Вся наша жизнь, также как жизнь слонов, дельфинов и других прекрасных существ, состоит из череды сна и бодрствования.
Бодрствуя, мы реализуем свои силы в рамках нашего поведения. Во время сна мы, вроде, ничего не делаем, но при этом проходим три важных состояния: медленную, спокойную и быструю фазы сна. Кроме фаз у сна бывают циклы и стадии. Именно на этих представлениях и строится современная сомнология.
У нашего мозга есть свои нейроны сна.
Оказывается, у нас в мозгу есть тормозное вещество. Ученые логично предположили, что раз у нас есть центры бодрствования (а они есть), значит, у нас где-то может быть и центр сна. После долгих поисков обнаружили его у основания мозга, а точнее, во вентролатеральном преоптическом ядре гипоталамуса. Что бы это не означало, он у нас есть, поэтому некоторые наши нейтроны могут слабо разряжаться при бодрствовании и активно действовать во время сна, поэтому мы можем видеть глубокий сон и отдыхать.
Без хорошего сна не будет хорошего дня.
Психические функции должны восстанавливаться, и это происходит во сне. В медленном сне регуляция мозга, нарушенная в ходе активной жизни, налаживается, из-за этого сохраняется уникальная среда головного мозга.
Фаза быстрого сна информацию переваривает.
Эту фазу ученые еще парадоксальным сном называют. Считается, что у него есть свое место жительства в районе варолиева моста и продолговатого мозга. Согласно гипотезе классика сомнологии жуве, именно во время этой фазы происходит передача генетической информации. Поводом к формулировке этой гипотезы стали интенсивные психологические процессы в фазе парадоксального сна, неслучайно наши сны в этот период эмоционально окрашены. Кроме того, пока одни нейроны в данной фазе "Молчат", другие активно вырабатывают кислоты, поэтому наше восприятие на психологическом уровне различает ощущения сна и реальности.
Гормон мелатонин действует не только на качество нашего загара, но и оказывает влияние на сон.
Синтез мелатонина происходит в темноте, а с появлением света этот гормон перестает вырабатываться. Вполне возможно, именно поэтому у человека есть предрасположенность ко сну в темноте.
Память сознательная и бессознательная бывает.
По - научному сознательную память называют декларативной, она бывает эпизодической (автобиографической памятью, которая помнит события из прошлого) и семантической (когда ты знаешь что-то в общем, без привязки к конкретным событиям. Бессознательную память называют недекларативной, она подразделяется на процедурную память, память - подражание, неассоциативную и другие. Принцип памяти заключается во взаимодействии: каким-то одним типом памяти обычно дело не ограничивается, чаще всего участвует комплекс из различных видов памяти.
Для того, чтобы что-то запомнить, информации нужно пройти много стадий.
Причем, эти стадии должны быть последовательны, иначе у памяти, как у живого организма, действующего по своим законам, произойдет сбой. Начинается все с кодирования информации, во время которой в нашем мозгу возникает некая модель для запоминания. Самое важное - пройти стадию консолидации, которая в буквальном смысле держит руку на пульсе памяти. Благодаря консолидации мы можем пользоваться информацией, она не устаревает и не забывается. Но если след памяти будет нестабильным, нам придется еще раз напоминать себе информацию.
Сон дает нашей памяти силы что-то вспомнить.
Нехватка сна влияет на нашу обучаемость. Как показал эксперимент с двумя группами, если мы недосыпаем, обучаемость падает. Обеим группам было предложено выучить слова: показатели группы, которую лишили сна, были на 60% ниже результата группы, которая спала нормально. Поэтому перед экзаменом все-таки нужно спать, хотя бы час. Как показал второй эксперимент: если заниматься утром в 10 утра, то вечером особого результата не будет, однако на следующее утро эффект останется. А если же заниматься вечером в 10 часов, то утром вы все будете хорошо помнить. В вечер следующего дня придется снова напрягать память. Выходит, что во время обучения необходимо заниматься регулярно - днем и вечером, а на сне не экономить.
Легкая дремота - лучшая подруга зубрежки.
К этому мнению наука пришла после исследования: первую группу крыс продержали три часа в обычных клетках, а вторую пустили кружить по лабиринту. В результате у крыс, прошедших через лабиринт, фаза быстрого сна, способствующая запоминанию информации, длилась дольше. Ученые советуют, если нужно что-то выучить накануне, лучше сделать это в легкой дремоте, потому что при появлении сонных веретен восприятие заучиваемого материала полностью блокируется.
Во время сна обучение пока невозможно.
Ученые предполагают, что механизмы сна, да, работают слаженно, но исключительно для того, чтобы в памяти сохранились следы информации. А она ведь приходит к нам во время бодрствования, разве не так?