Как мы на мир смотрим.
В начале 60-х гг. прошлого века доктор биологических наук Альфред Лукьянович ярбус, тогда еще кандидат, проделал опыты, на которые сегодня ссылаются во всем мире все, кто хоть сколько-нибудь причастен к изучению восприятия форм и пространства.
Классические эти опыты дали начало большой серии различных исследований и значительно углубили понимание того, что значит "Смотреть на мир".
На глазном яблоке испытуемого ярбус маленькое зеркальце укрепил. Отраженный от него световой зайчик стал писать на фотобумаге узор - след движения глаз.
Человек разглядывал картину или рисунок, а узор засвидетельствовал, что "Смотреть" вовсе не означает "обводить зрачками контуры предметов" (увы, даже сейчас в фундаментальных книгах, написанных неспециалистами в области зрительного восприятия, приходился читать, будто "глазное яблоко движется в соответствии с контуром".
Нет, глаза совершают странные скачки, поначалу кажущиеся совершенно хаотическими! Но по мере того как записи отдельных движений наслаиваются друг на друга, выплывают прелюбопытные закономерности.
Первая из них та, что максимумы внимания приходятся на смысловые центры изображения. В частности, человек или животное всегда будет таким центром, даже если картина изображает природу или технику.
Лица людей значат для зрителя больше, чем фигуры, а фигуры - больше, чем детали обстановки. Рассматривая портрет, мы останавливаем взор главным образом на глазах, губах, носе. Эти же элементы - глаза, нос, пасть - наиболее интересны наблюдателю и тогда, когда перед ним морда животного.
Такая "Иерархия Ценностей", в общем, понятна. Глаза - "Зеркало Души", движение губ или подергивание щеки говорят о настроении более чем красноречиво. Подмеченные еще в незапамятные времена "Бегающие Глаза" субъекта с нечистой совестью не случайны: он концентрирует свое внимание не только на лице собеседника, всегда интересном для занятого разговором человека, но и на руках (вдруг их движение что-то выдаст), карманах (нет ли там оружия), лицах окружающих (не ждать ли подвоха с их стороны) - и нам сразу бросается в глаза странность, необычность такого "зрительного общения".
Да, движения глаз отражают работу мысли. Этому найдены убедительные доказательства.
В одном из опытов ярбус предлагал испытуемым рассматривать картину Репина "Не Ждали" с разных "установок", то есть стараясь решить ту или иную логическую задачу. И что же? Когда было необходимо оценить материальное положение семьи, особое внимание взора привлекало убранство комнаты, которое при "Свободном" рассматривании практически не замечалось. Пытаясь вычислить возраст персонажей, зритель направлял зрачки исключительно на лица. Быстрые перелеты от лиц детей к лицу матери и далее к лицу вошедшего (и немедля обратно, и снова назад по тому же пути) - таково решение задачи "сколько времени отсутствовал тот, кого не ждали? Беспорядочно блуждающий взгляд - попытка запомнить расположение людей и предметов в комнате.
Картина "Не Ждали" - произведение широко известное. Тем интереснее, что разные люди по-разному ее рассматривают. Узоры линий отмечают: хотя элементы изображенного привлекают внимание разных людей, вообще говоря, одинаково и в явной связи с "Установкой", - но каков путь обхода элементов взором, это индивидуально для каждого человека.
Мир каждый в облике ином видит.
И каждый прав - так много смысла в нем, - сказал за двести лет до опытов ярбуса Гёте.