Идеальное и материальное в человеке. Материальное и идеальное
- Идеальное и материальное в человеке. Материальное и идеальное
- Материальное и идеальное в бытии общества. Бытие материальное и идеальное. Основные формы бытия
- Что первично материальное или духовное. Онтологическая сторона вопроса
- Как соотносятся идеальное и материальное в практике. Соотношение материального и идеального знания в философии.
- Материальное и духовное. Что такое материальные и духовные ценности для человека
- Материальное в философии. Понятие идеального и материального.
- Соотношение духовного и материального в философии. Проблема материального и духовного в философии и основные варианты ее решения различными философскими направлениями.
- Материальное и идеальное философия кратко. Материальное и идеальное: основные формы их существования
- Материальное и идеальное в философии. Вопро. «Материальное» и «идеальное» в философии.
Идеальное и материальное в человеке. Материальное и идеальное
Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в виде субъективных образов. Диалектикоматериалистическая концепция сознания не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов, отрицающих специфику психического.
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное, "пересаженное " в человеческую голову и преобразованное в ней.
Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какимилибо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли : мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чемто "недействительным ". Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир "надличной " духовной культуры человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее материя или сознание. Материя объективная, а сознание субъективная реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует "ничьих " ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта : объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.
Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомофизиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметнопреобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания : оно может быть познано через формы своего выявления в чувственнопрактической деятельности.
Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат качественно разные явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две субстанции духовную и материальную.
Сознание и объективный мир противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственнопредметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.
Материальное и идеальное в бытии общества. Бытие материальное и идеальное. Основные формы бытия
Бытие – это совокупность всего сущего, единство форм и способов существования, оно представляет собой особенное специфическое существование, которое характеризуется некоторым набором свойств.
Формы бытия и соответствующие им способы существования определяются фундаментальной структурой мира. Выделяют: 1) материальное бытие (существование солнечной системы); 2)идеальное бытие (мысль о существовании солнечной системы);
Материальное бытие всегда объективно. Среди материальных форм бытия выделяют следующие уровни: 1)природные и неорганические формы; 2)природные и органические формы (биологические); 3) социальные формы бытия; 4) искусственные формы бытия (техника).
Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: 1)объективное идеальное бытие (законы мышления); 2)субъективное идеальное бытие (зависит от сознания). Последние два десятилетия 20в появляется новая форма бытия, благодаря техники, виртуальная реальность. ВР синтезирует в себе свойства многих других видов бытия. Многообразные формы бытия существуют взаимосвязано и образуют единую, предельно-общую структуру, в которой исчезают все различия между формами бытия, и эта форма бытия выражается категорией мира.
Мир – мироздание – есть единая целостная совокупность всевозможных форм и уровней бытия. Он заключает в себе всю реальность без исключений. Бытие может иметь множество форм. Важнейшими являются материальное и идеальное бытие (не вещественное). Материальное -- всё, что принадлежит действительности (объективной реальности), и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них
Формы бытия:
1. бытие природы (это и весь космос, и биосфера, и отдельные организмы);
2. бытие общества (это общество как система, отдельные группы и т. д. ); 3. бытие человека (как существа биологического, которому от рождения даны тело и психика, и как существа социального, наделенного сознанием и способного заботиться не только о себе, но и о других, о природе);4.
бытие духовного, которое подразделяется на: а) бытие индивидуализированного духовного (это наши мысли, чувства);б) бытие объективированного духовного (это то, во что мы воплощаем наши мысли и чувства, чтобы они стали доступны другим, т. е. это язык, поступки, сделанные нами предметы, нормы и правила поведения);5. сегодня еще выделяют, так называемую, виртуальную реальность. Виртуальная реальность – это компьютерная реальность, созданная с помощью машин, но на основе человеческого знания, сплав материального и идеального.Бытие материальное и идеальное. Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текста и т. д.
Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.
Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материя, а идеального – понятие сознание.
К основным формам бытия относятся:
- бытие неживой природы- весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы. Собственно, это вся первая(естественная)и вторая ( созданная или преобразованная человеком) природа, лишенная жизни;
- бытие живой природы включает в себя два уровня: а) первый уровень представлен живыми неодухотворенными телами, т. е. всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием; б) второй уровень- это бытие человека и его сознание.
Что первично материальное или духовное. Онтологическая сторона вопроса
Существует две точки зрения на онтологическую проблему решения основного вопроса философии, разделившие философов на две категории – идеалисты и материалисты. Первые утверждали, что природу и все материальное бытие было порождено духовными сущностями, вторые же, напротив, были уверены, что первичным являются природа и материя.
Следует отметить, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или возникло раньше – материя или сознание, а вопрос их соотношения – как они между собой соотносятся, что является первичным по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологическое отношение между миром и сознанием.
Субъективизм и объективизм как решение основного вопроса философии
Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.
Материализм
Внешний мир существует вне зависимости от нашего духа, сознания и мышления и является первичным по отношению к ним.
Зарождение материализма произошло в Древнем мире (Древний Китай – даосизм, Древняя Индия – чарвакалокаята, Древняя Греция – милетская школа). На протяжении своего развития одна форма сменяла другую – от натуралистического материализма античности до механистической формы Нового времени и диалектической формы в 19-20 вв. Представители механистического материализма: Ф.Бэкон, Гоббс, Гольбах и др. В соответствии с этой формой материальный мир – механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину. Однако это касается только природы, но не общества, в котором, по мнению материалистов, действуют принципы морали, а не механические причины.
Материализм как решение основного вопроса философии
Современная форма материализма – диалектическая. Основоположники: К. Маркс и Ф.Энгельс. Суть его – ориентация на науку и практику, мобилизацию сил на качественное изменение жизни общества.
Субъективный идеализм
Внешний мир – продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы как Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814) и др. Суть субъективного идеализма состоит в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы наблюдаем в мире – есть только лишь совокупность наших ощущений. Все воспринимаемые качества относительны: один и тот же предмет может казаться то большим, то маленьким – в зависимости от расстояния до него. Известный тезис Джорджа Беркли: «существовать – значит быть воспринимаемым», подразумевающий, что бытие – это то, что воспринимается через различные человеческие ощущения, а об объективном существовании вещей нельзя даже рассуждать.
Объективный идеализм
Представители объективного идеализма считают, что существует высший разум, благодаря которому появился мир вещей и человеческое сознание. В различных философских учениях этот разум (высшее духовное начало) имеет разное имя: Дух, Идея, Брахман т.п.
Поскольку этот мировой разум существует вне зависимости от человеческого сознания, отсюда и название – объективный идеализм. Представители этого направления: в Европе – Платон, Фома Аквинский, Гегель, ортодоксальные даршаны – в Индии.
Данные направления относятся к монистической философии (монизм). Кроме монистического учения философии существует другая концепция, именуемая как «дуализм» – дуалистические учения. К дуализму относится учение Декарта (1596-1650), считающего, что мир и сознание не зависят друг от друга.
Компромиссное учение – деизм (Г.Чербери, Вольтер, Ньютон, Радищев и др.) . Философы этого направления допускали, что Бог создал мир вещей и человека, но считали, что далее не принимал участие в развитии сотворенного мира.
Как соотносятся идеальное и материальное в практике. Соотношение материального и идеального знания в философии.
Понятия «материальное» и «идеальное» являются в философии наиболее фундаментальными. Понятие «материальное» отражает вещественность, зримость реальных объектов. Эта категория в истории философии прошла длительный путь своего осмысления. Противоположностью категории «материальное» выступает категория «идеальное», обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности».
Сознание не является некой субстанцией, оно есть функция определенным образом организованной материи. Однако сознание принадлежит к области как субъективной, так и объективной реальности. Сам факт существования сознания как способности высокоорганизованной материи отражать и активно воздействовать на окружающий мир, безусловно, является объективной реальностью. Наши конкретные мысли, образы, желания и настроения, конечно же, субъективны и зависят от специфических свойств нашего сознания. Но сам факт наличия у нас сознания объективен и независим от нас. Мы можем мыслить как нам хочется, но мы не в состоянии не мыслить вообще.
К. Маркс дает следующее определение идеального: «Идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Сознание есть акт соединения знания о предмете с самим предметом и соотнесения одного знания с другим. Сознание – синтез материального и идеального, объективного и субъективного. Идеальное же, как считает замечательный философ современности Э. В. Ильенков, рождается и существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности человека. Вследствие этого, сознание есть форма деятельности, идеальная форма, которая опредмечивается в материальном содержании деятельности. Через ощущения мы получаем всю информацию о внешнем мире. Эта информация, отражаясь в нашем сознании, рождает мысль – идеальный образ внешнего мира. Образ становится словом, переходя из расплывчатого, неявного отображения действительности, из мысли-эйдоса в конкретный символ, принимающий форму всеобщности, в слово-Логос, которое, возвращаясь в материальный мир, творит дело – создает новую объективную реальность, не существующую в предыдущем цикле деятельности.
Материальное и духовное. Что такое материальные и духовные ценности для человека
Без материальных и духовных ценностей нельзя представить ни одну человеческую жизнь. Как бы кто ни гнался за деньгами и дорогими вещами, ему всегда будет необходимо понимание, забота, собственная значимость в отношениях, психическое спокойствие, любовь. А при потере материальной значимости, существование становится невыносимым, духовная сторона перестает приносить счастье.
Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. Покупаются – одежда, автомобили, лекарства. Создаются – компании, заводы, промышленность. Строятся – дома, магазины, школы. Все что находится в офисе или квартире, также относится к материальным ценностям.
Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение. К ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение. Список может продолжаться до бесконечности, каждый определяет для себя то, что наиболее значимо.
Для более ясного понимания, следует изучить примеры материальных ценностей.
- Ни один человек не выживет без еды, воды, комфортных условий проживания. Чтобы это себе обеспечить, придется заработать и потратить деньги.
- Книги, картины, скульптуры больше относятся к духовным ценностям, но для того, чтобы ими обладать, нужно заплатить.
- Одежда, лекарства, автомобиль также неотъемлемые части материального мира. Без них человек не чувствует себя счастливым, становится обреченным (в случае болезни), отчужденным (одеваясь в обноски, имея непригодный транспорт).
Материальное в философии. Понятие идеального и материального.
Материальное — всё, что принадлежит действительности (объективной реальности), и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них.
Противоположностью материального является всё, относящееся к идеальному, то есть, относящееся к субъективной части реальности, реальности, существующей в (сильной) зависимости от субъекта ("нематериальное"). Одной из основных причин либо единственной причиной идеального является субъект. К идеальному могут быть отнесены мысли, эмоции и другое.
Следует отметить, что понятия материального и идеального носят относительный характер, по аналогии с понятиями правого и левого. Идеальное одного субъекта может оказаться и почти всегда является материальным для другого и наоборот. Также следует отметить, что содержание понятий идеального и материального имеет диалектическое развитие, то есть с течением времени идеальное одного субъекта может становиться материальным для этого же субъекта.
Идеальное — важнейшее свойство сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные «прочтения» идеального и материального в различных философских школах. Философская интерпретация идеального эволюционирует от вопроса о соотношении сознания, идеи и материи, предметов реального мира. Идеалистическая традиция рассматривает идеальное как конструктивно преобразующую сущность действительности, импульс изменения и развития вещественного мира, а мир материальных явлений как сферу реализации, выражения и проявления идеального. «Идеальное» обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является «идеальной формой бытия предмета в голове человека». Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей. Идеальное всегда остается личностным явлением, тождественным индивидуальному сознанию, определяющему и формирующему в свою очередь сознание общественное.
Соотношение духовного и материального в философии. Проблема материального и духовного в философии и основные варианты ее решения различными философскими направлениями.
Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.
Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.
При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.
- · Собственно предметный мир, созданный человеком, -- здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств -- компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
- · Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.
- · Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.
Материальное и идеальное философия кратко. Материальное и идеальное: основные формы их существования
Какие бы формы бытия мы ни рассматривали, все они имеют своим предельным основанием материю. Можно сказать, что в единстве с материей существует и определяется через нее и духовная реальность — идеальное.
Этимологически материя с латинского materia переводится как вещество. Уже в древности характерным было представление о вещественном мире и его многообразии как о результате взаимодействия четырех или пяти стихий. Некоторые мыслители полагали, что материя имеет субстанциональную основу, включающую воду, воздух, огонь и т.д. Эта субстанциональная основа, меняя свои определенные параметры, принимает вид и качества всех остальных стихий. Например, для Фалеса вода, сгущаясь, превращается в ил, землю, камень, при разрежении — становится паром, воздухом и т.д. Правда, некоторые мыслители считали, что материя по своей сути — эго такое вещественное основание, которое недоступно обычному человеческому восприятию. Так, апейроны, атомы нельзя увидеть. Однако сам факт существования материи, как правило, не вызывал никаких сомнений. Лишь отдельные философские школы и направления
отрицали существование материи, представляли ее иллюзией. В буддизме, например, все воспринимаемое человеком, "якобы материальное" бытие трактовалось как поток дхарм, действующий на сознание человека.
С течением времени осмысление мыслителями такого феномена, как материя, изменялось. Сегодня в рамках онтологии можно выделить три основных подхода к пониманию материи и ее трактовке (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Основные подходы к трактовке материи
- 1. Материалистический подход обосновывает мысль, что материя есть субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире. Она включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все тс, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств исследования. Весь окружающий нас мир представляет движущуюся материю в ее разнообразных формах и проявлениях, со всеми се свойствами, связями и отношениями. Материя вечна, несотворима и неуничтожима. Идеальное становится возможным в результате развития материи. Сознание присуще только высокоразвитым живым существам — людям.
- 2. Идеалистический подход обосновывает мысль, что материя не есть субстанция, и она — или результат развития идеи, или просто мыслится. Например, представители объективного идеализма формально признают существование материи. Боле того, они нередко трактуют некоторые фрагменты реальности точно так же, как и представители материалистической философии. Однако идеалисты считают материю неким производным, вторичным по отношению к идее или Творцу как истинному началу. В качестве подтверждения такого подхода к трактовке материи можно привести содержание сформулированной представителями религиозной философии картины мира, в которой высшая сущность — Бог актом своей воли творит материальный мир.
Материальное и идеальное в философии. Вопро. «Материальное» и «идеальное» в философии.
С проблемой осмысления мировоззренческих основ философии тесно связан вопрос о соотношении двух предельно широких понятий: материи и сознания. Представители ряда философских направлений даже склонны называть этот вопрос – основным в философии. Сформулируем ряд проблем, рассмотрение которых поможет нам глубже понять смысл этого вопроса.
Во-первых, потому что это вопрос о первооснове бытия, о том, что является субстанцией мира - материя или сознание. Первым философом, кто четко обозначил этот вопрос, был Платон. Рассматривая возникновение философских знаний, он писал, что «материалисты смотрят на землю и воздух, огонь и воду, как на первоначала всех вещей, и, именно, это-то они и называют природой. Душу же они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты же утверждают, что первоначало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична».
Во-вторых, от решения вопроса о соотношении материи и сознания во многом зависит позиция философа по всем другим исследуемым проблемам. Будет ли это вопрос о происхождении мира, человека, его сознания, общества, культуры, религии, морали и т.д. - в любом случае, отвечая на него, философ (осознанно или неосознанно) будет занимать материалистическую или идеалистическую позицию.
В-третьих, рассматриваемый философский вопрос является надежным путеводителем среди множества сложных противоречивых философских учений, позволяя классифицировать философские системы, школы и направления.
Смысл этого философского вопроса заключается в решении предельно глобального и глубокого противоречия, лежащего в основе понимания сущности мира и человека - противоречия между материальным и идеальным. Он имеет две стороны - онтологическую и гносеологическую. Первая сторона (онтологическая); в ней раскрывается основа (субстанция) бытия путем постановки и решения вопроса о том, что первично - материя или сознание. Данный вопрос возник тогда когда философы от наивных рассуждений о природе вещей перешли к осмыслению сознания, его места и роли в человеческом бытии. Первыми это сделали софисты и Сократ. Вторая сторона данного вопроса (гносеологическая) акцентирует внимание на проблеме познаваемости мира, на том, может ли наше сознание адекватно отражать бытие. Из позитивного решения данной проблемы возникает гносеология (теория познания) - учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира.
В зависимости от решения онтологической стороны вопроса возникают два четко выделяемых направления в истории развития философской мысли - материализм и идеализм. Материалистические философские школы признают первичность материи, природы, а сознание рассматривают как свойство высокоорганизованной материи.
Первичность материи означает то, что она никем не сотворена и существует вечно, а сознание порождается самой природой на определенном этапе ее саморазвития. История материализма начинается с возникновения философии: первые древнегреческие философы искали основы мироздания в материальных началах - воде, воздухе, огне, атоме. Дальнейшее развитие философии определило появление других разновидностей материализма: метафизического, антропологического, вульгарного, диалектического и т.д.
Идеалисты, напротив, считают первичным сознание, которое порождает материальный мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распространение только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма : объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, миром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство), но классическую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем сознании: мир - это мое представление о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле субъект создает свой мир, и является как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъективный идеализм появился значительно позднее объективного на основе эмпирической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к выводу о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епископ Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный мир, есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.