Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Пролетая над гнездом кукушки персонажи. 10 фактов о том, как создали фильм «Пролетая над гнездом кукушки»

05.01.2020 в 10:41

Пролетая над гнездом кукушки персонажи. 10 фактов о том, как создали фильм «Пролетая над гнездом кукушки»

Фильмы, в которых одиночки борются против системы, всегда были любимы зрителями и заставляли задуматься. Рекордсмену Оскара, любимому фильму всех бунтарей мира, исполняется в этом году ровно 40 лет. По такому случаю мы решили вспомнить, как же снималась эта необычная картина, и представить себе переживания и чувства ее создателей, проделавших невероятно искусную работу.

1. Легендарный актер Керк Дуглас был твёрдо намерен сыграть бунтаря Макмерфи, но никак не мог подыскать режиссера, который был бы «в теме». Через некоторое время Дуглас познакомился с молодым режиссером из Чехословакии Милошем Форманом. « Послушай, дружище! – сказал он: - Тут есть отличная идея для нового фильма, ты такого, небось, и не читывал никогда! Ты должен скорее прочитать эту книгу. Не продают в твоей стране? Все ОК, пришлю по почте ». Но Форман ее так и не получил. Он затаил обиду на болтливого Дугласа и вскоре позабыл о ней. Уже через много лет выяснилось, что книгу Дуглас все же послал, а таможенники на границе конфисковали ее. Видать, не зря ее не было в продаже в чехословацких магазинах! Ну а Дуглас тогда подумал: « Книгу получил и молчит. Мог бы и спасибо сказать. Да ну его, этого невежу! », обиделся и тоже забыл.

2. Через десять лет сын Дугласа Майкл, тоже именитый актер, нашел у отца записи к будущему фильму, почитал их, познакомился с романом, и узнав, что все это лежит в столе уже 10 лет, возмутился: « Пап, ну сколько можно? Раз не делаешь сам, отдай эту книгу мне, я займусь! У меня и режиссер хороший на примете есть! ». Потом он забрал у отца все записи и обратился с ними… к Форману, который к тому времени уже переехал в Голливуд. « Послушай, дружище! – сказал он: - Тут есть отличная идея для нового фильма, ты такого, небось, и не читывал никогда! Вот, возьми эту книгу и скорее прочитай! » « Нет, ну они издеваются! » - подумал Форман, прочитав название книги.

Пролетая над гнездом кукушки персонажи. 10 фактов о том, как создали фильм «Пролетая над гнездом кукушки»

Пролетая над гнездом кукушки смысл. Изображение психиатрических клиник

Тема изображения душевнобольных имеет давние традиции в американском кинематографе. Фильм Формана — не первый, снятый в реальной клинике. Картина «Змеиная яма» (1948), заложившая традиции в данной теме, была снята в одной из калифорнийских лечебниц.

Пролетая над гнездом кукушки персонажи. 10 фактов о том, как создали фильм «Пролетая над гнездом кукушки» 01

Санитары насильно препровождают Чесвика (Сидни Лэссик) на процедуру электрошоковой терапии. Сцена снималась в реальном отделении, и за ней наблюдают пациенты госпиталя.

в целом ряде своих картин снял настоящих врачей-психиатров :128 . Много общего у «Пролетая над гнездом кукушки» с фильмом «Чистое безумие» (1966), в котором свободолюбивому главному герою, поэту ипрописывают лоботомию, якобы из лучших побуждений :119 .

Целый ряд подобных картин выработал устойчивыйв сознании зрителя о психиатрической лечебнице как о доме скорби, и о больных — социально опасных созданиях, нуждающихся в принудительном содержании под стражей. Картина Формана заняла особое место, так как попала в широкий прокат и её увидели миллионы зрителей. Даже несмотря на изрядную долю юмора в изображении темы и полностью вымышленный сюжет, она подверглась массовой критике.

«Пролетая над гнездом кукушки» в значительной степени демонизирует психиатрические клиники :18 . Отделение больницы изображается словно частьмира. Социальная терапия выглядит изощрённым издевательством, а сеансы совместного обсуждения проблем больных бесцеремонно посягают на личную жизнь. Общая палата, разделённая на дневное и ночное отделения, привязывание больных к койкам на ночь, совместное пребывание в одном отделении легко- и тяжелобольных. Даже музыка становится элементом насилия. Психиатрическая клиника в фильме, — пишет исследователь Тина Батлер, — изображается как заведение, где не могут вылечить больных, но в то же время ограничивают их свободу.

Отдельного внимания заслужили сцены медицинских процедур в картине, которые преподносятся зрителю, как пытки над пациентами :28 . Это также старая традиция — в фильме «Змеиная яма» попавшую «с воли» в клинику женщину подвергают шоковой терапии. Продолжая тему «Пролетая над гнездом кукушки», в фильмеэлектрошоковая терапия изображается так, словно это наказание за инакомыслие :114 .

Фильм, по мнению специалистов, вернул зрителя из 1970-х в 1940-е. В реальности, ещё в 1960-е в американских клиниках начались процессы пои полному изменению подхода к лечению душевнобольных. Электрошок идостаточно массово применялись в 1930—1950-е годы, но были исключены из повсеместной практики психиатрических клиник США ещё в 1950-х годах. Доктор Брукс вспоминал, что в Орегонском госпитале (где проходили съёмки фильма Формана) лоботомия в последний раз проводилась в 1958 году. Даже когда в исключительных случаях электрошоковая терапия была показана пациентам, она применялась поди с использованием специальных расслабляющих препаратов.

Картина воспринималась многими специалистами по психиатрии весьма отрицательно. Коллега Дина Брукса по Орегонскому госпиталю — доктор Йонас Робичер — высказался о том, что специалисту приходится рассматривать фильм как нападки на государственную систему лечения душевнобольных. Доктор Мартин Андерсон в статье отзывается о том, что многие фильмы, наряду с «Пролетая над гнездом кукушки», создают негативно окрашенный миф о системе лечения. Основная проблема в том, что очень эмоциональная и частная точка зрения начинает формировать общественное мнение по данному вопросу. Доктор Брукс, однако, полемизируя с коллегами, говорил о том, что фильм — прежде всего выдумка и не следует его воспринимать настолько серьёзно.

Пролетая над гнездом кукушки награды. Отзыв: Фильм "Пролетая над гнездом кукушки" (1975) - Заслуживает всех наград, которые получил

Достоинства:

Игра актеров, сценарий, режиссура, наводит на размышления

Недостатки:

Не из легких фильмов

Когда-то давно, лет 7 назад, я читала книгу Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Помнится, тогда она вызвала у меня множество эмоций, я под конец я даже не сдержала слез. Об одноименном фильме 1975 года я слышала много хороших отзывов, но как-то не получалось посмотреть. Ну вот, я наконец-то дошла и до него

Я уже почти не помню книги, только обрывками. Знаю, что сюжет фильма довольно близок к книжному, но отступления от него в фильме, к сожалению, уже не смогу прокомментировать.

Действие происходит в психиатрической клинике, куда привозят Рэндэла Макмерфи. Он несколько раз попадал в тюрьму за драки и «дебоширство», как сказали бы у нас. В больницу его отправили в связи с тем, что тем, кто вел его дело, захотелось проверить, не стоит ли какое-то психическое расстройство за его асоциальным поведением. Макмерфи оказывается в психушке среди больных, и быстро становится ясно, что с его психическим здоровьем все нормально. Однако его поведение постоянно идет вразрез правилам больницы, он подначивает больных к различным нарушениям, так что это все не устраивает руководство больницы. И, что бы вроде как положительно повлиять на него, они решают подержать Макмерфи там подольше.

Через весь фильм, как несложно догадаться, проходит нить борьбы отдельной личности с системой, которую не устраивает неординарность и необычность. Если личность идет против системы, то система по своей сути пытается ее подавить. Отображением той самой личности в фильме стал Макмерфи, а систему олицетворяет холодная и неприступная старшая сестра Рэтчед. Макмерфи сам по себе вовсе не плохой человек – он несколько эгоцентричен, шумный, не любит подчиняться правилам, но не способен на какой-то ужасный поступок. К тому же, он добрый и даже где-то наивный, его искренне удивляет несправедливость, которая творится в больнице. Макмефри харизматичен и умеет привязывать к себе людей, но это у него получается подсознательно, не специально. Люди тянутся к нему из-за его искреннего желания что-то изменить или улучшить. В то же время, он, как бы это сказать, то ли не очень умен, то ли у него нет каких-то тормозов и инстинкта самосохранения. Олицетворением последней фразы может служить сцена неудавшегося побега в конце. Не считая того, что он в принципе вел себя в больнице так, будто ему все дозволено, зная, что это только усугубляет его положение.

Сестра Рэтчед – очень интересный персонаж, она – олицетворение зла. Но если Мефистофель из «Фауста» ( а за ним и Воланд из «Мастера и Маргариты») «вечно хочет зла и вечно совершает благо», то сестра Рэтчер, напротив, искренно хочет добра, но делает своим пациентам только хуже. Он действительно считает, что помогает пациентам своей дикой психотерапией, которую пациенты ненавидят, где обнажает их души наизнанку перед всем. Она не хочет ни на йоту поступиться правилами, чтобы сделать им приятное и разрешить посмотреть чемпионат по бейсболу. Сестра Рэтчет также придумывает и свои безумные правила, например, ставит музыку на всю громкость, якобы чтобы всем было слышно. Она абсолютно не понимает и не хочет понимать пациентов, манипулируя ими и доводя до истерик. Такой очевидный факт, что время, проведенное в спокойствии, с удовольствием в расслабленной атмосфере могло бы в 100 раз лучше повлиять на них, чем рассчитанный по минутам режим дня, ей не доступен.

Поскольку сестра Рэтчед считает себя образцом для подражания, ей абсолютно не нравится, что Макмерфи положительно влияет на других пациентов. Но, вместо того, чтобы проанализировать свое поведение и признаться в своих ошибках, она только и ждет того момента, чтобы заставить его замолчать.

В главной роли снялся Джек Николсон, который играет просто бесподобно. Несмотря на то, что он далеко не красавец, Николсон умеет произвести впечатление своей мимикой, движениями, так что вызывает впечатления очень харазматичного человека. Актриса, играющая сестру Рэтчед, Луиза Флэтчер, тоже бесподобна. Очень уж она естественно сыграла своего персонажа, несмотря на то, что образ довольно непростой. Своим холодным взглядом она, кажется, буравит все вокруг и заставляет даже самые горячие сердца заледенеть. Другие актеры играют также преотлично. Я читала, что они во время съемок жили в больнице, вживаясь в роли.

Фильм «Пролетая над гнездом кукушки» получил множество премий, включая более, чем заслуженный оскары за режиссуру, лучшую мужскую и женскую роли. Хотя, автору книги, Кену Кизи, идея фильма изначально не понравилась, потому как там значительно изменили атмосферу. Но, в данном, случае, книга и фильм выступают как взаимодополняющие, но не взаимозаменяющие произведения искусства. Так что советую этот фильм, его стоит посмотреть.

Источник: https://psihologiyaotnoshenij.com/novosti/proletaya-nad-gnezdom-kukushki-glavnyy-geroy-podbor-aktyorov