Глав. Введение в психологию.
Глав. Введение в психологию.
Предмет Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется достаточно отчетливо это ощущения, восприятия, мысли, чувства, желания все то, что составляет внутренний мир человека. Сам термин психология происходит от двух греческих слов "psyche" душа, и "logia" знание, понимание и означает учение о душе.
Соотношение сознания, мыслей, чувств, то есть всего того, что составляет внутренний мир человека, с одной стороны, и явлений материального мира, с другой одна из труднейших проблем, когда-либо стоявших перед человеческой мыслью.
Вопрос о соотношении материи и сознания, материального мира и духовных феноменов является также основным вопросом философии. В зависимости от того, как он решается, все ученые делятся на два противоположных лагеря: идеализма и материализма.
Идеализм рассматривает сознание, психику как первичную, существующую независимо от материального мира, субстанцию. Развивая учение о душе, Платон считал, что душа первична, существует независимо от тела; душа это идея, вечная, бессмертная. Природа, материя рассматриваются как вторичное, производное от духа, идей, сознания. В современных условиях идеализм редко предстает как открытое признание особой нематериальной сущности души. Чаще всего он представлен в виде дуализма , который берет свое начало от учения крупнейшего естествоиспытателя XVII в. Декарта. Он ввел вдва понятия: рефлекса и сознания. Его дуализм заключается в том, что он противопоставил материю и дух, считая, что материальными, рефлекторными по своей сути являются только элементарные, психические акты, которые осуществляются машинообразно. Высшие психические проявления, дух, сознание существуют сами по себе, независимо от мозга. На почве дуализма в психологии XIX в. широкое распространение получила теория так называемого психофизического параллелизма, утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно, независимо друг от друга. С других позиций к сущности психических явлений подходит материализм. С точки зрения материализма психические явления являются результатом жизнедеятельности материи, мозга. Материя рассматривается как первичная основа, субстрат, носитель психики. Материалистические идеи берут свое начало от таких древнегреческих мыслителей, как Гераклит, для которого материальным началом всего был огонь; Демокрит с его учением о мельчайших атомах души. Но наиболее определенно материалистические тенденции в изучении психического развил Аристотель в своем трактате "О душе". Он признает единство души и тела, сама душа мыслится им как целое и не делимое на части. Ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых формируются более сложные формы психического. Он разработал учение о способностях души и гуморальную теорию темперамента, развивая таким образом материалистические представления о душе. В материалистической психологии первичность материи и вторичность сознания доказывается тем, что психика возникает только на определенных этапах развития материи, а именно на ее высших ступенях так называемое филогенетическое доказательство. Доказательством того, что мозг является субстратом психической деятельности, являются нарушения ее при поражениях мозга. Это патопсихологическое доказательство. И, наконец, онтогенетическое доказательство заключается в том, что постепенное созревание и развитие нервной системы в процессе возрастного развития создает необходимую основу для психического развития человека.
Введение в психологию соколова. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»
ред. Соколова Е. Е. | |
Год изд.: | 1999 |
Описание: | Настоящая хрестоматия представляет собой учебное пособие по курсу "Введение в психологию", включенному в план подготовки психологов всех специальностей. Она подготовлена на основе программы курса, разработанной коллективом преподавателей кафедры общей психологии, факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Включенные в хрестоматию тексты охватывают по тематике подавляющее большинство представленных в программе проблем психологической науки. |
Обложка книги. ПРЕДИСЛОВИЕ >РАЗДЕЛ I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Лурия А. Р. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Гиппенрейтер Ю. Б. ПСИХОЛОГИЯ ЖИТЕЙСКАЯ И НАУЧНАЯ Иванников В. А. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ - ОСОБАЯ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ Петровский А. В., Ярошевский М. Г. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ Рубинштейн С. Л. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ Вундт В. СОЗНАНИЕ И ВНИМАНИЕ Джемс У. ПОТОК СОЗНАНИЯ Челпанов Г. И. ПРЕДМЕТ. МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ Теплоев Б. М. ОБ ИНТРОСПЕКЦИИ И САМОНАБЛЮДЕНИИ Ланге Н. Н. БОРЬБА ВОЗЗРЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Выготский Л. С. ПРИЧИНЫ КРИЗИСА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Фрейд 3. ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ Фрейд 3. НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОНЯТИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОАНАЛИЗЕ Юнг К. Г. СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА Узнадзе Д. Н. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ ОБ УСТАНОВКЕ Асмолов А. Г. НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ПУТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, УСТАНОВКА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Уотсон Джон Б. БИХЕВИОРИЗМ Толмен Э. Ч. ПОВЕДЕНИЕ КАК МОЛЯРНЫЙ ФЕНОМЕН Келер В. НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ ГЕШТАЛЬТ ПСИХОЛОГИИ Фолькельт Г. ЦЕЛОСТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Роджерс К. ПОЛНОЦЕННО ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК Солсо Р. Л. ВВЕДЕНИЕ В КОГНИТИВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ Дюркгейм Э. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Дюркгейм Э. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ Выготский Л. С. ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Лурия А. Р. КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Леонтьев А. Н. КАТЕГОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Леонтьев А. Н. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ Давыдов В. В. ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ РАЗДЕЛ III. ЭВОЛЮЦИОННОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ. | |
Введение в психологию кратко. Модул. Введение в психологию.
ЛЕКЦИЯ 1 Психология как наука (тема 1.1).
Круг явлений, изучаемых в психологии.
Психология (psyche – «душа», logos – «познание, учение») – это область научного знания о психике и психических явлениях. Психология является наукой о закономерностях возникновения, формирования и функционирования, а также изменения, психики и психических процессов, свойств и состояний. Психика в рамках психологической науки рассматривается как особая форма жизнедеятельности.
Объект науки – существующий независимо от сознания внешний мир, предмет познания и практического воздействия субъекта.
С различных точек зрения существует несколько объектов психологической науки.
Объект психологического исследования:
В широком смысле – живые существа, обладающие психикой (человек, различные социальные группы людей, животные и их сообщества.
В более узком смысле – человек.
Психология изучает человека как сложноорганизованную, живую систему со многими механизмами отражения и регуляции (саморегуляции), обладающую уникальными характеристиками (Б.Г.Ананьев).
Предмет научного исследования – сторона объекта, которая намеренно берется для изучения.
Предмет психологии также определяется с различных точек зрения, а именно как:
Душа (с точки зрения исследователей до начала 18 века);
Сознание (Д. Гартли, Дж. Ст. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер)
Опыт субъекта (В.Вундт)
Интенциональные акты сознания (Ф. Брентано)
Происхождение психических деятельностей (И. М. Сеченов)
Поведение (Дж. Уотсон)
Бессознательное (З. Фрейд)
Процессы переработки информации и результаты этих процессов (Макс Вертгеймер)
Личный опыт человека (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ролло Мэй)
Обобщая, можно сказать, что предметом психологии являются психика и психическое: психические процессы, состояния и свойства человека, закономерности его поведения, а также сознание, его развитие, функционирование и связь с поведением и деятельностью. Предметом являются психические явления как одного конкретного человека, так и наблюдаемые в группах и коллективах (межличностные отношения).
Психические явления – субъективные переживания или элементы внутреннего опыта.
Психологические факты – широкий круг проявлений психики в актах поведения, телесных процессах, продуктах деятельности, социально-культурных явлениях.
Термин «психология» возник в XVIII в. Однако, психология как наука, начинает свою историю с 1879 г., когда немецкий психолог Вильгельм Вундт (рис1) открыл в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию.
Научная дисциплина, если она претендует на статус самостоятельной науки, должна обладать четырьмя основными признаками:
1. Чёткая методология
2. Объект исследования
3. Предмет исследования
4. Методы исследования
Выделяются также дополнительные требования:
уровень целостности (системности) - он определяется функциональной направленностью, и выражается в четко сформулированных целях и задачах научной дисциплины.
структурированность науки - з аключается в том, что отдельные части науки (проблемы, направления и пр.) связаны друг с другом в различных отношениях, а сама научная дисциплина занимает определенное место в общей системе научных знаний.
Житейская и научная психология.
Знания конкретны | Знания обобщены | Житейские психологические знания (ЖПЗ) привязаны к отдельным ситуациям, людям, группа, событиям. Научные психологические знания (НПЗ) устанавливают связи между явлениями, выделяют частное от общего, синтезируют и анализируют полученные знания. |
Интуитивный характер знаний. | Знания рациональны и осознаны. | ЖПЗ в высшей степени субъективны и, часто противоречат друг другу. НПЗ критически анализируются, перепроверяются, а так же систематизируются и добываются объективными методами. |
Передача знаний затруднена | Знания накапливаются и передаются | Так как ЖПЗ имеют интуитивный характер, то вообще не передаются или передаются с искажениями. |
Источник знаний – наблюдение | Источник знаний – эксперимент | Научные психологи используют большое разнообразие методов, которые постоянно совершенствуются. |
Знания ограничены | Знания постоянно расширяются | В ЖП нет четкой цели, направления в изучении психики. Они ограничены субъективизмом и отрывочностью. |
Введение в психологию: учебник. Введение в психологию
ред. Петровский В. А. | |
Год изд.: | 1996 |
Описание: | В основу книги положен учебник «Общая психология», многократно переиздававшийся с 1970 по 1986 г. и переведенный на немецкий, финский, датский, китайский, испанский и многие другие языки. Учебник радикально переработан, дополнен новыми материалами, отвечающими современному уровню развития психологической науки. При всей содержательности и полноте учебник сохраняет черты пропедевтики по отношению к последующим базовым и практико-ориентированным учебным дисциплинам. Фактически каждая глава этой книги является основой соответствующего учебного пособия не конкретной психологической дисциплине. |
Обложка книги. Часть I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ.Глава 1. Исторический путь развития психологии (М. Г. Ярошевский) 1. Античная психология 2. Психологическая мысль Нового времени 3. Зарождение психологии как науки 4. Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии 5. Основные психологические школы 6. Эволюция школ и направлений Глава 2. Современная психология. Ее предмет и место в системе наук (А. В. Петровский) 1. Предмет психологии 2. Психология и естествознание 3. Психология и научно-технический прогресс 4. Психология и педагогика 5. Место психологии в системе наук 6. Структура современной психологии 7. Понятие об общей психологии Глава 3. Методы психологии (Л. А. Карпенко) 1. Субъективный метод 2. Объективный метод 3. Объективные методы исследования 4. Метод эксперимента 5. Измерения в психологии 6. Метод опроса 7. Проективные методы 8. Метод отраженной субъектности 9. Организация конкретного психологического исследования Часть II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ. Глава 4. Ощущения (Т. П. Зинченко) 1. Понятие об ощущении 2. Общие закономерности ощущений Глава 5. Восприятие (В. Л. Зинченко, Т. П. Зинченко) 1. Характеристика восприятия и его особенностей 2. Восприятие как действие 3. Восприятие пространства 4. Восприятие времени и движения Глава 6. Память (Г. К. Середа) 1. Общее понятие о памяти 2. Виды памяти 3. Общая характеристика процессов памяти 4. Запоминание 5. Воспроизведение 6. Забывание и сохранение 7. Индивидуальные различия памяти Глава 7. Мышление (А. В. Брушлинский) 1. Общая характеристика мышления 2 Мышление и решение задач 3. Виды мышления Глава 8. Воображение (А. В. Петровский) 1. Понятие о воображении, его основных видах и процессах 2. Физиологические основы процессов воображения 3. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых Глава 9. Чувства 1. Определение чувств и их физиологические основы 2. Формы переживания чувств 3. Чувства и личность Часть III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ. Глава 10. Активность 1. Внутренняя организация активности человека 2. Внешняя организация активности 3. Болевые действия Глава 11. Общение 1. Понятие об общении 2. Общение как обмен информацией 3. Общение как межличностное взаимодействие 4. Общение как понимание людьми друг друга Глава 12. Группы 1. Группы и их классификация 2. Высшая форма развития группы 3. Дифференциация в группах разного уровня развития 4. Интеграция в группах разного уровня развития 5. Ученические группы: психологические особенности работы педагога 6. Структура взаимоотношений в семье Глава 13. Сознание 1. Развитие психики в филогенезе 2. Возникновение сознания 3. Структура сознания и бессознательное в психике человека Глава 14. Личность (Л. В. Петровский) 1. Понятие о личности в психологии 2. Структура личности 3. Основные теории личности в зарубежной психологии 4. Направленность личности 5. Самосознание личности 6. Развитие личности Часть IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. |
Психологические концепции. Глава 2 психологические концепции
Краткий экскурс в историю психологии
Чтобы более четко представлять путь развития психологии как науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направления.
1. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
2. Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких я наиболее подвижных атомов.
3. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427—347 г. г. до н. э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделения (мотивация).
Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку душа — самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. «Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?» — спрашивают Сократ и Платон.
4. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела . Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или «психе», — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека — это сущность живого тела, это осуществление его бытия, — считал Аристотель. Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. Центр, «психе», находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений. Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.