Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Нравственная проблематика рассказа Р. Проблемы нравственности в произведениях В.Г. Распутина

30.10.2022 в 03:11

Нравственная проблематика рассказа Р. Проблемы нравственности в произведениях В.Г. Распутина

В наше время проблема нравственности стала особенно актуальной, так как происходит распад личности. В нашем обществе назрела потребность во взаимоотношениях между людьми, наконец, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов В. Распутина. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату истинных человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях В.Г. Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы.

Произведения В. Распутина состоят из "живых мыслей", и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.

В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен - Валентин Григорьевич Распутин. В 1974 году в иркутской газете "Советская молодёжь" Валентин Распутин писал: "Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве". И его собственный пример лучше всего подтверждает верность этих слов, ведь В. Распутин, как никто другой, пронёс через всю свою жизнь в своём творчестве её нравственные ценности.

Родился В. Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска. И рос он в этих же местах, в деревне, с красивым напевным имением Аталанка. Этого названия мы не увидим в произведениях писателя, но именно она, Аталанка, явится нам и в "Прощании с Матерой", и в "Последнем сроке", и в повести "Живи и помни", где отдалённо, но явно угадывается созвучие Атамановка. Конкретные люди станут литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, "начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его". А начала эти, применительно к Валентину Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири-тайги, Ангары ("Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел - и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины"); без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого, незамутнённого народного языка.

Вывод рассказа уроки французского. Анализ произведения «Уроки французского» В. Распутина

Советская литература является неоправданно недооцененной. Например, произведения девятнадцатого века знакомы читателям в большей степени, хотя в период существования СССР было создано большое количество литературы.

Валентин Распутин – это выдающийся писатель советского времени. В его произведениях отражен быт, повседневная жизнь людей, их чувства и переживания, личные драмы. Особенное место в творчестве Распутина занимает рассказ «Уроки французского».

Рассказ во многом является автобиографичным. Валентин Распутин родился и вырос в деревне в семье крестьян, поэтому он понимал и чувствовал простых людей, русский народ. Будучи подростком, писатель переехал в город, где учился и взрослел, набивал свои шишки и исправлял жизненные ошибки. Более того прототипом Лидии Михайловны является учительница Распутина, которая также, как и героиня рассказа, помогала и поддерживала ученика.

Жанр произведения – рассказ, так как читателю повествуется о небольшом периоде времени, раскрываются малое количество героев и действующих лиц. Валентин Распутин большое внимание уделяет описанию деталей и бытовых мелочей. Он создает картину реальной действительности, и читатель может в подробностях представить все происходящее в рассказе.

Произведение не случайно носит название «Уроки французского». Это можно объяснить значением, которые оказали занятия на судьбу главного героя, Лидии Михайловны и их крепкой дружбы. Учительница не только учила мальчика французскому, она преподавала ему нечто более важное – уроки правды, добра, сострадания, честности.

По своей композиции рассказ поделен на 6 частей, которые являются логически взаимосвязанными. Распутин показывает своим читателям, как люди справляются с испытаниями судьбы, как терпят голод и нищету, и какое влияние оказывают трудные жизненные условия на характер человека и его душу.

Действия рассказа разворачиваются в 1948 году в послевоенное непростое время. Главный герой приезжает из деревни в город учиться и получать образование. Он голодал, страдал малокровием и очень сильно скучал по родным, отчиму дому. Несмотря на тяжелые условия, он отлично учился, проблемы возникали только с французским языком. Учительница Лидия Михайловна расстраивалась, когда слышала неверное произношение мальчика и грубые ошибки. Главный герой играл в популярную в то время игру «чику», с помощью чего «добывал» молоко. Однажды он был избит мальчишками, на что обратила внимание учительница. Лидия Михайловна стала помогать мальчику, присылать ему продукты, помогать с домашними заданиями. Между ними сложились теплые, близкие отношения. Однако директор школы неправильно и извращенно воспринял сложившуюся ситуацию и уволил молодую учительницу.

Валентин Распутин поднимает вечные вопросы и проблемы человеческой жизни. Так, писатель показывает, какими одинокими являются люди и как они справляются с жизненными ситуациями, попадают в тупик и не могут найти выход. Распутин обличает людское равнодушие, которым пропитано общество, человеческую злобу, зависть. Важное место в произведение занимает описание быта. Писатель описывает, в какой нищете и бедности жили люди, зарабатывая рабским трудом себе на пропитание.

Главная мысль рассказа «Уроки французского» заключает в отображении в борьбе за выживание, в существовании людей. Распутин обличает внутреннее расслоение и распад личности человека, которые думает только о своих физиологических, первичных потребностях. Писатель описывает целую эпоху, люди которой не жили, а выживали, прикладывая к этому титанические усилия.

Основной идея заключается в том, что только сообща люди могут добиться больших успех и вершин. Работая и трудясь на благо общества, помогая ближнему и окружающим, человек по-настоящему живет. Так, Лидия Михайловна учила детей не только французскому языку, она учила их честности, доброте, справедливости.

Распутин показывает, как люди часто делают поспешные выводы, не разобравшись в деталях ситуации, на примере директора школы. Однако в то же время писатель повествует, что даже жизненные обстоятельства не смогли разрушить крепкой дружбы между Лидией Михайловной и мальчиком.

Рассказ «Уроки французского» учит читателей самому главному в жизни – доброте и состраданию.

Проблема рассказа уроки французского. Сочинение: Проблемы в рассказе «Уроки французского» (В. Распутин)

(614 слов) Одним из самых знаменитых произведений Валентина Распутина является рассказ «Уроки французского». Как известно, писатель провел свое детство и юношеские годы в Иркутской области, в селе Аталанка. С ранних лет Валентин узнал, что такое нужда и лишения. Мама мальчика трудилась из последних сил, чтобы поднять детей на ноги. Маленький Валя отличался невероятной тягой к знаниям, поэтому его отправили учиться в районную школу. Мальчику было не легко освоиться на новом месте. Однако благодаря невероятному усердию и поддержке классного руководителя Валентин смог закончить школу с отличием. Именно об этом периоде жизни рассказывает писатель в произведении «Уроки французского». В нем он затронул важные нравственные проблемы.

Центральная проблема рассказа «Уроки французского» — это послевоенная нищета и разруха. Действие произведения происходит в тяжёлое послевоенное время. Главным героем рассказа «Уроки французского» является мальчик одиннадцати лет, из очень бедной семьи. Очень долго герой жил в деревне, однако, когда он окончил начальную школу, был вынужден переехать в город. Ведь в деревне, в которой жил мальчик, можно было получить только начальное образование. После того, как главный герой переехал в город, его материальное положение и вовсе ухудшилось. Ведь, не секрет, что в городе намного сложнее найти себе пропитание, чем в деревне. Как можно заметить, он значительно похудел на новом месте. Тех продуктов, которые передавала герою мать, катастрофически не хватало, и мальчик все время голодал. Голод, лишения, страдания вдовы солдата и ее детей — все это является первоисточником проблем, с которыми столкнулся герой в городе.

Не менее острая проблема — детская жестокость. Главный герой оказался очень одарённым мальчиком. Это замечали все соседи в деревне, а в городе главный герой учился на одни пятерки, за исключением французского языка. Чтобы выжить в новой среде, мальчик нашёл один способ. Он пристрастился к азартной игре «чика», в которую играл на улице с другими ребятами. Однако и здесь он столкнулся с немалыми трудностями. Так, герой был очень осторожным и при малейшем выигрыше выходил из игры. Другие ребята были возмущены таким поведением героя и часто били его.

Еще одна проблема книги — нравственный долг учителя, который далеко не все понимают одинаково. Однажды учительница французского языка заметила синяки у мальчика. Благодаря дополнительным занятиям учительница узнала о настоящем положении главного героя. Она от всей души желала помочь своему ученику: накормить мальчика. Однако Володя, будучи принципиальным человеком, не принял помощь. Тогда   героиня придумала один способ, как ее ученик сможет «заработать». Учительница предложила мальчику играть в азартную игру, где ученик сможет «честно» получать деньги. Однако этот поступок выходил за рамки школьного устава и не был понят директором учреждения. Вот так высоконравственный порыв учительницы оказался осужденным и наказанным в условиях, где мораль искажена формальностями.   Создавая свой знаменитый рассказ, выдающийся писатель задался вопросом: имеет ли право учитель нарушить правила профессиональной этики, чтобы помочь бедному, но очень талантливому ученику? На примере поведения очень доброй учительницы, Лидии Михайловны, писатель демонстрирует, что в данной ситуации нужно не «действовать по правилам», а «действовать по законам совести». Проблема совести стоит не менее остро: люди проходили мимо чужой беды, потому что сами страдали. Вот так и хозяйка дома, где жил Володя, воровала его продукты, чтобы накормить своих детей. Ее поведение сложно осудить, ведь в такой дилемме нет правильного выбора.

Проблема милосердия и его последствий тоже поставлена в книге. Когда женщина играла с мальчиком, вошёл директор школы и пришёл в недоумение от увиденного. Вскоре он уволил такого учителя. Автор размышляет над таким вопросом: нужно ли всем рисковать ради благополучия нуждающихся? Распутин полагает, что нужно, ведь иначе состраданию не останется места в мире. И героиня понимала это. Даже когда она уехала, она не смогла забыть своего ученика. Она отправила герою посылку с тремя красными яблоками и макаронами.

Можно утверждать, что рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» является очень поучительным. По мнению известного писателя, в любой ситуации необходимо проявлять милосердие к людям, которые нуждаются в помощи и поддержке, и жить по совести.

Нравственная проблематика рассказа уроки французского. Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского» Распутина

Действие рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» разворачивается в послевоенное время, когда страна понесла страшные потери, и прежде всего человеческие.

Измученные люди стали терять человеческий облик, посуровели, стали более замкнутыми и от этого жестокими.

Но настоящий человек всегда остается человеком и Распутин прекрасно показывает это читателю на примере молодой учительницы французского языка Лидии Михайловны. Из всех взрослых она одна сумела понять, как трудно живется деревенскому мальчику, одаренному, но невероятно бедному и гордому.

Сострадание к человеку, к ребенку, просто к живому существу – основная проблемная линия рассказа. Учительница сама живет очень бедно, но находит для себя возможность, пусть и в ущерб себе, помочь ребенку пережить тяжелое время. Для этого она идет на только на обман, но и на должностное преступление: играет с мальчиком в азартную игру «Пристенок» на деньги, позволяя ему выигрывать.

Стойкий, закаленный с самого детства характер главного героя не позволяет ему унижаться и просить помощи, поэтому он отвергает присланную якобы матерью посылку, но понимает, что это хитрый ход его учительницы. И вот это стремление не унизить своего человеческого достоинства жалостью и подачками – еще одна проблемная линия, поднятая Распутиным.

Автор подчеркивает, что этого ребенка ни в коем случае нельзя назвать неблагодарным, просто он мудр и понятлив не по годам. В то время всем жилось очень тяжело, и учительница также недоедала, как и все остальные и он не мог, не хотел принимать от нее жертву, быть чем-то обязанным чужому человеку.

Но горд в этом рассказе не только главный герой, но и учительница французского языка Лидия Михайловна. Она не унижалась и не просила оставить ее в школе на занимаемой должности, не лебезила и не и раскаивалась в содеянном. Потому что на ее стороне была правда, и она знала это, а потому пострадала за свою доброту, лишилась работы и была вынуждена уехать на Кубань, на свою родину.

Можно сказать, попала в изгнание и все потому, что пошла против обычной номенклатуры, серой, жестокой и бесчеловечной. Эту бюрократическую машину не интересует мелкий человек, одинокий по своей сути, она может работать только с людьми в их массе. И это тоже страшная проблема и суровая правда жизни. Государство, и школа как его представительница, не имеет сострадания к душевным и телесным страданиям маленького человека.

Безнравственность игры с ребенком на деньги вполне понятна молодой учительнице, и он понимает, что преступает определенную черту. Но ежедневно наблюдать за тем как погибает от голода маленький мальчик, еще не способный добывать себе пропитание, все-таки выше ее сил. А ведь этот ребенок живет не один, он постоянно находится среди других людей, сверстников, учителей, просто взрослых людей. но для них он безликий, просто один из множества ему подобных. Можно ли назвать жизнь в равнодушном обществе проблемой? Безусловно. и со страниц своего рассказа Распутин не просто говорит, он кричит об этом, взывая к милосердию людей.

Как отмечает автор, уроки французского оказались для голодного несчастного мальчика уроками доброты, и он запомнил этот опыт на всю свою жизнь.

Известно, что это произведение целиком и полностью автобиографично, а значит писатель точно представил образы главной героев, сумел передать их мысли и взгляды на жизнь.

Как прощальный привет приходит к мальчику посылка с Кубани. Она собрана с любовью и заботой и теперь мальчик принимает ее с особой благодарностью,потому что она несет в себе тепло души той взрослой и умной женщины которая стала для него на один уровень с матерью, ведь Лидия Михайловна оказалась также готова к самопожертвованию для него, как если бы он был ее сыном.

Благодарность, искренняя, душевная, часто несвойственна людям, получающим все блага просто так, легко и без мучительных переживаний. Главный герой, получивший свой жизненный урок, теперь сумеет сохранить в своей душе тепло душевной благодарности, внутренней и всеобъемлющей.

Таким образом, основная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» базируется на таких высоконравственных понятиях, как человеческая доброта, сострадание к людям, способность к самопожертвованию, а еще сохранение чувства собственного достоинства и способности принять чужую жертву.

Какую проблему не поднимает распутин в рассказе уроки французского. История создания

История написания рассказа «Уроки французского» — это интересные факты, которые откроют читателю изнанку известного произведения:

  1. Идею для произведения Распутину дала сама жизнь. Будучи самым обычным выходцем из крестьянской семьи, жившей в далёкой Иркутской области, писатель мог с самого детства наблюдать жизнь простого народа из сибирской деревни. Этот опыт лёг в основу многих его будущих произведений.
  2. В основу сюжета произведения «Уроки французского» также легла его собственная биография. Не просто так оно написано от первого лица. Будучи ребёнком, Распутин также, как и главный герой его повести, приехал в незнакомый ему город, где столкнулся со всеми трудностями жизни в послевоенном СССР, но благодаря доброте и отзывчивости местной учительницы – Лидии Михайловны, он смог пережить этот непростой период своей жизни.
  3. Прототип учительницы в рассказе «Уроки французского» — это Лидия Михайловна, преподавательница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе.
  4. Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.

Основные события рассказа уроки французского. Распутин «Уроки французского» кратко

Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр.

В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками.

Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось.

Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения.

Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает.

Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.

Нравственная проблематика рассказа матренин двор. Проблематика рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицына

Рассказ «Матренин двор» А. И. Солженицына раскрывает, если вкратце , перед читателем страшную трагедию простой русской женщины, доброй, отзывчивой, любящей и никому не нужной.

Тяжелая женская доля одинокой пожилой Матрены – основная проблема, проходящая красной нитью через весь рассказ. Как и любая другая деревенская женщина, Матрена была замужем, шесть раз пыталась стать матерью, но у нее ничего не получилось, ни один ребенок не выжил. Даже эти страшные потери не смогли сломить русскую крестьянку Матрену, она по-прежнему настойчиво пыталась осчастливить хоть кого-то, пусть это и была в конце концов старая колченогая кошка.

Еще одна проблема, поднимаемая А. И. Солженицыным, непринятие обществом одной жертвы. Доя кого всю жизнь старалась Матрена? Муж ее не любил и постоянно изменял, соседка отзывается о ней плохо, родственники норовят растащить последнее добро, которое было в неказистой ее избушке. Сам рассказчик понимает, что она была простым и непонятым праведником только после того как женщина умерла.

Ее последнее старание помочь людям привело Матрену к гибели. Но кому и зачем нужна была эта жертва? Прежде всего самой Матрене. Она не умела жить по-другому и в этом трагедия ее маленькой никчемной жизни.

Долгие годы она работала на людей, не требуя за это никакой награды и считала, что только так жить правильно. Говорят, что на миру и смерть красна, то есть среди людей и умирать не страшно. Вот и Матрена по представлению автора не могла уйти в иной мир тих лежа в свое кровати. Она до последнего вздоха пыталась помочь людям, бросалась как мотылек на огонь и сгорела так же, как и он. Ив этом тоже можно отметить высокую и даже не понятную многим духовность главной героини.

Надо сказать, что она сама нисколько не пытается показаться идеальной или просто хорошей, а еще она понимает, что у каждого человека может быть внутренний мир, закрытый для других. И раскрывая собственную душу, не стремиться проникнуть в сущность других людей. Она никому не навязывает своего мнения и не стремится быть похожей на всех остальных. Ее устраивает все, бедная одежда, такое же жилище, постоянная нищета. Бескорыстно помогая многочисленной родне и соседям, Матрена делает это не из стяжательства или зависти, а просто по доброте душевной, которой у нее очень много.

Некоторые строки говорят о том, что даже сам автор удивляется своей героине и приглашает читателя разделить с ним это чувство.

Еще одной проблемой рассказа А. Солженицына является злобное, но серое и безликое по своей сути общество. Все те, кто окружают Матрену, не хотят признавать ее себе подобной. Она для них ничтожество, которым просто иногда можно пользоваться, и рассказчик дает читателю понять, что на самом деле это страшно, потому что ведет к одиночеству среди людей.

Эта проблема маленького человека не нова в литературе, но Солженицын один из первых описал трагедию именно женщины, простой труженицы, крестьянки, не возвышенной и мечтательной, а приземленной, реальной.

Не мог А. И. Солженицын обойти стороной и проблему отношения государства и отдельно взятого человека. И если знать биографию писателя, то выбор этой проблемы становится понятным и очевидным. Никогда государственный механизм не остановится ради судьбы незаметной песчинки – человека, женщина это, мужчина или даже ребенок.

Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что основной проблемой рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» является противопоставление одинокой женской доли жестокому и безнравственному обществу. Также подсвечены проблемы ненужного самопожертвования, нежелания становиться одним из огромной серой массы, противопоставления себя государству.

Для женщины Матрены ее двор был тем самым добрым мирком, без которого она себя не представляла, может быть поэтому ее гибель была оправдана и понятна, ведь жить без своего дома она не могла, причем не столько в физическом, сколько в духовном смысле.

А.И. Солженицын писал о том, что прочувствовал сам, может быть именно поэтому его произведения настолько пропитаны реализмом, что невольно содрогаешься, представляя мир, в котором живешь.