Человек живет в обществе. Искусство компромиссов. Человек живет в обществе.
- Человек живет в обществе. Искусство компромиссов. Человек живет в обществе.
- Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Отклоняющееся (девиантное) поведение
- Социальная мобильность может быть. Виды социальной мобильности
- Обществознание
- Человек живет в обществе и его. Человек и общество
Человек живет в обществе. Искусство компромиссов. Человек живет в обществе.
И как бы порой он не хотел от него сбежать куда подальше, все равно приходится находиться всю жизнь среди людей. То и дело возникают столкновения между представителями нашего социума. И так или иначе приходится эти конфликты решать - кого-то в тюрьму отправить, кому-то штраф, а с кого-то и взятки гладки. Высшим пилотажем в урегулировании конфликтов между людьми психологи компромисс считают.
В обществе такое человеческое качество, как компромиссность, приветствуется. Способность пойти на компромисс - это замечательная черта, признак сильного характера. Только слабовольные никогда не хотят сдвинуться с мертвой точки и решить прогрессивным методом возникший конфликт. Тем не менее здесь есть две стороны одной медали, компромисс может быть применен во благо и во зло. Обратимся к истоку понятия компромисса.
Компромисс (от латинского Compromissum - соглашение) - подразумевает взаимные уступки. Это означает, что ни одна из сторон не будет в ущемленном состоянии, если пойдет на компромисс. Замечали такое явление, когда вами пытаются манипулировать в ситуации, напирая на то, что надо идти на компромисс. Уступчивость, говорят, надо проявлять при решении конфликта. Хочу заметить, что уступчивость и компромиссность имеют мало общего.
Уступчивость - общее понятие, которое отождествляется с неким стереотипом поведения. Уступчивый человек в любом случае отступает, это мягкий человек. Уступчивость - черта характера, проявляемая на эмоциональном фоне. Уступчивость - слабость. Компромиссность - конкретное понятие, которое связано с логикой. Просто разумные люди при возникновении трений интересов решают выйти каким-то образом из ситуации и обоюдно, подчеркиваю, обоюдно идут на уступки. Компромиссность - сила, проявление разумности, основанной на знании человеческих взаимоотношений.
Существует категория людей, которая не только пытается манипулировать людьми, зная, что есть компромисс, но и наглым образом пытается "Сесть" на шею. И компромисс в этом случае "Свешиванию Ножек потворствует".
Когда нельзя идти на компромисс?
Оппонент давит на вас, отстаивая свои интересы, и не уступает вам ни на грамм.
Оппонент говорит вам, что надо пойти на компромисс, а сам не проявляет компромиссности (лучшая защита в этом случае - сказать, что ему бы тоже следовало бы уступить.
Этот шаг нарушает ваши принципы (можно пойти на компромисс в ситуации, но на компромисс с совестью не пойдешь.
Существуют альтернативные варианты урегулирования конфликта, и они более выгодны, чем компромисс. Например, если всякий раз при общении с человеком приходится идти с ним на компромисс, то разумнее просто не разговаривать с ним, если это возможно.
Компромисс - это очень тонкая ниточка в культурном урегулировании проблем между представителями социума. Очень часто компромисс перерастает в отношения по типу рыночных: ты - мне, я - тебе. Но это не есть компромисс в чистом виде. Компромисс - это способность взаимного отказа от каких-то собственных интересов. Этот отказ не должен быть в чью-то пользу. Конечно, можно пожертвовать своими интересами во благо любимого субъекта. Но это уже не компромисс!
Компромиссами жонглировать очень сложно. Важно не перейти грань, разделяющую прогрессивное решение проблемы с переходом к паразитическим отношениям. Анна дуварова.
Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Отклоняющееся (девиантное) поведение
Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Напротив, во множестве случаев происходит их несоблюдение, нарушение. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся.
Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение — это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются прежде всего в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других болезненных явлениях.
Проявления отклоняющегося поведения столь же разнообразны, как многообразны и социальные нормы. Не менее разнообразны последствия этих отклонений. Их общая черта — вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.
Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление.
Преступления и иные правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм — эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству. Их опасность можно рассмотреть на примере наркомании.
Наркомания является мощным фактором социальной дезорганизации, разрушительным социальным злом, исключительно серьезной угрозой функционированию общественного организма. Под наркоманией понимается потребление наркотиков без рекомендации врача. Медицина рассматривает наркоманию как болезнь, которая характеризуется неодолимым влечением к наркотическим средствам, потребностью в увеличении принимаемых доз, а также мучительным состоянием в случае лишения наркотиков. Следствием наркомании является разрушение физического и психического здоровья, деградация личности, Социология рассматривает наркоманию как вид отклоняющегося поведения, которое провоцируется патологическим пристрастием к наркотикам и выражается в аморальных и криминальных действиях. Наркомания разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми. Ее последствиями являются разрушение межличностных взаимоотношений, распад семьи, утрата профессиональных качеств, незанятость, паразитизм, выпадение за рамки общепринятых норм. Опасность наркомании очевидна и признается во всем мире, в том числе и в России.
Социальная мобильность может быть. Виды социальной мобильности
Существуют разнообразные виды социальной мобильности. Обычно выделяются такие:
- межпоколенная и внутрипоколенная;
- вертикальная и горизонтальная;
- организованная и структурная.
Межпоколенная мобильность означает, что дети изменяют свое социальное положение, и становятся отличными от их родителей. Так, например, дочь швеи становится учителем, то есть,она повышает свой статус в обществе. Или, например, сын инженера становится дворником,то есть, его социальный статус понижается.
Внутрипоколенная мобильность означает, что статус индивида может меняться на протяжении его жизни. Обычный рабочий может стать начальником на предприятии, директором завода, затем руководителем комплекса предприятий.
Вертикальная мобильность означает, что перемещение человека или группы людей внутри общества меняет социальный статус этого человека или группы. Такой вид мобильности стимулируется с помощью различных систем вознаграждения (уважение,доход, престиж, льготы). Вертикальная мобильность имеет разные характеристики. одна из них - это интенсивность, то есть, определяется, сколько страт проходит индивид в своем пути наверх.
Если общество социально дезорганизовано, то показатель интенсивности становится выше. Такой показатель, как всеобщность, определяет количество людей, которые изменили свою позицию в вертикальном отношении за определенный промежуток времени. В зависимости от типа вертикальной мобильности различаются два типа общества. Это закрытое и открытое.
В закрытом обществе продвижение наверх по социальной лестнице очень затруднено для определенных категорий людей. Например, это общества, в которых есть касты, сословия, также общество, в котором есть рабы.Таких сообществ было много в Средние века.
В открытом обществе равные возможности у всех. К этим обществам можно отнести демократические государства. Питирим Сорокин утверждает, что нет и никогда не было обществ, в которых были бы абсолютно закрыты возможности для вертикальной мобильности. Вместе с тем,никогда не было сообществ, в которых вертикальные перемещения были бы абсолютно свободными. Вертикальная мобильность может быть как восходящей (в этом случае она добровольная),так и нисходящей (в этом случае она принудительная).
Горизонтальная мобильность предполагает, что индивид перемещается из одной группы в другую без изменения социального статуса. Например, это может быть изменение религии. То есть, индивид может перейти из православия в католичество. Также он может сменить гражданство, может создать свою семью и уйти из родительской, может сменить профессию. При этом статус индивида не меняется. Если происходит переезд из одной страны в другую, то такая мобильность называется географической. Миграция - это разновидность географической мобильности, при которой статус индивида после переезда меняется. Миграция может быть трудовой и политической, внутренней и международной, легальная и нелегальная.
Организованная мобильность - это процесс, зависящий от государства. Оно направляет движение групп людей вниз, вверх или в горизонтальном направлении. Это может происходить как с согласия этих людей, так и без него.
Структурная мобильность вызвана изменениями, которые происходят в структуре общества. Социальная мобильность может быть групповая и индивидуальная. Групповая мобильность подразумевает, что перемещение происходит у целых групп. На групповую мобильность влияют такие факторы:
- восстания;
- войны;
- замена конституции;
- вторжение иностранных войск;
- изменение политического режима.
- Индивидуальная социальная мобильность зависит от таких факторов:
- уровень образованности гражданина;
- национальность;
- место проживания;
- качество воспитания;
- статус его семьи;
- состоит ли гражданин в браке.
- Большое значение для любого вида мобильности имеют возраст, пол, рождаемость и смертность.
Обществознание
Обществознáние — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни. Каконо включает в себя основы(,,,,,и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира.
— обобщённый школьный предмет, затрагивающий разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «» в(в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ.
Включает в себя, кроме основ общественных наук (см. ниже), «введение» в(скорее не в научном, а в прикладном смысле; полноценного разведения школьного предмета граждановедения и раздела права в курсе обществознания пока не произошло), началаи общие рассуждения о «» (находящиеся за рамками положительной науки).
В основном предмет обществознания изучает,и. Однако также в состав обществознания входят отдельные науки:,, — и интегративные (), а также поднауки ().
Обществознание — обобщающее название наук, изучающихв целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии).
Под термин «обществознание» подпадают как минимум:,,,,.
- Рецензии на современные учебники по обществознанию на страницах научно-просветительского журнала «Скепсис»
- Единый портал по обществознанию — проект для эффективной подготовки школьников и абитуриентов к единому государственному экзамену (ЕГЭ), а также к государственной итоговой аттестации (ГИА) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту образования РФ по предмету обществознание.
Человек живет в обществе и его. Человек и общество
О человеке говорят и пишут многие: писатели, ученые разных специальностей, религиозные деятели, философы… Писатели-художники изображают человека исключительно с субъективной стороны. Ученые исследуют его как объект. Они — объективисты. Религиозные деятели говорят и пишут о человеке лишь в связи со своей верой в сверхъестественное; для них человек — деятель-субъект постольку, поскольку воплощает, реализует потустороннее, надчеловеческое начало. Это всё односторонние точки зрения. Лишь философу по плечу всеохватный взгляд на человека. Для него человек — и субъект, и объект, и един, и неедин, и "я", и "мы", и индивид, и человеческий род. Такой взгляд на человека обусловлен спецификой философа как универсального мыслителя.
Конечно, и философы могут специализироваться и быть ограниченными в своих предпочтениях. Тем не менее по сравнению с другими "человековедами" они в большей степени ориентированы на универсализм во взгляде на человека. По крайней мере, именно среди них встречаются мыслители, которые стремятся к этому универсализму.
Человек — субъект, в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек — индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек — человечество, человеческий род, человеческое общество.
Между тем и другим "человеком" существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность "человек— общество" (или: "личность—общество", "индивид—род", "я — мы" и т. п.). Слово "человек" чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же смысле обычно употребляется слово "общество".
Человек-общество — двойной субъект, в котором определяющую роль играет человек. Человек — первичный субъект, общество — вторичный. Человек "светит" своим светом, общество — отраженным. С другой стороны, эти два субъекта, как два магдебургских полушария, неразделимы. Человек для себя — субъект во всех отношениях. Общество не является субъектом для себя и тем более субъектом во всех отношениях. Для человека общество — отчасти объективная реальность, отчасти часть его самого. По отношению к природе общество— субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и суть нечто зависимое, являющееся, как я уже говорил, частью человека. Например, наука, часть общества, не может существовать без отдельных ученых. Последние делают науку наукой!
Наибольшая реальность — не в отдельном человеке и не в обществе, а в чем-то среднем между тем и другим: в человеке-обществе или в обществе-человеке. Человек-общество — это человек, живущий в обществе; общество-человек — это общество, реализующее себя в отдельном человеке, живущее благодаря человеку.
Итак, человек по сути — индивид, индивидуальность, личность и в то же время представитель рода homo sapiens, член общества. С одной стороны, он хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это — вечное противоречие жизни. Человек — не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Отсюда все проблемы…
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)