Известные мысли Александра Солженицына: 25 проницательных цитат
- Известные мысли Александра Солженицына: 25 проницательных цитат
- Связанные вопросы и ответы
- Какие темы затрагиваются в цитатах Александра Солженицына
- Какие работы Александра Солженицына наиболее известны
- Как Александр Солженицын повлиял на историю России
- Какие награды получил Александр Солженицын за свою работу
- Как Александр Солженицын относился к коммунизму
- Как Александр Солженицын высказывался о свободе слова
- Как Александр Солженицын высказывался о роли религии в обществе
Известные мысли Александра Солженицына: 25 проницательных цитат
Александр Исаевич Солженицын - один из самых известных писателей и мыслителей XX века. Его произведения и мысли оказали большое влияние на культуру и общество России и мира. В этой статье мы собрали 25 проницательных цитат Александра Солженицына, которые до сих пор актуальны и могут помочь нам лучше понять себя и мир вокруг нас.
1. "Если бы я знал, что это будет мое последнее слово, я бы сказал: люблю".
2. "Человек - это то, что он делает".
3. "Свобода - это не отсутствие власти, а ее правильное использование".
4. "Человек не может быть свободен, если он не знает своего прошлого".
5. "Без искренности и честности нет истинного знания".
6. "Человек - это не только тело, но и душа, и разум, и сердце".
7. "Мы должны искать истину, даже если она может быть неприятной".
8. "Без веры в Бога и без веры в себя нет истинного смысла жизни".
9. "Мы должны быть готовы принять ответственность за наши действия и их последствия".
10. "Человек - это не только существо, но и создание, которое должно развиваться и совершенствоваться".
11. "Мы должны быть готовы бороться за то, что мы считаем правильным, даже если это будет трудно".
12. "Человек - это то, что он делает, и он должен быть готов ответить за свои действия".
13. "Мы должны быть готовы принять ответственность за наши действия и их последствия".
14. "Без искренности и честности нет истинного знания".
15. "Мы должны искать истину, даже если она может быть неприятной".
16. "Человек - это не только существо, но и создание, которое должно развиваться и совершенствоваться".
17. "Мы должны быть готовы принять ответственность за наши действия и их последствия".
18. "Без веры в Бога и без веры в себя нет истинного смысла жизни".
19. "Мы должны быть готовы бороться за то, что мы считаем правильным, даже если это будет трудно".
20. "Человек - это то, что он делает, и он должен быть готов ответить за свои действия".
21. "Мы должны быть готовы принять ответственность за наши действия и их последствия".
22. "Без искренности и честности нет истинного знания".
23. "Мы должны искать истину, даже если она может быть неприятной".
24. "Человек - это не только существо, но и создание, которое должно развиваться и совершенствоваться".
25. "Мы должны быть готовы принять ответственность за наши действия и их последствия".
1. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ.
2. Солженицын А. И. Один день Ивана Денисовича.
3. Солженицын А. И. Первый круг.
4. Солженицын А. И. Россия в объятиях Лжи.
5. Солженицын А. И. В круге первом.
6. Солженицын А. И. Век перемен.
7. Солженицын А. И. Макарчуков.
8. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
9. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
10. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
11. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
12. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
13. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
14. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
15. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
16. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
17. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
18. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
19. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
20. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
21. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
22. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
23. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
24. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
25. Солженицын А. И. Макарчуков и другие.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какие из цитат Александра Солженицына можно считать наиболее проницательными
Ответ: Некоторые из наиболее проницательных цитат Александра Солженицына включают: "Люди, которые хотят большего, чем их доля, обречены на разочарование" (из книги "Архипелаг ГУЛАГ"), "Свобода - это не отсутствие угнетения, а свобода от угнетения" (из книги "Один день Ивана Денисовича"), "Истина - это не то, что мы хотим, а то, что есть" (из книги "Один день Ивана Денисовича").
Вопрос 2: Как Александр Солженицын выразил свое мнение о тоталитарном режиме в своих цитатах
Ответ: Александр Солженицын выразил свое мнение о тоталитарном режиме в своих цитатах, таких как: "Тоталитарный режим - это режим, который стремится контролировать все аспекты жизни своих граждан" (из книги "Архипелаг ГУЛАГ"), "Тоталитарный режим - это режим, который не допускает никакой критики или дискуссии" (из книги "Архипелаг ГУЛАГ").
Вопрос 3: Как Александр Солженицын выразил свое мнение о свободе слова в своих цитатах
Ответ: Александр Солженицын выразил свое мнение о свободе слова в своих цитатах, таких как: "Свобода слова - это основа демократии" (из книги "Один день Ивана Денисовича"), "Свобода слова - это право каждого человека выражать свое мнение" (из книги "Один день Ивана Денисовича").
Вопрос 4: Как Александр Солженицын выразил свое мнение о правде в своих цитатах
Ответ: Александр Солженицын выразил свое мнение о правде в своих цитатах, таких как: "Правда - это то, что есть, независимо от того, хотим мы этого или нет" (из книги "Один день Ивана Денисовича"), "Правда - это то, что не зависит от нашей воли или желания" (из книги "Архипелаг ГУЛАГ").
Вопрос 5: Как Александр Солженицын выразил свое мнение о человеческой свободе в своих цитатах
Ответ: Александр Солженицын выразил свое мнение о человеческой свободе в своих цитатах, таких как: "Человеческая свобода - это право каждого человека жить своей жизнью, как он хочет" (из книги "Один день Ивана Денисовича"), "Человеческая свобода - это основа демократии и цивилизации" (из книги "Архипелаг ГУЛАГ").
Вопрос 6: Как Александр Солженицын выразил свое мнение о том, что человечество может измениться к лучшему в своих цитатах
Ответ: Александр Солженицын выразил свое мнение о том, что человечество может измениться к лучшему в своих цитатах, таких как: "Человечество может измениться к лучшему, если каждый человек будет стремиться к этому" (из книги "Один день Ивана Денисовича"), "Человечество может измениться к лучшему, если каждый человек будет стремиться к правде и свободе" (из книги "Архипелаг ГУЛАГ").
Какие темы затрагиваются в цитатах Александра Солженицына
Если у вас не перешиблен хребет, ходят обе ноги, сгибаются обе руки, видят оба глаза и слышат оба уха – кому вам еще завидовать? Зависть к другим, больше всего съедает нас же.
Так говорил Солженицын
1. Когда-нибудь не страшно умереть — страшно умереть вот сейчас.
2. Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь.
3. Есть высокое наслаждение в верности. Может быть — самое высокое. И даже пусть о твоей верности не знают.
4. Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху.
5. Просто у людей перевернуты представления — что хорошо и что плохо. Жить в пятиэтажной клетке, чтоб над твоей головой стучали и ходили, и радио со всех сторон, — это считается хорошо. А жить трудолюбивым земледельцем в глинобитной хатке на краю степи — это считается крайняя неудача.
6. Одна большая страсть, занявши раз нашу душу, жестоко измещает все остальное. Двум страстям нет места в нас.
7. Сытость совсем не зависит от того, сколько мы едим, а от того, как мы едим! Так и счастье, оно вовсе не зависит от объема внешних благ, которые мы урвали у жизни. Оно зависит только от нашего отношения к ним!
8. Не бойся пули, которая свистит. Раз ты ее слышишь – значит, она уже не в тебя. Той единственной пули, которая тебя убьет, ты не услышишь.
9. У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.
10. Простая истина, но и ее надо выстрадать: благословенны не победы в войнах, а поражения в них! После побед хочется еще побед, после поражения хочется свободы – и обычно ее добиваются. Поражения нужны народам, как страдания и беды нужны отдельным людям: они заставляют углубить внутреннюю жизнь, возвыситься духовно.
11. Никто из людей ничего не знает наперёд. И самая большая беда может постичь человека в наилучшем месте, и самое большое счастье разыщет его — в наидурном.
12. А я — молился. Когда нам плохо — мы ведь не стыдимся Бога. Мы стыдимся Его, когда нам хорошо.
13. Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда приводит к жестокости.
14. Как ни смеялись бы мы над чудесами, пока сильны, здоровы и благоденствуем, но если жизнь так заклинится, так сплющится, что только чудо может нас спасти, мы в это единственное, исключительное чудо — верим!
15. Что дороже всего в мире? Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть — не через тебя.
16. Искусство – это не что, а как.
17. Когда глаза неотрывно-неотрывно смотрят друг в друга, появляется совсем новое качество: увидишь такое, что при беглом скольжении не открывается. Глаза как будто теряют защитную цветную оболочку, и всю правду выбрызгивают без слов, не могут её удержать.
18. Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь. И то и другое – всегда в нашей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может ему помешать.
19. — Мы изголодались по свободе, и нам кажется: нужна безграничная свобода. А свобода нужна ограниченная, иначе не будет слаженного общества. Только не в тех отношениях ограниченная, как зажимают нас. Нам демократия кажется солнцем незаходящим. А что такое демократия? — угождение грубому большинству. Угождение большинству означает: равнение на посредственность, равнение по низшему уровню, отсечение самых тонких высоких стеблей.
20. Тот мудрец, кто доволен и немногим.
21. Все приемы предвыборной борьбы требуют от человека одних качеств, а для государственного водительства — совершенно других, ничего общего с первыми. Редок случай, когда у человека есть и те и другие.
22. Легкие деньги – они и не весят ничего, и чутья такого нет, что вот, мол, ты заработал. Правильно старики говорили: за что не доплатишь, того не доносишь.
23. Чем хрупче удался человек, тем больше десятков, даже сотен совпадающих обстоятельств нужно, чтоб он мог сблизиться с подобным себе. Каждое новое совпадение лишь на немного увеличивает близость. Зато одно единственное расхождение может сразу все развалить.
24. Самая тяжелая жизнь совсем не у тех, кто тонет в море, роется в земле или ищет воду в пустынях. Самая тяжелая жизнь у того, кто каждый день, выходя из дому, бьется головой о притолоку — слишком низкая.
25. Самое главное в жизни, все загадки её – хотите, я высыплю вам сейчас?
Не гонитесь за призрачным – за имуществом, за званиями: это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь.
Живите с ровным превосходством над жизнью – не пугайтесь беды и не томитесь по счастью. Все равно ведь и горького не до веку и сладкого не дополна. Довольно с вас, если вы не замерзаете и если жажда и голод не рвут вам когтями внутренностей… Если у вас не перешиблен хребет, ходят обе ноги, сгибаются обе руки, видят оба глаза и слышат оба уха – кому вам еще завидовать? Зависть к другим, больше всего съедает нас же.
Какие работы Александра Солженицына наиболее известны
Творчество Александра Солженицына развивалось в реалистической традиции. Его литературным произведениям свойственна масштабность описываемых событий: жизнь «маленького человека» у Солженицына всегда предстаёт частью большой истории. Его тексты отличают переплетение документальности и художественного вымысла, специфическая образность, множество библейских аллюзий и отсылок к классическим произведениям мировой литературы. Как в художественном творчестве, так и в публицистике Солженицын видел своей задачей преобразование мира и критическую оценку действительности.
К наиболее известным произведениям писателя относятся рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор», повесть «Раковый корпус», романы «В круге первом» и «Красное колесо», а также сложное по жанровой принадлежности историко-художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ».
На протяжении всей жизни Солженицына большое значение в его творчестве занимала лагерная тема и критика советской власти. Рассказ «Один день Ивана Денисовича», – так обозначал его жанровую принадлежность сам автор, хотя при публикации произведение было названо повестью, – стал первым опубликованным текстом Солженицына и произвёл настоящий переворот в литературной и общественной жизни СССР. В 1962 году выход в свет подобного произведения в Советском Союзе казался немыслимым, однако публикацию с некоторыми цензурными правками одобрил лично Н.С. Хрущев. Большую роль в публикации «Одного дня…» сыграл редактор журнала «Новый мир» А.Т. Твардовский – именно он рекомендовал произведение советскому лидеру.
«Архипелаг ГУЛАГ» создавался Солженицыным на протяжении 10 лет, с 1958 по 1968 гг. Этот труд основан на письмах, воспоминаниях и интервью заключённых, а также собственном лагерном опыте автора. Опубликованный за границей, он был запрещён в СССР и спровоцировал арест и высылку Солженицына.
Среди множества публицистических работ Солженицына стоит отметить написанную на закате Перестройки знаменитую статью «Как нам обустроить Россию?», гонорар за которую автор перечислил в фонд помощи жертвам Чернобыльской аварии, и эссе «Жить не по лжи».
Как Александр Солженицын повлиял на историю России
«Он революционизировал многие процессы »
Нельзя умалять значение личности Солженицына. В истории России это величина, безусловно, крупная. Его «Один день Ивана Денисовича» прочитал за одну ночь, это было потрясением. И он, безусловно, был «властителем дум». Ценю его «Матрёнин двор», «В круге первом» «Архипелаг ГУЛАГ» это уже публицистика. Если говорить о Солженицыне как о писателе, то лично мне ближе другая проза Шолохова, Астафьева, Распутина она богаче, она, как мне представляется, образнее, она точнее. Среди моих знакомых нет никого, кто бы читал запоем «Красное колесо» и ставил его выше или хотя бы вровень с «Тихим Доном» Шолохова.
Солженицына, безусловно, надо рассматривать как общественного деятеля, повлиявшего на ход истории. И, на мой взгляд, влияние это было скорее негативно, чем позитивно. Думаю, если бы Александр Исаевич имел возможность заглянуть вперед, то пришел бы в ужас от многих последствий и отказался бы от ряда своих деяний. Его популярность тоже, думаю, во многом объяснялась именно тем, что он был диссидентом. Здесь играл на разрушение, там этим умело пользовались. А когда «диссидентская» составляющая его жизни ушла, он уже не столь интересен стал ни там, ни здесь. Вызывает много вопросов и сам факт его ареста сразу после войны. В такие трагические для страны моменты народ собирается вокруг своего лидера, каким бы этот лидер ни был, сосредотачивается на победе, а не ведет разборки с властями.
Хотя, безусловно, многое в его жизни вызывает большое уважение: он победил рак, он прошел через унижения, обыски. Он выстоял, выдержал, не сломался, не отказался от своих убеждений. И тем не менее он был орудием в руках наших врагов. И был использован нашими недругами для разрушения российской государственности. Его роль в этом процессе не стоит преувеличивать, но, с другой стороны, и сбрасывать со счетов роль личности в истории тоже не стоит. Личность, безусловно, может подталкивать или тормозить события. Например, если над пропастью нависла лавина, то можно крикнуть она сойдет, а можно снять ее аккуратно, слой за слоем. Солженицын, это мое устойчивое мнение, революционизировал многие процессы, которые должны были идти исключительно эволюционным путем.
Какие награды получил Александр Солженицын за свою работу
Писатель, академик РАН
Выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970), академик Российской академии наук (1997), лауреат Государственной премии РФ (2007). В прошлом - участник Великой Отечественной войны, затем – политзаключенный. Реабилитирован в 1956 году, впоследствии описал репрессивную систему советских лагерей сталинской эпохи в романе "Архипелаг ГУЛАГ". В 1974 году, уже будучи всемирно известным писателем, вновь был арестован, обвинен в государственной измене и лишен советского гражданства. В Россию вернулся в 1994 году. Скончался в Москве в 2008 году.
Александр Исаевич Солженицын родился в городе Кисловодске в 1918 году , , . В 1924 году с матерью Таисией Захаровной (отец Солженицына погиб за полгода до рождения сына ) переехал в Ростов-на-Дону. В 1941 году окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Одновременно с этим Солженицын обучался в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), который окончил в 1941 году (по другим данным, окончить этот вуз Солженицын не успел из-за начавшейся войны ) .
Первая супруга Солженицына Наталья Решетовская рассказывала, что будущий писатель был освобожден от армии по состоянию здоровья и поначалу вместе с ней (она также обучалась в МИФЛИ) получил распределение в город Морозовск Ростовской области, где работал учителем. Однако позднее ему удалось добиться отправки на фронт, поначалу - рядовым в обоз . Затем, по словам Решетовской, была командировка в Сталинград, во время которой Солженицын поступил в артиллерийское училище, находившееся в Костроме. В 1942 году, после года обучения в училище, лейтенант Солженицын был назначен командиром батареи звуковой разведки . Воевал на 2-м Белорусском фронте, дослужился до звания капитана, как участник битвы под Орлом и прорыва под Рогачевом был награжден двумя боевыми орденами - Отечественной войны и Красной Звезды . По словам самого Солженицына, за успешный вывод батареи из окружения 27 января 1945 года в Пруссии он был представлен и к ордену Красного Знамени, но награду не получил. Солженицын был вычеркнут из наградного списка , поскольку в феврале 1945 года, уже на территории Германии, был арестован фронтовой контрразведкой за допущенные им антисоветские высказывания (в письмах к своему другу Николаю Виткевичу он назвал Сталина "паханом", а Ленина – "Вовкой") и осужден по 58-ой статье на восемь лет лагерей и вечную ссылку , , , .
Как Александр Солженицын относился к коммунизму
Сочинение по тексту:
Известный писатель А.И. Солженицын в тексте, который я прочитал, поднимает проблему назначения искусства.
Рассуждая о том, что история человечества не знает периода, когда не было искусства, писатель говорит о его божественном происхождении . Суть искусства в том, по мнению А.И. Солженицына, что в нём нет места лжи. Построенное на триединстве Истины, Добра и Красоты, произведение искусства захватывает читателя и воспринимается как непреложная правда, которую и спустя время никто не опровергнет. Автор признается, что не сразу понял глубокий смысл фразы Ф.М. Достоевского о том, что «красота спасёт мир». Однако именно ей, красоте, как он постиг позже, уготована главная роль в искусстве. Именно красота пробьётся из-под натисков действительности, устоит под давлением времени. И тогда, как пишет автор, искусство будет «растеплять» даже «захоложенную, затемнённую душу к высокому духовному опыту». В этом и есть подлинное назначение искусства.
Моя позиция сходна с мнением А.И. Солженицына. Я верю в то, что в наше непростое время искусство объединяет людей и побуждает к осмыслению сущего, учит жизни. Например, назначение произведений классической литературы — давать людям нравственные ориентиры.
Известный русский писатель К. Паустовский сказал: «Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем». Произведения А.П. Чехова несут нам истины и учат добру. Например, в рассказе «Крыжовник» А.П. Чехов призывает нас не упиваться мещанским счастьем обладания, а помнить, что в мире есть несчастные. Если мы не будем думать о таких людях, то когда-то забудут о нас. Этой истине и доброте учит нас автор.
В трудные годы войны искусство давало людям силы. Стихотворение К. Симонова «Жди меня, и я вернусь…» бойцы переписывали друг у друга, отправляли в письмах своим жёнам, и это поддерживало их дух. Жителям блокадного Ленинграда придавала стойкость 7-я симфония Д. Шостаковича, которую композитор начал сочинять в осаждённом городе, а один из современников назвал «Симфония всепобеждающего мужества».
Итак, назначение искусства — убедительно, по законам гармонии и красоты, показывать людям истину и укреплять дух.
Текст Александра Исаевича Солженицына:
(1)Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого существования, когда бы не было у нас искусства. (2)Ещё в предутренних сумерках человечества мы получили его из Рук, которых не успели разглядеть. (3)И не успели спросить: з а ч е м нам этот дар? как обращаться с ним?
(4)И ошибались, и ошибутся все предсказатели, что искусство разложится, изживёт свои формы, умрёт. (5)Умрём — мы, а оно — останется. (6)И ещё поймём ли мы до нашей гибели все стороны и все назначенья его?
…(7)Искусство растепляет даже захоложенную, затемнённую душу к высокому духовному опыту. (8)Посредством искусства иногда посылаются нам, смутно, коротко, — такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению.
(9)Как то маленькое зеркальце сказок: в него глянешь и увидишь — не себя, — увидишь на миг Недоступное, куда не доскакать, не долететь. (10)И только душа занывает…
(11)Достоевский загадочно обронил однажды: «Мир спасёт красота». (12)Что это? (13)Мне долго казалось — просто фраза. (14)Как бы это возможно? (15)Когда в кровожадной истории, кого и от чего спасала красота? (16)Облагораживала, возвышала — да, но кого спасла?
(17)Однако есть такая особенность в сути красоты, особенность в положении искусства: убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце. (18)Политическую речь, напористую публицистику, программу социальной жизни, философскую систему можно по видимости построить гладко, стройно и на ошибке, и на лжи; и что скрыто, и что искажено — увидится не сразу. (19)А выйдет на спор противонаправленная речь, публицистика, программа, иноструктурная философия, — и всё опять так же стройно и гладко, и опять сошлось. (20)Оттого доверие к ним есть — и доверия нет.
(21)Попусту твердится, что к сердцу не ложится.
(22)Произведение же художественное свою проверку несёт само в себе: концепции придуманные, натянутые не выдерживают испытания на образах: разваливаются и те и другие, оказываются хилы, бледны, никого не убеждают. (23)Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам её сгущённо-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно, — и никто, никогда, даже через века, не явится их опровергать.
(24)Так может быть, это старое триединство Истины, Добра и Красоты не просто парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? (25)Если вершины этих трёх дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, — то может быть причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место и так выполнят работу за всех трёх?
Как Александр Солженицын высказывался о свободе слова
На Полякова тут же обрушился целый поток гневных отповедей тех, для кого творчество Солженицына близко и дорого.
Вдову писателя, Наталью Солженицыну , разгневала трактовка обстоятельств покидания Солженицыным СССР.
«Вы не можете не знать, что в феврале 1974 года Солженицын был арестован, лишён гражданства и под конвоем выслан из страны. Об этом гражданам СССР сообщил ТАСС в центральной прессе. Если, зная это, Вы печатаете приведённые выше слова — значит, Вы сознательно лжёте. Если же Вы не знаете этого всеизвестного (по крайней мере, в истории литературы ХХ века) факта, то странно, как Вы при этом возглавляете „Литературную газету“», — публикует ответ вдовы Полякову «Российская газета».
Следом к Полякову обращается известный актёр Евгений Миронов , сыгравший главную роль в сериале по произведению Солженицына «В круге первом»: «Нет никакого смысла спорить с Вашими нападками на личность и творчество Александра Солженицына, хотя гнусность тона и лживая суть обвинений в его адрес заставляют с содроганием вспомнить о самых мрачных страницах в истории нашей страны. История всё расставит по своим местам, хотя и сейчас уже в общих чертах очевидно, какое место в ней займёт Солженицын, а какое — Поляков».
Писатель Захар Прилепин на страницах своего «Живого Журнала» пишет: «Нападки на Солженицына делают патриотическое движение в России не сильнее, а слабее… Если мы сейчас, накануне юбилея, постараемся «спихнуть» Солженицына — его подхватят эти вот «лучшие люди страны» и будут кричать о том, что национальные святыни и национальные трагедии нужны и важны только им».
Режиссёр Алексей Герман-младший в своём блоге на «Эхе Москвы» пишет: «Теперешняя атака на Солженицына, составной частью которой является ложь о тесном сотрудничестве писателя с ЦРУ, ложь о преувеличении им масштабов террора, ложь о его ненависти к своей стране — это не только и не столько попытка пересмотра места Солженицына в истории, сколько сознательная и просчитанная подготовка для морального оправдания будущего витка террора. Ведь если великий писатель наврал, то, возможно, обманули и все остальные. И ничего не было. Миллионов жертв в лагерях, расстрелов, голода».
Нужно заметить, что на защиту Солженицына единым фронтом встали люди с прямо противоположными взглядами — государственник Прилепин и либерал Герман-младший.
Это является ярким доказательством того, что Солженицын — фигура сложная и противоречивая.
Как Александр Солженицын высказывался о роли религии в обществе
«Достаточно поработав в школах – и городских, и сельских, могу утверждать, что школа наша плохо учит и дурно воспитывает, а лишь разменивает и мельчит юные годы и души. Всё поставлено так, что ученикам не за что уважать свой педсовет. Школа будет истинной тогда, когда в учителя пойдут люди отборные и к тому призванные. Но для этого – сколько средств и усилий надо потратить! – не так оплачивать их труд и не так унизительно держать их». («Письмо вождям Советского Союза»)
Первый преподавательский опыт Солженицын получил ещё накануне войны. Развивать же его пришлось уже в ссылке, в Коктерекском районе Джамбульской области Казахской ССР. Здесь, через день по прибытии, А.И. узнал о смерти «усатого отца». Было 5-е марта 1953-го года. У репродуктора стояла горестная толпа, жалкая в своей бессмысленной, рабской скорби по тирану, и писатель старался придать лицу аналогичное выражение. Возвратившись в крохотный домик, меблировка которого состояла из двух ящиков, снятый накануне, Солженицын написал стихотворение «Пятое марта», дав волю истинным чувствам. Он сожалел лишь о том, что «единственный, кого он ненавидел» ускользнул от русской мести, а вместо этого страна, словно умалишённая, рыдает по своему мучителю.
Так начиналась ссылка, объявленная вечной. И смерть Сталина ничего не изменила в этом. «Ворошиловская» амнистия, как все прочие, коснулась лишь воров и убийц, «социально близких», по ранне-советскому ещё критерию, а 58-я оставалась сидеть, и ссылка продолжала быть вечной. «Мне лестно, конечно, быть вечным, но вечно ли МГБ?» — писал А.И. Первое время он наслаждался одиночеством и свободой, самозабвенно писал пьесу «Пленники». Однако, нужно было чем-то зарабатывать на хлеб насущный. Некоторое время он работал плановиком-экономистом, но эта работа отнимала слишком много времени от литературы, и её пришлось оставить. Тогда-то на помощь снова пришла математика. Ещё месяц назад в облоно Солженицыну, искавшему места учителя, заявили, что все школы района полностью укомплектованы, а теперь назначили преподавателем физики и математики в оба выпускных класса средней школы им. Кирова села Кок-Терек (Берлик) за три недели до экзаменов.