В процессе йоги человек может научиться "Останавливать" поток мыслей, так что ум становится возможно сконцентрировать в одной точке.
Так карманный фонарик можно сфокусировать на дальний свет, а можно включить рассеивание, чтобы видеть то что у тебя под ногами. Ум тоже можно так настраивать, хотя 99, 9% населения земли это недоступно в данный момент "Эволюции". Это могут йоги.
Для этого, прежде всего, нужно будет освоить "Медитацию". Термин этот используется только на Западе, и вносит много путаницы в теорию йоги, т. к. не соответствует ни одному оригинальному термину из арсенала йоги. На деле, в практике йога происходит постепенное совершенствование способности ума концентрироваться от уровня "Читта Вритти" - сознание ("читта"), подверженное постоянным "вихрям" ("вритти"), т. е. флуктуациям - обычное сознание обычного человека, которое йоги называют "бешеной обезьяной". Такой ум, как если бы он обладал собственной волей (что неверно), как бы "Требует" от человека то одного то другого, заставляет его совершать действия, ведущие к страданиям, и даже если человек "слушается ума", и все делает - он никогда не будет удовлетворен. На эту печальную истину ( "Дукка") указывал еще будда Гаутама.
В состоянии тишины ума - "Читта Вритти Ниродха", которое также называется "унмани - мудрой" (состоянием не - ума), человек мгновенно освобождается (правда, на короткое пока что время) от ума, и всех присущих ему концепций: комплексов и страхов, предпочтений, ожиданий, планов на ближайшее время и на жизнь, от национальности, возраста, пола, имени и формы. В состоянии не - ума ничего этого просто нет. Человек как бы становится тем кем он был и есть - бессмертной душой, хотя бы на время практики очищенной от всех социальных фильтров и желаний, продиктованных умом с его вечно активными органами чувств … такое состояние может длиться и секунду, и несколько минут, или несколько часов или (редко) дней. Но потом возвращается обычное мировосприятие, характеризованное желаниями "Чего-то Достичь", "кем-то стать", а чего-то избежать. То есть, ум опять берет управление на себя.
Но в дальнейшем, приободренный таким пережитым ранее в высшей степени отрезвляющим и радостным опытом, человек с упорством практикует медитацию до момента, когда его ум (теперь подконтрольный) становится способен не только "Замолкать", но и к концентрации - долгое время сосредотачиваться на одной идее, объекте, или явлении (звуке, образе и т. п. . человек обнаруживает, что направленный таким образом ум как бы "сам собой" начинает исследовать выбранным волей человека объект, и предоставляет полную информацию по этому вопросу. Такая способность становится подконтрольной, устойчивой, и ум сначала научается удерживать эту концентрацию (самадхи) неограниченное время, а затем рано или поздно обращается с подобным исследованием сам на себя и выходит на качественно новый уровень, доподлинно исследуя собственную истинную природу (нирвикальпа самадхи, или освобождение.
Истинным предметом всего процесса который на Западе общо называется "Медитацией" (а на Востоке - раджа - йогой, и ее высшими ступенями - саньямой), как раз и является исследование истинного "я" человека, которое в теории йоги называется атман. В таком состоянии человек прикасается к пределам своих возможностей, к сверхспособностям, и к тайнам большой вселенной в которой он существует. Познав такой уровень функционирования, человек может почувствовать себя обретшим новую ясность сознания, или пробужденным, или просветленным. Поэтому все предыдущие состояния по сравнению с этим, более ярким и более целостным, воспринимаются как сон или тьма неведения, несвобода.
Человек обнаруживает, что пробился к самому "Командному Пункту" своего существа, который отдает приказы о здоровье\нездоровье, счастье\несчастье и т. п. человек овладевает всеми функциями своего организма и приобретает "бессмертное" (т. е. максимально здоровое и не подверженное болезням) тело. Существует, конечно, и обратная связь, поэтому в раджа - йоге на начальных этапах, заниямаясь медитацией, обычно не пренебрегают асанами (статичными позами йоги), которые призваны подготовить тело для более тонких практик - пранаямы (управления энергией), затем пратьяхары (медитации, отвлечении ума), дхьяны (концентрации ума) и в конечном итоге дхараны и затем самадхи (однонаправленной и тотальной концентрации. Но когда освоено состояние читта вритти ниродха, любая поза становится асаной, любое житейское занятие - йогой, и любое состояние - источником счастья. Фактически это можно назвать "Контролем" над своей жизнью, который приходит с контролем над умом.