Места расположения ваты, капхи и питты.
Согласно аюрведе, не обязательно знать названия болезней и их форм. Важнее знать свойства дош и признаки нарушения их равновесия, что позволяет выяснять причины различных заболеваний. Такой подход к лечению более простым и всеобъемлющим является. Как только возбужденная Доша и место ее проявления установлены, можно назначать лечебный режим, снижающий уровень этой Доши. Необходимо не просто определить "Лицо" заболевания, а оказать противодействие той энергии, которая лежит в его основе.
В каких органах располагаются три Доши?
Аюрведа рассматривает все болезни в соответствии с принципом трех дош, и для нее нет действительно новых заболеваний: можно обнаружить лишь разновидности проявлений одних и тех же основных болезнетворных факторов.
Когда равновесие дош нарушается, они становятся теми силами, которые вызывают болезненные процессы. Орган, в котором располагается Доша, имеет склонность к тому расстройству, которое характерно для этой Доши.
Каждой Доше соответствует определенное место в организме. "Вата располагается в толстой кишке, бедрах, ушах, костях и органах осязания. Основное ее место - толстая кишка. Питта располагается в тонком кишечнике, желудке, потовых и сальных железах, в крови, лимфе и органе зрения. Основное ее место - тонкий кишечник. Капха располагается в груди, горле, голове, поджелудочной железе, боках, желудке, лимфе, жире, в носу и языке. Основное ее место - желудок". Аштанга хридайя XII, 1-3.
В этих основных местах своей локализации Доши накапливаются, вызывая болезни. В том случае, если воздействовать на них здесь соответствующими методами, можно пресечь болезнь на корню.
Орган, в котором располагается Доша, имеет склонность к тому расстройству, которое характерно для этой Доши. Нарушения ваты проявляются в виде газов в толстой кишке. Нарушения питты проявляются в виде желчи и кислоты в печени и тонком кишечнике. Нарушения капхи проявляются в виде мокроты в легких и слизи в желудке.
Пять Видов ваты.
Пять видов ваты на санскрите называются "Прана", "удана", "самана", "вьяна" и "апана". Эти слова образованы путем добавления различных приставок к корню "ан", означающему "дышать" или "снабжать энергией".
Прана (пра - ана) - это первичный воздух (нервная сила), движущийся вперед. Заполняя голову и концентрируясь в мозге, прана движется вниз, в горло и грудь, управляя вдохом и глотанием, а также чиханием, сплевыванием и отрыгиванием. Она регулирует чувства, ум, сердце и сознание. Это наша доля космической жизненной энергии, которая управляет всеми остальными видами ваты в организме. Прана предопределяет наше воодушевление и позитивный настрой в жизни, соединяет нас с нашим внутренним "Я". Слово "Прана" используется и в более широком смысле, обозначая вату в целом, поскольку все остальные виды ваты происходят от нее.
Удана (уд - ана) - это воздух (нервная сила), движущийся вверх. Располагаясь в груди и концентрируясь в горле, она управляет выдохом и речью, а также отвечает за память, силу, волю и усилие. Удана определяет наши жизненные стремления. В момент смерти она отделяется от тела и направляет нас в тонкие миры в зависимости от нашей воли и кармы, которые действуют через удану. Когда она развивается в совершенстве, человек овладевает различными психическими способностями и может выходить с ее помощью за границы обычного мира. С развитием уданы связана практика йоги.
Самана (сама - ана) означает уравновешивающий воздух. Она концентрируется в тонком кишечнике и представляет собой нервную силу, управляющую пищеварительной системой.
Вьяна (ви- ана) означает рассеянный, или проникающий, воздух. Она концентрируется в сердце и оттуда распространяется по всему организму. Вьяна управляет системой кровообращения и через нее - движением мышц и суставов, нервными импульсами и внутренней секрецией.
Апана (апа - ана) означает воздух, движущийся вниз, или удаляющий воздух. Она концентрируется в толстой кишке и управляет всеми импульсами, направленными вниз: выделением, мочеиспусканием, менструациями, родами и соитием.
В то время как удана - восходящий воздух - несет нашу жизненную силу вверх и способствует эволюции или освобождению сознания, апана - нисходящий воздух - несет ее вниз и ведет к регрессу или ограничению сознания. Апана поддерживает и контролирует все другие виды ваты, и ее нарушения лежат в основе большинства расстройств ваты. Будучи силой, направленной вниз, в своем возбужденном состоянии она вызывает разложение и распад. Поэтому при лечении ваты следует в первую очередь уделять внимание лечению апаны.
Пять Видов питты.
Пять видов питты на санскрите называются "Садхака", "браджака", "пачака", "алочака" и "ранджака".
Пачака - питта - это переваривающий пищу огонь. Располагается в тонком кишечнике, управляет пищеварительной силой. Пачака - питта является основой и опорой всех остальных видов питты. При лечении питты ей следует уделять особое внимание, поскольку пищеварительный огонь - наш главный источник тепла.
Садхака - питта - это огонь, определяющий, что есть истина или реальность. Располагается в мозге и сердце, позволяет нам достигать целей, поставленных интеллектом, разумом или эго. Это могут быть мирские цели (удовольствие, богатство, престиж), а также духовная цель - освобождение. Садхака - питта управляет нашей психической энергией, умственным "Перевариванием" (усвоением идей), а также способностью к различению. Йога, особенно джнана - йога (йога знания), придает ее развитию большое значение.
Браджака - питта - это огонь, управляющий лучистостью и цветом кожи. Располагается в коже, обеспечивает сохранение цвета кожи и лица. При ее расстройстве появляются сыпь или пятна. Браджака - питта отвечает за усвоение тепла, поступающего извне через кожу.
Алочака - питта - это огонь, отвечающий за зрительное восприятие. Располагается в глазах, управляет восприятием и усвоением света из внешнего мира.
Ранджака - питта - это огонь, придающий цвет. Располагается в крови, печени, селезенке, желудке и тонком кишечнике, окрашивает кровь, желчь и кал. Основное место расположения ранджака - питты - кровь. Участвует в большинстве расстройств печени.
Пять Видов капхи.
Пять видов капхи на санскрите называются "Тарпака", "аваламбака", "кледака", "бодхака" и "слешака".
Тарпака - капха - это вода, дающая удовлетворенность. Располагается в мозге (в виде спинномозговой жидкости) и в сердце, отвечает за эмоциональный покой, уравновешенность и ощущение счастья, обеспечивает способность запоминать. Практика йоги способствует увеличению этой формы капхи, что проявляется как удовлетворенность и блаженство (ананда.
Слешака - капха - это вода, обеспечивающая смазывание. Располагается в суставах в виде смазывающей жидкости, отвечает за их крепость.
Кледака - капха - это увлажняющая вода. Располагается в желудке в виде секретов слизистой оболочки, отвечает за разжижение пищи и за первую стадию пищеварительного процесса.
Бодхака - капха - это тот вид воды, который обеспечивает восприятие. Располагается во рту и на языке в виде слюны. Благодаря ей мы вкус пищи ощущаем. Как и кледака, она участвует в первой стадии переваривания пищи.
Аваламбака - капха - это вода, обеспечивающая поддержку. Располагается в сердце и легких. Является сырьем для других видов капхи и опосредует их действие в организме. Аваламбака - капха - это главная водная составляющая тела, которую распределяют легкие и сердце. По материлалам книги фроули давида "Аюрведическая Терапия".