Франкл
Гуманистическая психология получила название "третьей силы" в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а, наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления Мориса Мерло-Понти (1908-1961)
о "битии-для-мира", в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования - самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию "хорошего гешатальта". Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой "окружающего поля", к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.
Гуманистическая психология маслоу. Гуманистическая психология А. Маслоу
Абрахам Маслоу (1908-1970) — американский психолог, 10 лет возглавлял кафедру психологии в университете Брандеис, профессор. Гуманистическая психология А. Маслоу — является «психологии третьей силы», как отзывался о ней сам автор.
Маслоу рассматривал концепцию человека как единое, уникальное, организованное целое. Природа человека хороша или, по крайней мере, нейтральна. Разрушительные силы в человеке являются результатом фрустрации или неудовлетворения основных потребностей, а не обусловлены влиянием врожденных пороков человечества. Природой в человеке заложены потенциальные возможности для позитивного развития и самосовершенствования. Наиболее отличительной и универсальной характеристикой людей является творчество. Творчество проявляется в разных формах. Врожденная способность человека к творчеству может утратиться в результате «окультуривания» или подчинения человека нормам, господствующим в обществе.
Маслоу считал, что мы не сможем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье .
Самосовершенствование является основной темой жизни человека, а изучение самоактуализирующихся здоровых людей позволит создать универсальную психологическую науку.
Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения. Потребности человека носят врожденный характер и организованы в иерархическую систему.
В основании этой иерархической пирамиды — физиологические потребности (5); выше — потребности безопасности и защиты (4); еще выше — потребности принадлежности и любви (3); далее — потребности самоуважения (2); а завершают пирамиду потребности самоактуализации или личного самоусовершенствования (1).
Удовлетворение потребностей, расположенных на самом низком уровне (т.е. физиологических), делает возможным осознание потребностей вышележащего уровня. Чем выше человек поднимается в этой иерархии потребностей, тем большую индивидуальность , человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует.
Маслоу признавал возможность реализации более высших потребностей при неудовлетворении более низших (творческие люди, герои и т.д.). Степени удовлетворения потребностей различаются: физиологические — удовлетворяются на 85 %, безопасности и защиты — на 70 %, любви и принадлежности — на 50 %, самоуважения — 40 %, самоактуализации — 10 %.
Наиболее полно воплощают человеческую сущность самоактуализирующиеся личности (1 % человечества). Самоактуализирующихся мало, потому что люди не осознают своего творческого потенциала или бояться его (комплекс Ионы — страх успеха).
Позднее Маслоу выделяет две глобальные категории мотивов человека: дефицитарные (мотивы нужды) и роста (мотивы развития или метапотребности).
Метапотребности направлены на реализацию нашего потенциала, который проявляется в достижении: целостности, совершенства, активности, доброты, красоты, уникальности и др. Неудовлетворение метапотребностей приводит к метапатологии, которая проявляется в отчуждении, депрессии, цинизме и др.
Этим двум глобальным мотивам человека соответствуют два образа жизни.
Первый — это Д (дефицитарная) жизнь или образ жизни, ориентированный на удовлетворение нужды (дефицита) и выполнение требований общества. Второй — это Б (бытийная) жизнь или образ жизни, направленный на полную реализацию своих возможностей.
Вершинными переживаниями образа являются великий экстаз, благоговение, восторг.
Основные характеристики самоактуализирующейся личности по Маслоу:
• более адекватное восприятие реальности;
• принятие себя, других и природы;
• непосредственность, простота и естественность;
• центрированность на проблеме (т.е. поглощенность деятельностью);
• независимость, которая проявляется, в том числе, в потребности в уединении;
• автономия, т.е. относительная независимость от культуры и окружения;
• свежесть восприятия окружающих явлений;
• вершинные или мистические переживания;
• общественный интерес, проявляющийся, в том числе, в стремлении помочь другим людям;
• глубокие межличностные отношения ;
• демократический характер;
• разграничение целей и средств их достижения, которое основано на сложившейся иерархии ценностей;
• философское чувство юмора;
• креативность ;
• сопротивление окультуриванию (т.е. определенной устойчивостью к давлению социальных норм).
Самоактуализирующаяся личность, по Маслоу, — это образец психического здоровья, хотя она и не лишена недостатков. Маслоу мечтал о создании острова Эупсихия, на который можно было бы поселить 1000 здоровых самоактуализирующихся семей.