"Жили - были …" по версии Уолта Диснея.
Что остается от классических волшебных сказок в популярных мультфильмах студии Уолта Диснея? Как изменения сюжета и характеров героев влияют на детское восприятие? Мы привлекли юнгианский анализ, чтобы обсудить пять самых известных киноисторий.
Всем детям знакома история белоснежки. Прекрасно знал ее и Уолт дисней. Известно, что в 14 лет он был очарован немым короткометражным фильмом, снятым по этой сказке. А в 1934 году чуть было не поставил свою студию на грань банкротства, затеяв первый в ее истории полнометражный мультфильм "Белоснежка и Семь Гномов". Фильм вышел на экраны в 1937 году и сразу стал классикой анимации. С тех пор студия Диснея выпустила множество адаптаций сказочной классики, обращаясь с сюжетами вольно или даже меняя их до неузнаваемости. Так ли это безобидно?
Благодаря работам психоаналитика Бруно беттельгейма и юнгианских психотерапевтов Марии - Луизы фон Франц и Ханца дикманна мы знаем, что сказки рассказывают о коллективном бессознательном, о накопленном за тысячелетия жизненном опыте самых разных людей. Рассказывают благодаря архетипам - универсальным образам (фигурам королей и королев, мудрых старцев и старух, драконов и ведьм, героев и злодеев) или значимым сюжетам, которые понятны всем людям (по крайней мере, в данной культуре), - например, странствия, падения и вознесения. Они несут в себе психическую силу, которая может, как утверждал юнг, "захватывать и очаровывать людей"*. Так, слушая и читая сказки, дети приобретают знание о жизни, о добре и зле, героизме и смирении, о верности и предательстве, а на более глубоком уровне - о своей душе. Что меняется в восприятии ребенка, когда архетипические персонажи и сюжеты оживают на экране? Мы попросили юнгианского аналитика Константина слепака разъяснить это на примере пяти известных сказок.
Но прежде одно замечание психолога: "слушание, чтение побуждает нас фантазировать. Такая работа воображения исключительно важна: через эти образы психика и выражает, и узнает себя. А когда ребенок смотрит мультфильм, то воспринимает готовые, кем-то созданные образы. Это неплохо, если они сохраняют глубинный смысл. Но часто создатели фильмов адаптируют сказки к "Детскому Восприятию", упрощая их, "очищая" от страданий и драматизма, - и тем самым лишают их глубины, а ребенка - пространства для воображения". Конечно, речь не о том, чтобы лишать детей мультфильмов. Важно не забывать читать и обсуждать с ними книги, которые дают пищу воображению.
* К. г. юнг "душа и миф. Шесть архетипов" (харвест, 2005.
Русалочка: от поиска души к земной любви.
Что рассказывает нам Андерсен. Русалочка мечтает обрести душу человека и быть рядом с прекрасным принцем, в которого влюблена. Ведьма помогает ей превратиться в человека, но взамен отбирает у нее прекрасный голос. Когда принц женится на другой, русалочка жертвует ради него своей жизнью и превращается в дух - эфемерную дочь света.
Что предлагает мультфильм. Сценаристы трагический финал на счастливый меняют. Принц эрик побеждает ведьму и женится на русалочке Ариэль.
Что это значит для детей. Русалочка - жертва своих фантазий. С драматургической точки зрения она стремится в мир людей за принцем, но с аналитической точки зрения она стремится возвыситься, соприкоснуться с духовным аспектом жизни, а это чаще всего возможно только через страдания. Она предпринимает смертельно опасное путешествие, выходя из подводного мира (мира бессознательного) в земной (мир сознательного), а затем поднимаясь в небесный (духовный аспект бессознательного. Вряд ли кто-нибудь захочет разделить ее судьбу, но сказочная русалочка учит нас, что к высокой цели могут вести не только намерения, связанные с достижениями (например, выйти замуж за принца), но и отказ от них (оставить принца другой, возможно, более подходящей невесте. В мультфильме исчезла тема страдания и самопожертвования, связанных с неразделенной любовью. Но возник другой архетипический сюжет: сражение с ведьмой, которая персонифицирует бессознательное в его разрушительном аспекте. При всех достоинствах мультфильма дети из него не узнают про сложный выбор, который иногда приходится делать, и не узнают, что обрести свою душу важнее, чем обрести принца", - заключает юнгианский аналитик.
Питер пэн: от печали к беззаботности.
Что рассказывает Джеймс барри. Питер пэн - мальчик, который не хочет взрослеть. Он покинул своих родителей еще малышом, а вернувшись, увидел через закрытое окно в своей комнате, в своей кроватке, - нового малыша. С этого момента питер решил, что не нужен родителям.
Что предлагает мультфильм. Питер пэн, беззаботный шалопай, навсегда оставшийся ребенком, увлекает в свою волшебную страну нетландию девочку венди и двух ее младших братьев. Пережив вместе разные приключения, победив пирата капитана крюка, дети возвращаются домой, и венди объявляет родителям, что готова стать взрослой.
Что это меняет для детей. История, рассказанная Барри, о том, что детство отнюдь не безоблачное время. Взросление дается так нелегко, что некоторые предпочитают отказаться от него. В мультфильме нет и следа этой печали и тоски. Мир детства показан только с радостной стороны, исчезла драма питера, которую тот пережил, обнаружив, что родители не дождались его возвращения. Дети не узнают и важнейшую идею Барри: питер ошибался, материнское сердце всегда открыто для детей. Мультфильм же хорош тем, что показывает развитие венди: от девочки, которая ничего не хочет слышать о взрослении, к той, которая не поддается обаянию питера пэна и заявляет о своей готовности расти. "При этом она, похоже, начинает осознавать питера как своего внутреннего ребенка - что-то прекрасное, как детство, от которого не нужно полностью отказываться, - отмечает Константин слепак. Ведь питер пэн - вечный ребенок - живет в каждом из нас, это тот, кто постоянно ищет острых ощущений, увлекается своими фантазиями и стремится оторваться от привычной реальности".
Спящая красавица: от ожидания к нетерпению.
Что рассказывают Шарль перро и братья гримм. У королевской четы рождается прелестная девочка. Во время крестин злая фея накладывает на девочку заклятье - в 15 лет та уколется веретеном и умрет. Добрая фея смягчает чары: королевна не умрет, а лишь уснет на сто лет. Предсказанное сбывается. Сто лет спустя прекрасный королевич проникает в замок и пробуждает девушку ото сна.
Что предлагает мультфильм. В день крестин новорожденной принцессы авроры ее обручают с принцем Филиппом. Злая фея проклинает девочку, добрая фея смягчает проклятье. Принцессу прячут в лесу, где ее воспитанием занимаются три добрые феи. В день своего шестнадцатилетия Аврора случайно встречает Филиппа, и они влюбляются друг в друга. Но, уколов руку о веретено, она погружается в столетний сон. Филипп побеждает злую фею (в образе дракона) и поцелуем пробуждает аврору.
Что это меняет для детей. Эта сказка об ожидании, терпении и о том, что все должно происходить в свое время, объясняет Константин слепак. Принц не сражается за принцессу, он лишь вовремя появляется и пробуждает ее. Мультфильм же - героическая история про освобождение феминности из драконьих лап бессознательного: увидел - полюбил - захотел спасти - победил. Другими словами, дети в очередной раз увидят героический сюжет, где принц освобождает принцессу от злой волшебницы. Но сказка ни слова не говорит о героизме, она о том, что освобождает время - естественный ход событий. Сказка не патриархальна, в отличие от мультфильма, и в этом ее ценность, она рассказывает детям не о том, что пробуждение женственности зависит от героя - мужчины, а о том, что у женственности есть свои циклы, своя логика развития.
Белоснежка: от взросления к пассивности.
Что рассказывают братья гримм. Спасаясь от мести мачехи - королевы, белоснежка находит приют в домике семерых гномов. Узнав, что падчерица жива, королева пытается убить ее. Дважды девочку спасают гномы, на третий раз она падает замертво, откусив кусочек ядовитого яблока. В "Сказке о мертвой царевне. " Пушкина с героиней происходит все то же самое, только вместо семи гномов действуют семь богатырей. Белоснежка, спящая в стеклянном гробу, просыпается случайно - слуги принца уронили гроб, и отравленный кусок вылетел из ее рта.
Что предлагает мультфильм. Дисней по-иному акценты расставляет. Гномы неряхи (в сказке они опрятны и прилежны), несмышленые дети, хоть и с седыми бородами, и белоснежка их воспитывает, одновременно грезя о принце. Неудивительно, что пробуждает ее принц своим поцелуем (возможно, здесь создатели мультфильма пошли за Пушкиным.
Что это меняет для детей. Важнейший сюжет и в сказке, и в фильме - расставание с детством, рассказывает Константин слепак. Происходит оно через смерть, что символически означает умирание прежней детской идентичности. Здесь есть и допустимая степень жестокости со стороны королевы. Это важно, ведь это вакцина, которая помогает детям выстоять при встрече со злом в реальном мире. Но дальше начинаются расхождения. В сказке белоснежка неспособна отличать добро от зла: она трижды поддается на обман. Диснеевская принцесса деловито командует гномами, устанавливая в их доме свои порядки. "Ей бы Следовало Смотреть на них (а Впоследствии на Своих Детей) Открытыми Глазами", - говорит аналитик. В этом смысле сказочная белоснежка ведет себя более психологично: она умеренно скромная и берет ровно столько, сколько нужно.