Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

По Фрейду бессознательное это. Свойства бессознательного по Фрейду.

25.10.2015 в 05:50

По Фрейду бессознательное это. Свойства бессознательного по Фрейду.

1. желания, основывающиеся на инстинктивных влечениях, находятся в бессознательном и существуют независимо друг от друга. По словам Фрейда, "они Свободны от Противоречий". Когда два желания, чьи цели кажутся несовместимыми, одновременно проявляют активность, они не умаляют и не аннулируют друг друга. Происходит их комбинация и формируется компромиссная цель.

По Фрейду бессознательное это. Свойства бессознательного по Фрейду.2. процессы в бессознательном существуют вне времени. Они не изменяются по истечении времени и не имеют временной последовательности. Временные отношения функцией сознания являются.

3. бессознательному не свойственны отрицание, сомнение. Это скорее функции цензуры, которая существует между бессознательным и предсознательным.

4. бессознательные процессы имеют очень незначительное отношение к реальности. Они регулируются собственной силой и принципом удовольствия, т. е. поиском удовольствия и избеганием боли. Другими словами, бессознательное - аморально.

5. энергия, связанная с бессознательными идеями, гораздо мобильней, чем энергия предсознания или сознания. Эта свободно плавающая энергия направляется в соответствии с "Первичным Процессом". Он не подвержен требованиям реальности, времени, упорядоченности, логики; легкость сгущения, перемещения обусловлены только вероятностью разрядки. "Вторичный Процесс", которым характеризуется предсознание, отличается большей дифференцированностью.

Источник: Г. блюм. Психоаналитические теории личности. М., 1996.

Сознание и бессознательное по Фрейду кратко. Сознание и бессознательное (Зигмунд Фрейд)

Классические философские представления о человеке заключаются, главным образом, в том, что он представляет разумное, или сознательное, существо. Человек разумен, как и мир, в котором он живет. Сознание, или мышление, является его основной отличительной чертой. Вспомним знаменитое утверждение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

В конце XIX в. прозвучала идея о том, что и мир и человек, скорее всего, неразумны, а разум представляет маленький элемент мира и играет незначительную роль в человеческой жизни. Но это были философские утверждения. Из психологов (от греч. psyche – душа и logos – учение) первым усомнился в разумной природе человека австрийский ученый, врач Зигмунд Фрейд.

Нам кажется, говорит он, что человек – целиком разумное существо, которое живет и действует только рационально или логично, что он понимает мотивы своих поступков, может объяснить свои действия и всегда осознает свои цели. Но ведь наука, в отличие от религии, считает человека не Божественным творением, а дальним потомком высших млекопитающих животных. Так неужели он настолько далеко ушел от царства природы, что в нем не осталось ничего биологического? Конечно же, осталось, просто мы не хотим этого замечать. Причем, по мнению Фрейда, биологического, или природного, в человеке гораздо больше, чем разумного, культурного или социального. Все биологическое в человеке, представляющее различные инстинкты, которые есть у любого живого существа, Фрейд назвал областью бессознательного. В силу самой своей природы (специфики) оно скрыто от нас, а вернее, недоступно нашему сознанию, или разуму. Говоря иначе, оно в нас есть, но мы его не осознаем и поэтому не знаем или не понимаем, что оно существует.

По з Фрейду бессознательное представляет собой. Что это такое в психологии?

По з Фрейду бессознательное представляет собой. Что это такое в психологии?

Бессознательное представляет собой совокупность различных психических состояний и процессов , которые осуществляются под воздействием неких явлений окружающей действительности и о воздействии которых индивид не отдает себе отчета.

Реальность, отражаемая человеком, совмещается с имеющимися у него переживаниями.

Важной особенностью данного психического процесса является то, что осуществлять контроль над ним невозможно.

Бессознательное человека является предметом изучения таких областей знания, как психология и психоанализ.

Бессознательное по Фрейду и Юнгу. 13.2. Сознание и бессознательное. Концепция бессознательного з. Фрейда. Взгляды к.Г. Юнга и э. Фромма

На рубеже XIX–XXвв. возникает психоаналитическое учение о человеке. Австрийский врач-невропатолог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) предложил новый метод лечения неврозов, получивший название психоанализа. В своих работах «Этюды об истерии» (1895) и «Толкование сновидений (1900) Фрейд обосновал психоаналитический метод изучения человека, который стал известен как метод свободных ассоциаций. Ассоциация (связь) как явление уже давно изучалась философией и психологией. Ее суть состояла в том, что, наблюдая одно явление, индивид подразумевает другое, причинно связанное явление, и эта ситуация всецело находится под контролем сознания и мышления. Фрейд рассматривает ассоциацию с другой целью – полного исключения сознания. Приемы и методы, при помощи которых удалось это осуществить, позволили основателю психоанализа «заглянуть в мрак бессознательного». В дальнейших работах («Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Тотем и табу» (1912), «Влечения и их развитие» (1915), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Фетишизм» (1927), «Крах в культуре» (1930)) Фрейд переводит принципы психоанализа на теоретическую основу, получившую название метапсихологии.

По Фрейду бессознательное есть. Карл Юнг и его идеи

Одним из самых любимых учеников Зигмунда Фрейда был Карл Густав Юнг. Впоследствии он разочаровал своего учителя.

По Фрейду бессознательное есть. Карл Юнг и его идеи

Юнг и Фрейд во многом были похожи по своим идеям. Однако Зигмунд уделял внимание конкретной личности, как бы расщепленной на три основных составляющих, общих для каждого человека. Таким образом, для Фрейда бессознательное было заключено в рамках индивида.

Юнг же выделил еще одно понятие – «коллективное бессознательное». Согласно его представлениям, оно является общим для всего человечества и объединяет самых разных людей. Коллективное бессознательное в культуре проявляется в виде архетипов, неких общих символов, которые являются значимыми для каждого человека, к какой культуре он бы не принадлежал. Эти образы – Анима, Анимус, Мать, Тень и т. д. – вызовут в его душе отклик. Соответственно, такие архетипы так или иначе проявляются в каждой культуре.

Однако не следует понимать коллективное бессознательное как нечто надиндивидуальное. Это сложная схема, но согласно психологии Юнга, через него человек проходит процесс индивидуализации, фактически это процесс становления личности в полном смысле этого слова. Таким образом, это и глубоко индивидуальное начало, и общее для всех людей.

Бессознательное по Юнгу. Личное и коллективное бессознательное

В ходе своей психиатрической практики, а также в ходе использования разработанного им ассоциативного теста Юнгу удалось выявить глубинные психические слои, которые он разделил на два слоя.

Как писал сам Юнг в своей работе «Очерки по психологии бессознательного», «Мы должны различать личное и безличное (или трансличное) бессознательное. Последнее мы называем также коллективным бессознательным именно потому, что оно отделено от личного и является абсолютно универсальным, и потому что его содержания могут быть обнаружены повсюду…»

Бессознательное по Юнгу. Личное и коллективное бессознательное

По Юнгу личное бессознательное содержит те компоненты личности, которые подавлены в результате воспитания и наиболее легко могут стать осознанными. Например:

  • Неосознаваемые воспоминания.
  • Вытесняемые мысли, как правило, болезненные.
  • Подпороговые восприятия.
  • Чувства, не достигшие сознания.
  • Содержания, которые не достигли сознательной степени зрелости, соответствующие фигуре Тени.

Такие травматические бессознательные аффективно заряженные содержания получили название комплексов.

В свою очередь, комплексы могут быть личными, социальными, культуральными. Структура ядра комплекса содержит универсальный архетипический компонент (т.е. все-таки принадлежит к сфере коллективного бессознательного) и личное травматическое содержание.

Бессознательное по Юнгу. Личное и коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное

Граница личного слоя бессознательного проходит на уровне детских воспоминаний. Тогда как коллективное бессознательное уходит своими корнями в период, предшествующий детству, является хранилищем мировой души человечества, а именно вместилищем архетипов. Архетипами Юнг считал образования архаического характера, своего рода схемы поведения, чувствования, переживания, воплощенные в том числе в мифологических мотивах.

В знаменитых «Тавистокских лекциях» он делится своими впечатлениями от поездки в Америку, где он анализировал сын чернокожих, не исповедующих христианство, но содержащих такие символы, как крест, распятие…Также он проводит параллель между христианским распятием и языческим жертвоприношением божеству солнца через распятие на колесе.

В итоге Юнг делает простой и изящный вывод о том, что разум человека имеет свою историю, как и тело. У младенца есть мозг определенной структуры, сформировавшийся в течение миллионов лет. Следы архаического разума сокрыты внутри структур мозга.

Далее Юнг делится опытом работы в психиатрии, где он активно изучал видения пациентов с диагнозом «шизофрения», наполненные мифологическими надличностными мотивами.

Поэтому на уровне коллективного бессознательного личности отдельных людей также похожи по содержанию, как и тела, если рассматривать их с анатомической точки зрения.

Содержание коллективного бессознательного не контролируется волевыми усилиями. Констелляция («активизация») архетипов коллективного бессознательного в больших социальных, этнических, культурных группах выражается в массовых публичных помешательствах и в ментальных эпидемиях.

Бессознательное по Юнгу. Личное и коллективное бессознательное

Культурное бессознательное

Юнг утверждал, что разные уровни национального сознания отражают истории рас, а на глубинном уровне все люди, независимо от этнической принадлежности, «имеют похожие архетипы».

Юнгианский аналитик Мюррей Стайн в своей книге «Юнговская карта души» говорит о «культурном бессознательном», т.е. о некоем общем уровне бессознательного, «связанном с культурой». Оно приобретается в ходе личной истории, но смысл его наполнен общим культурным содержанием. Существующие в нем социальные комплексы не принадлежат лично индивидууму. В итоге в каком-то конкретном обществе масса людей имеет схожие элементы психической организации, характерные для данной традиции. Например, какие-либо унифицированные, единые для всех переживания (к примеру, посещение дошкольных или школьных учреждений) в итоге формируют психические паттерны, программирующие и личное бессознательное.

Культурные стимулы и стереотипы воздействуют на психику через телевидение, через литературу. Они также могут способствуют формированию культурных комплексов, проникающих в личное бессознательное.

Теория Фрейда

Основы психоаналитической концепции были заложены З.Фрейдом (1856-1939). Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета, на который и поступил в 1873 г. В те годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила будущую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим факторам, определяющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. Вначале он работал хирургом, однако, прослушав курс психиатрии, заинтересовался этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 г. он добился престижного положения лектора в Венском университете.

При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Ж. Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду значительную роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрыла впервые завесу над бессознательным, так как в сеансах гипноза Шарко наглядно демонстрировал роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно с известным психиатром И. Брейером начал исследовать динамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отошел от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Так же настороженно Брейер отнесся и к новому, предложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии - психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия, той ответственности, которая с ним связана. Фрейд считал, что в отношениях с Брюке, Шарко и особенно с Брейером он трансформировал свои отношения с отцом. Воспоминания детства и сложные семейные отношения, в которых Фрейд, боявшийся и уважавший авторитарного отца, всегда держал сторону мягкой и любящей матери, в значительной мере повлияли на содержание его теории. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям - с одной стороны, восхищенное поклонение, а с другой - желание найти свой собственный путь в науке, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовываются контуры концепции Фрейда о трансфере и эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теории личности.

Как понять бессознательное. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания (под-сознание, с которым имеют дело иногда художники, но чаще – врачи). В философии признание бессознательного заведомо исключало мысль о тождестве психики и сознания (Декарт, интроспекционисты). Бессознательное в философии имело разные обличья и разные имена: это самостоятельная непостижимая сущность бытия (мистики, романтики); аффекты и смутные идеи (Спиноза); незаметные восприятия (Лейбниц); порождающее начало, творящее мир (Шеллинг); принцип свободной деятельности человека (Фихте); воля, лежащая в основе мира (Шопенгауэр), духовное начало вселенной, опирающееся на панпсихизм или всеобщую способность к ощущению (Э. фон Гартман); воля к власти (Ницше), интуитивные идеи и восприятия (Бергсон) и др. Все эти подходы, как правило, тяготели либо к онтологическому, либо к психическому бессознательному.

Фрейд философия. Философия Зигмунда Фрейда

«Философия Зигмунда Фрейда»

Формирование философских взглядов Зигмунда Фрейда. (Формирование философской теории бессознательного)

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Фрейберге, провинциальном городе, в семье мелкого торговца. Вскоре семейство Фрейдов переехало в Лейпциг, а затем в Вену.

З.Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Его отец придерживался либерально-просветительских взглядов и, по утверждению домашних, был "законченным свободомыслящим". Еще до рождения сына он перестал посещать синагогу, а впоследствии и вовсе отказался от культовых и бытовых предписаний иудаизма. Под влиянием отца в мальчике рано пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям. Он получил типичное для выходца из мелкобуржуазной еврейской семьи образование: частная школа, гимназия, университет.

В гимназические годы мировоззрение З.Фрейда формировалось под влиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма (вера в прогресс, в равенство возможностей, в свободу личности и т.д.)

Знакомство З.Фрейда с идеями европейского рационализма и свободомыслия оказало заметное влияние на его развитие. Он свято верил во всемогущество человеческого разума и конечную победу научного мировоззрения. Религия, напротив, в его представлении была главным источником человеческих заблуждений, врагом просвещения и прогресса.

Решающую роль в формировании мировоззрения Фрейда сыграло изучение естественных наук. Физика, химия, биология оказались авангардными областями знания. Среди интеллигенции усилился интерес к научной литературе, большую популярность приобрели публичные лекции и демонстрации различных опытов. В этих условиях интересы юноши, первоначально мечтавшего о карьере политического деятеля, приобрели иную направленность.

Еще в гимназии Фрейд познакомился с учением Ч.Дарвина, который впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними. Знакомство с эволюционной теорией Дарвина произвело подлинный переворот в сознании Фрейда, породив его надежды на небывалый прогресс в познании мира.

Семнадцатилетний Фрейд решил посвятить себя науке, он испытывал в тот период "непреодолимую потребность разобраться в загадках окружающего мира и по возможности сделать что-либо для их решения". Но осуществлению честолюбивых замыслов юноши препятствовала государственная политика Австро-Венгрии, ограничивавшая сферу деятельности евреев коммерцией, юриспруденцией и медициной. Путь в науку был закрыт, и Фрейд был вынужден выбрать медицину, как область более близкую к естествознанию.

В 1873 году он поступил на медицинский факультет Венского университета и через 8 лет получил степень доктора медицинских наук. Учебные занятия Фрейд совмещал с работой в Институте физиологии при Венском университете, руководимым Эрнстом Брюкке(1819-1892 гг.).Сотрудничество с этим выдающимся ученым существенно укрепило научный, рационалистический склад мышления Фрейда. Под руководством Брюкке Фрейд осуществил несколько оригинальных исследований, способствовавших оформлению материалистической теории нейронов. Сама логика научного исследования вела его на позиции есественно-научного материализма. Он был убежден, что органом психики является мозг, и психические процессы существуют в неразрывной связи с физиологическими, что мир материальных предметов существует независимо от человеческого сознания и наши знания о нем начинается с возбуждения органов чувств. Революция, совершавшаяся в естествознании, требовала мировоззренческого осмысления научных открытий, и это дало новый толчок интересу Фрейда к философии.

Учения Фрейда. Психоанализ

Психоанализ (в широком смысле этого слова) объясняет, что поведение человека обусловлено скрытыми в нем самом психологическими причинами, которые он не осознает.

Например, мы проанализировали поведение человека и поняли скрытые от него самого условные выгоды:

Мама ругается на дочь «бездельница», но сама же не пускает дочь работать. Почему? Потому что, на самом деле, бессознательно боится самостоятельности дочери, которая может ее оставить одну. - Это психоаналитический подход.

Или же подобным образом мы можем узнать причины значимых или повторяющихся в жизни другой нашей пациентки событий, которые, вероятнее всего, сформировали ее сегодняшние привычки, установки и эмоциональные реакции: оказывается, мама всегда говорила дочери «мужчинам доверять нельзя», и сегодня уже взрослая девушка избегает близких, доверительных отношений с мужчинами. Ее сегодняшнее поведение нам стало понятно - это тоже психоаналитический подход.

Психоанализ в более узком смысле, как психоаналитический подход - подход в психологии, когда основные моменты (и проблемы) взрослого поведения выводятся (объясняются) из событий и переживаний его детства.

Этот подход гораздо более широко распространен, чем фрейдизм, и понимается гораздо шире, нежели его трактовал З.Фрейд. Самые разнообразные детские запечатления (в том числе никак не связанные с сексуальными переживаниями) либо детские решения и привычки могут оказывать серьезное влияние на взрослую жизнь, и понять, «раскопать» эти детские влияния - задача психоанализа.

Тема важности материнской любви в детстве - это психоанализ, а не фрейдизм.

Психоанализ - не синоним бесспорного. Разговоры о родовой травме (Блюм Геральд. Психоаналитические теории личности. - М.: КСП, 1996) и ее влиянии на жизнь взрослого человека - не фрейдизм, но вариант очень спорного психоанализа. Можно и нужно спорить, влияют ли детские обиды и то, что вы кого-то не простили, на вашу жизнь сегодня - но нужно отдавать себе отчет, что это психоанализ.