Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Макс Вебер идеальный тип. Понятие идеального типа у Макса Вебера

21.11.2019 в 05:48

Макс Вебер идеальный тип. Понятие идеального типа у Макса Вебера

Пионером моделирования в социологии можно считать Макса Вебера (1864-1920), который ввел в научный оборот понятие идеального типа - одной из ключевых категорий, призванных помочь постичь смысл или смысловую связь часто повторяющегося явления. Идеальный тип показывает, «каким было бы определенное человеческое поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер, было бы свободно от заблуждений и аффектов и если бы оно ориентировалось на совершенно однозначную цель… Реальное поведение чрезвычайно редко…, и то только приближенно, соответствует конструкции идеального типа». Идеальный тип (от греч. typos - отпечаток, форма, образец) - это общее понятие в гуманитарном знании; прием теоретического мышления, позволяющий на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. Широко используется в науках о культуре, в общей и социальной философии, социологии, исторических науках, но очень редко или вовсе не применяется в экономике, психологии и естествознании. Задача идеального типа - выделить такие черты явления, которые обнаруживаются только в идеальных, вымышленных условиях, но в реальности могут быть размыты привходящим вмешательством, действием случайных факторов. Ученый строит идеальный тип в своей голове, мало обращаясь к практике, статистике, наблюдениям за реальной жизнью. Оторванность от жизни - самая слабая черта такого приема, поэтому идеальный тип именуют еще понятиями- утопиями. В то же время только отвлечение от второстепенного позволяет, опираясь на интуицию, сконцентрировать мышление и выделить главные аспекты.

Макс Вебер социология ПРАВА. «В.А. Глазырин ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ МАКСА ВЕБЕРА В статье рассматривается социологическая концепция ПРАВА выдающегося немецкого социолога. Несмотря на то что М. Вебер является ...»

В.А. Глазырин

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ МАКСА ВЕБЕРА

В статье рассматривается социологическая концепция права выдающегося

немецкого социолога. Несмотря на то, что М. Вебер является одним из классиков

правовой социологии, его идеи в области познания права и правоотношений в

научной литературе раскрыты далеко не в полной мере. Обычно они излагаются

в разрозненном виде, что не позволяет составить целостное представление о

веберовской социологии права.

Цель работы заключается в том, чтобы раскрыть основные положения социологии права М. Вебера, составляющие ее «смысловое ядро». Автором раскрывается социологическая интерпретация права в рамках веберовской понимающей социологии, приводится определение права немецкого социолога в контексте объяснения им легального порядка, рассматривается веберовская концепция формально-рационального права, а также анализируется веберовский подход познания правовых институтов в социальной системе.

Социология права — одна из отраслей социологии, начало формирования которой уходит во вторую половину XIX в. (Бачинин 2001: 212–279; Глазырин 2003). Однако в социологической науке она до сих пор находится в положении «золушки», т. к.

воспринимается многими профессиональными социологами как второстепенное знание — притом, что сфера права и правоотношений является неотъемлемой частью любого общества, за исключением архаического. Современное общество не существует вне его правовых характеристик. Так, рассматривая социальную структуру общества, нельзя не обращать внимания на описание его правовой структуры. Среди совокупности социальных институтов обязательно надо выделять институты права. Составной частью процесса социализации личности является ее правовая социализация, сознание индивидов включает в себя правосознание и правовые установки, социальный статус личности содержит характеристику ее правового статуса, правонарушения и преступные деяния являются видами социальных девиаций и т. д. Одним из важнейших аспектов культуры является правовая культура. Право «пронизывает» социум на макро- и микроуровнях его организации. А правовые изменения — это часть социальных изменений. Одного этого перечня правовых компонентов общества вполне достаточно, чтобы понять, что в социологии право и его институты являются обязательными объектами познания.

Макс Вебер взгляды. Социологические взгляды М.Вебера

Макс Вебер (1864–1920) – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий» и др.

Определенное влияние на социологические воззрения Вебера оказала марксистская социология, в частности, ряд соображений К. Маркса об обществе как арене противоборствующих социальных групп, где каждая имеет свои экономические интересы, свои ценностные ориентации, соответствующие социально-экономическому положению и определенным взглядам на окружающий мир.

Наконец, следует отметить влияние философской школы неокантнианства, представители которой проводили радикальное различие, с одной стороны, между внешним миром, который мы познаем, и познающим сознанием, а с другой – между ценностью и ее оценкой.

Эти идеи оказали серьезное влияние на М. Вебера в его размышлениях о научном методе, который должен применяться в науке о человеческом обществе. И он, в конечном счете, приходит к выводу, что социальные науки в этом смысле должны глубоко отличаться от естественных наук (хотя и имеют с ними общее рациональное начало). Одной из важнейших отличительных черт науки о человеческом обществе должно быть понимание.

Свою социологию Вебер называл «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «причинно объяснить» их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он, могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как «общество», «государство», «народ» и др.

Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие «идеальный тип», ставшее центральным в его методологии.

«Идеальный тип» – это мыслительная, логическая конструкция, с помощью которой исследователь должен изучать явления (через определение степени отклонения этих явлений от данного «идеального типа»).

Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное:

1. целерациональное действие – действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. Целерационально действует тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано на цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. В качестве типичного примера такого действия может служить экономическое поведение предпринимателя;

2. ценностно-рациональное действие – действие, ориентированное на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вебер, ценностно-рационально действует тот индивид, кто, не считаясь с возможными последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требуют от него долг, достоинство, религиозные предписания и т. д.;

3. традиционное действие – действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого типа действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки;

4. аффективное действие – действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии – стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т. д. Такое действие находится «на границе» осмысленного человеческого поведения.

Вебер считал, что по степени распространения того или иного типа социального действия можно судить о характере и уровне развития всего общества.

Макс Вебер интересные факты. Макс Вебер

Биография писателя

Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер ( 21 апреля 1864, Эрфурт, Пруссия — 14 июня 1920, Мюнхен, Германия), известный как Макс Вебер — немецкий социолог, философ, историк, политический экономист. Идеи Вебера оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности — социологии. Наряду с Эмилем Дюркгеймом и Карлом Марксом Вебер считается одним из основоположников социологической науки.

Макс Вебер родился в 1864 году в г. Эрфурте в семье юриста. Оно получил воспитание, которое характеризовалось семейным богатством, политическим либерализмом и протестантским духом. Учился в Гейдельбергском, Геттингенском и Берлинском университетах. Темой его ранних научных исследований была хозяйственная жизнь античных и средневековых обществ. С 1891 по 1897 г. он - профессор права и политической экономии в ряде университетов Германии. Одновременно ведет активную научно-исследовательскую и публицистическую деятельность. Однако его преподавательская и исследовательская работа была прервана болезнью, сопровождавшейся в 1897 году нервно-психическим расстройством. Невзирая на это, его академическая продуктивность продолжала оставаться огромной. С 1907 года, получив наследство, полностью посвящает себя науке. В течение ряда лет активно сотрудничает с Немецкой ассоциацией социологов, занимая там весьма заметные позиции. С началом Первой мировой войны поступает на государственную службу (к чему он всегда относился с большим уважением). Скончался в 1920 г. в Мюнхене.

"Жизнь и творчество Макса Вебера" (РОССПЭН, 2007) в Экспресс-рецензиях "Русского журнала".

Экспресс-рецензии на книги по социологии

Александр Бикбов

Рецензия на: Вебер М. Жизнь и творчество Макса Вебера / Пер. с нем. М. И. Левиной. М.: РОССПЭН, 2007. 656 с.

Биография, ставшая ступенью к канонизации Макса Вебера, была написана его женой Марианной в 1924 – 26 годах, вскоре после смерти мужа (1920). Этот текст был актом примирения с его уходом и прологом к возвращению Марианны в интеллектуальный и политический мир Германии: к роли хозяйки влиятельного интеллектуального салона, активной участницы женского движения и издательницы десяти томов сочинений мужа — настоящего памятника Веберу.

В отличие от большинства биографов, скромно отступающих в тень, Марианна не просто выходит на сцену повествования как один из его главных протагонистов. Она превращает Макса в часть неделимого и аффектированного «мы», «четы Веберов». Первые читатели упрекали рассказчицу за то, что она раскрыла непозволительно многое о семейной жизни и внутренних переживаниях коллеги. Современные исследователи упрекают ее в прямо противоположном: слишком о многом она умолчала. Построенный по литературному канону, текст помещает биографическую канву в рамки рассказа о характерах: благородном, ищущем, прямодушном, сосредоточенном, нетерпеливом, страдающем, «внутренне порывистом и несколько замкнутом» Максе, решительной, добродетельной, умелой, ищущей, тонко чувствующей и одухотворенной Марианне, а также о целом хоре родственных, дружеских, политических, профессиональных характеров вокруг них. Книга изобилует суждениями, балансирующими на грани моральной метафизики и мистицизма. Вот как Марианна описывает трудный для мужа период после его ухода из университета, связанного с нервным срывом из-за смерти отца (1897): «Вебер, вероятно, все время чувствует, что ядро его сущности, скрывающее творческие зародыши, неизменяемо и неприкасаемо, что болезнь не проникла через защитный покров» (с. 232). Невозможно узнать, насколько это чувство и подобная модель самочувствия близки самому Веберу. Между тем уход из университета становится поворотным моментом для него как социолога, о чем из свидетельств Марианны почерпнуть почти нечего. Неизменный рефрен биографии с самых первых ее тактов, со сведений о дедушках и бабушках — мотив «тяжелой жизни», не лишенный религиозной экзальтации и окрашивающий (само)рефлексию рассказчицы, но также самого Макса Вебера, чьи письма приводятся в книге.