Личность и душа. Тело и душа одна личность.
- Личность и душа. Тело и душа одна личность.
- Личность и душа в чем разница. И в понимании этого – ключ к отличию личности от Души.
- Личность и душа в православии. Что такое душа?
- Личность и душа это. Каким образом связаны душа и личность?
- Как понять, что Я личность. Развитие внутреннего Я
- Я личность психология. Личность в психологии
- Есть ли личность. Личность человека прочно вошла в психологию как научная категория
Личность и душа. Тело и душа одна личность.
Два мира.
Что такое душа?
Обливались ли вы когда-нибудь слезами без видимой причины, охваченные глубокой печалью? Это - ласковый голос вашей души, которая жалуется, стремится привлечь ваше внимание. Она хочет, чтобы вы заботились о ней, по крайней мере так же, как о своем теле.
Приходилось ли вам в вашей жизни переживать истинно святой момент, когда, несмотря на постоянную суматоху вокруг, вы испытывали глубокое чувство благоговения? Это - также голос вашей души, выражающий глубокое удовлетворение по поводу присущей ей общности с силами духовности.
Мы постоянно слова тело и душа в различных контекстах используем. Но знаем ли мы, что они означают в действительности? Какова природа души? Каковы ее взаимоотношения с телом?
Душа является единственной частью жизни, которая непосредственно отражает нашу связь с б - гом, нашим создателем. И хотя душа не осязаема и сокрыта внутри тела, она является основой того, что представляем собой мы. Внимание! Только в том случае, если тело заключает в себе материальные аспекты нашей жизни, то душа содержит в себе аспекты духовные. Тело заботится главным образом о том, чтобы удовлетворить свои физические потребности. Это не значит, что оно по своей природе дурное. Вовсе нет. Оно создано б - гом, изначально нейтрально и наделено большим потенциалом для свершения добрых дел. Но только душа вселяет в него энергию, направляет его на добрые дела и связывает с б - жественным. Душа необыкновенна по своей природе, ибо "Пламя Б - га Есть Душа Человека" (книга притчей, 20: 27.
Между осязаемой природой тела и трансцендентной природой души существует неотъемлемая дихотомия. Посмотрите внимательно на пламя свечи - оно приблизительно соответствует вашей душе. Пламя поднимается вверх, словно стремится к б -гу, фитиль же тянет его назад, к земле. Подобным образом ваша душа постоянно стремится вверх, тогда как тело тянет вас назад через свою постоянную потребность добывать средства к существованию или удовлетворения желания получать удовольствия. Вопрос для каждого из нас в том, выбираем ли мы существование в форме пламени, которое поднимается вверх, или в форме фитиля, увлекающего нас вниз.
Чтобы вы были высоконравственной и здоровой личностью, ваши тело и душа должны работать в гармонии. Не следует предпочитать одно другому, потворство своим желаниям или аскетизм. Вы можете и должны объединить тело и душу. А это означает их слияние, обеспечивающее исполнение того предназначения, для которого мы появились в этом мире: чтобы вести полную смысла, плодотворную и добродетельную жизнь, чтобы превратить этот физический мир в уютное обиталище для духовности и б - жественности. Каждый из нас выполняет предписанное ему, используя свои специфические способности и таланты (будь то учитель или воспитатель, бизнесмен или ученый. Важно каждому из нас осознать свое предназначение и осуществлять его через свой образ жизни ежеминутно, ежедневно, ежегодно в соответствии с законами б - га.
Дихотомия тела и души проявляется повсюду и многообразно: это форма и функция, вещество и энергия, материализм и духовность. Например, все слова, напечатанные в книге, на странице, представляют собой тело, а идеи, которые они выражают, - душу. Это справедливо для любого аспекта нашего мира, потому что сам мир состоит из тела и души, из его материальных и духовных компонентов, которыми снабжает его жизнь. Первый шаг к созданию единства в мире, к одухотворению материальных компонентов состоит прежде всего в том, чтобы каждому из нас объединить собственные тело и душу.
Вести полную смысла жизнь - значит проникать в наружный, материальный слой и соединяться с заключенной в нем энергией. Это не простая задача, ибо тело оперирует органами чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), а душа имеет дело с областью сверхчувствительного (эмоции, совесть, интеллект и, главное, подсознательные духовные силы. Та энергия, которая заключена в этом слое, не поддается, как говорят физики, количественному определению. В том, что нельзя измерить, содержится обычно элемент таинственности. Это не только сила, это сила, называемая нами жизнью. И некоторые элементы жизни мы только что начали открывать.
Многие из нас озабочены поисками внутреннего покоя, счастья, тишины, поисками своей души. Однако используем ли мы в этих поисках подходящие инструменты? Созданные в большой зависимости от органов чувств, мы часто полагаем, что только они имеются в нашем распоряжении. А как трудно постичь свою душу, пользуясь лишь пятью органами чувств! Примерно так же, как с помощью глаз пытаться услышать музыку. Тем не менее зов души настолько силен, что мы никогда не прекращаем таких попыток.
Почему важно знать, какая у вас душа?
Поскольку органы чувств являются до такой степени доминирующими, приходится чуть ли не отказываться от них, чтобы определить то, что находится внутри. Будучи вынужденными временно отказаться от своего зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, с чем бы вы остались? Такая мысль может поначалу привести в отчаяние: вы остались бы ни с чем. Но это не так, вы остаетесь с самими собой. Мы нуждаемся в органах чувств лишь для того, чтобы взаимодействовать с внешним миром, с миром вне нас самих. Вам не нужны глаза, чтобы видеть самих себя, или уши, чтобы слышать себя. Вы знаете, что находитесь здесь, не прибегая к помощи каких бы то ни было органов чувств. Это просто знание, осведомленность, совершенно особое чувство.
Таким образом, мы остаемся полностью живыми без наших органов чувств. Однако без души жизни нет. Да, идет физическая борьба за выживание, но жизнь (как мы ее понимаем) всегда предполагает поиски смысла, поиски души, поиски б - га. Ученый, исследующий законы природы, испытывает желание приподнять завесу и посмотреть, что происходит за пределами наших внешних чувств. Ребенок, разбирающий свою игрушку, интересуется тем же. Он хочет узнать секрет, который приводит эту игрушку в движение. Эта любознательность составляет суть природы человека.
То же самое происходит с нашей жизнью. Без знания, какие силы движут нами, включая душу, мы никогда не поймем самих себя. А если нас не интересует, как работает душа, мы не сможем о ней заботиться. К счастью, душа, жаждущая пищи, дает нам об этом знать. Как бы долго вам не удавалось ее умиротворять, отвлекая материальным благополучием, она всегда возобновит свои жалобы, сообщая вам, что вы теряете часть своей жизни. Это может принять форму беспокойства, ощущений бесцельности, опустошенности, жажды чего-то еще.
Не подвергая душу испытанию, нельзя добиться развития личности. Именно душа выражает неудовлетворенность, которая является побудительным мотивом для развития. До тех пор пока эгоистичные потребности тела удовлетворяются, оно не испытывает желания совершенствоваться. Душа жизни направление и единство дает. Материальный мир, мир тела, распадается на части. Душа оказывается той основой, вокруг которой объединяется вся наша физическая деятельность. Только в том случае, если бы нам пришлось наблюдать за материальными приводами нашего тела в течение целого дня, мы увидели бы, как оно движется по кругу или под воздействием нечетко выраженных импульсов желания и наугад выбирает стимулы, которые привлекают его в данный момент. Душа соединяет все эти фрагменты, соединяет тривиальное с первостепенным, материальное с духовным.
Кроме того, душа учит скромности. В отличие от тела, которое эгоистично, душа скромна. Она наделяет нас способностью подниматься над самими собой и чутко реагировать на нужды других. При пассивности души эгоистические желания тела могут закабалить нас и в конечном счете даже погубить. Душа - это наша выдающаяся сторона, которая, как уже было сказано, подобно пламени свечи, постоянно стремится вверх, стремится воссоединить нас с б - гом. Тело может пытаться удержать нас на земле, а душа полна решимости поднять нас к небесам.
Чем объяснить конфликт между телом и душой?
Между телом и душой происходит непрерывная борьба. Bce конфликты между людьми возникают вследствие дихотомии тела и души, напряженности между нашим телесным "я" и потребностью в возвышенном. Чем это объясняется?
Дело в том, что б - r создавал тела и души раздельно, в две стадии. На первой он собрал с земли прах, на второй - вдохнул в него дыхание и душу (брейшис, 2: 7. это было сделано так для того, чтобы человек помнил, что в жизни существуют две разные силы, материальное и духовное. Материальное занимает относительно низкое положение, подобно пыли на земле, духовное является из самого непостижимого места - от б - га.
Вначале тело и душа были едины. Тело признавало свою роль как средства выражения души, а душа признавала свою потребность в теле для выражения воли б - га. Поэтому Адам и Ева "не Стыдились" своей наготы (брейшис, 2: 25), ибо она была такой же естественной, как нагота новорожденного.
Однако первый грех вызвал чувство неловкости. Родилось независимое эгоистическое "я", оторванное от воли и намерений б - га. "Глаза" Адама и Евы "были открыты", и они почувствовали стыд из-за своей наготы (брейшис, 3: 7), потому что познали на собственном опыте, что их тела различны по своей сущности. Они решили, что их взаимоотношения отличаются от предусмотренных б - жественным предназначением. Одна человеческая сущность раскололась на две - на материальные и духовные желания. С этого момента наше предназначение предусматривает восстановление гармонии между телом и душой.
Мы действительно состоим из двух различных элементов, подобно братьям - близнецам Яакову и эсаву, которые боролись в материнском чреве. Яаков был безобидным человеком, духовной личностью. Эсав - воин, "Человек Поля". Тело - это воин внутри нас, агрессивная сила. В материальном мире тело призвано защищать уязвимую душу. С другой стороны, тело без души было бы опасным агрессором, у которого нет ни цели, ни совести.
И все же этот раскол сохраняется. Для души тело с самого начала олицетворяет постоянное стремление потворствовать своим прихотям. В то время как душа добивается духовного экстаза, тело заботится о еде и сне. Для тела душа - это источник постоянных неприятностей, помех, это совесть, которая ограничивает его поведение.
Чем же объяснить, что б - г создал предпосылки для подобного конфликта? По-видимому, тем, что душа нуждается в испытании своих сил, а тело - в совершенствовании, и напряженность между ними способствует тому и другому. В конце концов тело и душа должны понять, что они сильнее тогда, когда действуют вместе. Именно настойчивость тела обеспечивает душе творческие способности, а руководство души побуждает тело сосредоточить свою силу на добрых делах. Стремительная река определенным количеством энергии обладает. Когда эта река перегораживается плотиной, ее укрощенная энергия концентрируется и возрастает во много раз.
Каким должно быть наше воздействие на этот конфликт?
Чтобы преодолеть противоречия между телом и душой, необходимо в первую очередь признать их существование и определить характер этих двух сил. Полагая, что представляем собой единый организм, мы истаптываем сильное замешательство, способное нас парализовать. Передвигаясь взад и вперед между вопросами души и тела, мы не сознаем необходимости их слияния, бываем то добродетельны, то эгоистичны. Наши мотивированные поступки сменяются медлительностью и нерешительностью.
Напряженность между телом и душой устраняется нами не путем отрицания одного из партнеров, а интегрированием их для решения одной задачи - одухотворения телесного. Все силы и весь опыт тела направлены на то, чтобы помочь благородным и возвышенным устремлениям души.
Единственная возможность объединить тело и душу - признать, что б - г гораздо выше наших ограниченных "я", возвышеннее и тела, и души. Это требует определенного смирения, ибо человеку свойственно стремиться к самовыражению. Благодаря своей возвышенной природе, душа способна быстрее подняться над себялюбием, чем тело. Через учебу и добрые дела она может дисциплинировать тело, помочь ему осознать свое истинное предназначение, достичь высокого положения, противостоять своей силе, возбуждаемой собственными потребностями. Мы можем испытывать "Духовное Высокомерие", отдаляясь от других, не заботясь о теле и его потребностях. Однако аскетизм не является приемлемым выходом. Б - г дал нам тело, чтобы мы улучшали и возвышали его, присоединяли его к душе на ее пути.
Конфликт между телом и душой может быть разрешен, если не препятствовать душе стремиться вверх, к возвышенному. Что это значит с практической точки зрения? Это значит - осознавать, что вы не абсолютно материальная личность. Да, мы должны есть и пить, оплачивать счета. Но не для того мы здесь. Мы здесь для того, чтобы принести своей душе самое лучшее и усовершенствовать свое тело. Из-за физического характера тела мы можем завязнуть в трясине материального. Возникающая в связи с этим печаль заставляет вашу душу жаловаться. Прислушайтесь же к ее жалобам и усильте заботу о ней. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, который выражает сомнения и печаль, когда вы проявляете интерес исключительно к материальным проблемам. Верьте этому голосу.
Но даже тогда, когда ваша душа жаждет возвышенного, она не должна забывать о вашем теле и материальных нуждах. Наши мудрецы учат: "Беги, как Олень, Чтобы Исполнить Волю Твоего Отца на Небесах" (поучения отцов, 5: 20. Душа должна бежать, она должна жаждать, но бежать, как олень. Подобно тому как олень даже в полете "Поворачивает Свою Голову Назад, к Тому Месту, Откуда он Бежит" (зогар, II: 14 а), ваше неудержимое желание к возвышенному должно постоянно обращать взгляд на физическую реальность, от которой вы бежите, и осознавать, что любое бегство на небеса предполагает возвращение на землю.
Как только вы признаете свою душу, вам следует начать изучение механизма ее действия. Вы понимаете, что душа приходит из более возвышенного, духовного места и пытается внедрить в вашу жизнь б - жественность. Вы узнаете, что душа - это то, что ведет вас к жизни, полной смысла. Чтобы заботиться о ней, вы должны изучать мудрость б - га, познать эту мудрость. Молитва служит эмоциональной лестницей, которая соединяет вас с землей. Молитва, а не материализм обеспечивает вас реальным жилищем, местом внутри вашего тела, где душа может обрести мир и перспективу. Вот почему важно молиться в начале дня - это направит ваш повседневный материальный мир в подобающую плоскость.
И, наконец, надо помнить, что тело и душа сходятся при совершении вами нравственных поступков. Недостаточно воодушевлять душу и воспитывать ее. Необходимо обеспечить партнерство души с телом. Помочь соседу в беде, выслушать незнакомого человека, попавшего в трудное положение, снабдить пищей или одеждой того, кто в этом нуждается. Все это становится более важным, чем просто добрые поступки, жизненной силой, которая радует вашу душу, и средством, направляющим ваше физическое тело на соответствующие дела в духовной сфере. Отзывчивость, добрые дела приводят к полному погружению души в нашу жизнь, выделению ею тепла и силы настоящего пламени, поднимающих, возвышающих и тело.
Как-то человек отправился в город к великому мудрецу. Выяснилосъ, что живет мудрец в ветхой лачуге на окраине. В жилище не было ничего, кроме продавленной кровати и заваленного книгами стола, за которым сидел старик, погруженный в чтение. Гость обратился к нему с вопросом:
- Где живет мудрец?
- Это меня вы ищете, - объяснил ему старик. - Что вас так удивило?
- Я не понимаю. Вы - великий мудрец, у вас много учеников. Ваше имя по всей стране известно. Вы должны жить во дворце.
- А где живете вы? - Спросил старик.
- Я живу в особняке, большая, богатом доме.
- А как вы зарабатывает на жизнь?
Гость рассказал хозяину лачуги, что он торговец и два раза в год ездит в большой город за товарами, которые затем перепродает, местным купцам. Старик слушал внимательно, затем поинтересовался, где он останавливается в чужом городе.
- В маленьком номере постоялого двора, - сообщил торговец.
- Если бы кто-нибудь посетил вас в этом маленьком номере, он мог бы вас спросить; "почему вы, состоятельный человек, живете в таком бедном номере? " А вы могли бы ответить:
"Я здесь проездом и не надолго. Здесь есть все, что мне нужно. Приезжайте в мой настоящий дом, и вы увидите, что он совсем другой". То же самое справед.
Личность и душа в чем разница. И в понимании этого – ключ к отличию личности от Души.
Что такое личность? Это некая индивидуальность, которая, обладая врожденными качествами и потенциями раскрывает их постепенно во времени и пространстве под влиянием внешних воздействий.
Личность – это мешанина из врожденных качеств и множества стереотипов социума. Также личность можно определить, как индивидуальную реакцию на стереотипы социума.
То есть личность – это то в нас, что принадлежит социуму полностью и абсолютно, подчиняется законам социума, откликается на влияние социума, доминирует в социуме или же, напротив, занимает подчиненную позицию.
Личность и душа в православии. Что такое душа?
Душа — это нематериальная сущность человека, которая определяет его как уникальную личность. Она живет в теле и является связующим звеном между внешним и внутренним миром. Только благодаря ей человек живет, страдает, любит, общается и познает окружающий мир. Не будет души, не будет и жизни.
Если тело существует без души, это не человек, а какая-то машина для выполнения различных функций.
Душа вселяется в тело при рождении и уходит из него с наступлением смерти. Но до сих пор многие спорят о том, в каком же месте обитает душа?
- По одной версии, душа находится в ушах.
- Еврейские народы думают, что душа вселяется в кровь.
- Жители коренных северных народов отводили душе место на самом главном шейном позвонке.
- Православные считают, что душа селится в легких, животе или в голове.
В христианстве душа бессмертна. Она имеет ум и чувства, даже имеет свой вес. Ученые выяснили, что тело после смерти становится легче на 22 грамма.
Личность и душа это. Каким образом связаны душа и личность?
Доброго времени суток. Скажите, каким образом связаны душа и личность? Обладает ли душа воспоминаниями, умственными способностями, характером личности? Возьмем ребенка возрастом 1год - он имеет душу, но не имеет личности. Если он умрет в этом возрасте, то какое влияние его личность окажет на душу? Так если личность и душа не связаны, то зачем личности переживать о душе? Спасибо за ответ. Андрей.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Здравствуйте, Андрей!
Личность человека включает и душу, и тело. Это целый человек сам по себе! Поэтому как можно утверждать, что годовалый ребенок не имеет личности? Он есть личность, только еще в потенции, еще не раскрытая. Подобно тому как он уже человек, только не выросший. Следовательно, как можно думать, что душа и личность не связаны?
Возможно, вся трудность в том, что само понятие личности нелегко определить, и Вы понимаете под этим словом что-то не то, что подразумеваю я, или как оно понимается в Церкви, где, впрочем, также не дается четких определений личности.
Одно из возможных определений:
Э. Фpомм:
«Под личностью я понимаю целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Различия между врожденными и приобретенными свойствами, в целом, синонимично различию между темпераментами, талантами и всеми конституционно заданными психическими свойствами с одной стороны, и характером – с другой».
Есть еще весьма оригинальное определение В. Штерна :
«самодеятельная, самосозидающая, целеустремленная и осмысленная деятельность, как законченная система, скорее метафизически, чем экспериментально обоснованная» (В.Штерн).
Младенец не во всем, согласен, подходит под это определение, но зачатки своей воли и метафизическая связь с Богом у него тоже имеется.
С уважением, священник Филипп Парфенов.
Как понять, что Я личность. Развитие внутреннего Я
Модель поведения человека в основном зависит от определенных правил социума, так называемых канонов. Зачастую то, что его характеризует, на самом деле является отпечатком тех самых требований по отношению к поведению.
Основной движущей силой развития личности можно назвать внутреннее противоборство между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения.
Понять, насколько развита личность, можно по ее отношению к различным ситуациям, проблемам, другим людям и так далее.
В основном ограниченные люди руководствуются меркантильностью во взглядах. Развитые личности наоборот делают акцент на самосовершенствовании и самосознании.
У каждого индивида жизненный путь по-своему тяжел и каждый по-своему справляется с проблемами, часто возникающими на горизонте. И то, насколько успешно у человека это получается, то, какие уроки он выносит из произошедших ситуаций, показывает не только уровень его умственного развития, но и личностного.
Стремление к постоянному развитию и обучению отличает личность от индивида.
Есть и такие личности, которых общество старается избегать
Существуют отдельные типы личности:
- социализированная личность – та, которая сумела адаптироваться к социальной жизни;
- десоциализированная личность – та, которая противоречит требованиям общества. Сюда относят маргинальных личностей, непринятых социумом;
- психически-аномальная личность – та, которая может иметь задержки в развитии и быть психопатом.
Что касается последних, общество старается любыми способами ограничить контакт с такими людьми.
Я личность психология. Личность в психологии
Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.
К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.
Есть ли личность. Личность человека прочно вошла в психологию как научная категория
Эта категория находит свои проекции и во многих других науках. Например, в философии личность человека рассматривается как субъект общественных ценностей, идеалов, отношений в индивидуальном выражении. В криминологии принято говорить о личности преступника.
Но что же мы в действительности имеем в виду, когда используем термин "личность человека"? Мы можем описывать это понятие через другие научные и ненаучные категории: "человеческая природа", "черты человека", "темперамент", "конституциональные мотивы" и т.д. А теперь вполне резонно задать вопрос: относятся ли все эти термины и категории к каким бы то ни было объектам ?
С точки зрения лингвистики и семантики все перечисленные термины - не более чем номинализации. Они обычно выглядят, звучат и воспринимаются нами как объекты реального мира, то есть как фактическая данность некоторого рода. Однако при более глубоком рассмотрении оказывается, что все они представляют собой существительные, которых нет в реальном мире. Они не выдерживают так называемого "теста с тачкой", то есть мы не может поместить эти "объекты" в тачку. Мы не можем потрогать, услышать или еще как-то непосредственно воспринять самооценку, мотивацию, темперамент, мотивацию и т.д.
Поэтому в объективной действительности никакой личности человека не существует. Это легко проверить на практике. А кем вы, уважаемый читатель, являетесь в настоящий момент, какой личностью? Для своих родителей вы навсегда останетесь их ребенком, для своих детей вы всегда будете их родителем, для своих подчиненных - начальником, в такси - пассажиром, в поликлинике - пациентом, в магазине - покупателем, и т.д., и т.п. А где ваше "истинное Я", где ваша "личность"?
Итак, личность человека - ментальный конструкт и абстрактное существительное. Оно существует только как идея, если хотите, как ярлык.
Этот густой ментальный туман следует развеять. Необходимо сменить отношение к личности человека как к объекту на отношение к ней как к процессу. Наша личность - это не более и не менее чем механизм преодоления определенных (в данном контексте) трудностей. В действительности она прикрывает нашу истинную сущность, как бы маскирует ее. Личность человека - это всего лишь набор динамических стереотипов (привычек) и доминант (системы потребностей).
А что нам даст отказ от рассмотрения личности человека как объекта?
Во-первых , мы перейдем от вопросов типа "Что такое человеческая природа?", "Каков его темперамент?", "Что он за человек?", к процессуальным вопросам следующего рода: "Как он управляет своей психикой в конкретном контексте?", "Правильный ли стиль поведения он выбрал в той самой ситуации?", "Сможет ли он (она) при таком отношении к происходящему достигнуть поставленной цели?" и т.п. То есть, мы меняем ракурс с "Что представляет собой этот человек?" на "Как он функционирует, используя свое мышление, эмоции, ценности, восприятие, отношения и т.п.?" И если мы выявляем у человека, в том числе у самого себя, определенный операционный стиль, который показывает в данном контексте низкую эффективность на пути к достижению определенной цели (к удовлетворению определенной потребности), то мы можем просто отказаться от этого стиля и пойти другим, более эффективным путем. В таком случае выражения "Просто я (он) такой человек", "Что вы хотите от человека с таким характером?", утрачивают смысл.
Во-вторых , в начале статьи мною совершенно не случайно было упомянуто о том, что категория "личности преступника" используется в криминологии. Дело в том, что криминология зашла в определенный методологический тупик, взяв на вооружение понятие личности человека и попытавшись спроецировать ее в качестве предмета собственного изучения. В этом отношении криминология превратилась в науку, занимающуюся типологией человеческих "личностей", совершивших преступления. Она навешивает на них ряд характеристик, которые якобы неизменно присутствуют у преступников, что их, дескать, и отличает от людей, не совершающих преступлений. Все бы ничего, но в таком случае на этих лиц навешивается определенный ярлык (теория стигматизации), они рассматриваются как носители определенных свойств личности. И опять же, все бы ничего, если бы предпринимались определенные меры по коррекции этих свойств. Однако в данном отношении не только ничего не делается, но ситуация еще усугубляется тем, что предпринимаемые органами правоохраны меры не только этому не способствует, но еще больше углубляют процесс деформации "личности человека", прививая в местах не столь отдаленных навыки именно криминального способа удовлетворения своих потребностей и приводя человека к состоянию, когда его способности к социальной адаптации, изменению стиля поведения резко снижаются. На это тратятся огромные деньги из государственного бюджета, так необходимые в других сферах социального бытия, а уровень рецидива по-прежнему остается высоким и не поддающимся влиянию правоохранительных мер. Отсюда ужесточение уголовной ответственности с тем, чтобы на как можно больший срок изолировать человека от общества. Получается замкнутый круг.