Солнечный круг. Ежедневно практикуйте приветствие солнцу (сурья намаскар) и вы будете излучать тепло, покой и благополучие.
Для практики сурья намаскар раннее утро самым благоприятным временем считается.
Час прямо перед восходом называют брахма - мухурта ( "Время Бога". Считается, что в это время ум ясен и спокоен. Врачи - аюрведисты советуют просыпаться на заре, чтобы зарядиться энергией на весь день.
Изначально сурья намаскар было не последовательностью поз, а набором священных слов. "В ведической традиции, которая зародилась раньше йоги на несколько тысяч лет, солнцу поклонялись как богу, - рассказывает Ганеш Мохан, исследователь вед из ченнаи. - ведические мантры в честь солнца традиционно повторяли на восходе. 132 куплета практик произносил, простираясь на земле в направлении солнца".
Истоки сурья намаскар в современной хатха - йоге загадочны. "В Традиционных Йогических Текстах нет Упоминания Асан, Которые Назывались бы"приветствие солнцу", - говорит Мохан. Самый древний текст, в котором описывается приветствие солнцу, - "Йога - Макаранда", написан в 1934 году шри Т. кришнамачарьей - отцом современной хатха - йоги. До сих пор не утихают споры, узнал ли кришнамачарья о последовательности из других источников или изобрел ее сам. В своем труде "Йогическая Традиция Майсорского Дворца" исследователь йоги Норман сьоман говорит о более раннем тексте под названием "вьяяма - дипика" (или "свет на упражнения"), в котором приводятся гимнастические упражнения для индийских борцов, очень похожие на версию сурья намаскар в традиции кришнамачарьи. Учитель собрал воедино и гимнастику, и духовную практику, и пранаяму, и преданное служение. В 56-м номере Yoga Journal на стр. 66 опубликована статья "Революция Асан" на эту тему. Мохан пишет, что самым важным кришнамачарья считал отношение, с которым выполнялось сурья намаскар.
Независимо от того, обучал ли он мантрам или последовательности поз, в практике присутствовало молитвенное намерение. "Мы Приветствуем Божественность, Представленную Солнцем, как Источник Света, Устраняющего Темноту Замутненного ума, и как Источник Жизненной Силы, Устраняющей Заболевания Тела", - цитирует слова учителя Мохан.
На заре.
Лишь в том случае, если вы хотите сделать сурья намаскар духовной практикой, прислушайтесь к советам американской йогини Шива Ри:
1 пусть дыхание ведет за собой движение.
2 поразмышляйте над смыслом сурья намаскар. Поблагодарите солнце за то, что оно питает все живое.
3 во время практики пойте мантры. (Можно использовать любой священный звук "Ом" на вдох или начать и закончить свою практику повторением гаятри - мантры).
4 практикуйте на свежем воздухе в присутствии самого солнца.
Божественные часы.
Раннее утро - самое благоприятное время для практики. Час перед восходом называют брахма - мухурта ( "Время Бога". "Считается, что в это время ум ясен и спокоен, поэтому врачи - аюрведисты советуют каждый день просыпаться в эти часы. Лишний час или два сна не могут сравниться с энергией восхода, - уверена Ри. - отмечать каждое утро праздник своей жизни - это и есть суть духовной практики". Внимание! Только в том случае, если вам кажется, что ранний подъем для практики невозможен, вы можете ощутить энергию сурья намаскар, выполняя простой ритуал поклонения каждый раз, когда пробуждаетесь. Привнесите отношение сурья намаскар в свой ум и сердце, встаньте в направлении восходящего солнца и поклонитесь с благодарностью. "Даже зимой - лицом к солнцу, - говорит Ри, - визуализируйте солнце внутри своего сердца. Учитесь видеть солнце в самом себе".
1. тадасана (поза горы. Распределите вес равномерно между стопами. Стойте прямо. Соедините ладони перед сердечным центром. Представьте, что у вас в сердце находится солнце, которое с каждым вдохом светит все ярче.
2. урдхва хастасана (вытяжение рук вверх. Сделайте вдох и поднимите руки над головой. Приподнимите область сердца и расширьте грудину. Посмотрите вверх. Кожу лица расслабьте.
3. уттанасана (наклон вперед стоя. На выдохе опустите корпус вниз. Вытяните спину, а затем позвольте ей мягко округлиться. Согните ноги в коленях, чтобы снять напряжение со спины. В конце выдоха посмотрите на свои стопы.
4. ардха уттанасана (полунаклон вперед стоя. На вдохе поднимите подбородок. Посмотрите вперед. Прижмите пятки к полу, втяните мышцы ног. Надавите ладонями на голени, помогая себе поднять область сердца.
5. чатуранга дандасана (поза посоха на четырех опорах. На выдохе отпрыгните назад в позу планки. Перенесите вес тела слегка вперед, согните руки в локтях и опуститесь в положение чатуранга дандасаны. Пусть это положение символизирует подношение сердца и отказ от эго.
6. урдхва мукха шванасана (поза собаки мордой вверх) или бхуджангасана (поза кобры. На выдохе поднимитесь в позу собаки мордой верх, опуская стопы на подъем. Одновременно надавите ладонями в пол и отведите плечи назад. Позвольте вдоху сделать ваше сердце раскрытым и широким. Поднимите взгляд и посмотрите на потолок. (Простой вариант: бхуджангасана с руками, согнутыми в локтях.
7. адхо мукха шванасана (поза собаки мордой вниз. На выдохе подверните пальцы стоп и при помощи силы мышц живота толкните мышцы бедер назад. Запястья, плечи, позвоночник и бедра сохраняйте на одной линии. Расслабьте заднюю часть шеи. Оставайтесь в этом положении на протяжении пяти циклов дыхания, ощутите поток энергии. Лишь в том случае, если вам нужно отдохнуть, опуститесь на колени в Баласану (позу ребенка.
8-9. Стопы к ладоням - переход. В конце пятого выдоха прыгните или шагните к ладоням.
10. Ардха уттанасана (полунаклон вперед в положении стоя. На вдохе поднимите подбородок, грудину и взгляд. Выпрямите позвоночник.
11. Уттанасана (наклон вперед стоя. На выдохе сложитесь вдвое. Смягчите мышцы спины.
12. Урдхва хастасана (вытяжение рук вверх стоя. На вдохе поднимитесь, выпрямитесь и посмотрите наверх.
13. Тадасана (поза горы. На выдохе вернитесь в позу горы. Сделайте паузу и ощутите, как тепло, радость и покой наполняют ваше сердце.
Гаятри - мантра.
Молитва священному свету.
Ом бхур бхува сваха.
Тат савитур вареньям.
Бхарго девасья дхимахи.
Дхийо йо на прачодаят.
Мы сознаем славу господа, творца вселенной, достойного поклонения, воплощения высшего знания и духовного света, устранителя всех пороков и неведения. Мы на божественный свет солнца духовного знания медитируем. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту.
Гаятри - мантра впервые появилась в "Ригведе", раннем ведическом тексте, написанном между 1800 и 1500 в. до н. э. в "бхагавад - гите" она названа поэмой божественному. Согласно Дугласу Бруксу, учителю в традиции раджанака - йоги и преподавателю религии в университете рочестера, "Гаятри" - самая священная фраза, произнесенная в ведах: "нет ничего более древнего и более священного. Это экстатический поэтический момент". Мантра представляет собой гимн савитуру, богу солнца. Брукс считает, что солнце в мантре выражает и физическое солнце, и божественное во всем. "Ведический ум не отделял физическое присутствие солнца от его духовного или символического значения. Повторение мантры имеет три цели, - объясняет Брукс. - первая - отдать долг солнцу. Мой учитель говорил, что солнце всегда отдает, но никогда ничего не получает. Мантра - подарок солнцу, дар благодарности, который, в свою очередь, станет частью дара солнца". Вторая цель - поиск мудрости и просветления. Мантра представляет собой просьбу солнцу: можем ли мы медитировать на твоей форме и получить немного твоего света? Помните, что солнце предлагает свой дар света и энергии всем существам, никого не осуждая и не привязываясь к результатам этого дарения. И, наконец, мантра является выражением благодарности - и животворящему солнцу, и божественному.
Брукс советует слушать свое сердце при прочтении этой мантры: "то ощущение, которое она вызывает, важнее буквального смысла. Это подношение, способ открыть себя милости, вдохновить себя на то, чтобы соединиться с древней традицией Индии. Она вдохновляет современных йогов принимать участие в самом древнем стремлении к просветлению, которое соединяет современную йогу с ведической традицией".