Быть добрым или быть злым. Что лучше, быть злым и эгоистичным или добрым и щедрым?
- Быть добрым или быть злым. Что лучше, быть злым и эгоистичным или добрым и щедрым?
- Лучше быть злым. Что лучше - быть добрым или злым?
- Как стать злым и бесчувственным. Кому это нужно?
- Быть добрым или добреньким. Добрый или добренький?
- Быть добрым или злым. Добро или зло что выбираешь?
- Видео Быть добрым или злым !Быть депресивным или весёлым!
Быть добрым или быть злым. Что лучше, быть злым и эгоистичным или добрым и щедрым?
Оказывается, этот вопрос решают не теологи, философы или специалисты по этике, а математики.
Самой первой и главной математической задачей (а иногда по ней играли в одноименную ролевую игру, чтобы понять как бы участники задачи вели бы себя в реальности), которая помогла ответить на вопрос указанный выше, стала проблема под названием "Дилемма Заключенного". Она звучит следующим образом:
Двое преступников, а и б, попались примерно в одно и то же время на сходных преступлениях. Есть основания полагать, что они действовали по сговору, и полиция, изолировав их друг от друга, предлагает им одну и ту же сделку: если один предает другого, а другой хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок (10 лет. Таким образом, если оба молчат, то проходят по более лёгкой статье и приговариваются к 6 месяцам. В случае если оба предают друг друга, то получают минимальный срок (по 2 года. Каждый заключённый выбирает, молчать или предавать. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой. Что произойдёт?
Суть проблемы была сформулирована мерилом фладом и Мелвином дрешером в 1950 году. Название дилемме дал математик Альберт Такер.
В дилемме заключённого предательство строго доминирует над сотрудничеством, поэтому единственное возможное равновесие - предательство обоих участников. Проще говоря, не важно, что сделает другой игрок, каждый выиграет больше, если предаст. Поскольку в любой ситуации предать выгоднее, чем сотрудничать, все рациональные игроки выберут предательство.
Ведя себя по отдельности рационально, вместе участники приходят к нерациональному решению: если оба предадут, они получат в сумме меньший выигрыш, чем если бы сотрудничали.
Но это если речь о разовом случае идет. В долговременной перспективе все становится с ног на голову и об этом чуть позже.
Примеры из реальной жизни.
Примеры с заключёнными, карточной игрой и обменом закрытыми сумками могут показаться надуманными, но на самом деле есть множество примеров взаимодействия людей и животных, имеющие такую же матрицу выигрышей. Поэтому дилемма заключенного представляет интерес социальным наукам, таким как экономика, политология и социология, а также разделам биологии - этологии и эволюционной биологии.
В политологии, к примеру, сценарий дилеммы заключенного часто используется для иллюстрации проблемы двух стран, вовлечённых в гонку вооружений. Обе будут заявлять, что у них есть две возможности: либо увеличить расходы на военные нужды, либо сокращать вооружения. Ни одна из сторон не может быть уверена, что другая будет соблюдать договорённость, следовательно, обе будут стремиться к военной экспансии. Это можно считать теоретическим объяснением политики устрашения.
Случай дилеммы заключённого может быть найден в бизнесе. Две конкурирующие фирмы должны определиться, сколько средств тратить на рекламу. Эффективность рекламы и прибыль каждой фирмы уменьшается с ростом расходов на рекламу у конкурента. Обе фирмы принимают решение увеличить расходы на рекламу, при этом их доли рынка и, возможно, объёмы продаж остаются неизменными, а прибыль сокращается. Предел гонки рекламных бюджетов - прибыль, впрочем, они могут пытаться некоторое время работать и в убыток. Фирмы могут пойти на соглашение о сокращении расходов на рекламу, но всегда есть стимул его нарушить.
Уильям паундстоун в книге о дилемме заключённого описывает ситуацию в новой Зеландии, где газетные ящики оставляют открытыми. Газету можно взять, не заплатив за неё, но мало кто так делает, потому что большинство осознаёт вред, который был бы, если бы все воровали газеты. Поскольку дилемма заключенного в чистом виде одновременна для всех игроков - никто не может повлиять на решения других - то здесь эта линия рассуждений, где на решения всех одновременно неким образом влияет "Одна Идея" называется "магическое мышление".
Дилемма заключенного - одна из причин, почему во многих странах сделка о признании вины запрещена. Часто сценарий ДЗ повторяется очень точно: в интересах обоих подозреваемых сознаться и свидетельствовать против другого подозреваемого, даже если оба невиновны. Возможно, наихудший случай - когда только один виноват, в этом случае невиновный вряд ли сознаётся в чём-либо, а виновный пойдёт на это и даст показания против невиновного.
А теперь о том, что же меняется в долговременной перспективе.
Эгоистом быть невыгодно.
В книге "Эволюция Кооперации" (1984) Роберт Аксельрод исследовал расширение сценария дилеммы заключенного, которое он назвал повторяющаяся дилемма заключённого (ПДЗ. В ней участники делают выбор снова раз за разом и помнят предыдущие результаты. Аксельрод пригласил академических коллег со всего мира, чтобы разработать компьютерные стратегии, чтобы соревноваться в "Чемпионат" по ПДЗ. Программы, вошедшие в него, различались по алгоритмической сложности, начальной враждебности, способности к прощению и так далее.
Аксельрод открыл, что если игра повторялась долго среди множества игроков, каждый с разными стратегиями, "Жадные" стратегии давали плохие результаты в долгосрочном периоде, тогда как более "альтруистические" стратегии работали лучше, с точки зрения собственного интереса. Он использовал это, чтобы показать возможный механизм эволюции альтруистического поведения из механизмов, которые изначально чисто эгоистические, через естественный отбор.
Лучшей детерминистской стратегией оказалась "Око за око", которую разработал и выставил на чемпионат Анатолий Рапопорт. Она была простейшей из всех участвовавших программ, состояла всего из 4 строк кода на языке бейсик. Стратегия проста: сотрудничать на первой итерации игры, после этого игрок делает то же самое, что делал оппонент на предыдущем шаге. Чуть лучше работает стратегия "Око за око с Прощением". Когда оппонент предаёт, на следующем шаге игрок иногда, вне зависимости от предыдущего шага, сотрудничает с небольшой вероятностью (1-5 %. это позволяет случайным образом выйти из цикла взаимного предательства.
Анализируя стратегии, набравшие лучшие результаты, Аксельрод назвал несколько условий, необходимых, чтобы стратегия получила высокий результат:
Добрая.
Важнейшее условие - стратегия должна быть "Доброй", то есть не предавать, пока этого не сделает оппонент. Почти все стратегии - лидеры были добрыми. Поэтому чисто эгоистичная стратегия по чисто эгоистическим причинам не будет первой "Бить" соперника.
Мстительная.
Успешная стратегия не должна быть слепым оптимистом. Она должна всегда мстить. Пример сотрудничать немстительной стратегии - всегда. Это очень плохой выбор, поскольку "Подлые" стратегии воспользуются этим.
Прощающая.
Другое важное качество успешных стратегий - уметь прощать. Отомстив, они должны вернуться к сотрудничеству, если оппонент не продолжает предавать. Это предотвращает бесконечное мщение друг другу и максимизирует выигрыш.
Не завистливая.
Последнее качество - не быть завистливым, то есть не пытаться набрать больше очков, чем оппонент.
Таким образом, Аксельрод пришёл к утопично звучащему выводу, что эгоистичные индивиды во имя их же эгоистического блага будут стремиться быть добрыми, прощающими и не завистливыми.
Таким образом, если в одноходовой игре (или необязательно игре, можно и выбрать любой жизненный пример, который отражает дилемму заключенного) в любом случае доминирует стратегия предать, то в многоходовой оптимальная стратегия зависит от поведения других участников. К примеру, если среди населения все друг друга обманывают, а один ведёт себя по принципу "око за око", он оказывается в небольшом проигрыше из-за потери на первом ходе. В такой популяции оптимальная стратегия предавать - всегда. В случае если же число исповедующих принцип "око за око" больше, то результат уже зависит от их доли в обществе.
И напоследок, вот что еще весьма любопытно. В том случае, если ПДЗ играется ровно N раз (некая известная константа N), то лучше работает стратегия - всегда предавать. Действительно, если оба сотрудничают, на последнем ходу выгодно предать, тогда у соперника не будет возможности отомстить. Поэтому оба предадут друг друга на последнем ходу. Раз соперник предаст на последнем ходу в любом случае, то любой игрок захочет предать на предпоследнем ходу, и так далее. Чтобы сотрудничество оставалось выгодным, необходимо, чтобы будущее было неопределённым для обоих соперников - читай партнеров по бизнесу, государств, соседей и т. п. - что как раз нередко встречается и в жизни.
Лучше быть злым. Что лучше - быть добрым или злым?
Жителей одной деревушки близ Ганга постоянно терроризировала злая змея. Каждый раз, когда кто-нибудь отваживался выйти за пределы поселка, змея бросалась на него. Все попытки поймать ее оканчивались неудачей, и люди жили в постоянном страхе и напряжении.
Однажды в деревню забрел странствующий святой. Почуяв в воздухе напряжение и увидев взволнованные лица жителей, он поинтересовался, что является источником их волнений.
«Наша жизнь — сплошное бедствие, и все из-за зловредной змеи, которой доставляет удовольствие устрашать нас, — сказал старейшина деревни. — Пожалуйста, помоги нам, мы уже не знаем, что и придумать».
Святой странник отправился в джунгли и увидел там змею, которая грелась на солнышке рядом со своей норой. Признавая высоко духовную сущность явившегося к ней гостя, змея слушала его с уважением, когда он начал говорить с ней от лица жителей деревни.
«Нехорошо держать людей в страхе, — сказал он. — Это Индия, родина Махатмы Ганди и ненасилия. Ты должна изменить свое поведение. Я скажу тебе мантру, священное слово, на которое ты должна будешь медитировать, чтобы научиться чувствовать в своем сердце сострадание ко всем живым существам. Прекрати нападать на жителей деревни и на всех остальных, а через год я вернусь и надеюсь увидеть, что ты заметно изменилась к лучшему».
Змея, боясь ослушаться святого человека, почтительно поклонилась и вернулась в нору в земле, чтобы подумать над своим поведением.
Пришло время, и святой странник вернулся в деревню. Он увидел, что все жители довольны и счастливы: змея больше не беспокоила их, и жизнь людей снова стала безмятежной. Но когда святой отправился проведать змею, то нашел ее в самом жалком виде, беспомощно лежащей рядом с порой, в ранах и ушибах по всему телу.
«Как же так, змея! — воскликнул мудрец. — Что случилось с тобой?»
«Это твоя вина, — еле слышно прошипела змея. — Я делала все так, как ты сказал, и практиковала ненасилие, но когда жители деревни обнаружили, что я для них безопасна, они избили меня палками. Теперь каждый деиь приходят дети и бросают в меня камни. Посмотри, что со мной стало, — моя жизнь ничтожна, и это все твоя вина».
«Глупая змея, — сказал святой. — Я говорил тебе не кусаться, но я не говорил, что ты не должна шипеть»
В глубине души все мы хотим верить в то, что в других людях победит их лучшее начало. Подобно этой змее, мы стараемся любить других людей и жить в согласии с ними, но всем нам знакомо разочарование от того, что нашей добротой злоупотребляют. Зрелый, духовно развитый человек понимает, что взаимодействие с другими людьми требует ясного понимания человеческой натуры во всех ее проявлениях, самых возвышенных и самых низменных. Такой человек также знает, когда и как нужно шипеть.
Как стать злым и бесчувственным. Кому это нужно?
Вопросом, касающимся того, как стать злым, озабочены обычно очень приятные и тактичные люди, добротой которых нагло пользуются остальные. В один момент их терпимости приходит конец, и они жаждут изменить ситуацию.
Человек перед собой ставит очень сложную задачу – стать противоположным самому себе. Естественно, без трудностей не обойтись. Стать очень злым сразу не получится. Это так же сложно, как и агрессивной, раздражительной личности превращаться в добряка.
Кстати, необязательно становиться именно злым. Многие путают понятия. Лучше просто стать жестче. И в этом деле самое главное – начать говорить «нет». Отказывать трудно, особенно, когда человек всегда говорил «да», соглашаясь помочь, выручить, спасти товарища.
Когда коллега в очередной раз подойдёт с просьбой, звучащей таким образом: «Замени меня завтра, у моего ребёнка утренник», нужно будет просто отказать. А на удивлённое: «Но ты же всегда соглашаешься?» - без улыбок ответить: «У меня вообще-то выходной, который я уже распланировал(а)». Это вызовет недоумение у просящего. Возможно, он даже шепнёт кому-то на ухо: «Что-то он злой сегодня», но вряд ли ещё раз подойдёт с подобной просьбой.
Быть добрым или добреньким. Добрый или добренький?
А задумывались ли вы, что добро может не иметь никакого отношения к другому человеку? Это именно то "добро", которое человек использует как средство достижения своих собственных целей. К этому относится - понравиться другим, поступки из чувства вины, жалости, из позиции "спасателя". "Быть добреньким" - про "меня", а не про другого. Человек здесь выступает лишь как объект. Иногда от такого непрошеного нанесения "добра" другому человеку даже тошно становится и не знаешь, как от него сбежать.
Но я хотела бы сегодня больше внимания уделить "другому" добру - искреннему и настоящему. Нести добро, помогать людям - великая ценность! Но такое отношение к людям открывается после того, как перестаёшь "быть добреньким" для всех - то добро, которое есть любовь. А любовь к другим возможно открыть только тогда, когда глубоко любишь и уважаешь себя. Именно достижение собственной внутренней зрелости открывает любовь к другому: настоящую, честную и искреннюю. И именно она наполняет, даёт силы и тебе, и другому. И нет в такой любви никаких подтекстов, скрытых смыслов.
Любовь как свет, как луч, который мы можем послать другому. Не "должны", не "так правильно", не "а вдруг он подумает", а именно внутренний свет, который исходит без всяких тому рациональных доводов и объяснений.
"Быть добреньким" - опустошает, быть добрым - даёт силы.
Но не вините себя, если не получается любить ближнего. Ведь этот источник сначала нужно развернуть в себе, наполниться им самим.
А ведь и правда говорят, что счастливые люди - добры. Рядом с ними хорошо и самим радостно, или спокойно, или гармонично. Возле таких людей хочется подольше погреться.
Несчастливые - тревожны, наполнены сомнениями и в тебе, и в себе, и во всём мире. Они могут унизить, самоутверждаться, обижать. Поскольку очень мало любви к себе внутри, они не способны наполнить и другого.
Я глубоко убеждена, что любовь, добро и счастье взаимосвязаны. Открывая источник одного, мы наполняемся и другим. Счастье, доброта и внутренняя зрелость идут рука об руку друг с другом.
Быть добрым или злым. Добро или зло что выбираешь?
Сегодня от своего ребенка я услышал очень, на мой взгляд, интересный и одновременно сложный вопрос: “А каким лучше быть Добрым или злым?”
Признаюсь честно, в начале я даже не знал как подступиться к ответу на него, по-этому как обычно я начал с края, а именно начал свое объяснение именно с возможной природы Добра и зла.
В этих целях для удобства рассмотрения системы я предложил, что пусть Добро будет — Светом, а зло — тьмой.
Почему Добро всегда побеждает зло? Потому, что в кромешной тьме, всегда даже самая маленькая искорка Света будет видна. А в большом количестве Света, даже значительное количество зла растворяется. Потому, что когда появляется Свет, тьма всегда отступает! Такова природа тьмы!
Тогда почему же на земле так много зла? Это вполне уместный вопрос, который соответствует действительности. И это так!
Ответ на самом деле лежит на поверхности: Потому, как для того, чтобы быть злым делать ничего не нужно, а вот для того, чтобы быть Добрым нужно потрудиться!
Для того, что бы нагрубить или обидеть родного или не знакомого человеку делать ничего не нужно. Просто взять с ляпнуть что-нибудь не задумываясь. А вот, чтобы проявить Добро нужно понять, что начинает происходить что то не так, вовремя остановиться, проявить осознанность и сдержанность, а также подобрать нужные слова и правильно их произнести.
Вместо того, чтобы дарить людям Радость и в замен получить в качестве благодарности 1 000 000 $, многим значительно проще придумать план и украсть его. Для этого же особо ничего делать не надо!
Для того, чтобы быть Солнцем в своем Мире нужно прилагать для этого усилия. Нужно подниматься вверх и светить! Для того, чтобы светить нужно работать над собой и своим внутренним и окружающим Миром. Здесь основное слово “работать” или “прилагать усилия”. И как вариант, можно как раз таки ничего не делать (бухать, торчать, оттопыриваться в свое удовольствие) и аккуратно скатываться вниз. В самое в самые потаенные уголки тьмы.
Несомненно в каждом человеке в равных долях присутствует и Свет и тьма. Для того, чтобы принять сторону тьмы делать ничего не нужно, она сама все сделает за тебя. А вот, чтобы принять сторону Света или в крайнем случае соблюсти между ними баланс придется приложить усилия.
Каждый из нас приходит в этот Мир осознанно, но не каждый так проживает свою Жизнь! Будьте внимательны к себе и делайте свой выбор осознанно!