Сбить столку. Разрыв шаблона. Как сбить с толку
Сбить столку. Разрыв шаблона. Как сбить с толку
Встречаясь с чем-то неожиданным и непонятным человек на время вылетает из привычной колеи, перестает понимать происходящее: теряется, пугается, встает в ступор, удивляется, поражается. Получается некое "Зависание", "разрыв шаблона" (термин НЛП) - привычный шаблон, программа, сценарий поведения в данной ситуации нарушается. Результат - человек обескуражен, сбит с толку, и некоторое время недоумевает - не знает, что делать, как себя вести.
Далее необходимо какое-то время, чтобы опомниться, придти в себя, включить сознание, и начать думать, и думать по-новому, исходя из требований, условий текущей ситуации. - Именно на это, во многом, и расчитаны нестандартные, сбивающие с толку, ходы
Сознание у всех разное, бывает глубокое, высокое и расширенное, а бывает поверхностное и ограниченное. Соответственно более глубокое, расширенное и высокое сознание сложнее обмануть, запутать, тем более, если оно понимает суть происходящего (и не то, что говориться, а то, что в принципе делается. А простое и ограниченное в свою очередь, проще, если оно в принципе будет вникать в то, что им сейчас говорят.
Но все же, любое, даже самое глубокое и продвинутое сознание можно сбить с толку, если оно потеряет нить, логику, смысл поступающей информации, происходящего.
К примеру, сознание спокойно воспринимает логичную, понятную, привычную информацию, и тормозит, либо активно сопротивляется, когда что-либо не складывается, не укладывается в голове:
- "Простите, у меня пять страниц. Где у вас находится ксерокс? Хотя нет, забудьте! Нужно еще распечатать. Могу я воспользоваться вашем ксероксом, потому что мне надо сделать несколько копий? "- Да. Э - э - э - й - я не понял. Куда вы …?
Более того, есть еще определенные нормы по скорости и объему воспринимаемой информации:
Каждый человек может сознательно удержать в оперативной (кратковременной) памяти определенный объем информации, и все, что превышает этот объем вызывает перегрузку и дальнейшее "Зависание" (все, как в компьютере).
Сбить с толку, как пишется. Как правильно: «толкУ» или «толкА»?
«толк» правильно пишется как «толка» , так и «толку» с конечной буквой «а» и «у» в форме родительного падежа.
В живой разговорной речи часто слышатся выражения «толка не будет», «толку ноль», «никакого толку», «сбить с толка» . Как правильно говорить и писать:
- нет толк а или нет толк у ;
- мало толк а или мало толк у ?
Начальной формой является существительное мужского рода «толк» , которым обозначают «смысл, содержание чего-либо» , а также «пользу, прок».
Какую падежную форму слова выбрать, с окончанием -а или -у ?
Чтобы разобраться в этом, посмотрим склонение существительного мужского рода «толк» .
Склонение слова «толк»
- и. п. что? толк
- д. п. стремлюсь к чему? к толк у
- в. п. предпочитаю что? толк
- т. п. интересуемся чем? толк ом
- п. п. узнаешь о чём? о толк е
Согласно морфологической норме русского языке употребляются обе формы родительного падежа «толка» и «толку» существительного «толк» .
Значит, возможны обе формы слова в выражениях:
- не будет толк а и толк у ;
«толк» употребляется в падежных формах в составе многих наречных сочетаний:
- с толком — «с умом» ;
- взять в толк — «уяснить себе, понять» ;
- знать толк — «в чем-либо хорошо разбираться»;
- не добиться толку — «ничего не узнать, не выяснить» ;
- сбить с толку — «оставить без разумного объяснения» ;
- «с чувством, с толком, с расстановкой» — «делать последовательно, со знанием дела» ; «медленно, не спеша что-то выполнять» . (А. С. Грибоедов. «Горе от ума»).
В речи часто употребляется наречное сочетание «без толку» в значении «беспорядочно , бестолково, безрезультатно» .
А она все суетится возле нас без толку.
Как правильно употребить это выражение:
Это наречное сочетание является формой родительного падежа производящего существительного.
Согласно морфологической норме русского языка возможны оба варианта выражения » без толка» и «без толку» .
Примеры
Нечего без толку тут бегать!
Кажется, не выйдет никакого толка из этой затеи.
Мало толку, если нет согласия между ними.
Сбить с толку фразеологизм. Предложения со словосочетанием «сбить с толку»
Почему, скажите, сбитый с толку дураками-ровесниками шалопай должен сидеть, а эта девица, наплевавшая на его участь, разгуливать на свободе?
Все очень худые, сбитые с толка , приказы и окрики мало кто слушает.
Одинокий человек у ворот крепости, желающий приобрести дракона, — это должно было сбить с толку его охрану.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно и распространено слово миротворческий (прилагательное):
Это слово знает
каждый ребёнок
Достаточно
распространено
Нечасто встретишь
в повседневной ситуации
Узкоспециальный
термин
Что это?
Впервые вижу
Другое
Не знаю
Она по-прежнему выглядела сбитой с толку , испуганной и продолжала тревожно глядеть в мою сторону.
Я переводила взгляд с одной девушки на другую, совершенно сбитая с толку .
Взвив над головами сбитых с толку людей, я преодолел препятствие и успел вовремя.
Но сейчас мне просто необходимо ошеломить и сбить с толку не только сыскаря, но и магов, незаметно замерших в проёме открытой двери.
Впрочем, не исключено, что министра сбило с толку то, что претензия президента была высказана не по адресу.
Затем они увидели дракончика, который сидел среди макарон, совершенно сбитый с толку .
Убийца всегда умнее всех — никто никогда не заподозрит его (её), полиция будет совершенно сбита с толку , и так далее.
Если я ошибся, он просто подумает, что меня сбили с толку те или иные обстоятельства, в которые ему не нужно вникать.
Это чудовище, которое сбило с толку весь учёный мир, которое расстроило воображение моряков обоих полушарий, оказалось делом рук человеческих!
И там преступники чего только не выдумывали, чтобы запутать след, и сбить с толку преследователей.
Встревоженный этими угрозами и сбитый с толку , купец бросился к двери, и снова там не оказалось ни единой души.
— Вы просто специально пытаетесь меня разозлить и сбить с толку !
Мальчик, сбитый с толку разнородностью установок, молчал.
Возраст можно определить, не видя лица, просто молодой человек был невнимателен — его сбила с толку стройная фигура и причёска.
Она обошла, обманула, сбила с толку все до единого магические обнаружители.
Мы остановились, сбитые с толку . Что же это такое? Почему он бежит от нас, словно мы свора гончих, преследующая оленя?
Изрядно сбитый с толку , я уже было загрузился в кабину коптера, как меня окликнул мальчишка-туземец.
Как это ни странно, но чем сложнее человек организован, тем легче его запутать и сбить с толку при помощи описанных приёмов.
Здесь их охватывают смутные чувства, ибо они сбиты с толку и не знают, чего ждать от окружающих.
— Окончательно сбитый с толку водитель нажал на газ, такси дважды фыркнуло и понеслось прочь.
Узнав, что тела нет, принялся говорить какую-то чушь — мол, может, Ваня жив и ушёл, а потом и вовсе замолчал, сбитый с толку происходящим.
Немного сбитый с толку зритель, прослушав песню, не знал, кончилась она или нет.
Не могу описать, что я испытал в ту минуту; окончательно сбитый с толку , я понял, что меня могут обвинить в преступлении.
Заврайоно запнулся, словно сбитый с толку этой репликой, поправил на груди галстук.
Сбить с вершины. Борис Полевой
Часть первая
1
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
Ветер стих внезапно, как и налетел. Деревья снова застыли в холодном оцепенении. Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, осторожное тявканье лисиц и первые, еще неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.
Снова порывисто шумнул ветер в тяжелой хвое сосновых вершин. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе. Само небо уплотнилось и сузилось. Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии. По тому, как, побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце и что занявшийся день обещает быть ясным, морозным, ядреным.
Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы переваривать ночную добычу, убралась с поляны лисица, оставив на снегу кружевной, хитро запутанный след. Старый лес зашумел ровно, неумолчно. Только птичья возня, стук дятла, веселое цвиканье стрелявших меж ветвей желтеньких синиц да жадный сухой кряк соек разнообразили этот тягучий, тревожный и грустный, мягкими волнами перекатывающийся шум.
Сорока, чистившая на ветке ольховника черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья. Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь.
Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались.
Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Лишь клочковатая шкура нервно передергивалась на спине. Настороженные уши ловили каждый звук, и слух его был так остер, что слышал зверь, как короед точит древесину сосны. Но даже и эти чуткие уши не слышали в лесу ничего, кроме птичьей трескотни, стука дятла и ровного звона сосновых вершин.
Слух успокаивал, но обоняние предупреждало об опасности. К свежему аромату талого снега примешивались острые, тяжелые и опасные запахи, чуждые этому дремучему лесу. Черные печальные глаза зверя увидели на ослепительной чешуе наста темные фигуры. Не шевелясь, он весь напружился, готовый сделать прыжок в чащу. Но люди не двигались. Они лежали в снегу густо, местами друг на друге. Их было очень много, но ни один из них не двигался и не нарушал девственной тишины. Возле возвышались вросшие в сугробы какие-то чудовища. Они-то и источали острые и тревожащие запахи.
Испуганно кося глазом, стоял на опушке лось, не понимая, что же случилось со всем этим стадом тихих, неподвижных и совсем не опасных с виду людей.
Внимание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь вздрогнул, кожа на спине его передернулась, задние ноги еще больше поджались.
Однако звук был тоже не страшный: будто несколько майских жуков, басовито гудя, кружили в листве зацветающей березы. И к гуденью их примешивался порой частый, короткий треск, похожий на вечерний скрип дергача на болоте.
А вот и сами эти жуки. Сверкая крыльями, танцуют они в голубом морозном воздухе. Снова и снова скрипнул в вышине дергач. Один из жуков, не складывая крыльев, метнулся вниз. Остальные опять затанцевали в небесной лазури. Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну, лизнул наст, кося глазом на небо. И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, понесся прямо к поляне. Он рос так быстро, что лось едва успел сделать прыжок в кусты — что-то громадное, более страшное, чем внезапный порыв осенней бури, ударило по вершинам сосен и брякнулось о землю так, что весь лес загудел, застонал. Эхо понеслось над деревьями, опережая лося, рванувшегося во весь дух в чащу.
Увязло в гуще зеленой хвои эхо. Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. И в ней отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на полянку.
Медведь был велик, стар и космат. Неопрятная шерсть бурыми клочьями торчала на его впалых боках, сосульками свисала с тощего, поджарого зада. В этих краях с осени бушевала война. Она проникла даже сюда, в заповедную глушь, куда раньше, и то не часто, заходили только лесники да охотники. Грохот близкого боя еще осенью поднял медведя из берлоги, нарушив его зимнюю спячку, и вот теперь, голодный и злой, бродил он по лесу, не зная покоя.
Медведь остановился на опушке, там, где только что стоял лось. Понюхал его свежие, вкусно пахнущие следы, тяжело и жадно задышал, двигая впалыми боками, прислушался. Лось ушел, зато рядом раздавался звук, производимый каким-то живым и, вероятно, слабым существом. Шерсть поднялась на загривке зверя. Он вытянул морду. И снова этот жалобный звук чуть слышно донесся с опушки.
Медленно, осторожно ступая мягкими лапами, под которыми с хрустом проваливался сухой и крепкий наст, зверь направился к неподвижной, вбитой в снег человеческой фигуре…
2
Летчик Алексей Мересьев попал в двойные «клещи». Это было самое скверное, что могло случиться в воздушном бою. Его, расстрелявшего все боеприпасы, фактически безоружного, обступили четыре немецких самолета и, не давая ему ни вывернуться, ни уклониться с курса, повели на свой аэродром…
А получилось все это так. Звено истребителей под командой лейтенанта Мересьева вылетело сопровождать ИЛы, отправлявшиеся на штурмовку вражеского аэродрома. Смелая вылазка прошла удачно. Штурмовики, эти «летающие танки», как звали их в пехоте, скользя чуть ли не по верхушкам сосен, подкрались прямо к летному полю, на котором рядами стояли большие транспортные «юнкерсы». Неожиданно вынырнув из-за зубцов сизой лесной гряды, они понеслись над тяжелыми тушами «ломовиков», поливая их из пушек и пулеметов свинцом и сталью, забрасывая хвостатыми снарядами. Мересьев, охранявший со своей четверкой воздух над местом атаки, хорошо видел сверху, как заметались по аэродрому темные фигурки людей, как стали грузно расползаться по накатанному снегу транспортники, как штурмовики делали новые и новые заходы и как пришедшие в себя экипажи «юнкерсов» начали под огнем выруливать на старт и поднимать машины в воздух.
Вот тут-то Алексей и совершил промах. Вместо того чтобы строго стеречь воздух над районом штурмовки, он, как говорят летчики, соблазнился легкой дичью. Бросив машину в пике, он камнем ринулся на только что оторвавшийся от земли тяжелый и медлительный «ломовик», с удовольствием огрел несколькими длинными очередями его четырехугольное пестрое, сделанное из гофрированного дюраля тело. Уверенный в себе, он даже не смотрел, как враг ткнется в землю. На другой стороне аэродрома сорвался в воздух еще один «юнкерс». Алексей погнался за ним. Атаковал — и неудачно. Его огневые трассы скользнули поверх медленно набиравшей высоту машины. Он круто развернулся, атаковал еще раз, снова промазал, опять настиг свою жертву и свалил ее где-то уже в стороне над лесом, яростно всадив в широкое сигарообразное туловище несколько длинных очередей из всего бортового оружия. Уложив «юнкерс» и дав два победных круга у места, где над зеленым всклокоченным морем бесконечного леса поднялся черный столб, Алексей повернул было самолет обратно к немецкому аэродрому.