Здоровый эгоизм: почему заботиться о собственных интересах вполне этично.
Эгоистов принято порицать, а готовность жертвовать своими интересами ради чужих считается оптимальной моделью поведения в благополучном обществе
. Но так ли все однозначно? Питер Шварц, почетный член и бывший председатель совета директоров института Айн Рэнд в книге "В Защиту Эгоизма: Почему не Надо Жертвовать Собой Ради Других", которая недавно вышла в издательстве "Альпина паблишер", развенчивает ряд мифов об эгоизме и утверждает, что у каждого из нас есть неотъемлемое право пользоваться результатами собственных трудов себе во благо.
Мы свои представления о мире с помощью понятий формулируем. Но в нашем обиходе нет понятия "Доброго" эгоизма. Определение, которое должно относиться к честным вершителям своих судеб, переносится на беспринципных захребетников.
Аутентичное определение эгоизма ( "Действовать в Собственных Интересах, Подчиняясь Голосу Разума") ловко изъято из нашего лексикона. И это не просто ошибка альтруистов, - это самый настоящий подлог, чудовищное искажение фактов, в результате которого из языка исчезли понятия, которыми можно было бы оперировать при сравнении альтруизма с эгоизмом. Альтруизм всегда хорош, а эгоизм - плох. Отсутствует само поле для дискуссий о том, хорошо или нет быть эгоистом. Понятие разумного, творческого и независимого человека оболгано и вычеркнуто из нашего обихода.
Свою ложь альтруисты расцвечивают рассуждениями о том, что эгоист - существо равнодушное и бесчувственное, что его интересуют только деньги, что дружба и любовь несовместимы с преследованием личных интересов и что все эгоисты - зацикленные на себе мизантропы. На самом деле личная заинтересованность может быть и материальной, и духовной. Посудите сами: тот факт, что у вас есть друг или любимый человек, дает вам массу преимуществ. Мы общаемся лишь с теми людьми, которые нужны нам. Мы любим лишь тех, кто нам дорог. И если вдруг, наслушавшись альтруистов, вы воспылаете любовью к первому встречному (если такое вообще? Возможно), - о, это будет воистину самоотверженный поступок! Возлюбить чужого, и тем более врага, - для этого требуется полное самоотречение. Но настоящая любовь эгоистична всегда. Ее не раздают направо и налево как милостыню. Только представьте себе: вы объясняетесь кому-то в любви не потому, что видите в любимом массу достоинств, а просто из жалости. Это же полный абсурд. Любовь не имеет ничего общего с благотворительностью. Мы любим потому, что данный человек для нас бесценен. И такая любовь бесконечную радость доставляет. Любить, желать прожить всю жизнь с человеком, который для нас олицетворяет все самое прекрасное на свете, - очень личный и эгоистический выбор. И только грубый и бессовестный альтруист способен все перевернуть с ног на голову, называя любовь и дружбу жертвенными отношениями. Питер Шварц, "в.