Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Глава 1 теоретический анализ феномена депривации, как. Отечественные и зарубежные теории депривации

21.09.2023 в 19:44

Глава 1 теоретический анализ феномена депривации, как. Отечественные и зарубежные теории депривации

Современные теории психической депривации исходят из разных направлений и, следовательно, имеют определённую несогласованность по ряду вопросов в рамках рассмотрения данного феномена. Несогласованность этих теорий, прежде всего, состоит в том, что именно конкретные авторы выделяют в качестве основополагающего фактора возникновения депривации и в том, как они объясняют её воздействие на формирование личности ребёнка.

В начальном этапе рассмотрения вопросов, касающихся психической депривации, главенствующее место занимал классический психоанализ. В дальнейшем появились концепции как авторов других психологических школ (этологический подход, теория учения), так и модернизировались работы последователей психоанализа.

Современное состояние теоретического изучения проблемы психической депривации характеризуется, как уже было сказано, выраженным диссонансом взглядов, а также незаконченностью самой психологической теории.

В целом можно выделить несколько направлений, занимающихся изучением рассматриваемой проблемы, которые будут кратко рассмотрены.

I. Как было сказано, первые работы по исследованию психической депривации относятся к классическому психоанализу З. Фрейда. Нельзя сказать, что З. Фрейд специально в отдельности изучал этот феномен, но некоторые его стороны отчётливо видны в таких рассматриваемых автором явлениях как Эдипов комплекс и нарциссизм.

В рамках изучения Эдипова комплекса З. Фрейд отмечал, что в возрасте четырех-пяти лет у ребёнка возникает сильная сексуальная привязанность к матери. Привязанность к фигуре матери и зависимость от нее - это больше, чем привязанность к конкретному человеку. Это стремление оказаться в ситуации, в которой ребенок любим и окружен заботой и еще не должен нести никакой ответственности. Можно сказать, что отношение ребенка к матери, в теории З. Фрейда, основывается на непосредственном удовлетворении сексуального инстинкта . Позднее, в своем исследовании нарциссизма З. Фрейд вводит новое понимание эмоциональных уз с другим лицом, которое является более банальным и примитивным - оно обоснованно «аналитическим» отношением, то есть отношением к лицу, предоставляющему пищу, одежду и защиту . Из этого классического психоаналитического представления исходил P.А. Шпиц, который в своей исследовательской работе о генезе связей объектов различал три стадии в их развитии в течение первого года жизни, представляющие собой уровни возрастающей сложности в психической структуре индивида. Начало каждой из этих последовательных стадий знаменуется появлением специфического аффективного поведения, которое Р.А. Шпиц рассматривал как индикатор наступления новой фазы .

Последствия депривации. Определение понятия

Депривация в психологии – это определенное состояние психики, при котором личность не может удовлетворить свои основные потребности (в результате потери связи с предметом их удовлетворения).

Как правило, проблема депривации берет свое начало в раннем детском возрасте. Со временем она либо сглаживается, либо усугубляется, трансформируясь в другие психические неблагополучия (расстройства).

Депривация привязанности – это неспособность ребенка (младенца) сформировать эмоциональную привязанность к своей матери или человеку, выполняющему ее роль (отцу, опекуну и так далее).

Ранняя депривация особенно свойственна малышам, которые воспитываются в неблагополучных семьях, детских домах, интернатах и других специализированных учреждениях. В таких условиях не могут быть удовлетворены основные детские потребности в заботе и любви, уважении и признании, самореализации и безопасности. А поскольку поле социального взаимодействия таких детей слишком сужено, возникают необходимые предпосылки для формирования психологической депривации.

Состояние депривации у ребенка также может возникнуть в результате вынужденного, временного разлучения с матерью. Например, в том случае, когда она серьезно заболевает и попадает в больницу на длительный период. Это может привести к тому, что привязанность между ребенком и его матерью будет серьезно нарушена (в зависимости от продолжительности времени, в течение которого ребенок лишен заботы).

Депривация у детей приводит к длительным когнитивным, социальным и эмоциональным трудностям в будущем.

Состояние депривации у взрослых может возникать в результате лишения чего-то очень важного в их жизни, вынужденной изоляции, нехватки эмоций и так далее.

Примеры депривации могут включать в себя: смерть близкого человека, жестокое обращение с детьми, госпитализм (длительное нахождение в закрытом лечебном учреждении), сиротство.

Депривация у детей. Эмоциональная депривация у детей и подростков

Текущая версия (не проверялась)

Эмоциона́льная деприва́ция у дете́й и подро́стков  — явление недостатка, отсутствия эмоциональных контактов с людьми, лишение ребенка (подростка) возможности установить эмоциональный контакт с человеком, потенциальным значимым другим .

Серьезным этапом формирования личности оказывается промежуток раннего детства ребенка, а также подростковый возраст. Если в эти периоды ребенок растится людьми, не проявляющими в полной мере чувств и эмоций, то появляются предпосылки для возникновения депривационных нарушений. Эмоциональная депривация развивается в тех случаях, когда ребенку не демонстрируют свою любовь и понимание. Здоровые семейные отношения, эмоциональный контакт между родителями и ребенком являются основой для развития позитивного отношения к окружающему миру, социуму и обстоятельствам.

Эмоциональная депривация также формируется у тех детей, которые воспитываются в среде, эмоционально беспрестанно изменяющейся. Это вызывает социальную гиперактивность и трудность в создании устойчивых межличностных отношений.

Эмоциональная депривация у детей и подростков может иметь физиологические и психические проявления.

      . .

    Как лечить эмоциональную депривацию. Эмоциональная депривация

    Как лечить эмоциональную депривацию. Эмоциональная депривация

    Простыми словам эмоциональная депривация – это длительное неудовлетворение эмоциональных потребностей человека.

    Ребенок нуждается в том, чтобы на него был эмоциональный, живой отклик от родителей, а отклика нет.

    И он живет «голодным» или «впроголодь» — когда изредка слышит скупое «молодец», или соседка ему улыбается и угощает конфетами.

    Депривация – это потеря, лишение.

    Эмоциональная депривация – это потеря, лишение эмоционального контакта.

    А для человеческого детеныша, для ребенка потребность в эмоциональном контакте – базовая, необходимая для жизни.

    У «благополучных» равнодушных родителей ребенка как бы нет в эмоциональном поле семьи.

    Его чувственное присутствие игнорируется.

    И он потихоньку научается быть вне вовлеченного контакта с собой и людьми.

    Такой ребенок может быть интеллектуально развит, особенно, если это поощрялось хоть как-то родителями или кем-то в школе.

    Он может проживать свою чувственную жизнь в фантазиях, поселяться в чужих историях – рассказах, фильмах, книгах.

    Но он отучен улыбаться в ответ на улыбку. Плакать когда грустно, и утешать когда сочувствует.

    У него чаще всего стоят запреты на выражение злости прямо и искренне и он вовсю пользует пассивной агрессией.

    Упрямство и вредность – то, что видят окружающие.

    Беззащитность, растерянность и перманентный шок – то, что он проживает внутри.

    Эмоции для людей – словно бензин для машины. Вася чувствует равно Вася живет.

    Наш герой, не-Иванов, грезит о жизни, размышляет о жизни, анализирует жизнь, фантазирует о жизни, может быть даже «делает жизнь» и «делает себя», но не живет.

    Не потому что не хочет, хочет и очень сильно, но не умеет выражать свое чувственное состояние.

    На работу пришла новенькая барышня. Симпатичная блондинка, загорелые плечи и шея, на руке татуировка и надпись «остановите Землю, я сойду».

    Сотрудники улыбаются, перешептываются, кто-то позвал сходить вместе на обед, кто-то узнал, «замужем и есть-ли-дети».

    Новенькая реагирует в ответ: на чью-то тупую шутку явно напряглась, на предложение вместе сходить на перекур – обрадовалась, стеснялась, когда второй раз спрашивала что-то по работе, раздражалась, что не получилось сразу заполнить нужную бумажку для допусков в локальную сеть.

    Никто из них не делал ничего специально, но через несколько дней Светик уже словно была частью коллектива.

    Не-Иванов не участвовал в общей суете. Он хотел, но не знал, что сказать. Страшно боялся брякнуть что-то не уместное, попасть в глупое и смешное положение.

    Полгода он молча наблюдал за ней, и ужасно огорчился, когда у нее разгорелся яркий роман с инженером из техподдержки.

    Еще через год роман довольно печально завершился.

    Не-Иванов очень хотел как-то подержать ее, может быть предложить свою помощь. Но по-прежнему молчал и смотрел, не понимая, как сделать простую вещь – как остальные мужчины умудряются оказываться в отношениях, когда для него непосильной задачей было предложить симпатичной коллеге подвезти ее после работы.

    Когда маленький ребенок искреннее улыбается, его мама расцветает улыбкой ему в ответ.

    Он проживает свой чувственный опыт в ее эмоциональном поле.

    Она помогает ему справляться со слишком сильными эмоциями, отзывается на его присутствие.

    Обычный день. Звонок в дверь. Вася вернулся из школы, он первоклассник.

    Бабушка радуется, как будто бы ей дали орден. Тормошит, просит рассказать, как и что была, а какая учительница, а что ребята, а какие девочки.

    Гонит мыть руки и срочно обедать.

    Тут же звонит с работы мама, испереживавшаяся и одновременно довольная.

    Положил трубку и новый звонок – отец интересуется «как первый день в школе прошел, сын».

    Обычные люди редко-редко замечается в каком роскошном эмоциональном богатстве они живут каждый день.

    Так жители прекрасного климата считают, что это нормально, когда тепло бывает больше, чем пара месяцев в году.

    Дети из семей, в которых испытывали длительную эмоциональную депривацию, как северяне без солнца и тепла.

    Оно им жизненно необходимо, но попав на юг, еще нужно суметь пережить акклиматизацию, научиться помнить про крем от загара, не выбегать на солнцепек «погреться» на несколько часов до теплового удара.

    В отношениях мы не только получаем «солнечный свет» или «грозу и бурю» от других людей, но и сами являемся источниками любви и тепла.

    Или холода и дождя.