Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Молодежные субкультуры в современной россии. МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

11.10.2019 в 00:15

Молодежные субкультуры в современной россии. МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения. С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным - как у нас, так и за рубежом.

Субкультура хиппи - одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х годов XX века как протест против обывательщины. В основу их идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству. Основная форма проведения досуга - тусовки на флэту (от англ. flat - квартира) с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам (одно из названий движения - «дети цветов») и к хождению босиком. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями.

Движение хиппи в СССР развивалось «волнами»: «первая волна» относится к концу 60-х - началу 70-х годов XX века, «вторая волна» - к 80-м годам. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее - «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках - «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенечки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три - четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию.

Современные субкультуры социология. Понятие и виды субкультуры

В социологии субкультурой обычно называют относительно автономное целостное социальное образование внутри доминирующей макрокультьтуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей и обладающее своими обычаями, нормами, комплексами ценностей, способами организации, а порой даже институтами. Субкультуры обычно возникают в той или иной специфичной социальной, этнической или демографической среде, в чем-то отграниченной от остального общества. В зависимости от характера отношения к обществу в целом принято различать субкультуры, возникающие в виде позитивной реакции на социальные и культурные потребности общества (например, профессиональные) и субкультуры, в той или иной степени противостоящие культуре общества в целом (делинквентные и нонконформистские субкультуры).

Для уточнения понятия субкультуры его следует отграничить не только от понятия «большого» общества и его культуры, но и от более локальных (по сравнению с субкультурами) социальных образований, именуемых группами. Группы, как известно, также могут обладать своими специфическими обычаями, нормами и комплексами ценностей. Решающее различие между субкультурами и группами состоит, на наш взгляд, в том, что субкультуры являются социальными образованиями, способными к самовоспроизводству и не разрушающимися под действием естественного возрастного или иного движения их личного состава. Иными словами, смена личного состава участников не разрушает субкультуру, поскольку она обладает внутренними механизмами социализации поступающего в нее пополнения. Группы тоже могут обладать определенными механизмами включения новичков в свою специфичную ценностно-нормативную среду, но в целом они гораздо менее устойчивы в ситуации обновления их состава. Переход членов группы в новые возрастные и социальные категории и естественный процесс выбывания ее членов, как правило, приводят к прекращению ее существования.

Современные субкультуры 2019. Субкультура — это...

Само слово для обозначения этого общественного явления пришло в русский язык с английского путем калькирования. Несложно разобрать Subculture на две составляющих: sub – исконно латинский корень, аналог нашего «под», ну а culture перевести не сложно.

Таким образом, субкультура – это « подкультура ». Термин официально принят социологической, антропологической и культурологической науками. Общее его трактование таково:

Субкультура – это часть культуры общества, которая отличается поведением от преобладающего большинства. Она включает в себя социальные группы адептов этой культуры.

Впервые это понятие использовал Девид Рисмен – известный юрист и социолог из Штатов. Это случилось в 1950 году.

Объясняя, что такое субкультура, он говорил о группах людей, которые намеренно выбирают ценности, стиль, поведение, отличные от общепринятых.

Это личности, которые осознанно примыкают к меньшинству, поскольку не принимают стандарты того общества, в котором живут.

Чтобы определенное общественное явление, имеющее идейных последователей в виде четко очерченной или условной социальной группы, могло называться именно субкультурой, отличие от доминирующей культуры должно быть существенным. Это может быть:

  1. другая идеология,
  2. образ жизни,
  3. поведение,
  4. система ценностей,
  5. манера одеваться,
  6. язык (сленг, социолект, арго),
  7. прочие элементы такого порядка.

Важно понимать, что главные аспекты здесь – идеологические, психологические, мировоззренческие. Образование собственного сленга, манера одеваться, клише поведения – всё это только следствие и способ показать другому представителю своей группы: « Я свой !».

У термина «субкультура» есть исторические синонимы, которые были постепенно вытеснены. Так, Мишель Маффесоли (Франция) использовал сочетание «городские племена», когда говорил о молодежных группах. Виктор Дольник (Россия) называл их «клубами».

В Советском Союзе группы-представители молодежных субкультур назывались «Неформальными объединениями молодежи». Так в обиход попало слово « неформалы ».

Наконец, сленговое понятие «тусовка» может быть использовано для обозначения конкретной «ячейки» внутри какой-либо «подкультуры».

Основные молодежные субкультуры краснодарского края. Доклад: Современные молодежные субкультуры

 

 

1.   

Введение

2.   

Категории  субкультур

3.   

Виды субкультур

4.   

Заключение

5.   Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

1

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Молодежная субкультура появилась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с «техногенной цивилизации». Если ранее культура не делилась так ярко выражено на «взрослую» и «молодежную» (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом. Как специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически — миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово — зрелость его отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.
Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша «упражняется» в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи — досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг — это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.
Довольно часто все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, «тусовок», музыки и наркотиков. Однако эта же среда формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой объявляется принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью всего поведения. Вся ценностная сетка молодежной контркультуры связана с иррационализмом, что продиктовано признанием собственно человеческого лишь в природном, то есть отмежеванием «человеческого» от того «социального», которое возникло вследствие «монополии головы». Последовательное проведение иррационализма определяет гедонизм как ведущую ценностную ориентацию молодежной контркультуры. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся важнейшим и органическим элементом контркультуры. Поскольку бытие контркультуры сконцентрировано на «сегодня», «теперь», то гедонистическая устремленность — прямое следствие этого.

Молодежные субкультуры в современном обществе. Роль молодежных субкультур в обществе.

Департамент образования и науки Приморского края

КГБОУ СПО «Приморский политехнический колледж»

Научно-практическая конференция

«Некоторые аспекты поисково-исследовательской работы студентов отделения экономики и сервиса»

Тема: Современные молодежные субкультуры (положительные и отрицательные стороны)

Молодежные субкультуры в современном обществе. Роль молодежных субкультур в обществе.

Владивосток

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является исследование современных молодежных направлений, их роль в обществе, выявление плюсов и минусов данных субкультур.

В наше время современная молодежь старается выделиться из общества, разнообразить свою жизнь, показать свою неповторимость. И делают они это разнообразными способами: необычно одеваясь, делая нестандартные прически, нанося контрастный макияж. Встречая похожих на себя, они «объединяются», тем самым создавая новые направления, так называемые субкультуры.

В данной работе освещены аспекты содержания и направленности некоторых популярных и не очень, среди молодежи субкультур, распространенные в наше время и в конце ХХ века.

Роль молодежных субкультур в обществе.

Наше общество не однородно. Каждый человек – это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур – объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) - не исключение. Субкультуры возникают, потому что необходимы: они дают возможность, особенно молодежи и подросткам, проявить себя творчески, определить свое место в жизни, найти друзей,помогает освободиться от родительской опеки зависимости .

Молодежные субкультуры очень нужны для социализации личности – это самая главная роль субкультуры в нашем обществе. Например, становясь готом, панком, металлистом или эмо, молодой человек усваивает первые нормы поведения, законы общения, социальные роли. И запрещать их - нельзя. Это не уничтожит субкультуры, а лишь загонит в подполье и изменит до неузнаваемости, причем в худшую сторону.
Сейчас в СМИ идет дискуссия о позитивных и деструктивных субкультурах, об их «вредности» и «полезности». Но, наверное, следует говорить не о деструктивности той или иной субкультуры, а об отдельных ее представителях. Как и в любой социальной группе, в субкультуре тоже можно встретить и преступников, и наркоманов… Ни одно объединение не застраховано от этого, таковы особенности социума. Но деление субкультуры на «опасные» и «безопасные» может стать ловушкой. Вспомним, как в советское время панков, хиппи и металлистов причисляли к социально опасным движениям, но прошло время, и обнаружилось, что это никакие не бандиты, а просто ребята со своими увлечениями. Поэтому я категорически против навешивания ярлыков, вроде таких как, эта субкультура — хорошая, а вот эта — плохая. Запрещая яко бы «вредные» движения, мы загоняем их в подполье и заставляем бунтовать — это естественная психологическая реакция, особенно для молодежи и подростков.

Молодежные субкультуры в россии 2019. Молодежная субкультура: за или против?

    Со студентами Ртищевского филиала СамГУПС библиотекарь отдела обслуживания Центральной районной библиотеки Кручинина Е. В. провела час-беседу «Молодежная субкультура: за или против?» . Вначале она дала краткую характеристику этому явлению в молодёжной среде и истории его развития.

    Что же такое субкультура?

    Субкультура – это система норм и ценностей, отличающая группу от большинства общества. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Субкультуры в России достаточно молодые явления и появились они в 20 веке. До Великой Отечественной войны единственной молодежной субкультурой можно было считать шпанскую субкультуру. После войны прославились московские огольцы и жиганы. Затем стиляги. 70-80-ые годы ознаменовались подъёмом субкультуры хиппи, панки, рокеры.

    Сейчас в России насчитывается свыше 300 различных неформальных течений молодежных субкультур. Присутствующим на мероприятии об этом был показан фильм, а затем ведущая приступила непосредственно к основной части мероприятия в форме «вопрос-ответ». Вопросы были интересны, актуальны, затрагивали, возможно, наболевшие проблемы молодежи, что позволило молодым людям полемизировать и дискутировать на эту тему. Например, «Чем молодежь привлекают различные субкультуры?», «Что субкультура дает, что может быть развивает в жизни индивида?» или «Субкультура способствует развитию общества или наоборот?» и т. п.

    Здесь же ведущая рассказала и о том, чем чревато увлечение опасными группами неформалов, почему они появляются и как постараться оградить себя от этого увлечения.

    В целом мероприятие получилось полезным, судя по реакции и отзывам присутствующих, и убедило лишний раз в том, что молодежь нуждается в мероприятиях такого формата и активно принимает в них участие.