Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Феноменология это в психологии. Феноменологическая психология

15.10.2019 в 21:48

Феноменология это в психологии. Феноменологическая психология

Феноменологи́ческая психоло́гия — направление психологии , основанное на идеях и методах феноменологии и преследующее цель описательного изучения сознания, субъективности и переживаний человека.

Философские основания феноменологической психологии составляют идеи Э. Гуссерля , а также его учеников и последователей: А. Пфендера, М. Гайгера, Ж.-П. Сартра, М. Мерло-Понти, А. Шюца и др.

К идеям, принципам и методам феноменологии в психологии и психиатрии прибегали Л. Бинсвангер, К. Ясперс , Е. Минковский , Э. Страус, А. Кронфельд, В. фон Гебсаттель, Г. Элленбергер, Р. Мэй , Р. Лэйнг , Я. Х. Ван ден Берг, Ф. Перлз , К. Роджерс , Дж. Бьюдженталь, Ф. Базалья и др. Среди современных авторов, развивающих это направление за рубежом, можно выделить А. Джорджи (США), Ю. Джендлина (США), А. Лэнгле (Австрия), Э. Спинелли (Великобритания).

Феноменологическая психология нередко рассматривается в связи, а иногда и как составляющая часть других направлений: экзистенциальной психологии (отсюда распространенное название «экзистенциально-феноменологическая психология») и гуманистической психологии .

Юридическая феноменология и ее сущность

Формирование юридической феноменологии, как методологического направления юридических исследований, происходит в начале XX в. Данный процесс был обусловлен становлением нового философского подхода — феноменологии и, соответственно, перенесением методологических разработок философской феноменологии в сферу правовых исследований.

Сторонниками феноменологической методологии в исследованиях права были:

  • • Ф. Кауфман;
  • • К. Коссио;
  • • А. Райнах;
  • • Г. Кониг;
  • • Н. Н. Алексеев и другие.

Для понимания сущности юридической феноменологии необходимо в первую очередь выявить сущностные характеристики феноменологии как философского направления и обозначить базовый категориальный и терминологический аппарат феноменологической методологии.

Возникновение феноменологии как философского направления связано с именем немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859—1938). Систему воззрений Э. Гуссерля отличал взгляд на философию, как на «строгую науку». Превращение философии в «строгую науку» должно было произойти, по мнению Гуссерля, с помощью феноменологического метода.

Становление феноменологического метода в философских исследованиях Э. Гуссерля традиционно связывают с выходом в свет в начале XX в. его первой феноменологической работы «Логические исследования», в которой он сосредоточил основное внимание на изучении «чистой логики». В данной работе автор обращает внимание на анализ различия теоретического и эмпирического знания. Э. Гуссерль настаивает на объективности научного знания, в основе которого лежит логическая связь идей, которая, в свою очередь, образует единство истин науки.

. .

Феноменология культуры

☼ направление в философии культуры, возникшее на рубеже 19-20 вв. в работах Гуссерля (см. Гуссерль ) и развитое в дальнейшем его учениками и последователями. Первоначально рассматривалась не столько как культурологич., сколько общефилос. дисциплина, преодолевающая антиномию материализма и идеализма за счет снятия “осн. вопроса философии” — дилеммы первичного и вторичного в соотношении духа (сознания) и материи, субъекта и объекта. В этом своем понимании Ф.к. генетически близка, во-первых, феноменализму Беркли, Юма, Милля, Маха и др., к-рых объединяет трактовка в качестве единственно доступной человеч. восприятию реальности комплекса чувств. данных (ощущений, чувств. восприятий, наблюдений и т.п.), открытых человеч. опыту. Согласно феноменализму, все содержание познания может быть редуцировано к чувств. восприятию — в тех или иных его формах. Во-вторых, Ф.к. находится в родстве с другой филос. традицией — Канта и неокантианства (см. Неокантианство ) рубежа 19-20 вв., согласно к-рой познаваемая действительность — мир феноменов — может быть упорядочена интеллигибельно, через ноумены, или “вещи в себе”, т.е. как априорные смысловые структуры трансцендентального субъекта. Третья традиция филос. осмысления феноменов связана с представлением, что в основании человеч. опыта находится мир сущностей, идей, идеальных конструктов, проявлением и выражением к-рых и оказываются опытные феномены сознания — чувственная достоверность, мнение, восприятие, в т. ч. иллюзорное, здравый смысл и рассудок, самостоят. и несамостоят. мышление, “несчастное сознание” и т.п. (Лейбниц, Шеллинг, Гегель с его “Феноменологией духа”). Наконец , существует еще одна, четвертая традиция Ф.к., восходящая к учению Платона об эйдосах, Аристотеля об энтелехии, античных стоиков об огненном логосе, неоплатоников — о сущем, стремящемся к благу, к теории “прафеномена” Гёте, доказывавшего, что все явления и существа имеют свой Идеальный тип , прообраз, к-рому морфологически соответствуют на всех фазах своей эволюции. Согласно этой традиции, мир феноменов — это совокупность “чистых сущностей”, “идей”, интеллигибельных, т.е. по самой своей природе доступных не чувственному, а собственно интеллектуальному созерцанию, и задача филос. познания состоит в том, чтобы минимизировать затемняющие подлинную сущность предмета наслоения преходящих, чувственно-эмпирич. смыслов.

Феноменологический подход в педагогике. Феноменологическая педагогика

Феноменологическая педагогика возводит в разряд педагогического императива антропологический подход, исповедуя гуманистически направленное воспитание. Суть идей феноменологической педагогики можно проиллюстрировать тезисом о необходимости следовать в воспитании "золотому правилу нравственности": "Веди себя по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы он вел себя в отношении тебя; не делай другому того, что ты счел бы неприятным для себя самого". Как веление дня рассматривается поворот в воспитании к личности индивида. Красной нитью проводится мысль о персональном обучении и воспитании. В воспитательном пространстве главное место, в конечном счете, отдается отдельной личности, что означает необходимость, опираясь на разнообразные знания о человеке, помочь путем образования обрести каждому индивиду достойное место в обществе. Педагоги гуманистической ориентации настаивают на воспитании не только интеллекта, но и нравственности, социальной ответственности.

Поиск путей формирования гуманной личности, способной к самопознанию, саморазвитию, самореализации, выглядит своеобразной защитной реакцией против урбанизации жизни, деградации духовных и культурных ценностей, усреднения личности в обществе.

Сторонники феноменологической педагогики опираются на исследования по психологии личности. Педагогический процесс, настаивает английский ученый Д. Уилсон в книге "Введение в нравственное воспитание" (1975), исходя из психолого-физиологических обоснований, должен быть направлен на выработку рефлексов, сообразуясь с которыми воспитанный человек приходит к нравственным суждениям и совершает нравственные поступки. Подобные обоснования, в частности, черпаются в идеях Жана Пиаже. Швейцарский ученый открыл эгоцентризм мышления, нечувствительность к логическим противоречиям, мировоззренческий идеализм ребенка, предложил периодизацию развития интеллекта от рождения до 14–15 лет, когда на заключительном периоде возникает способность к гипотетическим суждениям, которую следует поощрять путем создании мотивирующих активность личности ситуаций.

К феноменологической педагогике примыкает ряд концепций и идей: новое воспитание, инструментальная педагогика, концепции развивающего обучения, личностно ориентированного воспитания, экзистенциалистская педагогика, педагогика неогуманизма, религиозная педагогика и др.

Новое воспитание

Современные идеи нового воспитания уходят корнями в нетрадиционную педагогику первой половины XX в.

Идеи нового воспитания остаются влиятельными особенно во Франции (Р. Галь, А. Медичи, А. Фабр, С. Френе и др.). Их сторонники призывают формировать личность при бережном и уважительном к ней отношении, подвергают сомнению правомерность жестких наказаний. Предлагается предоставить ученикам возможность участия в выборе задач, средств обучения, отводить учителю роль источника и модератора познания, относиться с симпатией к ученикам, "приглашать" их к учению. С. Френе призывал своей "теорией нащупывания" довериться естеству ребенка, отказаться от программированного воспитания, систематических поощрений и наказаний, поощрять самостоятельное знакомства ребенка с миром при "упорном и постоянном спонтанном преодолении трудностей".

Феноменологический подход в социологии. Феноменологическая социология

Феноменологическая социология основана на критическом анализе социологического позитивизма, в том числе марксизма. Феноменологические социологи (в частности, Дэвид Сильверман, Дэвид Уолш, Майкл Филипсон, Пол Филмер) подвергли критике принципы социологического позитивизма:

  • социальный объективизм, т. е. рассмотрение общества как объективного, подобного физическому, мира, независимого от человеческого сознания и деятельности;
  • отношение к индивиду как к несущественной части социальных процессов.

«Коренной недостаток позитивистской социологии, — пишет Д. Уолш, — заключается в ее неспособности понять смысловое строение социального мира». Он является результатом как переноса естественнонаучного метода познания на область социального познания, так и несознаваемого использования представлений здравого смысла людей в качестве конечного пункта своих исследований.

Феноменологические социологи считают предметом своего исследования прежде всего обыденные представления (мир человеческой повседневности, представления о добре и зле, судьбе и загробной жизни и т. п.), действующие в обществе людей, а не классовые, как в марксизме. Далее, они выделяют интерсубъективные значения обыденных представлений, которые образуют сущность человеческой деятельности. И, наконец, через анализ интерсубъективных значений (смыслов) человеческой деятельности феноменологические социологи определяют объективный смысл деятельности многих индивидов, как его понимают сами ученые. Например, можно определить путем социологических опросов мотивы голосования на выборах, затем выделить массовые (типичные) черты этих мотивов, а также те из них, которыми люди реально руководствуются в своей жизнедеятельности (улучшение качества жизни, возрождение величия страны и т. п.), и, в конечном счете, сделать эти мотивы-интересы целями деятельности правящей элиты государства, его институтов и организаций.

Феноменологическая модель. Феноменологические модели - инструмент исследования сложных систем

Еще раз отметим, что исследованию общих свойств биологических систем препятствуют два основных фактора. Во-первых, это чрезвычайная сложность реальных биологических объектов, которая приводит к невозможности учесть то огромное количество взаимодействий, которое определяет функцию этого объекта. Биологическая система всегда исследована не окончательно, никогда нет уверенности, что известны все значимые для данной функции параметры или свойства взаимодействующих частей.

Во-вторых, это единственность эволюционных исходов, которая не позволяет использовать один из самых эффективных инструментов исследования - сравнительный анализ биологических структур (в распоряжении исследователей имеется только один вариант живого, реализовавшийся на Земле).

Практически единственно доступным сейчас средством работы со сложными системами являются феноменологические модели, которые описывают систему в общем, не детализируя ее. Феноменологические модели являются традиционным инструментом исследования в биофизике сложных систем (Волькенштейн, 1978). Уместно привести пространную, но исчерпывающе объясняющую ситуацию цитату известного биофизика Н. Рашевского.

"Мы начинаем с исследования в высшей степени идеализированных систем, которые могут не иметь никаких прямых аналогов в реальной природе. Этот момент следует особо подчеркнуть. Против такого подхода можно выдвинуть возражение, что подобные системы не имеют никакой связи с действительностью и что поэтому никакие заключения относительно таких систем не могут быть перенесены на реальные системы. Тем не менее, именно этот подход применяли и всегда применяют в физике. Физик занимается детальным математическим исследованием таких нереальных вещей, как "материальные точки", "абсолютно твердые тела", "идеальные жидкости" и т. п. В природе подобных вещей не существует. Однако же физик не только изучает их, но и применяет свои выводы к реальным вещам. И что же? Такое применение ведет к практическим результатам - по крайней мере в известных пределах. Все дело в том, что в этих пределах реальные вещи имеют свойства, общие с воображаемыми идеальными объектами! Только сверхчеловек мог бы охватить в математическом аспекте сразу всю сложность реального предмета. Мы, обыкновенные смертные, должны быть скромнее, и нам следует подходить к реальности асимптотически, путем постепенного приближения." (цит. по Моровиц, 1968, стр.41).

Феноменологический метод в психиатрии. Феноменологическая психиатрия

К этому движению относят такие фигуры, как К. Ясперс, Л. Бинсван- гер, Э. Минковски, В. Э. фон Гебзаттель и Э. Штраус. Развитие феноменологической психиатрии является результатом проникновения идей философской феноменологии в клиническую практику психиатрии, поэтому всех ее представителей объединяет единое стремление философски осмыслить сущность и содержание патологического опыта психически больного индивида. Датой рождения феноменологической психиатрии принято считать 25 ноября 1922 г., — день, когда Л. Бинс- вангер и Э. Минковски представили свои доклады на заседании Швейцарского Психиатрического общества.

Философским фоном феноменологической психиатрии является преимущественно философская феноменология. Ее представители были знакомы не только с идеями Э. Гуссерля. Они учились у Т. Лип- пса, А. Пфендера, М. Шелера, М. Гайгера и других представителей раннего феноменологического движения. Феноменологические психиатры унаследовали от философской феноменологии основную установку феноменологического исследования — стремление обратиться «к самим вещам». «Сами вещи», а не процесс приближения к ним или истинность достигнутого становятся для них объектом интереса. Следуя принципам феноменологической редукции, представители феноменологической психиатрии отбрасывают терминологическую оболочку психиатрического диагноза и обращаются к живой патологической реальности, прислушиваются к ее миру. Своеобразное продолжение получает идея интенциональности, благодаря ей психиатры преодолевают свойственное психиатрии разделение на внутренние нарушения и внешние проявления и выстраивают единое и целостное пространство исследования.