Возникновение и развитие гуманистической психологии. Гуманистическая психология. Личность
Возникновение и развитие гуманистической психологии. Гуманистическая психология. Личность
Стремление понять своеобразие природы человека, его отличие от животных, стертое бихевиоризмом, и вместе с тем противостоять фрейдовскому учению, основанному на "низменных" страстях человека, породило гуманистическую психологию.
Гуманистическая психология, явившись антитезой традиционным взглядам и школам, имела огромное значение для дальнейшего развития психологической науки. Этому способствовали следующие разработанные гуманистами взгляды и идеи.
- 1. Создание новых и успешно работающих методов психотерапии для людей со здоровой психикой, но имеющих проблемы с адаптацией и страдающих от отчуждения и одиночества в окружающем их мире людей. Эти методы были адекватны эпохе рыночной экономики, соотносились с практикой и реальностью. Одним из таких методов работы стала "клиентцентрированная терапия" К. Роджерса.
- 2. Единство теории и практики психотерапии, способствующее формированию основы для теоретических построений.
- 3. Создание новых методов исследования, таких, например, как наблюдение и интерпретация всей полноты внутреннего мира человека (а не только его ассоциаций, инстинктов и т.п.), биографический метод, существенно расширяющих и обогащающих методологический аппарат психологии.
- 4. Создание основы для развития методов групповой психотерапии для психически здоровых людей.
- 5 . Создание основы для возникновения психологического консультирования — направления в психологии, ориентированного на решение проблем здорового человека в более короткие, чем в психотерапии, сроки.
- 6. Расширение предмета изучения, методологии, способов познания в психологии и, как следствие, оказание влияния на формирование па основе эклектичности действительно объективного взгляда на понимание природы человека, позволяющее с разных сторон взглянуть и изучить это величайшее явление природы.
Гуманистическая психология маслоу. Гуманистическая психология А. Маслоу
Абрахам Маслоу (1908-1970) — американский психолог, 10 лет возглавлял кафедру психологии в университете Брандеис, профессор. Гуманистическая психология А. Маслоу — является «психологии третьей силы», как отзывался о ней сам автор.
Маслоу рассматривал концепцию человека как единое, уникальное, организованное целое. Природа человека хороша или, по крайней мере, нейтральна. Разрушительные силы в человеке являются результатом фрустрации или неудовлетворения основных потребностей, а не обусловлены влиянием врожденных пороков человечества. Природой в человеке заложены потенциальные возможности для позитивного развития и самосовершенствования. Наиболее отличительной и универсальной характеристикой людей является творчество. Творчество проявляется в разных формах. Врожденная способность человека к творчеству может утратиться в результате «окультуривания» или подчинения человека нормам, господствующим в обществе.
Маслоу считал, что мы не сможем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье .
Самосовершенствование является основной темой жизни человека, а изучение самоактуализирующихся здоровых людей позволит создать универсальную психологическую науку.
Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения. Потребности человека носят врожденный характер и организованы в иерархическую систему.
В основании этой иерархической пирамиды — физиологические потребности (5); выше — потребности безопасности и защиты (4); еще выше — потребности принадлежности и любви (3); далее — потребности самоуважения (2); а завершают пирамиду потребности самоактуализации или личного самоусовершенствования (1).
Удовлетворение потребностей, расположенных на самом низком уровне (т.е. физиологических), делает возможным осознание потребностей вышележащего уровня. Чем выше человек поднимается в этой иерархии потребностей, тем большую индивидуальность , человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует.
Маслоу признавал возможность реализации более высших потребностей при неудовлетворении более низших (творческие люди, герои и т.д.). Степени удовлетворения потребностей различаются: физиологические — удовлетворяются на 85 %, безопасности и защиты — на 70 %, любви и принадлежности — на 50 %, самоуважения — 40 %, самоактуализации — 10 %.
Наиболее полно воплощают человеческую сущность самоактуализирующиеся личности (1 % человечества). Самоактуализирующихся мало, потому что люди не осознают своего творческого потенциала или бояться его (комплекс Ионы — страх успеха).
Позднее Маслоу выделяет две глобальные категории мотивов человека: дефицитарные (мотивы нужды) и роста (мотивы развития или метапотребности).
Метапотребности направлены на реализацию нашего потенциала, который проявляется в достижении: целостности, совершенства, активности, доброты, красоты, уникальности и др. Неудовлетворение метапотребностей приводит к метапатологии, которая проявляется в отчуждении, депрессии, цинизме и др.
Этим двум глобальным мотивам человека соответствуют два образа жизни.
Первый — это Д (дефицитарная) жизнь или образ жизни, ориентированный на удовлетворение нужды (дефицита) и выполнение требований общества. Второй — это Б (бытийная) жизнь или образ жизни, направленный на полную реализацию своих возможностей.
Вершинными переживаниями образа являются великий экстаз, благоговение, восторг.
Основные характеристики самоактуализирующейся личности по Маслоу:
• более адекватное восприятие реальности;
• принятие себя, других и природы;
• непосредственность, простота и естественность;
• центрированность на проблеме (т.е. поглощенность деятельностью);
• независимость, которая проявляется, в том числе, в потребности в уединении;
• автономия, т.е. относительная независимость от культуры и окружения;
• свежесть восприятия окружающих явлений;
• вершинные или мистические переживания;
• общественный интерес, проявляющийся, в том числе, в стремлении помочь другим людям;
• глубокие межличностные отношения ;
• демократический характер;
• разграничение целей и средств их достижения, которое основано на сложившейся иерархии ценностей;
• философское чувство юмора;
• креативность ;
• сопротивление окультуриванию (т.е. определенной устойчивостью к давлению социальных норм).
Самоактуализирующаяся личность, по Маслоу, — это образец психического здоровья, хотя она и не лишена недостатков. Маслоу мечтал о создании острова Эупсихия, на который можно было бы поселить 1000 здоровых самоактуализирующихся семей.
Гуманистическая психология плюсы и минусы. Общая характеристика гуманистической психологии
Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны «образа Я» и строить взаимоотношения с окружающими.
Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни.
Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления. Ученые, развивавшие этот подход, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, так же как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение человека.
Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии .
Это направление, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Одним из его основателей является Г. Олпорт , который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и развитию того, что внес ли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые. «Теперь мы можем сослужить такую же службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера», - писал он.
Развитию гуманистической психологии способствовала обста новка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Если Первая мировая война продемонстрировала бессознательную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая война, не опровергнув наличия этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики.
Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.
Эти факты, так же как и данные, полученные психологией личности в 30-50-е годы, показали ограниченность подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации.
Нужны были новые подходы, интерпретирующие возможности людей преодолеть давление ситуации, «встать над полем», как говорил Левин, их желание творческой реализации своих способностей.
Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно-научной детерминации, игнорируя философские постулаты .
Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.
Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей (см. табл.).
Основные теории гуманистической психологии
Ученый | Движущие силы развития и структура личности | Основные достижения |
Г.Олпорт | Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен | Открытость системы человек - общество, опросники |
А.Маслоу | Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей | Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения |
К.Роджерс | «Я-концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка | Конгруэнтность, личностно- ориентированная терапия |
Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить | человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, хотя и подчеркивали неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности внешнего мира к личности, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских интересов психоанализа.
Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили с необходимостью к появлению нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформулировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом, А. Маслоу, К.Рождерсом.