Вацлав нижинский личная жизнь. Личная жизнь танцовщика
- Вацлав нижинский личная жизнь. Личная жизнь танцовщика
- Связанные вопросы и ответы
- Вацлав фомич нижинский tamara nijinskaya. Нижинский вацлав фомич - биография. Вацлав Нижинский: Неприличный эгоист Нежинский танцор не страдал шизофренией
- Дягилев – театральный деятель и антрепренер (1899–1929).
- Дневники Вацлава Нижинского. И ещё раз о Нижинском...
- Кира нижинская. Сегодня день рождения Вацлава Нижинского
- Ромола де пульсцкий нижинский. «Человек-птица»
Вацлав нижинский личная жизнь. Личная жизнь танцовщика
Биография и личная жизнь Вацлава Нижинского всегда находились под пристальным вниманием его поклонников. Сейчас уже не секрет, что Нижинский был гомосексуалистом. В молодости у него были интимные отношения с князем Павлом Дмитриевичем Львовым, позже его любовником стал Сергей Дягилев.
При этом он был официально женат. Это произошло, когда в 1913 году труппа уехала на гастроли в Южную Америку. На корабле он познакомился со своей поклонницей, аристократкой из Венгрии Ромолой Пульской. Достигнув места назначения, они заключили официальный брак в одной из южноамериканских стран. Это случилось 10 сентября 1913 года. Причем брак был тайным, о нем они не известили даже своих родственников.
Сергей Дягилев узнал о произошедшем от своего слуги Василия, который был приставлен к Нижинскому, чтобы присматривать за ним. Личная жизнь Вацлава Нижинского находилась под постоянным контролем. Сам Дягилев на гастроли в Южную Америку не поехал. Василий отправил телеграмму своему начальнику, тот моментально впал в бешенство, решив изгнать танцовщика из труппы. Фактически этот эпизод положил конец его карьере, которая так головокружительно начиналась.
Дело в том, что отношения между Дягилевым и Вацлавом Нижинским до этого момента строились на полном доверии. Танцовщик не подписывал со своим антрепренером никаких контрактов и не получал официального жалования, в отличие от других артистов, работавших у Дягилева. За Нижинского Дягилев просто везде платил сам, танцовщик не задумывался о деньгах и своем будущем. Именно поэтому тому удалось избавиться от своей главной звезды без каких-либо проволочек.
Большое влияние оказала личная жизнь на биографию Вацлава Нижинского. После разрыва с Дягилевым он оказался без средств к существованию и без работы.
Связанные вопросы и ответы:
1. Кто был Вацлавом Нижинским в личной жизни
2. Как Вацлав Нижинский встретил свою жену Розулину Шеллер?
3. У Вацлава Нижинского были дети?
4. Как Вацлав Нижинский провел свои последние годы жизни?
5. Что было причиной смерти Вацлава Нижинского?
6. Как Вацлав Нижинский был похоронен?
Ответ на первый вопрос: Вацлав Нижинский был известным танцовщиком и хореографом, который родился в Российской империи в 1889 году. Он был одним из самых знаменитых танцоров своего времени и работал с такими известными хореографами, как Михаил Фокин и Сергей Дягилев. В личной жизни Нижинский был известен своим непредсказуемым поведением и эксцентричностью.
Ответ на второй вопрос: Вацлав Нижинский встретил свою жену Розулину Шеллер, когда она была одной из его учениц в балетной школе. Они поженились в 1913 году, но брак был непростым из-за эмоциональных проблем Нижинского и его непредсказуемого поведения.
Ответ на третий вопрос: У Вацлава Нижинского было двое детей - дочь Кира и сын Богумил. Однако он не был активным отцом и часто был занят своей работой.
Ответ на четвертый вопрос: Последние годы жизни Вацлава Нижинского были омрачены его психическими проблемами. Он страдал от шизофрении и был помещен в психиатрическую лечебницу в 1919 году. Он провел остаток своей жизни в различных лечебницах и больницах, и его состояние не улучшалось.
Ответ на пятый вопрос: Вацлав Нижинский умер в 1950 году в Лондоне от сердечного приступа.
Ответ на шестой вопрос: Вацлав Нижинский был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа во Франции. Его могила стала местом паломничества для поклонников его искусства.
Вацлав фомич нижинский tamara nijinskaya. Нижинский вацлав фомич - биография. Вацлав Нижинский: Неприличный эгоист Нежинский танцор не страдал шизофренией
Вацлав Нижинский родился в 1889 году в Киеве в семье польских балетных танцовщиков Томаша Нижинского и Элеоноры Береды. Вацлав и его сестра Бронислава пошли по стопам родителей. О старшем брате Станиславе известно немного — с детства он страдал психическим заболеванием и до 1918 года он находился в одной из психиатрических лечебниц Петербурга. Кроме того, известно, что бабушка Вацлава Фомича страдала хронической депрессией, что, в конечном счете, привело к полному отказу от еды и скоропостижной смерти.
В 1907 году Нижинский начал карьеру в труппе Мариинского театра
Вскоре после ухода к молодой любовнице отца семейства, Элеонора вместе с детьми в поисках заработков переехала в Санкт-Петербург. Еще в раннем детстве все эти обстоятельства повлияли на характер будущей звезды балета — у него стали проявляться черты шизофрении, он рос замкнутым и необщительным. К учебе, кроме танцев, он был абсолютно равнодушен — все домашние задания за него выполняла сестра. Однако, это не помешало ему в 1907 году успешно начать карьеру в балете. Вацлава приняли в труппу Мариинского театра, где довольно быстро он становится примой.
Нижинский танцевал уже в то время с такими звездами сцены как Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская. В 1911 году его неожиданно увольняют за довольно откровенный облегающий костюм, выполненный по эскизам Бенуа специально для постановки «Жизели», который якобы не понравился присутствовавшим в тот вечер представителям царской семьи. По другой версии, к его успеху приревновала Анна Павлова, которая славилась эгоцентричным характером и отказывалась делиться с кем бы то ни было лаврами. Без работы Вацлав Фомич оставался недолго, вскоре он присоединился к труппе Сергея Дягилева, известного балетного деятеля, имя которого уже прогремело на всю Европу со своими «Русскими сезонами». Этот период принято считать наиболее плодотворным в творчестве Нижинского и расцветом его карьеры.
Нижинский поставил в 1912 г. «Послеполуденный отдых Фавна» Дебюсси
Не секрет, что у Нижинского и Дягилева были интимные отношения, чему немало поспособствовала мать Вацлава Элеонора, которая не видела ничего плохого в бисексуальных наклонностях сына ради его же продвижения и знакомства с влиятельными людьми из мира искусства. Сам Дягилев крайне ревновал Нижинского к женщинам, с которыми он тоже имел отношения, регулярно посещая публичные дома. Вацлав имел полную свободу творчества и неограниченные финансовые возможности, однако в личной жизни чувствовал себя как птица в золотой клетке своего импресарио. Абсолютно не приспособленный к самостоятельной жизни Нижинский был полностью зависим от своего покровителя — Дягилев отгораживал от частых нападок критиков, которые считали его за нелюдимый и замкнутый характер сродни инопланетному существу.
Первой попыткой Нижинского в качестве хореографа можно считать постановку «Послеполуденного отдыха Фавна» на музыку Дебюсси, которую он осуществил в 1912 году. Танцором он был куда более выдающимся, чем хореографом, за советом он все равно прибегал к Дягилеву. Авангардную постановку с угловатыми движениями и необычной хореографией сочли слишком смелой и она не имела большого успеха. Та же участь ждала вторую постановку Нижинского «Весна священная» на музыку Стравинского с костюмами, сшитыми по эскизам Рериха. Хаотичные и грубые движения, завязанные на стихийности, вырвавшейся на свободу, не были поняты тогдашней публикой. Очевидно, что между Нижинским и Дягилевым назревал конфликт — зависимость Вацлава от своего покровителя тяготила его. И вскоре, во время гастролей по Южной Америке произошел неожиданный поворот — Вацлав женится на малоизвестной венгерской балерине Ромоле Пульски. Узнав о женитьбе своего протеже, Дягилев в гневе незамедлительно отправляет ответное письмо, в котором сухо сообщает, что в его услугах больше не нуждается.
Дягилев – театральный деятель и антрепренер (1899–1929).
В 1899 руководил на сцене Мариинского театра постановкой балета Л.Делиба Сильвия, которая закончилась неудачей . Пытаясь обновить сценографию балета, в 1901 был уволен за подрыв академических традиций.
Также по теме:
БАЛАНЧИН, ДЖОРДЖ
С 1907 организовывал ежегодные выступления русских музыкантов, т.н. «Русские сезоны за границей»: первым стал сезон «Исторических русских концертов», в которых выступили Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов , А.К.Глазунов , Ф.И.Шаляпин совместно с артистами и хором Большого театра , дирижировал Артур Никиш, непревзойденный интепретатор Чайковского. С этих концертов началась мировая слава Шаляпина. Неслыханный успех подвигнул Дягилева на подготовку другого сезона – русской оперы. Создал комитет под председательством А.С.Танеева , и в 1908 представил в Париже шедевры русской музыки: оперу Борис Годунов с участием Ф.И.Шаляпина в декорациях А.Я.Головина , сцены из опер: Руслан и Людмила М.И.Глинки, Ночь перед Рождеством , Снегурочка , Садко и Царь Салтан Н.А.Римского-Корсакова.
В Петербурге приступил к подготовке третьего, балетного сезона. В комитет по подготовке вошли хореограф М.М.Фокин , художники А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.А.Серов , балетный критик В.Я.Светлов, чиновник Императорского Двора В.Ф.Нувель, большой знаток балета статский советник, генерал Н.М.Безобразов. Комитет работал под патронажем великого князя Владимира Александровича, президента Российской Академии Художеств. Был утвержден репертуар из балетов М.М.Фокина ( Шехерезада Н.А.Римского-Корсакова, Клеопатра А.С.Аренского, Павильон Армиды Н.Н.Черепнина, сцены Половецких пляскок из оперы А.П.Бородина Князь Игорь ). С помощью М.Ф.Кшесинской получил субсидию. Создается труппа из молодежи, интересовавшейся хореографией М.М.Фокина ( А.П.Павлова , Т.П.Карсавина ), А.Р.Больм, А.М.Монахов, В.Ф.Нижинский , из Москвы приглашены В.А.Коралли, Е.В.Гельцер , М.М.Мордкин). Но ссора с могущественной Кшесинской и смерть Владимира Александровича осложнили подготовку. Нужно было обладать большими организаторскими способностями, чтобы возродить сезон, он нашел новых покровителей, французских меценаток Мисию Серт, графиню де Грюффиль и др. Оперно-балетный Сезон 1909 все же состоялся и длился два месяца. Русский балет очаровал всех оригинальностью хореографии, высоким уровнем исполнительского мастерства, танцем кордебалета, блестящей живописью декораций, эффектными костюмами. Каждый спектакль представлял собой изумительное по красоте и совершенству единое художественное целое. Открытием Дягилева стал Нижинский, огромный успех снискали Павлова и Карсавина, сразу же получившие предложения от ведущих театров мира. С 1909 дягилевские сезоны стали ежегодными и получили название «Русских сезонов за границей» (до 1913 они были чисто балетными, с уходом Фокина, Нижинского, Павловой вновь стали оперно-балетными). Поставлены оперы М.П.Мусоргского Борис Годунов , Хованщина , Псковитянка и др. Примером удачного объединения оперы и балета стала опера Римского-Корсакова Золотой Петушок (1914), куда были включены балетные сцены в постановке М.Фокина. С 1910 труппа приобретает интернациональный характер, в нее вливаются известные в будущем танцовщики Патрик Кей (Антон Долин), Элис Маркс (Алисия Маркова), Идрис Станнус (Нинет де Валуа), Мари Рамбер и др. В 1911 сформировал собственную труппу, получившую название «Русский Балет Сергея Дягилева» в 1913, которая гастролировала в Лондоне, Риме, Милане, Мадриде, Барселоне, Лозанне, Берлине, городах Америки. После начала первой мировой войны в 1914 переводит антрепризу в Нью Йорк, в 1917 труппа распалась, т.к. большая часть осталась в США. Дягилев возвращается в Европу и создает новую труппу, которая существовала до 1929. За годы работы труппа поставила более 20 балетов, в том числе 8 балетов Стравинского , открыв его музыку западной публике, способствовала возрождению балета в Европе, где он существовал на подмостках мюзик-холлов, и Америке, где классического балета не было. Новаторское по характеру оформление балетных и оперных спектаклей, выполненное А.Н.Бенуа, Л.С.Бакстом, А.Я.Головиным, Н.К.Рерихом , Н.С.Гончаровой и др. художниками, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие мировой сценографии . Успех «Русского балета» удерживался на завидном уровне в течение многих лет. Режиссер труппы С.Л.Григорьев писал: «Завоевать Париж трудно. Удерживать влияние на протяжении двадцати сезонов – подвиг».
Дневники Вацлава Нижинского. И ещё раз о Нижинском...
3Вацлав Нижинский: фотографии и рисунки
Начало ХХ века в историю человечества вошло как время новаторских идей в литературе, живописи, музыке и технике. Русский балет в этот период времени стал необычайно популярен в мире: имена Дягилева, Фокина, Карсавиной, Рубинштейн, Павловой, Нижинского, Стравинского, Бенуа, Бакста не сходили с первых страниц популярных журналов и газет. Танцовщики и декораторы, музыканты и хореографы удивляли зрителей совершенно новыми идеями, танцами, костюмами. У каждого из артистов была своя изюминка, свой шарм, свой особый стиль, по которому их узнавали во время выступления. Вацлав Фомич Нижинский (1889 - 1950) поражал зрителей необыкновенной способностью "зависать" в воздухе. Во время прыжка он мог сделать более десяти вращений, что в то время было абсолютным рекордом. Расстояние от авансцены до задника Вацлав покрывал одним прыжком. Говорят, что он мог прыгать выше своего роста… не за это ли его называли "Бог танца"? Легендарный танцовшик до сих пор вызывает интерес, хотя вся его творческая биография укладывается в какие-то 10 лет жизни, но зато какие! В 1933 году жена Вацлава Нижинского, Ромола Пульская, написала свои воспоминания о танцовщике, небольшие отрывочки из которых и будут дальше использованы как комментарии к фотографиям и рисункам артиста.
Я хочу танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи. Я хочу всех любить - вот цель моей жизни. Я люблю всех. Я не хочу ни войн, ни границ. Мой дом везде, где существует мир. Я хочу любить, любить. Я человек, Бог во мне, а я в Нем. Я зову Его, я ищу Его. Я искатель, ибо я чувствую Бога. Бог ищет меня, и поэтому мы найдем друг друга.
Вацлав Нижинский ("Из Дневника")
____
Нижинский родился в городе четырехсот церквей — Киеве, на юге России, 28 февраля 1890 года. Ему дали имя Вацлав и через несколько месяцев крестили в Варшаве в римско-католическую веру, веру его матери. Желая уберечь сына от будущей службы в русской армии, она крестила его в польской столице, чтобы взять оттуда свидетельство, и даже проставила в нем ложную дату рождения ребенка — 1889 год, поскольку мальчики, рожденные в этом- году, пользовались льготами при призыве на военную службу.
Кира нижинская. Сегодня день рождения Вацлава Нижинского
Вацлав Фомич родился в 1899 (по другим данным в 1890) году в Киеве, позже его семья обосновалась в Санкт-Петербурге, где он и закончил Императорскую балетную школу, где впервые вышел на сцену Мариинского театра.
В 1909 году он с блеском выступил в первом дягилевском Русском сезоне, стал открытием для европейской публики, ведущим танцовщиком, а затем и хореографом сезонов. Он - создатель балетов «Весна священная», «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» и «Тиль Уленшпигель». Среди созданных им, в качестве танцовщика, образов, пожалуй, самыми известными являются Золотой раб, Призрак розы и Петрушка.
Вацлав Нижинский - Золотой раб
Его помнят не только как выдающегося танцовщика - с высоким прыжком, прекрасным баллоном и впечатляющей элевацией. Он стал одним из реформаторов балетной сцены, привнес на нее экспрессионизм, отошел от непререкаемых классических канонов и дал возможность своим танцовщикам двигаться так, как того требовал сюжет и идея постановки, а не правила. Он танцевал сердцем, полностью отдавался танцу. Даже на фотографиях, мне кажется, это видно.Однако в жизни Вацав Фомич был человеком довольно замкнутым, если не сказать - нелюдимым. Его женитьба на непрофессиональной танцовщице Ромоле де Пульски поразила всех. Во время многодневного перехода через Атлантику, когда труппа направлялась на гастроли в Буэнос-Айрес, Ромола безуспешно пыталась познакомиться с "Малышом" (так они с подругой называли Нижинского между собой). Вацлав просто забывал ее лицо, и каждый раз знакомство было "как впервые". Но в один из вечером приятель Нижинского по труппе постучал в каюту к Ромоле со словами: "Вацлав Фомич спрашивает, согласны ли вы выйти за него замуж?".
Женитьба на Ромоле поставила крест на дружеских отношениях с Сергеем Павловичем Дягилевым, который стал считать танцовщика чуть ли не предателем, а Ромолу не любил. Впрочем, это было взаимно. Однако, к чести Дягилева, в трудные для семьи Нижинских годы, он им помогал.
Брак с Ромолой, рождение первой дочери - Киры - вызвали неприятие у многих творческих людей, сподвижников Нижинского в реформации театра. Кира родилась в 1914 году. "В этом сезоне ваше произведение - дочь?" - насмешливо спрашивал Нижинского Жан Кокто.
Судьба Нижинского сложилась так, что в 24 года он навсегда оставил Россию. А в 28 лет закончил карьеру танцовщика. Не по своей, конечно, воле - тяжелое психическое заболевание навсегда закрыло ему путь на сцену.
Его жизнь в сознании была короткой, но очень яркой - зрители всей Европы рукоплескали "Русскому Вестрису", он был на острие не только балетного театра, но и всего искусства в целом. Дягилев, Бенуа, Роден, Кокто, Стравинский - все эти Художники так или иначе оставили след в жизни Нижинского. И наоборот.
Я не знаю, как вас, а меня личность Вацлава Нижинского очень занимает. Я люблю читать о нем, рассматривать фотографии. Может, по современным меркам его исполнительская манера и хореографические находки никого бы не удивили, но в свое время - кто бы додумался танцевать так, как он.
"Послеполуденный отдых Фавна"
"Шехерезада!
Ромола де пульсцкий нижинский. «Человек-птица»
Вацлав Нижинский в балете «Петрушка». 1911. Фотография: renclassic.ru
Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в балете «Жизель». 1911. Фотография: renclassic.ru
Вацлав Нижинский в балете «Талисман». 1909. Фотография: renclassic.ru
При жизни Нижинского, которого называли человеком-птицей, человеком-бабочкой, многие подозревали, что тайна его дара кроется в особом строении ног. Еще в детстве они были необыкновенно сильными. И это при том, что Нижинский никогда серьезно не занимался спортом: артистам балета разрешали только несколько видов активностей. В Императорском училище мальчикам можно было фехтовать и играть в русскую лапту, а позже, когда начались театральные выступления, — только плавать.
Позже, когда у известного танцора появился личный массажист, он жаловался на то, что ужасно устает, массируя «стальные мышцы».
Ноги Вацлава — очень крепкие, мускулистые — и в самом деле поражали. Он мог пользоваться ногами так же, как руками, мог даже ухватиться за брусок или веревку пальцами ноги, словно птица за жердочку. Лодыжки были такими тонкими, что, казалось, когда сама нога спокойна, мышцы все равно подергиваются. Его ноги напоминали ноги прекрасной породистой скаковой лошади.
Позже Ромола Нижинская вспоминала, что однажды хирург, который обследовал ее мужа после травмы в театре, был поражен рентгеновским снимком его ног. Якобы по строению они напоминали конечности птицы. Однако врачи, которые осматривали тело артиста после смерти, не нашли в его ногах ничего необычного.