Идеальный тип макс Вебер. Понятие идеального типа у Макса Вебера
- Идеальный тип макс Вебер. Понятие идеального типа у Макса Вебера
- Макс Вебер статьи. Вебер Макс. Книги онлайн
- Вклад Макса Вебера в изучение категории социальное прежде всего характеризуется тем что он. Макс Вебер (1864-1920)
- "Жизнь и творчество Макса Вебера" (РОССПЭН, 2007) в Экспресс-рецензиях "Русского журнала".
Идеальный тип макс Вебер. Понятие идеального типа у Макса Вебера
Пионером моделирования в социологии можно считать Макса Вебера (1864-1920), который ввел в научный оборот понятие идеального типа - одной из ключевых категорий, призванных помочь постичь смысл или смысловую связь часто повторяющегося явления. Идеальный тип показывает, «каким было бы определенное человеческое поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер, было бы свободно от заблуждений и аффектов и если бы оно ориентировалось на совершенно однозначную цель… Реальное поведение чрезвычайно редко…, и то только приближенно, соответствует конструкции идеального типа». Идеальный тип (от греч. typos - отпечаток, форма, образец) - это общее понятие в гуманитарном знании; прием теоретического мышления, позволяющий на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. Широко используется в науках о культуре, в общей и социальной философии, социологии, исторических науках, но очень редко или вовсе не применяется в экономике, психологии и естествознании. Задача идеального типа - выделить такие черты явления, которые обнаруживаются только в идеальных, вымышленных условиях, но в реальности могут быть размыты привходящим вмешательством, действием случайных факторов. Ученый строит идеальный тип в своей голове, мало обращаясь к практике, статистике, наблюдениям за реальной жизнью. Оторванность от жизни - самая слабая черта такого приема, поэтому идеальный тип именуют еще понятиями- утопиями. В то же время только отвлечение от второстепенного позволяет, опираясь на интуицию, сконцентрировать мышление и выделить главные аспекты.
Макс Вебер статьи. Вебер Макс. Книги онлайн
Максимилиан Карл Эмиль Вебер (нем. Maximilian Carl Emil Weber, 21 апреля 1864, Эрфурт, Пруссия — 14 июня 1920, Мюнхен, Германия), известный как Макс Вебер (нем. Max Weber) — немецкий социолог, философ, историк, политический экономист.
Идеи Вебера оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности — социологии. Наряду с Эмилем Дюркгеймом и Карлом Марксом Вебер считается одним из основоположников социологической науки.
Вебер ввёл в научный оборот термин «социальное действие». Учёный был последовательным сторонником методов антипозитивизма, утверждая, что для исследования социальных действий лучше подходит не чисто эмпирический, но «объясняющий», «интерпретирующий» метод. В рамках основанной на нём концепции понимающей социологии учёный пытался не только рассмотреть то или иное социальное действие, но также распознать цель и смысл происходящего с точки зрения вовлечённых индивидов.
Ядро научных интересов Вебера составляло изучение процессов перехода общества от традиционного к современному: рационализации, секуляризации, «расколдовывания мира». Одной из самых известных работ учёного стала диссертация о протестантских истоках капитализма. Исследование на стыке экономической социологии и социологии религии получило развитие в известной книге «Протестантская этика и дух капитализма», увидевшей свет в 1905 году.
Оппонируя марксистской концепции исторического материализма, Вебер отмечал важность культурных воздействий, оказываемых религией, — именно в этом он видел ключ к пониманию генезиса капиталистической формы хозяйствования. Впоследствии учёный исследовал религии Китая, Индии и древний иудаизм, пытаясь найти в них причины тех процессов, которые обусловили различия между хозяйственным устройством Запада и Востока.
В другой своей известной работе, «Политика как призвание и профессия» (1919), Вебер определил государство как некоторый институт, который обладает монополией на легитимное применение насилия. Социолог впервые выделил различные типы общественной власти, подчёркивая, что институты современного государства во всё большей степени основываются на рационально-правовом типе. Учёный внёс определённый вклад в развитие экономической истории, теории и методологии экономики. Исследования Вебера в области рационализации общества оказали влияние на формирование критической теории, развивавшейся преимущественно в рамках Франкфуртской школы.
Вебер стал одним из основателей либеральной Немецкой демократической партии, которая была образована после Первой мировой войны. Позже учёный безуспешно баллотировался в немецкий парламент и консультировал комиссию по разработке новой конституции. Вебер скончался в 1920 году в возрасте 56 лет, причиной смерти послужила пандемия Испанского гриппа и последовавшая пневмония. Младший брат Вебера — Альфред — также стал исследователем в области социологии.
Вклад Макса Вебера в изучение категории социальное прежде всего характеризуется тем что он. Макс Вебер (1864-1920)
Макс Вебер (1864-1920) — выдающийся социолог конца XIX — начала XX в. При изучении общества, считал М. Вебер, нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания. Поэтому человеческое поведение должно исследоваться социологией не методом интуитивного «вчувствования», а посредством рационального понимания того смысла, который действующие индивиды вкладывают в свои действия. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание» (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как метод, предваряющий и делающий возможным социологическое объяснение. Этот метод заключается в том, что социолог мысленно старается стать на место других людей и понять рациональные причины их поступков. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида. Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» является подлинным субъектом социального действия. Это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающий разумом и волей. Поэтому изучать общество — значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать их рациональное объяснение. Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия и оперировать специальными понятийными конструкциями, которые позволили бы ей выделить этот смысл.
"Жизнь и творчество Макса Вебера" (РОССПЭН, 2007) в Экспресс-рецензиях "Русского журнала".
Экспресс-рецензии на книги по социологии
Александр Бикбов
Рецензия на: Вебер М. Жизнь и творчество Макса Вебера / Пер. с нем. М. И. Левиной. М.: РОССПЭН, 2007. 656 с.
Биография, ставшая ступенью к канонизации Макса Вебера, была написана его женой Марианной в 1924 – 26 годах, вскоре после смерти мужа (1920). Этот текст был актом примирения с его уходом и прологом к возвращению Марианны в интеллектуальный и политический мир Германии: к роли хозяйки влиятельного интеллектуального салона, активной участницы женского движения и издательницы десяти томов сочинений мужа — настоящего памятника Веберу.
В отличие от большинства биографов, скромно отступающих в тень, Марианна не просто выходит на сцену повествования как один из его главных протагонистов. Она превращает Макса в часть неделимого и аффектированного «мы», «четы Веберов». Первые читатели упрекали рассказчицу за то, что она раскрыла непозволительно многое о семейной жизни и внутренних переживаниях коллеги. Современные исследователи упрекают ее в прямо противоположном: слишком о многом она умолчала. Построенный по литературному канону, текст помещает биографическую канву в рамки рассказа о характерах: благородном, ищущем, прямодушном, сосредоточенном, нетерпеливом, страдающем, «внутренне порывистом и несколько замкнутом» Максе, решительной, добродетельной, умелой, ищущей, тонко чувствующей и одухотворенной Марианне, а также о целом хоре родственных, дружеских, политических, профессиональных характеров вокруг них. Книга изобилует суждениями, балансирующими на грани моральной метафизики и мистицизма. Вот как Марианна описывает трудный для мужа период после его ухода из университета, связанного с нервным срывом из-за смерти отца (1897): «Вебер, вероятно, все время чувствует, что ядро его сущности, скрывающее творческие зародыши, неизменяемо и неприкасаемо, что болезнь не проникла через защитный покров» (с. 232). Невозможно узнать, насколько это чувство и подобная модель самочувствия близки самому Веберу. Между тем уход из университета становится поворотным моментом для него как социолога, о чем из свидетельств Марианны почерпнуть почти нечего. Неизменный рефрен биографии с самых первых ее тактов, со сведений о дедушках и бабушках — мотив «тяжелой жизни», не лишенный религиозной экзальтации и окрашивающий (само)рефлексию рассказчицы, но также самого Макса Вебера, чьи письма приводятся в книге.