Магия. Магия (лат.
Magia, от древнегреч. Magos, "маг": так греки именовали жрецов у мидян и персов. Ср. Также санскр. Майя, означавший мировую иллюзию, иллюзорность всего сущего - учение о возможности и допустимости сознательного воздействия человека на элементы окружающего его мира, основанное на законе подобия (см. Герметизм. По словам а. кроули, каждое преднамеренное действие уже есть магия.
В древности считалось, что в основе магии лежат сверхъестественные силы. По мысли Прокла, "древние жрецы, приняв во внимание, что в природных вещах заключено некое сродство и симпатия одной вещи к другой, и между вещами проявленными и оккультными силами, и обнаружив, что все вещи содержатся во всем, создали священную науку на основе этой взаимной симпатии и сходства. И использовали в оккультных целях как небесные, так и земные сущности, с помощью которых, посредством определенного сходства, они низводили божественные силы в это низшее жилище". По мысли ямвлиха, "Маги Заявляли, что Посредством Жреческой Теургии Способны Подниматься к Более Возвышенным и Всемирным Сущностям, и к тем, Которые Утвердились над Судьбой, т. е. к Богу и Демиургу: не Используя Материю, не Присваивая Что-либо Помимо нее, Кроме Наблюдения за Ощутимым Временем".
Со времен Агриппы возобладало представление о естественном характере М.: все однородное находится в условиях взаимного обмена, высшее господствует над низшим, но и низшее действует обратно. На этом основании все магические явления становятся лишь действиями единого всеобъемлющего закона природы, и М. основывается уже не на "Несанкционированных Культурой Операциях", исполняемых с помощью духов, но на целенаправленном использовании человеком закона подобия. Ритуальные действия, согласно воззрениям приверженцев М., способны оказывать воздействие на природу и человека. М. также выступает ядром большинства религиозных систем.
М. включает в себя: осуществление заклинаний, исполнение магических ритуалов, фундированных состоянием исполнителя магических обрядов. Важным элементом М. выступают и встроенные в нее материальные объекты - амулеты. М. представляет собой практику использования сверхъестественных, "Надмирных" сил для установления контроля над явлениями и процессами материального мира и воздействия на них. М. также предполагает общение со сверхъестественными силами и объяснение физических процессов, основанное на вере в эти силы.
Наибольшее распространение получили следующие магические практики: оккультная магия. ; Натуральная магия; теургическая магия; шаманизм. Оккультное направление основывается на традициях и ритуалах западноевропейского оккультизма, каббалы, древнегерманской рунической магии.
Натуральная М. подразумевает применение заговоров, приворотов, траволечения и иных методик, связанных, в основном, с языческими традициями и ритуалами. Она разного рода целителями и деревенскими знахарями представлена.
Теургическая м. предполагает активное использование религиозных ритуалов и молитв. Представители этого направления пытаются действовать в рамках существующей религиозной традиции. Формально (например, по крещению) они могут принадлежать к лону церкви, но, по сути, не воцерковлены и поэтому особенно страдают от неприятия и осуждения со стороны священнослужителей, считающих их деятельность богопротивной.
Шаманизм представляет собой древнейшую форму веры в духов, предполагающую, в первую очередь, анимизм, а также центрацию вокруг фигуры шамана - могущественного целителя и ясновидящего, способного общаться с духами, подчинять их своему влиянию и путешествовать по "Иным" мирам. Для осуществления магических действий шаманы часто впадают в особые пограничные психосоматические состояния - экстаз или транс. Вхождение в эти состояния достигается различными способами: частыми ударами в бубен, исполнением ритмичного ритуального танца, приемом галлюциногенов, содержащихся в растительных и животных тканях и т. п.
Также известна магическая практика, связанная с попыткой к. Кастанеды интеллектуально и научно осмыслить магическое наследие древней и малоизвестной культуры тольтеков, населявших Мексику задолго до ее захвата конкистадорами.
По иным основаниям виды М. таковы:
1 М. белая: магическое воздействие, имеющее целью достижение или восстановление космического равновесия, не противоречащее божественной воле, т. е. применяемое с добрыми намерениями;.
2 М. ментальная: магические действия, совершаемые человеком с целью воздействия на самого себя в целях развития и укрепления своих способностей и возможностей;.
3 М. народная: комплекс сравнительно простых магических приемов, сложившийся на основе многовекового опыта в малообразованных слоях населения. Имеет задачу главным образом обнаруживать и изгонять злых духов, ведьм, предупреждать несчастье, исцелять причиненный вред, исцелять больных;.
4 М. натуральная (естественная: совпадает с М. как таковой;.
5 М. оперативная: любые магические действия, направленные на изменение текущего хода вещей;.
6 М. священная: магические действия, входящие в состав ритуалов того или иного культа и исполняемые жрецами (священнослужителями. Совершается с целью защиты человека от влияния сил зла;.
7 М. серая: современное обозначение нейтральной М., т. е. магических действий, не ведущих к изменению космического равновесия или просто совершаемых без осознаваемого доброго или злого намерения. Последнее опасно, ибо в результате подобного действия может быть причинен вред;.
8 М. церемониальная: комплекс ритуальных правил и приемов, выполняемых для подготовки к совершению магических действий для усиления ожидаемого эффекта;.
9 М. черная: магические действия, имеющие целью нарушение космического равновесия, противоречащие божественной воле, совершаемые злонамеренно. В старину лицо, задумавшее причинить вред кому-либо при помощи магических действий, предварительно "Заключало Договор с Силами зла". Само выражение "Черная М." к греч восходит. Термину "Некромантия", использовавшемуся церковью в средние века для обозначения всякого "недозволенного волшебства". Понятие "Белая (Дозволенная) М." возникло позже как противопоставление "черной".
В статье, посвященной проблеме соотношения М. и рациональности (1973), известные философы второй половины 20 столетия и. ярви и Дж. Агасси писали: "мы утверждаем, что магия является ложной научной теорией, не более и не менее. Это делает ее наукой. Поппер часто говорит, что мы можем быть уверены в эмпиричности и научности теории лишь после ее фальсификации. Но раз лучшая наука открыта, ложная наука может быть в лучшем случае относительно сильно рациональной. Превосходство рациональной науки здесь очень сильно сказывается: при указанном понимании магии и науки мы предпочтем науку лишь потому, что она лучше проверяема, объясняет больше и более точно и т. п. ".