Пролетая над гнездом кукушки главный герой. Подбор актёров
Пролетая над гнездом кукушки главный герой. Подбор актёров
Одной из причин, по которым подготовка к съёмкам фильма сильно затянулась, стала весьма продолжительная задержка времени из-за тщательного подбора актёров. Создатели располагали ограниченным бюджетом, но одновременно материал обязывал найти хороших исполнителей.
Бо Голдман и Майкл Дуглас во время работы над фильмомОдни только поиски актёра на главную роль заняли больше года. Джек Николсон был первым кандидатом в списке. Рассматривались варианты с Марлоном Брандо и Джином Хэкменом , но только как возможная замена, — если Джек не сможет сняться. Николсон уже был хорошо известен в профессиональной среде благодаря таким работам, как «Беспечный ездок» и «Пять лёгких пьес» . Однако это были, скорее, артхаусные картины, не столь хорошо знакомые широкой аудитории. Николсон тогда имел имидж испорченного молодого интеллектуала, отрицательного персонажа — совсем не бунтаря Макмёрфи. После работы в «Последнем наряде» Майкл Дуглас окончательно убедился в том, что Джек Николсон подходит на эту роль. Актёр был весьма востребован, пришлось ждать, когда он закончит съёмки. У Николсона были заманчивые предложения на следующие картины от Хэла Эшби и Бернардо Бертолуччи , но он выбрал работу с Форманом:169.
Известные актрисы Энн Бэнкрофт , Джеральдин Пейдж , Эллен Бёрстин приглашались для исполнения главной отрицательной роли медсестры, но последовательно отклоняли предложение, прочитав сценарий. Имя Луизы Флетчер было известно только специалистам благодаря нескольким её работам на телевидении в 1950-е годы, после которых она более чем десять лет практически не снималась. Милош Форман заметил 40-летнюю актрису исполняющей небольшую роль в фильме Роберта Олтмена «Воры как мы» . Форман, пообщавшись с Луизой, решил, что именно она способна реализовать его идею. Главная героиня должна была поначалу понравиться зрителям, но по мере развития сюжета они должны были прийти к пониманию того, с каким воплощённым злом им предстоит столкнуться.
Отдельной задачей стал поиск актёра на второстепенную, но очень важную роль Вождя. Как вспоминал Форман, само по себе это было весьма нелегко, так как коренные жители Америки по природе не очень крупные. По замыслу режиссёра, Вождь в фильме, в отличие от книги, больше не являлся главным героем, но нужен был именно огромный, «как дерево», индеец. После долгих поисков, практически случайно, нашли уроженца племени крики Уила Сэмпсона, лесника из Вашингтона ростом 6 футов 8 дюймов (203 см).
Денни Де Вито, Делос Смит и Мими Саркисян играли роли пациентов и персонала ещё в бродвейской постановке и исполнили их в фильме повторно. При подборе остальных актёров второго плана продюсеры перебрали свыше 1700 кандидатур. Идея создателей картины состояла в том, что эти актёры должны были быть неизвестными массовому зрителю, тогда как главный герой (Николсон), наоборот, был бы хорошо узнаваем: он и представляет в психиатрической клинике наш привычный мир, тогда как прочие пациенты живут в отделённой от реальности маленькой вселенной. Кроме этого, Форман добивался того, чтобы все актеры второго плана были, по возможности, яркими и запоминающимися с одного взгляда.
Для многих известных голливудских актёров (Бред Дуриф, Денни Де Вито, Кристофер Ллойд, Уилл Сэмпсон) работа в картине Формана стала дебютной работой на киноэкране, важнейшим образом повлиявшей на их кинокарьеру. Для Уильяма Редфилда, имевшего большой опыт работы на телевидении, напротив, съёмка в фильме стала последней в жизни. Всего через несколько месяцев после выхода картины на экраны он скончался от лейкемии .
В картине несколько запоминающихся камео-ролей. Доктора Спиви сыграл настоящий главный врач больницы в Орегоне доктор Дин Брукс. Эпизодическую роль капитана на причале сыграл Саул Зейнц. В массовке картины были заняты пациенты и персонал больницы.
Пролетая над гнездом кукушки награды. Изображение психиатрических клиник
Тема изображения душевнобольных имеет давние традиции в американском кинематографе. Фильм Формана — не первый, снятый в реальной клинике. Картина «Змеиная яма» (1948), заложившая традиции в данной теме, была снята в одной из калифорнийских лечебниц.
Санитары насильно препровождают Чесвика (Сидни Лэссик) на процедуру электрошоковой терапии. Сцена снималась в реальном отделении, и за ней наблюдают пациенты госпиталя.в целом ряде своих картин снял настоящих врачей-психиатров :128 . Много общего у «Пролетая над гнездом кукушки» с фильмом «Чистое безумие» (1966), в котором свободолюбивому главному герою, поэту ипрописывают лоботомию, якобы из лучших побуждений :119 .
Целый ряд подобных картин выработал устойчивыйв сознании зрителя о психиатрической лечебнице как о доме скорби, и о больных — социально опасных созданиях, нуждающихся в принудительном содержании под стражей. Картина Формана заняла особое место, так как попала в широкий прокат и её увидели миллионы зрителей. Даже несмотря на изрядную долю юмора в изображении темы и полностью вымышленный сюжет, она подверглась массовой критике.
«Пролетая над гнездом кукушки» в значительной степени демонизирует психиатрические клиники :18 . Отделение больницы изображается словно частьмира. Социальная терапия выглядит изощрённым издевательством, а сеансы совместного обсуждения проблем больных бесцеремонно посягают на личную жизнь. Общая палата, разделённая на дневное и ночное отделения, привязывание больных к койкам на ночь, совместное пребывание в одном отделении легко- и тяжелобольных. Даже музыка становится элементом насилия. Психиатрическая клиника в фильме, — пишет исследователь Тина Батлер, — изображается как заведение, где не могут вылечить больных, но в то же время ограничивают их свободу.
Отдельного внимания заслужили сцены медицинских процедур в картине, которые преподносятся зрителю, как пытки над пациентами :28 . Это также старая традиция — в фильме «Змеиная яма» попавшую «с воли» в клинику женщину подвергают шоковой терапии. Продолжая тему «Пролетая над гнездом кукушки», в фильмеэлектрошоковая терапия изображается так, словно это наказание за инакомыслие :114 .
Фильм, по мнению специалистов, вернул зрителя из 1970-х в 1940-е. В реальности, ещё в 1960-е в американских клиниках начались процессы пои полному изменению подхода к лечению душевнобольных. Электрошок идостаточно массово применялись в 1930—1950-е годы, но были исключены из повсеместной практики психиатрических клиник США ещё в 1950-х годах. Доктор Брукс вспоминал, что в Орегонском госпитале (где проходили съёмки фильма Формана) лоботомия в последний раз проводилась в 1958 году. Даже когда в исключительных случаях электрошоковая терапия была показана пациентам, она применялась поди с использованием специальных расслабляющих препаратов.
Картина воспринималась многими специалистами по психиатрии весьма отрицательно. Коллега Дина Брукса по Орегонскому госпиталю — доктор Йонас Робичер — высказался о том, что специалисту приходится рассматривать фильм как нападки на государственную систему лечения душевнобольных. Доктор Мартин Андерсон в статье отзывается о том, что многие фильмы, наряду с «Пролетая над гнездом кукушки», создают негативно окрашенный миф о системе лечения. Основная проблема в том, что очень эмоциональная и частная точка зрения начинает формировать общественное мнение по данному вопросу. Доктор Брукс, однако, полемизируя с коллегами, говорил о том, что фильм — прежде всего выдумка и не следует его воспринимать настолько серьёзно.
Пролетая над гнездом кукушки в ролях. 10 фактов о том, как создали фильм «Пролетая над гнездом кукушки»
Фильмы, в которых одиночки борются против системы, всегда были любимы зрителями и заставляли задуматься. Рекордсмену Оскара, любимому фильму всех бунтарей мира, исполняется в этом году ровно 40 лет. По такому случаю мы решили вспомнить, как же снималась эта необычная картина, и представить себе переживания и чувства ее создателей, проделавших невероятно искусную работу.
1. Легендарный актер Керк Дуглас был твёрдо намерен сыграть бунтаря Макмерфи, но никак не мог подыскать режиссера, который был бы «в теме». Через некоторое время Дуглас познакомился с молодым режиссером из Чехословакии Милошем Форманом. « Послушай, дружище! – сказал он: - Тут есть отличная идея для нового фильма, ты такого, небось, и не читывал никогда! Ты должен скорее прочитать эту книгу. Не продают в твоей стране? Все ОК, пришлю по почте ». Но Форман ее так и не получил. Он затаил обиду на болтливого Дугласа и вскоре позабыл о ней. Уже через много лет выяснилось, что книгу Дуглас все же послал, а таможенники на границе конфисковали ее. Видать, не зря ее не было в продаже в чехословацких магазинах! Ну а Дуглас тогда подумал: « Книгу получил и молчит. Мог бы и спасибо сказать. Да ну его, этого невежу! », обиделся и тоже забыл.
2. Через десять лет сын Дугласа Майкл, тоже именитый актер, нашел у отца записи к будущему фильму, почитал их, познакомился с романом, и узнав, что все это лежит в столе уже 10 лет, возмутился: « Пап, ну сколько можно? Раз не делаешь сам, отдай эту книгу мне, я займусь! У меня и режиссер хороший на примете есть! ». Потом он забрал у отца все записи и обратился с ними… к Форману, который к тому времени уже переехал в Голливуд. « Послушай, дружище! – сказал он: - Тут есть отличная идея для нового фильма, ты такого, небось, и не читывал никогда! Вот, возьми эту книгу и скорее прочитай! » « Нет, ну они издеваются! » - подумал Форман, прочитав название книги.