Аналитическая психология и политика.
Сопротивление тоталитаризму возможно лишь со стороны зрелой, развитой личности, способной управлять своими бессознательными силами. Там, где нет индивидуальной ответственности, индивиды и группы становятся слепыми орудиями государства. Поскольку архетипы не способны различать добро и зло, они действуют подобно любой природной силе, иногда - созидательно, иногда - деструктивно.
Согласно юнгу, психика, в принципе, стремится к гомеостазу, путем конверсии любого крайнего элемента в свою противоположность. Лишь в том случае, если в душе - страх и неуверенность, то возникает потребность в обеспечении внешнего порядка. Где разрушено внутреннее чувство идентичности - там стремятся идентифицировать себя с группой. Где нет личной веры и устремленности к богу, люди участвуют в массовых шествиях и политических демонстрациях.
Духовная неудовлетворенность и душевная неустроенность побуждают к поискам внешнего комфорта и телесных удовольствий. Подавление агрессивных импульсов у отдельного индивида компенсируется ростом массовой распущенности и преступлений. Индивид и общество связаны в неразрывный узел. Любой внутренний недостаток или избыток дают о себе знать в виде внешних компенсаторных симптомов. Однако юнг считает, что любая компенсация - лишь отсрочка "Операции" или внутреннего решения. Человеку надо рано или поздно повернуться лицом к собственному бессознательному. Лишь тогда он поймет разницу между проблемами, поддающимися внешнему, социальному регулированию и теми, которые можно решить только путем внутренних усилий.
Причины социальной несправедливости, деструктивных массовых движений юнг видит в том, что иррациональные душевные импульсы, вместо того, чтобы быть выраженными в личной, поддающейся сознательному контролю, форме, распространяются подобно психической заразе и приводят к массовому психозу. И хотя современный человек больше не чувствует себя рабом природных стихий, он по-прежнему находится во власти собственного бессознательного. Достаточно чуть заметного нарушения равновесия в головах политических лидеров, чтобы мир превратился в радиоактивный хаос.
Юнг учит не поддаваться чувствам, вызванным "Проекциями" наших внутренних конфликтов на внешние объекты. Он говорит, что психология войны и шовинизма обусловлена бессознательной проекцией дурных, злонамеренных качеств на "Образ Врага", в качестве которого могут выступать коммунисты, фашисты, империалисты, исламские фундаменталисты, евреи, негры.
Юнг замечает, что проекции в политике вызывают контрпроекции, подобно тому, как "Перенос" при общении с психоаналитиком вызывает "контрперенос". Зачастую объект проекции, например, какая-то социальная или этническая группа, находящаяся в меньшинстве, сама "Приманивает" проекцию на себя и "работает" на проецирующего. Между двумя группами или лицами устанавливается таинственная любовь - ненависть, они нуждаются друг в друге, даже если постоянно оскорбляют и разрушают друг друга. Проекции образуют "Живой Мост", по которому чувства свободно перетекают от одного субъекта к другому, чем достигается не всегда психологически комфортная, но социально - необходимая интеграция. Примером могут служить взаимоотношения между подрастающими детьми и родителями, народом и политической элитой, богатыми и бедными. Само существование друга - врага, на которого можно свалить все несчастья и которого невозможно устранить - уже есть огромное облегчение для нашей психики.
Либеральная западная цивилизация, согласно юнгу, идет по пути саморазрушения отчасти потому, что не имеет сегодня достойного "Альтер - эго" в виде враждебной цивилизации. Пока люди не осознают своей личной и коллективной "Тени", им нужны враги. Правовое равенство наций и культурная интеграция еще недостаточные гарантии против социальных конфликтов, вызванных проекциями коллективной тени. Это особенно очевидно в эпоху глобализации культуры. Коллективную тень человечества невозможно спроецировать на какую-то отдельную страну или нацию. Эта тень, не имея отводных каналов для агрессии, становится все более угрожающей и ставит перед выбором - или смерть или совместная эволюция всех групп, составляющих человечество.