Чётки. Четки из сандалового дерева, горного хрусталя в жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.
Четки из хрусталя, Сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения - пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам просветления) и гуру - йоге.
Коралл или Рубин - для мантр увеличивающего действия;.
Бирюза - для мантр тары;.
Четки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают четки из красного коралла и темно-синего лазурита.
Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи - увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг.
Четки из хрусталя, Сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения - пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам просветления) и гуру - йоге.
Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют четки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, Агата, черного коралла.
Белые четки посвящались божеству милосердия и сострадания авалокитешваре, красные - идаму хаягриве, падмасамбхаве, желтые - гуру цзонхаве.
Четки с красной нитью и кисточкой предназначены для практики тантры.
Четки из Сандала (белого).
Дерево Сандала традиционно считается одной из чистейших субстанций и широко ценится за его охлаждающие и лечебные свойства. Практика на сандаловых четках умиротворению способствует. Сандал действует успокаивающе и охлаждает ум, он успокаивает питта Дошу и помогает практикующему преодолеть чувственные соблазны. Он также притягивает позитивные тонкие вибрации, приносит ясность восприятия и может использоваться в практике поклонения любому божеству.
Четки из красного Сандала.
Красный Сандал помогает концентрировать энергию и направлять к желаемой цели. Обладает согревающими свойствами, защищает от негативных энергий, трансформируя их в силу созидания. Развивает правильную работу муладхары (1-й чакры), взаимодействует с плотными потоками земли. Красный Сандал активным людям рекомендуется. Четки из красного Сандала используются в практиках поклонения Ганеше как устранителю препятствий и дурге, как воплощению женской силы созидания и разрушения. Также четки из красного Сандала применяются в тантрических практиках.
Четки из можжевельника.
Можжевеловые четки отпугивают злых духов и очищают пространство, можжевельник хорошо аккумулирует позитивную энергию. Это традиционные буддийские четки. Древесина можжевельника не гниет, что важно при долговременной практике.
Четки из дуба.
Дуб очищает пространство вокруг себя и притягивает положительные энергии. Дубовые четки дают владельцу личную защиту от негативных вибраций.
Четки из семян лотоса.
Четки из высушенных семян лотоса используются в индуизме для поклонения богине Лакшми и обретения материального благополучия, комфортной жизни и достатка.
В буддизме чётки из семян лотоса используют для практик божеств лотосового семейства, к которому принадлежат будда Амитабха, авалокитешвара, хаягрива, гуру падмасамбхава, тара и другие.
Четки из рудракши.
Четки из рудракши порождают мощную энергию, многократно усиливают концентрацию и защищают. Не случайно их используют не только последователи Шивы и шакти, но и тантрики. Четки из рудракши дают огромную силу и способны подчинить волю других существ, поэтому их можно использовать , внимание, только с безграничной любовью и состраданием к живым существам.
Рудракша - это сушеные плоды дерева, которое на латыни назвается Elaeocarpus Ganitrus. Само слово переводится с санскрита как "Глаз Рудры" или "слеза рудры". Легенда рассказывает, что некогда Шива, сжегший в войне с асурами три города, прослезился при мысли о загубленных им жизнях. Слезы его упали на землю и превратились в дерево, приносящее плоды рудракши. Рудракша сама по себе обладает сильной энергией; научно доказано, что эти плоды обладают электромагнитными свойствами, поэтому четки из рудракши следует использовать крайне осознанно и с осторожностью.
Четки из туласи.
Тулси, или "Священный Базилик", укрепляет преданное служение и интенсивность духовного служения. Чаще всего используется в практике бхакти йоги.
Четки из Нима.
Чаще всего используются в вайшнавских практиках. Считается, что дерево ним обладает исключительными целебными свойствами.
Четки из семян дерева бодхи.
Семя бодхи стало символом обретенного буддой просветления в медитации под деревом бодхи. Считается, что благо от начитывания на четках из семян бодхи увеличивается бесконечно. Поэтому чётки из бодхи особенно священны для последователей буддизма, но подходят для любых мантр и практик.
Четки из кости.
Чем больше мы размышляем о смерти и принимаем ее, тем более плодотворной становится наша жизнь. Через это сопоставление мы по-другому смотрим на жизнь и начинает понимать истинные ценности - служение другим, любовь, радость каждого мгновения.
Четки из горного хрусталя (кварца).
Горный хрусталь очищает тело и ум, балансирует энергию и возвращает человека к его истинной сущности. Четки из хрусталя - прекрасный инструмент в медитационных и исцеляющих практиках.
Сам горный хрусталь является олицетворением шакти, силы великой богини и манифестацией ее изначальной энергии. Поэтому чаще всего четки из горного хрусталя используют в практиках поклонения махадэви или тантрических практиках поклонения женским милостивым божествам.
Четки из жемчуга.
Охлаждающие четки с женской энергией (жемчуг - камень луны), помогают обрести спокойствие, умиротворение и избавиться от сомнений, пробуждают творческие силы. Считается, что жемчуг гармонизирует все 7 чакр и образует мягкую исцеляющую энергию при медитации. Идеален для садханы сарасвати.
Четки из агата.
Агат повышает восприимчивость человека и мягко гармонизирует физическое, эмоциональное, интеллектуальное и духовное состояния. Этот полудрагоценный камень известен своим благородным характером, он помогает реализовать добрые намерения, открывает правду, исцеляет.
В зависимости от цвета камня, свойства четок из Агата отличаются.
Черный агат: для защиты и успеха в соперничестве.
Белый агат: для самореализации, духовного совершенствования, посвящения себя служению.
Красный агат: обладает сильными лечебными свойствами.
Зеленый агат: успокаивает, умиротворяет ум и помогает избавиться от негативных мыслей.
Синий агат: продлевает жизнь, открывает благородство в практикующем.
Четки из нефрита.
Священный камень в восточной культуре. Четки из нефрита умиротворяют, успокаивают ум, нейтрализуют негативные помыслы. Нефрит пробуждает такие качества, как любовь, отвага, справедливость и мудрость.
Особо ценятся последователями буддийской традиции ваджраяны ( "Алмазной" или тайной колесницы) чётки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких чёток идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие чётки - большая редкость, то чаще встречаются просто костяные чётки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.
Кость или рудракша - для мантр гневных божеств.
Так же - на мала бывают счётные металлические части. В том случае, если они есть то эти "Счётчики" должны быть из белого металла, желательно - с изображением ваджра и колокольчика.
В прошлом монахи - воины нередко носили металлические (бронзовые, железные или серебрянные) четки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.
Выбор материала зависит от целей и направлений религиозной практики. Особую ценность, для мала, пренбапоследователей буддийской традиции ваджраяны, имеют четки выполненные из человеческого черепа, его лобной части. Монахи - воины используют четки из железа, применяя их как оружие, при необходимости. Четки из семян лотоса или дерева бодхи - увеличивают продолжительность жизни, из моживельника - отпугивают злых духов, и используются для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами (персональное божество.
Четки, используемые адептами ваджраяны, зачастую гораздо сложнее и по своей символике и по процессу изготовления. Часто такие четки играют еще и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики хозяина четок.
Гуру ринпоче сказал:
"Лучшим видом малы считается мала изготовленная из драгоценностей (ринчен.
Посредственный тип малы изготовляется из семян дерева или плодов, а низший из дерева, земли, камня или лекарства. Мала сделанная из раковин, земли, дерева, семян дерева или плода используется для выполнения мирных садхан.
Мала, сделанная из семян бодхи, завершает все дхармы.
Мала из дерева бодхи осуществляет умиротворяющую активность.
Мала из тутового дерева осуществляет подчиняющую активность.
Мала из красного дерева используется для гневных практик.
Малы из бивней слона будут осуществлять любую заботящуюся активность.
Бусины малы сделанные из камня хороши для увелчивающих практик.
Бусны сделанные из лекарства хороши для гневных практик.
Белый цвет малы связан с восточным направлением, что в свою очередь обладает успокаивающим действием.
Жёлтый цвет малы на пример сделанный из семян Prunus, золота, семян абрикоса - повышает энергию, используют для приумножения богатства, успехов и сознания.
Держим на среднем пальце на уровне пупка сидя лицом на юг.
Янтарная мала очень хороша для лечения глаз.
Мала может быть красного цвета, на пример из коралла или красного Сандала - красный это цвет контроля над другими. Держим на уровне гениталий на безымянном пальце сидя лицом на Запад.
Чёрная, металлическая, бирюзовая - используются когда надо применить разрушающую активность (я думаю, что разговор в большей степени идёт о железной Мале. Сидим лицом на север, малу держим на мизинце в правой руке кисть лежит на колене.
Есть вариант, что стальная мала увеличивает добродетель.
Костяная мала - очень мощная и требует от практикующего высокого уровня способностей.
Синяя мала связанна с пространством.
Лучше всего использовать малы из драгоценных камней. Они используются при выполнении любых кармических активностей, производимых вами.
Мала из семян рудракши - распространена среди индуисских садху такая мала считается опасной, потому что она обладает огромной силой и практикующий, который ей пользуется должен иметь высокие способности. Для сравнения - пользоваться такой малой всё равно - что объезжать дикого жеребца … для того что бы по достоинству оценить качества дикой лошади надо быть хорошим наездником.
Голова малы или ступа - состоит из трёх бусин. Символ союза трёх Кай.
Самая маленькая, верхняя - считается источником звука. Она синего цвета - символ неизменного ума абсолютной истины.
Две завершающие (размер по возрастающей к нижней бусине) - представляют собой два типа энергии - мужскую и женскую, т. о. это символ союза мужского и женского принципа. Они очень важны в Мале, без них мала не будет работать.
Есть ещё вариант трактовки бусин - ступы - средняя бусина - красного цвета - так же символ ваджарной речи.
Последняя бусина - белого цвета, она считается сокровенной, т. к. символизирует ваджарное тело.
Нитей в Мале должно быть - три, пять или девять. Три нити символизируют - три каи, пять нитей символизируют - пять будд, девять нитей девять колесниц.
Для практики белой тары и белого махакалы нужна мала из жемчуга.
Для практики зелёной тары - жадеит.
Для практики будды медицины - ляпис лазурит или бирюза.
Для практики Амитабхи - красная яшма.
Для практики шакьямуни - янтарь.
Практика гуру ринпоче в форме падмасамбхавы - косточки животных или бисер в ыорме черепов.
Практика ваджрасаттвы и ченрезига - горный хрусталь.
При начитывании мантр используют правую руку, но в практиках с визуализацией - только левую.
При начитывании мантр важно правильное положение пальцев. Большинство мантр начитывают левой рукой, держа мала между большим и указательным пальцем, перебирая бусины "Внутрь Ладони". Большой палец собирает бусины внутрь, а другое направление - рассеивает энергию. Дойдя до "Головы Мала", направление меняют, чтобы не рассеивать энергию.
1. мирные мантры читают на уровне сердца.
2. мантры умножения силы, ума и богатства - чётки перебирают на уровне пупка через средний палец. Это мантры манжушри, дзамбалы, амитаюса и др.
3. гневные мантры подчиняющей активности - через безымянный палец на уровне полового центра. Это мантры - гаруды, хаягривы, гуру драгпо и др.
4. устрашающие мантры - через мизинец на уровне левого колена. Это мантры ваджракилаи, ваджракумары, львиноголовой дакини. Тут же - можно перебирать правой рукой через безымянный палец на уровне правого колена.
У сердца четки.
Часто малу держат у сердца потому, что во время чтения мантр бусины пропускаются между пальцами в резонанс с ударами сердца. Так производится звук, который постепенно усиливается. В моей родной деревне в тибете жил один йогин, который обладал очень большой силой. Когда он читал мантры, держа малу на уровне чакры сердца, все население деревни слышало биение сердца. Этот человек развил Силу мантры внутри самого себя.
При чтении мантры после каждого раза передвигают одну бусину в сторону тела, и тогда энергия направляется прямо в область сердца. В обратном направлении, то есть от тела наружу, бусины перемещают в тех случаях, когда нужно остановить внешние негативные энергии и воспрепятствовать их проникновению в нас, а также при выполнении очень свирепых практик.
Зачем четки освящают?
Вам, наверное, известно о существовании хороших и плохих энергий. Все явления и предметы свои вибрации имеют. Определенные волны и от человеческой мысли исходят. Большинство людей знают это на собственном опыте. Бывает, встречаешь незнакомого человека, и возникает приятное ощущение. Это может быть вызвано тем, что вы почувствовали радостный настрой его ума или, если мы будем носить одежду дурного человека, то вполне вероятно заболеем. Все это связано с тонкими энергиями. Почему четки благословляются ламами? Лишь в том случае, если лама достиг высокой ступени развития и находится в состоянии пробужденности, то, прикасаясь к четкам, дуя на них, он передает им свою благую энергию. При этом имеет значение начитывание им благоприятных мантр (я хочу здесь выделить слово "Благоприятных", потому что не всем известно, что бывают и дурные мантры, используемые, например, для убийства человека. В то же время, если плохой человек дотронется до четок или вы положите их в неудачное место, то энергия благословения уйдет. Правда, если мастер, проводивший освящение, достиг состояния изначальной мудрости, то его благословение никогда не покинет четки.
При начитывании мантр используют правую руку, но в практиках с визуализацией - только левую.
При начитывании мантр важно правильное положение пальцев. Большинство мантр начитывают левой рукой, держа мала между большим и указательным пальцем, перебирая бусины "Внутрь Ладони". Большой палец собирает бусины внутрь, а другое направление - рассеивает энергию. Дойдя до "Головы Мала", направление меняют, чтобы не рассеивать энергию.
1. мирные мантры читают на уровне сердца.
2. мантры умножения силы, ума и богатства - чётки перебирают на уровне пупка через средний палец. Это мантры манжушри, дзамбалы, амитаюса и др.
3. гневные мантры подчиняющей активности - через безымянный палец на уровне полового центра. Это мантры - гаруды, хаягривы, гуру драгпо и др. 4. устрашающие мантры - через мизинец на уровне левого колена. Это мантры ваджракилаи, ваджракумары, львиноголовой дакини. Тут же - можно перебирать правой рукой через безымянный палец на уровне правого колена. Часто при лечении мантрами используется несколько мантр. После начитывания нужного кол -ва мантр мала надо сложить.
Источник: https://science.ru-land.com/stati/buddiyskie-chyotki-ezomir