Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Какой смысл поговорки. Поговорка

25.02.2020 в 05:22

Какой смысл поговорки. Поговорка

Поговорка может не просто описывать какие-либо стороны жизни, но и содержать народную мудрость (в теcноте, да не в обиде) , которая в поговорке выражена менее явно чем в пословице . Это общее свойство делает некоторые поговорки трудно отличимыми от пословиц, поэтому их относят к единой пословично-поговорочной группе языковых афоризмов . Русский народ определяет степень их родства по-своему: Поговорка — цветочек, пословица — ягодка .

Поговорка — один из малых жанров фольклора . Часто имеет юмористический характер. Из простейших поэтических произведений, каковы басня и пословица , могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь элементы, в которых сгущают их содержание; это — не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (например, «свинья под дубом», «собака на сене», «выносить сор из избы»).

Определение В. И. Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы»вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространённый вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (например, «лыка не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одёжи две рогожи, да куль праздничный»).

Примеры:

    Некоторые пословицы и поговорки могут иметь схожее звучание, но разный смысл. Так например наравне с общеизвестной пословицей, отражающей народную мудрость , «Доверь козлу капусту караулить — всё съест» существует и поговорка «доверил козлу капусту караулить», намекающая на пословицу, но применяющая её к конкретной ситуации.

      М.: Высшая школа, 1986. — С. 5. — 399 с. М.: Учпедгиз, 1957. — С. 15. СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
      СПб., 1890—1907. М.: Русский язык, 1988. — 272 с. М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 231 с.

    Связанные вопросы и ответы:

    1. Какой смысл поговорки "В тихом омуте черти водятся"

    Ответ: Данная поговорка означает, что даже в спокойном и безобидном месте могут скрываться опасности или неприятности. Внешний вид может быть обманчивым, поэтому нужно быть бдительным и осторожным даже в самых мирных обстоятельствах. Это напоминание о том, что нельзя доверять на первый взгляд и всегда стоит быть готовым к непредвиденным ситуациям.

    2. Какой смысл поговорки "В чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем"

    Ответ: Эта поговорка говорит о том, что мы легко замечаем недостатки у других людей, но не замечаем своих собственных. Часто мы критикуем окружающих, не задумываясь о собственных ошибках и недочетах. Это напоминание о необходимости самокритики и осознания своих недостатков перед тем, как обратить внимание на чужие.

    3. Какой смысл поговорки "В теремок не влезешь — береги мордочку"

    Ответ: Эта поговорка означает, что не стоит вмешиваться в те дела или области, куда тебя не просят или где ты не разбираешься. Важно уважать границы других людей и не нарушать их личное пространство. Защита своей "мордочки" в данном случае означает сохранение своей репутации и целостности.

    4. Какой смысл поговорки "Ложка дегтя в бочке меда"

    Ответ: Данная поговорка говорит о том, что даже небольшое количество негатива или проблемы может испортить весь позитивный опыт или событие. Маленькая ложка дегтя в бочке меда может испортить весь мед и сделать его непригодным к употреблению. Это напоминание о важности сохранения позитивной атмосферы и избегания негатива.

    5. Какой смысл поговорки "Семь раз отмерь, один раз отрежь"

    Ответ: Эта поговорка говорит о том, что нужно хорошо обдумать свои действия и принимать решения осознанно, чтобы избежать последующих проблем или разочарований. Семь раз отмерить означает взвешивать все за и против, рассматривать ситуацию с разных сторон, а один раз отрезать — принять окончательное решение и действовать. Это напоминание о важности самоконтроля и здравого смысла в принятии решений.

    6. Какой смысл поговорки "Тише едешь — дальше будешь"

    Ответ: Эта поговорка говорит о том, что иногда медленное, но стабильное движение вперед приносит больше результатов, чем спешка и необдуманные действия. Медленный, но устойчивый темп позволяет избежать ошибок и дает возможность дойти до цели без потерь. Это напоминание о важности постоянства и терпения в достижении поставленных целей.

    7. Какой смысл поговорки "Не все то золото, что блестит"

    Ответ: Данная поговорка означает, что не всегда внешний блеск или первое впечатление соответствует действительности или качеству. Важно не забывать о внутреннем содержании, истинной ценности и качестве вещей или явлений, не оглядываясь на оболочку. Это напоминание о необходимости различать важное от неважного, а ложное от истинного.

    8. Какой смысл поговорки "У страха глаза велики"

    Ответ: Эта поговорка говорит о том, что в ужасной или страшной ситуации люди могут преувеличивать масштабы опасности и видеть ее гораздо страшнее, чем она на самом деле есть. Страх может искажать реальность и делать проблему непомерно огромной. Это напоминание о важности сохранения спокойствия и рассудительности в сложных ситуациях.

    Значение поговорок для школьников. Пословицы и поговорки для школьников

    Пословицы и поговорки для детей и взрослых. Мудрые мысли про аккуратность, беседу, беспечность, про человеческие качества (положительные и отрицательные).

    Пословицы и поговорки про аккуратность

    • Где аккуратность, там и опрятность.

    • Кто аккуратен, тот и людям приятен.

    Пословицы и поговорки про беседу

    • Беседа найдёт соседа.

    • В умной беседе ума набраться, а в глупой свой растерять.

    • Сядем рядком да поговорим ладком.

    • Поменьше говори, побольше слушай.

    • Слушай ухом, а не брюхом.

    • Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

    Пословицы и поговорки про беспечность

    • Беспечному сон сладок.

    • Зачем беспокоиться — над нами потолок ещё не валится.

    • И в ус не дует, и ухом не ведёт.

    • Ему и беда — что с гуся вода.

    • Весёлая голова живёт спустя рукава.

    Пословицы и поговорки про бесполезное

    • Переливать из пустого в порожнее.

    • Толочь воду в ступе.

    • Как ни дуйся лягушка, а до вола далеко.

    Пословицы и поговорки про бестолковость

    • Человек он умный, да толку в нём нет.

    • Сидит да глазами хлопает.

    • Ему про Ерёму, а он про Фому.

    • С ним каши не сваришь.

    • В лесу дров не нашёл.

    • Бестолкового учить — только себя трудить.

    • И готово, да бестолково.

    Пословицы и поговорки про бесхарактерность

    • Не человек, а мокрая курица.

    • Он и во сне не убьёт комара.

    • Из него хоть верёвки вей.

    • Он — что мешок: что положат, то и несёт.

    • Кто сам как пареная репа, тот другим поддаётся слепо.

    Пословицы и поговорки про веру

    • Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

    • Верь не силе, а правде.

    • Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

    • Чего не видишь, про то и не веришь.

    • Верю кошке и ежу, а тебе погожу.

    Пословицы и поговорки про веселье

    • Хоть голый, да весёлый.

    • Весёлому и одному не скучно.

    • Кто умеет веселиться, тот и горя не боится.

    Значение пословиц для школьников. Просмотр содержимого документа «Пословицы и поговорки в начальной школе.»

    Пословицы и поговорки в начальной школе

    Пословицу сказал — дорогу указал.

    По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успевае­мость учеников неоспоримо. Именно речь — сред­ство получения и выражения знаний — рано вклю­чается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом пе­рестраивают чувственное восприятие мира, прида­ют ему осмысленный, подлинно человеческий ха­рактер.

    В дошкольные годы большинство детей зачастую слышат разговорно-бытовую речь. Весь же процесс школьного обучения строится на литературном язы­ке, но многие дети, придя в школу, не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов, так как мы, взрослые, все реже и реже используем их в своей речи. Тем самым у детей не развивается образное мышление, не в полной мере обогащается словарный запас, им сложно понимать речь, неподкрепленную конкретной ситуацией. Поэтому так важно в до­школьном и младшем школьном возрасте дать детям возможность слышать не только разговорно-бытовую речь, но и литературный язык.

    Пословицы — бесценное наследие нашего народа.

    Отметим примерный этап работы с пословицами:

    1. внимательно прочитайте с детьми пословицу;

    2. выясните лексическое значение непонятных и уста­ревших слов и подберите сло­во, используемое в настоящее время;

    3. выясните смысл посло­вицы в целом: о чем она и чему учит;

    4. определите, к какой те­матической группе ее можно отнести (пословица о труде, дружбе, ученье, здоровье, ка­чествах человека и т.д.);

    5. предложите детям поду­мать, в какой житейской си­туации можно ее употребить.

    Ниже приведены игровые задания, в содержании кото­рых используются русские народные пословицы, пред­назначенные детям младшего школьного возраста для ис­правления речевых наруше­ний и формирования школь­но-значимых функций.

     

    Половинки

    (задание на развитие словесно-логическо­го мышления и установление причинно-следственных свя­зей разной сложности).

    Дети, прочитав первую часть пословицы, должны по­добрать к ней вторую.

    Игру можно усложнить, про­читав конец пословицы, пред­ложив детям найти ее начало.

    Любишь кататься,

    Делано наспех,

    Что посеешь

    За двумя зайцами погонишься,

    Доброе слово

    У плохой пряхи

    Волков бояться —

    Век живи,

    Как аукнется,

    Чем дальше в лес,

    Делу время,

    Не в свои сани

    Поспешишь —

    Семь раз отмерь,

    В гостях хорошо,

    то и пожнешь.

    и кошке приятно.

    в лес не ходить.

    нет для себя рубахи.

    ни одного не поймаешь.

    люби и саночки возить.

    сделано на смех.

    а дома лучше.

    тем больше дров.

    век учись.

    так и откликнется.

    потехе час.

    не садись.

    людей насмешишь.

    один раз отрежь.

    Пропущенные слова

    (зада­ние на умственное и речевое развитие).

    В задании нужно догадать­ся, как правильно в содержа­нии пословиц расставить сло­ва большой — маленький, что­бы они имели поучительный смысл и верно согласовыва­лись с существительными.

    1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

    2. _________________________ дело луч­ше _______________________ безделья.

    3. Даже самое __________________ де­рево выросло из ____________________ семени.

    4. В _________________ лод­ку _______________________ груз не кладут.

    5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.

     

    Слова с противоположным смыслом

    (задание на расши­рение и обогащение словаря, работа над словами-антонима­ми).

    В этом задании нужно най­ти слова с противоположным смыслом сначала в послови­цах, распечатанных на карточ­ках, затем выполнять это за­дание на слух. Пословицы можно разделить на несколь­ко групп, в зависимости от того, какой частью речи яв­ляются слова-антонимы.

    Имена существительные

    Ученье —  свет , а не уче­нье —  тьма .

    Умный  молчит, когда  дурак  ворчит.

    Умный  себя винит,  глу­пый  — своего товарища.

    Умный  делу научит, а  глу­пый  только наскучит.

    Было бы  начало , будет и  конец .

    Будет  день , будет и  ночь .

    Лучше горькая  правда , чем красивая  ложь .

    Злой  плачет от зависти, а   от жалости.

    Популярные пословицы с объяснением. Русские поговорки и их значение

    Какой смысл поговорки. Поговорка

     

    Всыпать по первое число Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник" переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца. Все трын-трава Таинственная "трын-трава" — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын — это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк. Гол как сокол Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего! Сирота казанская Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь. Непутевый человек В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек. Шиворот-навыворот Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы. Водить за нос Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки. Козел отпущения Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет. Точить лясы Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. Тертый калач В старину действительно был такой сорт хлеба — "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы. Зарубить на носу Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память. Ни пуха, ни пера Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты. Бить баклуши Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — "баклушечниками", и пошла наша поговорка.?