Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Философ делает добро чтобы быть добродетельным: этика и мораль в философии

26.11.2024 в 09:25
Содержание
  1. Философ делает добро чтобы быть добродетельным: этика и мораль в философии
  2. Связанные вопросы и ответы
  3. Что подразумевается под "философом делает добро чтобы быть добродетельным"
  4. Как философия влияет на моральное поведение человека
  5. Какие моральные принципы используются философами для определения добродетели
  6. Как философия может помочь человеку стать более добродетельным
  7. Какие философские концепции могут помочь человеку понять, что такое добродетель
  8. Как философия может помочь человеку принимать моральные решения
  9. Какие философские учения могут помочь человеку развить моральные качества
  10. Как философия может повлиять на моральное развитие общества
  11. Какие философские идеи могут помочь человеку стать более добродетельным в своей повседневной жизни

Философ делает добро чтобы быть добродетельным: этика и мораль в философии

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Концепции философии Сократа.………………………………………..……..5

2. Основные добродетели по Сократу ……………………………………..……16

3. Моральная философия………………………………………………………….20

Заключение…………………………………………………………….…………26

Список использованной литературы………………………………….………..28

Введение

Сократ, каким он изображен в платоновских диалогах, относится к числу тех людей, которые оказали наибольшее влияние на дух западного мира. Отличительными чертами Сократа как человеческой личности являлись его высокая мораль, скромный и простой образ жизни, остроумие, искренность и добродушный юмор. Однако афинские граждане ощущали определенный дискомфорт, когда Сократ останавливал их на улице или на рынке и начинал в разговорах с ними задавать трудные вопросы.

Как и у софистов, в центре внимания Сократа была не натурфилософская, а эпистемологическая и этико-политическая проблематика. В эпистемологии его интересовал анализ понятий (определений) с помощью диалога. В этико-политической сфере его целью было опровержение скептицизма софистов. Здесь его главным тезисом был следующий: существуют ценности и нормы, являющиеся всеобщим благом (высшим добром) и справедливостью.

Сократ открыл мораль. Афиняне до Сократа были нравственными, а не моральными; они жили, руководствуясь обычаями и разумно приноравливаясь к обстоятельствам. Сократ показал, что существует добро как таковое. Он поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием1.

Целью данной работы является рассмотрение основных философских концепция Сократа и его философского метода, положений о морали.

В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

1. рассмотреть концепции философии Сократа;

2. рассмотреть основные добродетели по Сократу;

3. рассмотреть моральную философию Сократа.

Актуальность: Большинство людей считает, что знание не обладает силой и не может руководить, поэтому люди не размышляют о нем. Люди считают, что не знание ими управляет, а что-то другое: иногда страсть, иногда удовольствие, иногда скорбь, любовь, а чаще страх. В противоположность мнению большинства Сократ отстаивал принцип всеобщего господства разума - в природе, в определенном человеке, в человеческом обществе.

Истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к нему. Усилия человека должны быть направлены на познание и действовании на основе знания. Сократ исходит из того, что мерой всех вещей, является не человек, бог, поэтому путь познания в том, чтобы уразуметь божественную мудрость, управляющую вашими делами. Надо воспитывать детей с малых лет по заповедям Божиим, приобщать их к православной церкви, объяснять и показывать на примерах что есть добро и что есть зло.

Структура работы определяется поставленными целью и задачами и состоит из введения, трёх параграфов, заключения и списка литературы.

1. Концепции философии Сократа

Своей критикой непосредственных данностей сознания, требованием относить всякое содержание знания к индивидуальному субъекту софисты прокладывали путь к обретению такого знания, которое, будучи опосредовано субъективностью индивида, не сводилось бы, однако, к этой субъективности. Именно деятельность софистов, отстаивавших относительность всякой истины, положила начало поискам новых форм достоверного знания - таких, которые могли бы устоять перед критическим рассмотрением. Эти поиски продолжил афинский философ Сократ (ок. 470 - 399 до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик.

Связанные вопросы и ответы:

Вопрос 1: Что означает "философ делает добро чтобы быть добродетельным"

Ответ: Этот вопрос касается мотивации философа делать добро и быть добродетельным. Философ делает добро не только из-за желания помочь другим, но и для того, чтобы быть добродетельным, то есть обладать положительными моральными качествами.

Вопрос 2: Какие моральные качества должен обладать философ, чтобы быть добродетельным

Ответ: Философ должен обладать такими моральными качествами, как честность, доброта, справедливость, сострадание, терпение, скромность, мудрость и ответственность.

Вопрос 3: Как философ может делать добро, чтобы быть добродетельным

Ответ: Философ может делать добро, участвуя в благотворительных проектах, помогая нуждающимся, участвовать в общественных инициативах, поддерживать друзей и семью, а также стремиться к самосовершенствованию и развитию своих моральных качеств.

Вопрос 4: Как философия может помочь философа быть добродетельным

Ответ: Философия может помочь философам развивать свои моральные качества, такие как доброта, честность и справедливость, путем анализа и оценки различных моральных теорий и концепций. Также философия может помочь философу лучше понять свои мотивы и цели, что в свою очередь может способствовать его моральному росту.

Вопрос 5: Как философия может повлиять на общество, если философы делают добро, чтобы быть добродетельными

Ответ: Философы, делающие добро, чтобы быть добродетельными, могут оказать положительное влияние на общество, поскольку их действия могут служить примером для других людей. Также философия может способствовать развитию моральных ценностей и понятий, которые могут быть использованы для построения более справедливого и добродетельного общества.

Вопрос 6: Как философ может помочь другим людям стать более добродетельными

Ответ: Философ может помочь другим людям стать более добродетельными, участвуя в образовательных программах, обучая моральным ценностям и принципам, а также призывая людей к самосовершенствованию и развитию своих моральных качеств.

Вопрос 7: Как философия может помочь нам лучше понять смысл добродетели

Ответ: Философия может помочь нам лучше понять смысл добродетели, анализируя и обсуждая различные моральные теории и концепции, а также рассматривая примеры добродетели в истории и культуре. Также философия может помочь нам понять, как моральные ценности и принципы могут быть применены в повседневной жизни.

Вопрос 8: Как философия может помочь нам развить свои моральные качества

Ответ: Философия может помочь нам развить свои моральные качества, такие как честность, доброта, справедливость, сострадание, терпение, скромность, мудрость и ответственность, путем анализа и оценки различных моральных теорий и концепций. Также философия может помочь нам лучше понять свои мотивы и цели, что в свою очередь может способствовать нашему моральному росту.

Что подразумевается под "философом делает добро чтобы быть добродетельным"

Философия Сократа. Часть I. Добродетель по Сократу.

Добродетель Сократ сводил в своей философии к знанию и оптимистически верил, что всякий может стать добродетельным, раз он будет знать, в чем состоит добро. Всякое зло возникает лишь из незнания добра, – никто не зол по природе и добровольно. В этих философских воззрениях Сократа совмещались психологический детерминизм (неизбежность перехода знания в действие, обусловленность поступков знанием) с идеей свободного, творческого развития духа через приобретение и выработку знания. Все 4 традиционные добродетели греков: мудрость, храбрость, умеренность и справедливость – Сократ сводил к одной – к мудрости. Этот «оптимизм знания» вообще характерен для многих этических и социальных реформаторов: он является для них порукой в достижимости их идеалов, в которой они могли бы отчаяться, если бы с самого начала видели все трудности, стоящие на пути их осуществления.

Сократ часто утверждал, что добро и польза – вещи равносильные, что это даже, в сущности, два разных обозначения одного и того же. Некоторые произошедшие от Сократа философские школы (в первую очередь, киренейские гедоники со своим вождём Аристиппом) толковали этот подход великого основоположника в духе элементарного утилитаризма и эвдемонизма. Однако неправомерно приписывать такую трактовку самому Сократу. Его философия держалась здесь гораздо более глубокого взгляда, не сводя добро к грубой материальной выгоде, а доказывая, что лишь возвышенные этические чувства являются источником истинной пользы для человека.

Как философия влияет на моральное поведение человека

Ключевые слова

МОРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА / МОРАЛЬ / КУЛЬТУРА / ДОБРОДЕТЕЛЬ / КЛАССИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭТИКА / MORAL PHILOSOPHY / APPLIED ETHICS / MORALITY / CULTURE / VIRTUE / CLASSICAL ETHICS / HUMANISTIC TRADITION / NON-CLASSICAL ETHICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нагой Фатима Нурдиновна

В статье исследуется проблема философского обоснования мира, вызванная обострением противоречия между современным состоянием этического знания и потребностью осмысления новой моральной реальности. Основными задачами для автора выступают определение приоритетов, анализ методологических моделей и определение контуров будущего этики на основе раскрытия содержания классического и неклассического подходов в этике. Акцентируется положение о том, что философское обоснование этического знания раскрывает взаимосвязанные положения: мораль сфера реального человеческого опыта; отправной точкой морали является не автономный человек, а люди в их отношении друг к другу; моральное качество отношений между людьми определяется способностью ставить себя на место другого и быть сторонником общего согласия. Для решения сформулированных задач дан обобщенный историко-сравнительный экскурс по проблеме, проанализированы преимущества и недостатки методологических моделей, проявляющих характеристики современной этики. Обосновано положение: современной этике следует продолжать гуманистическую традицию , акцентировав рассмотрение вопросов нравственного отношения не только к человеку, но и человечеству в целом. Необходимо учитывать усиление точки зрения, противопоставляющей мораль этике вплоть до утверждения, что данные понятия обозначают сосуществующие феномены. Реагирование на ускорившиеся изменения объективной и этической реальности требует работы по созданию современной этической парадигмы, сущностной характеристикой которой должен стать ориентир человека и общества на будущее. Формирование нового образа этики предполагает в качестве источника моральное творчество субъекта, особое значение приобретает проблема этического кодифицирования, выраженного в практике создания профессиональных, корпоративных и служебных кодексов. Положительной стороной данного процесса является работа над мировоззренческой ориентированностью содержания кодексов, негативной бюрократизация. Будущее этики зависит от такого рода преобразования ее базовых оснований, которое позволит ей выступить в качестве «первой философии».

Какие моральные принципы используются философами для определения добродетели

Такие добродетели, как честность или щедрость, не есть лишь склонность делать то, что является честным или щедрым; также бесполезно определять их как «желаемые» или «морально ценные» черты характера. Добродетель — это действительно черта характера, то есть диспозиция, глубоко укорененная в ее обладателе, нечто, о чем можно сказать, что это уходит в самую глубину, в отличие от таких предрасположенностей, как любить чай. Но такая диспозиция далека от однонаправленной предрасположенности поступать честно или даже поступать честно по определенным основаниям; она разнонаправленная. Она связана также и со многими другими действиями, с эмоциями и эмоциональными реакциями, выбором, ценностями, желаниями, восприятиями, установками, интересами, ожиданиями и чувствами. Обладать добродетелью — значит быть человеком определенного типа, с определенным сложным складом ума. (Поэтому крайне поспешно приписывать добродетель на основе одного действия.)

Самым значительным аспектом этого склада ума является искреннее принятие определенного круга соображений в качестве оснований для действий. Честного человека нельзя определить просто как того, кто, например, поступает честно и не лжет. Если такие действия совершаются агентом только потому, что он считает честность лучшей политикой, или потому, что боится быть пойманными, но при этом не признает соображение «поступить иначе было бы нечестно» в качестве подходящего основания для действия, то это не действия честного человека. Честного человека нельзя определить просто как того, кто, например, всегда говорит правду, или даже того, кто всегда говорит правду, потому что это правда, поскольку человек может обладать добродетелью честности, не будучи при этом бестактным или нескромным. Честный человек признает соображение «это было бы ложью» в качестве сильного (хотя, возможно, не главного) основания для того, чтобы не высказываться определенным образом в определенных обстоятельствах, и придает должный, хотя и не исключительный вес соображению «это было бы правдой» как основанию для высказывания.

Как философия может помочь человеку стать более добродетельным

Этот раздел объединяет материалы, касающиеся философских вопросов, которые волнуют нас в повседневной жизни. Они затрагивают роль языка и функции мышления, исследуют вопросы о существовании души, сознания и истинной сути человека, а также предлагают реальные инструменты для личного роста и понимания мира. Рассмотрим некоторые из них подробнее:

  • “Абсурдизм и его идеи” — научно-философское направление, исследующее иррациональность и неопределенность мира. Абсурдизм может помочь нам осознать, что мир не имеет внутреннего смысла, который мы так часто ищем. Например, произведения Альбера Камю, такие как «Посторонний» , иллюстрируют концепцию абсурда, показывая, как персонажи сталкиваются с бессмысленностью жизни и находят свою свободу.
  • “Философия в действии: как позитивизм ищет истину” — позитивизм акцентирует внимание на фактах и наблюдениях. Он помогает в поиске истины через систематическое исследование и научный подход. Эта философия может найти применение в различных сферах жизни. Например, в медицине применение позитивистского подхода, основанного на клинических исследованиях и доказательной базе, помогает принимать объективные решения для лечения пациентов.
  • “Идеи Карла Густава Юнга” — швейцарский психолог и философ, чьи работы предоставляют глубокое понимание человеческой психики. Юнг ввел такие ключевые концепции, как коллективное бессознательное и архетипы, которые можно использовать для самоанализа и улучшения межличностных отношений. Например, осознание своих внутренних архетипов может помочь человеку разобраться в своих мотивах и поведении, как это зарекомендовало себя в аналитической психологии.
  • “Язык и мышление” — язык не только отражает наши мысли, но и формирует их. Например, гипотеза Сепира-Уорфа утверждает, что структура языка влияет на восприятие мира, что можно наблюдать в отличие мышления у людей, говорящих на разных языках.
  • “Теория познания” — исследует природу и способы человеческого знания. К примеру, эмпиризм утверждает, что все знания происходят из опыта, что стимулирует научные исследования и эксперименты для более глубокого понимания природы и общества.
  • “Метод изучения психологии Вундта” — Вильгельм Вундт считается основателем экспериментальной психологии. Его методы включали объективное наблюдение и анализ сознания через структурное рассмотрение психических процессов, что способствовало развитию современной психологии как аудиторно обоснованной дисциплины.
  • “Категорический императив Канта и «золотое правило» нравственности” — Кантианская этика утверждает, что моральные законы должны быть универсальными и применимыми для всех. Кант предлагал действовать так, чтобы максима твоего поведения могла стать общим законом. Это напоминает известное «золотое правило»: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Например, соблюдение этого принципа в бизнесе способствует честной конкуренции и улучшению деловой репутации.

Какие философские концепции могут помочь человеку понять, что такое добродетель

Добродетель — философский и религиозно-этический термин, обозначающий положительное нравственное свойство характера отдельного человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слов «грех» и «порок».
СЕМЬ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ - ИСТОРИЯ
Через рай порока достигаешь ада добродетели.
- Франц Кафка
Семи грехам смертельным есть
Противоядием, барьером -
Семь добродетелей. Учесть
Святым и грешникам - примером.
Четыре первых, кардинальных,
Даны нам греками в наследство.
Они описаны детально
Им в философии есть место:
Так МУЖЕСТВО есть середина
Меж трусостью и безрассудством.
УМЕРЕННОСТЬ - коль не транжира
И скупердяем быть не нужно.
Есть СПРАВЕДЛИВОСТЬ - не вендетта
И не прощение всему.
Где наказание есть мера
Пропорция всем: вам и ему.
БЛАГОРАЗУМИЕ - способность
Решить, что делать и как быть
Не допуская вероломность,
Но и себя не ущемить.
Великий Аристотель - логик
Дал объяснения под стать,
Как в середине быть нам стоит,
И двух пределов избегать.
Потом, Блаженный Августин
Три добродетели добавил
Теологических причин
И христианство тем восславил:
Без объяснений, лишь приказом,
Для пояснений причин нет
Без философии с экстазом,
Как догма, партии завет.
НАДЕЖДА, ВЕРА и ЛЮБОВЬ.
Все добродетели - букетом.
За них пролита морем кровь!
Грехам даже не снилось это.
ФИЛОСОФЫ О ДОБРОДЕТЕЛИ
СОКРАТ
Мудрость — это добродетель „вообще“ и состоит в умении различать хорошее и дурное, полезное и вредное.
- Сократ
Сократ знал добродетель лишь одну, -
Как МУДРОСТЬ та известна всем.
Она даёт толчок всему,
Что можно, что нельзя совсем.
Кто мудр, тот будет справедлив
Умерен, мужественен, честен.
Всё от ума идёт мотив
И тем Сократ нам интересен.
ПЛАТОН
Добродетель — это некое здоровье, красота, благоденствие души, а порочность — болезнь, безобразие и слабость.
—  Платон
Платон считал, что добродетель
Есть свойства каждого души -
Она - опора и свидетель,
Сословиям лишь принадлежит:
Опорой МУДРОСТИ есть Разум,
Она - философов удел,
Для воинов дается ХРАБРОСТЬ,
И Сила Воли ей - предел.
УМЕРЕННОСТЬ для земледельцев,
Контролем Чувств она дана.
А СПРАВЕЛИВОСТИ умельцев -
Правителям нужда сполна.
Платон различал четыре добродетели :
* мудрость,
* мужество,
* справедливость,
* умеренность.
АРИСТОТЕЛЬ
 Добродетель — это умение и желание находить середину между двумя крайностями: недостатком (endeia) какого-то качества и его избытком (hyperbole).
- Аристотель
Есть добродетель, что от чувства
И добродетель от ума.
А счастье это то искусство,
Чтоб ум главенствовал всегда.
Искать златую середину
Во всём и всюду - вот закон,
Когда умеренность - не с виду,
А - принцип жизни, в том - он.
ЦИЦЕРОН
Добродетель состоит в защите людей.
- Цицерон
У римлян добродетель граждан
Была отдельна от семьи.
В семье решалось всё, как padre;
В стране с богами мысли шли.
Там ДИСЦИПЛИНА и ОТВАГА
Держать в когорте дух и строй.
Приказ легата - значит надо!
Твой прямой, ты не герой.
Была СВОБОДА - добродетель
Для граждан Рима, не рабов.
БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ - нет на свете
Важней для люда тех годов.
От Цицерон есть детали,
Что добродетель для него:
ПОЗНАНИЕ ИСТИНЫ, представил
Нам очень важное звено.
Дал СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СИЛУ ДУХА,
УМЕРЕННОСТЬ всегда во всём.
И время посвятить наукам,
И мир ценить, и отчий дом.
АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ
Зло не есть какая-либо сущность; но потеря добра получила название зла
—  Аврелий Августин
НАДЕЖДУ, ВЕРУ и ЛЮБОВЬ
Добавила к грекам Августин.
Для христианства важен он
И цифру “семь” он ввёл один.
Семь добродетелей пошли после Августина
СПИНОЗА
Счастье — не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.
—  Бенедикт Спиноза
ЛЮБОВЬ Спиноза уточнил
Любовь не просто, только К БОГУ.
Любить его, что только сил
И находить к нему дорогу.
КАНТ
Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.
- И. Кант
Для Канта это только ДОЛГ,
Всё остальное не так важно.
Моральной твёрдости итог:
Чтоб долгу следовать отважно.
БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН
Тринадцать пунктов нам оставил
Философ мудрый Бенджамин.
Как ВОЗДЕРЖАНИЕ, МОЛЧАНИЕ,
ПОРЯДОК в доме, он один.
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ и БЕРЕЖЛИВОСТЬ,
И ТРУДОЛЮБИЕ - черта его,
И ИСКРЕННОСТЬ и СПРАВЕДЛИВОСТЬ,
Вот добродетелей звено.
УМЕРЕННОСТЬ и ЧИСТОТА,
СПОКОЙСТВИЕ и ЦЕЛОМУДРИЕ,
И СКРОМНОСТЬ - это простота
Доступна каждому орудие.
Теперь, когда знакомы мы,
Что ДОБРОДЕТЕЛЬ есть такое,
Настроим мысли и умы,
Чтобы ДОБРО повысить вдвое.

Как философия может помочь человеку принимать моральные решения

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 130.2

Т. А. Золотарева

ФИЛОСОФИЯ КАК ОСНОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ

Статья посвящена осмыслению творческого процесса, этапам его становления. Рассматриваются качества творческой личности, проблема развития и совершенствования творческих возможностей будущего специалиста.

Ключевые слова: гуманитарное образование, философское знание, философский базис.

T. А. Zolotareva

PHILOSOPHY AS THE FOUNDATION OF MORAL GUIDELINES

The paper examines creative process and the stages of its formation. The author analyses the features of a creative person, the problem of development and improve-

ment of creative possibilities of a future specialist.

Key words: humanitarian education, philosophical knowledge, philosophical basis.

Глобализационные процессы, происходящие в современном мире и оказывающие влияние на формирование общества, привели к действенным переменам практически во всех сферах общества. Последствия прогресса науки и техники прослеживаются во всех областях жизнедеятельности современного человека. Современное Российское общество переживает духовно-нравственный кризис, который может привести человека, особенно это относится к молодому поколению, к потере жизненных ориентиров. Решающую роль в постановлении этих проблем играет современное образование, ориентированное на гуманитаризацию. Гуманитарное образование должно давать студенту не только знания об обществе, человеке, но и помогать выявлять свою индивидуальность. Чем пространнее гуманитарная культура человека, тем свободнее он адаптируется к изменяющимся социальным условиям. Современная наука и техника возлагает на

человека огромную ответственность, и, чтобы управлять ими, необходимо быть специализированным не только технически, но и нравственно. Именно философия помогает приобрести нравственную специализацию.

В современном обществе значительная часть философии как специфической области человеческого знания и как особой формы профессиональной деятельности, связанной с трансляцией этого знания, сосредоточено в высших учебных заведениях. Философия в вузе - особенная дисциплина, способствующая духовному развитию студентов. Скептическое отношение к вузовской философии со стороны студентов объясняется тем, что, редко заглядывая в учебники и другую учебную литературу, студенты по обыкновению говорят о ее оторванности от современной науки, от основополагающих жизненных ценностей человечества. Еще в 1817 году Гегель писал: «Можно, пожалуй, сказать, что в наше время философия не пользуется особой бла-

госклонностью; по крайней мере, теперь уже не признают, как в прежнее время, что изучение философии должно быть необходимым введением и основой для всякого дальнейшего научного образования и профессиональных занятий. Во всяком случае, можно смело утверждать, что к философии природы в особенности относятся теперь с большей антипатией» .

По мнению признанного авторитета в области античной философии и древнегреческого языка А. Ф. Лосева, «"ум" русский язык обычно понимает как теоретическую способность правильно и целесообразно мыслить. Но слово "разум" имеет уже некоторый новый оттенок, указывающий не только на теоретическое мышление, но и на способность практически пользоваться этим мышлением… Что же касается слова "мудрость", то, если прислушаться к общему чувству русского языка, здесь имеется не просто практическая способность применять теорию, но уже и законченное владение такой теорией, которая умеет разбираться в действительности и целесообразно ее направлять». Философия есть «любовь к мудрости», «любомудрие», а «мудрость», . Таким образом, изучение философии - не просто очередное накопление и без нее объемного багажа знаний, но практическое умение (не только теоретическое умствование) применять знания, а для этого необходимо и мыслить самостоятельно, и иметь представление о том, как мыслили до тебя.

Считается, что без знания истории невозможна подготовка грамотного, образованного специалиста, и с этой дисциплиной мы начинаем достаточно подробно, с повторами знакомиться уже в средней школе. Однако, к сожалению, при этом забывается, что историю в классическом понимании, историю событийную, обусловливает история мысли. «Как человек мыслит, так он и поступает; какова ментальность, образ

мышления народа, таковы и события его истории» - это положение можно считать аксиоматичным (не в частных случаях, где возможны исключения, а, в общем, мысль есть детерминанта вектора направленности событийной истории). Поэтому изучение истории мысли, истории философии является необходимым элементом образовательного процесса, причем оно должно начинаться как можно раньше, желательно, вестись параллельно с освоением классической истории.

С сожалением констатируем, что сегодня ярко выражена тенденция узкого понимания образования, только этим можно объяснить распространенное мнение о ненужности изучения гуманитарных дисциплин, в том числе и философии, в высшей школе. Но ведь личность, претендующая на то, чтобы стать образованной, непременно должна иметь четкое представление о философских проблемах, которое позволит ей самостоятельно и универсально мыслить.

В современном образовательном вузовском поле особенное внимание должно уделяться формированию творческого мышления каждого индивида. В процессе самообучения и внешнего обучения социальный субъект сможет ознакомиться с альтернативными религиозными, научными, философскими мировоззрениями, осуществить самостоятельный выбор собственных предпочтений.

Значимость изучения философии для гуманитарных специальностей вузов несомненна. Не менее важным является изучение философии в высшей технической школе. Современный бакалавр, инженер или магистр - не только личность, формирующая основание общества будущего, не только технически грамотный практик, но и во многих случаях человек, занимающийся научно-исследовательской деятельностью, последствия которой могут быть непредсказуемыми как для самого исследователя, так и для всего человечества, особенно в условиях техногенного мира. В связи с этим огромное значение имеет общее мировоззрение ученого, совершившего открытие,

результаты которого могут быть (вернее, в истории развития техники - всегда бывают) одновременно и положительными, и отрицательными. Вопрос здесь ставится об ответственности - не только отдельной личности, но и всего научного и инженерного сообщества - за свою деятельность, а представление об этой ответственности как раз и опосредовано глубиной мышления, умением философствовать.

Конечно, скептик может возразить: философствованию научить нельзя, зачем же излишне загружать студента, пусть профессию осваивает, гайки-шестеренки рисует, мол, философии, мудрости, которая с годами приходит, жизнь научит. А подкованный скептик и авторитетное мнение приведет о том, что основным философским правилом является следующее: «Вначале быть, потом действовать, после этого философствовать» . И с этим скептиком нельзя не согласиться, он прав, но прав лишь частично. Из вышеприведенного правила ни в коем случае не следует, что вообще не нужно изучать философию, учиться самобытно и свободно мыслить. Смысл ее в том, что лишь философствование, опосредованное опытом деятельной жизни, становится цельным и значимым если не для человечества в целом, то для конкретной личности и ее окружения. Но способность к такому философствованию не придет с годами, если с юных лет не учиться самостоятельно мыслить, не интересоваться, что же думали наши предшественники по поводу возможных ответов на кажущиеся неразрешимыми, по крайней мере однозначно, смысложизненные вопросы.

Тот или иной специалист, даже когда он обладает достаточно высокой квалификаций в определенной сфере профессиональной деятельности, все же не может представлять собой полноценно образованного человека, если он не постиг основных стадий процесса зарождения и развития человеческой мудрости, без которых невозможно не только самостоятельное, но и грамотное мышление. Кроманьонец, как утверждают ученые, имел равные с нашим

современником физиологические возможности мыслить, но, надо полагать, его философствование несколько отличалось, и отличалось в первую очередь недостатком передающегося от старшего поколения к последующему поколению опыта мышления. Именно последний аккумулируется и бережно сохраняется таким разделом философского знания, как «история философии», для того чтобы с его помощью индивид мог интерпретировать так или иначе события современности, а также иметь возможность сформировать систему цельного и адекватного социальной действительности мировоззрения.

Философия прочно укоренена в нашей жизни, обусловливая и обустраивая ее, пусть даже мы не всегда это замечаем. Она постоянно воздействует на социальную реальность через мышление индивидов и народов.

Необходимо в первую очередь показать необходимость, пользу философии, для чего надо представить философию не просто как размышление по поводу чего-то, а как науку, имеющую свой предмет познания. Философия - это наука, владеющая личным предметом и существенным комплектом философских наук и дисциплин. Если в философском знании нет потребности, оно является пустой тратой времени.

Именно предмет обусловливает независимость, особенность и результативность философского образования. Этот предмет занимается всеобщими связями в мире, вопросами логики, мышления и сознания. Именно философии принадлежат исторические корни, познавательные принципы, методы. Г. Г. Майоров, анализируя суть и задачи философии, выделяет три ключевых очерка: софия - ориентация на мудрость, эпистема - ориентация на науку, технема -ориентация на технику мышления. Следующее выражение раскрывает его отношение к первому типу: «Слишком сильно в последнее время давление на наше сознание поклонников эпистемы и технемы. Слишком мало у нас сегодня внутренней свободы и духовной любви, без которой софийное

начало существовать не может. Но без со-фийного начала, без стремления к Абсолюту человек станет игрушкой стихийных сил, им же самим порожденных, и неизбежно погибнет» . Да, нельзя забывать о внутренней свободе и духовной любви, о формировании творческих воззрений и всечеловеческих ценностях. И именно философия способна помочь личности развить в себе эти качества.

Значительными причинами, определяющими особенность философского образования, являются интерес к философскому знанию и его практический смысл, который напрямую соединен с практической значимостью философии.

Какие философские учения могут помочь человеку развить моральные качества

Человек непрерывно меняется и совершенствуется на протяжении всей своей жизни. Не только его физические и интеллектуальные способности достигают новых высот, но и его моральный компас становится более точным и чётким. Это процесс, который, вопреки распространённому мнению, не завершается с окончанием юности, а может и должен продолжаться всю жизнь как средство личного и социального прогресса.

Одной из наиболее значимых теорий морального развития является теория, предложенная психологом Лоренцом Кольбергом. Кольберг выделил три уровня формирования этических принципов, которые человек проходит в течение своей жизни: предконвенциональный , конвенциональный и постконвенциональный . Эти уровни разделяются на шесть стадий, от базовых понятий о правильном и неправильном до более сложных представлений об универсальной этике и справедливости.

  • На предконвенциональном уровне , чаще всего наблюдаемом у детей, моральные решения принимаются на основе получения наград или избегания наказания. Например, ребёнок может не делать что-то плохое лишь потому, что боится быть наказанным.
  • На конвенциональном уровне человек начинает понимать важность соблюдения социальных норм для поддержания порядка в обществе. Например, подросток может соблюдать правила школы или общественные законы, поскольку понимает их значимость для социальной гармонии.
  • На постконвенциональном уровне моральные решения принимаются исходя из личных принципов, часто влияющих на общее благо. Взрослый человек может начать отстаивать права и свободы других людей, даже если это противоречит текущим законам или социальным нормам.

Стадии морального развития у разных людей зависят не только от их возраста, но и от жизненных обстоятельств, культурных и социальных факторов. Например, человек, столкнувшийся с несправедливостью, может быстрее перейти к постконвенциональному уровню, осознав важность принципов гуманности и справедливости.

Понимание стадий морального развития значительно помогает не только в самосовершенствовании, но и в понимании и поддержке окружающих людей: близких, друзей, коллег. Применяя эти знания, мы можем более эффективно общаться и способствовать более гармоничному и справедливому обществу.

Как философия может повлиять на моральное развитие общества

Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно: в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости. Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души. Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Но этот источник и не единственный, и недостаточный, чтобы с его помощью объяснить специфику русской философской мысли. Она во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация X в. сыграла важную роль в становлении русской философской культуры. Русская философская мысль имеет своим источником произведения киевского философа митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этикогносеологическое толкование русской жизни конца X начала XI в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства ("Слово о законе и благодати", "Молитва", "Исповедание веры"). Ценными источниками русской средневековой общественной мысли явились литературные памятники: "Слово о полку Игореве" (XII в.), летописные своды "Повесть временных лет" (XI XII вв.) и др. Процессы политического единения Руси, образования русской национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой культуре (через Византию), настойчиво требовавшие глубокого социально философского осмысления, также в немалой степени обусловили своеобразие русской философской культуры.

Какие философские идеи могут помочь человеку стать более добродетельным в своей повседневной жизни

И благое делание без правого намерения не может принести пользы (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 203).

* * *

…Делание доброго бывает не без труда, чтобы нам не лишиться похвалы за самовластное понуждение себя (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 227).

* * *

…Дело, совершаемое втайне, Богу благоприятно (см.: Мф. 6, 4, 18 ) (прп. авва Исаия , 59, 41).

* * *

…Христианин, скрывай труды свои и добродетели, и блюди, чтобы язык твой не лишил тебя их и не предал врагам твоим (прп. авва Исаия , 59, 82).

* * *

…Если будет в нас любовь, терпение и воздержание, то они (демоны) не возмогут отклонить нас ни от какого доброго дела, особенно если мы будем иметь в мысли, что леность ниспровергает все доброе (прп. авва Исаия , 59, 84).

* * *

…Что сделаешь ради Бога, то все будет тебе сопутствовать и помогать во время нужды (прп. авва Исаия , 59, 91). Источник.

* * *

Те, которые приносят благой плод, очищаются Богом, дабы приносили больше плода (прп. авва Исаия , 59, 122).

* * *

Знай, что человек не может делать добра, доколе делает зло (прп. авва Исаия , 59, 161). Источник.

* * *

…Если душа совершает добрые дела, то Дух Святый обитает в ней (прп. авва Исаия , 59, 173).

* * *

…Те дела, кои находишь в себе добрыми, не считай их благоприятными Богу (прп. авва Исаия , 59, 180).

* * *

Не открывай всем благих дел твоих, чтобы не похитил оных враг твой (прп. авва Исаия , 59, 199).

* * *

Когда сделаешь благодеяние бедному (брату), не призывай его на поделие свое, чтобы не погубить благодеяния, какое сделал ты ему (прп. авва Исаия , 89, 294).

* * *

Всякое время должно почитать удобным к тщательному совершению благоугодного Богу (свт. Василий Великий , 7, 322). Источник.

* * *

Всякое слово или дело должно подтверждать свидетельством Богодухновено Писания, в удостоверение добрых и в посрамление злонравных (свт. Василий Великий , 7, 335). Источник.

* * *

Как за огнем само собою следует то, что он светит, и за миром – то, что оно благоухает, так и за добрыми делами необходимо следует полезное (свт. Василий Великий , 8, 242).

* * *

Да не внушает тебе высокомудренный помысл ослабить со временем труды, чтобы пред дверьми исшествия не застали тебя обнаженным от добродетелей и чтобы тебе не остаться вне врат Царствия (свт. Василий Великий , 9, 51). Источник.

* * *

Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам (свт. Василий Великий , 9, 51). Источник.

* * *

…Втайне служить всегда, и напоказ людям не делать, но искать только похвалы у Бога… (свт. Василий Великий , 9, 55). Источник.

* * *

Всеми же начинаниями да руководит вера в Бога, и да сопутствует ей благая надежда, чтобы верою укреплять нам в себе душевную силу, а благою надеждою возбуждать в себе усердие к доброму. Ибо человеческое начинание в рассуждении доброго не совершится без помощи свыше, а вышняя благодать не снизойдет на того, кто не прилагал о сем старания. Напротив того, в совершении добродетели должно соединиться то и другое и человеческое усердие, и помощь, по вере приходящая свыше (свт. Василий Великий , 9, 355).

* * *

Во всем, что ни сделано нами доброго, душа причины успеха в деле должна приписывать Господу (свт. Василий Великий , 9, 355).